Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» и проект «История литературы Германии: ХХ век»'

Международная научная конференция «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» и проект «История литературы Германии: ХХ век» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР / КОМПАРАТИВИСТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ / НООСФЕРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / LITERARY PROCESS / PROBLEMS OF PERIODIZATION / CULTURAL TRANSFER / COMPARATIVE LINGUISTICS / AESTHETIC PARADIGMS / NOOSPHERIC MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарыпина Татьяна Александровна

Анализируются ежегодные научные конференции германистов, организуемые отделом литературы Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН в контексте подготовки коллективного труда, посвященного изучению литературного процесса Германии ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шарыпина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE «LITERARY PROCESS IN THE 20TH CENTURY GERMANY (TRENDS AND FIGURES)» AND THE PROJECT «HISTORY OF GERMAN LITERATURE: 20TH CENTURY»

The analysis concerns annual scientific conferences of Germanists organized by the Department of European and American Literature of the newest time of the Gorky Institute of World Literature in the context of preparation of collective work devoted to the study of German literary process in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» и проект «История литературы Германии: ХХ век»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 821.112.2

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ ХХ ВЕКА (ТЕЧЕНИЯ И ФИГУРЫ)» И ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ГЕРМАНИИ: ХХ ВЕК»

© 2012 г. Т.А. Шарыпина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поетупнлн в реднруню 06.12.2011

Анализируются ежегодные научные конференции германистов, организуемые отделом литературы Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН в контексте подготовки коллективного труда, посвященного изучению литературного процесса Г ермании ХХ века.

Клюоевые еловн: литературный процесс, проблемы периодизации, культурный трансфер, компаративистика, эстетические парадигмы, ноосферическая модель.

24октября 2011 г. Отдел литературы Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН на интернет-портале ИМЛИ-РАН осуществил онлайн-трансляцию Международной научной конференции «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)», организованную по проекту РГНФ 10-04-12113в «Интернет-трансляции конференций ИМЛИ РАН: публичность пространства научных дискуссий» (руководитель - директор ИМЛИ РАН, академик РАН А.Б. Куделин). Этот научный международный форум объединил учёных не только России, но и ближнего (Украина и Белоруссия) и дальнего (Германия) зарубежья, участвующих в подготовке фундаментального коллективного труда «История литературы Германии: ХХ век» (в двух томах), руководителями которого являются главный научный сотрудник Отдела, доктор филологических наук, профессор В.Д. Седельник и ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук Т.В. Кудрявцева. Своевременность подобного проекта обусловлена необходимостью осмысления в новой исторической ситуации своеобразия литературного процесса Германии в ХХ веке, а также потребностью наметить возможные пути развития немецкой литературы в порубежную эпоху - на пороге ХХ-ХХ1 вв. Творческий коллектив включает в себя не только учёных ИМЛИ РАН, но и ведущих германистов, работающих в различных научно-образовательных учреждениях Российской Федерации, Белоруссии, Украины, Германии (Н.С. Павлова, Е.А. Зачевский, А.А. Гугнин (По-

лоцк - Москва), Г.В. Якушева, А.И. Жеребин, Г.В. Синило (Минск), Е.В. Волощук (Киев), С.П. Маценка (Львов,), Л.П. Фукс-Шаманская (Германия), Е. Зейферт, А.В. Ерохин и др.). Названный проект станет закономерным продолжением и переосмыслением коллективных трудов, созданных учеными ИМЛИ АН СССР: «История немецкой литературы» в 5 томах под общей ред. Н.И. Балашова, 1962-1976; «История литературы ФРГ» под редакцией И.М. Фрадкина, 1980; «История литературы ГДР» под редакцией А.Л. Дымшица, 1982. Необходимость нового взгляда на литературный процесс Германии ХХ века вызвана и тем, что авторы предшествующих трудов в силу естественных причин остановились перед изучением немецкой словесности последней четверти ушедшего столетия, а также эпохи падения Берлинской стены. Новый коллективный проект восполнит этот пробел. Созданию фундаментального коллективного труда всегда сопутствует череда семинаров, симпозиумов, конференций, организуемых руководителями будущего труда. Так, 24-25 ноября 2008 года отделом литературы Европы и Америки Новейшего времени ИМЛИ РАН была организована рабочая конференция «Немецкая литература ХХ века: новый взгляд», целью которой явилась выработка концепции коллективного труда «История литературы Германии: ХХ век». Постановка проблемы была озвучена в докладах Т.В. Кудрявцевой (Москва) «К концепции коллективного труда “Литература Германии: ХХ век”» и А.А. Гугнина (По-

лоцк, Москва,) “Основные контуры истории немецкой литературы ХХ века”». В ходе конференции были подняты и частные проблемы. Так, в докладе Г.В. Якушевой (Москва) «Bruderzwist в семействе Маннов: новый взгляд на старую проблему» шла речь о своеобразном творческом соперничестве Г. и Т. Маннов. В выступлении Л.Г. Григорьевой (Москва) «Речь Фридриха Вольфа на Первом съезде советских писателей, 1936 г. (архивные материалы)» были озвучены неизвестные страницы творчества крупнейшего немецкого драматурга ХХ века. Проблемам немецкого театра ХХ века были, в частности, посвящены доклады А. Елисеевой (Санкт-Петербург) «Драматургия Фасбиндера. Об одной лакуне в германистике» и Т.А. Ша-рыпиной (Нижний Новгород) «“Театр + мифология”»: о современных тенденциях в драматургии объединенной Германии», в котором констатировалось, что идея просветительской функции театра, традиционно популярная в Германии, находит своё воплощение в различных театральных проектах, успешно реализуемых на немецких сценах: «Театр + школа», «Театр + университет», «Театр + мифология».

Конструктивный разговор по животрепещущим проблемам германистики был продолжен 26 октября 2009 г. на Международной научной конференции «Новая концепция ’’Истории немецкой литературы ХХ века”» в докладах

А.А. Гугнина (Полоцк, Москва) «Немецкая литература ХХ века - опыт аксиологического прочтения» и Е.А. Зачевского (Санкт-Петербург) «Духовные и литературно-исторические предпосылки официальной литературы Третьего рейха», остановившихся на наиболее дискуссионных вопросах немецкой словесности ХХ века. Полемические проблемы постмодернистской традиции в литературе Германии стали предметом доклада Г.В. Кучумовой (Самара) «Немецкоязычный роман 1980-2000 гг. в постмодернистской парадигме». Во время конференции были освещены вопросы и частного характера. Так, в докладе Л.Н. Полубояриновой (Санкт-Петербург) шла речь о поэтике произведений Герты Мюллер, а в выступлении Г.В. Синило (Минск) был дан исчерпывающий анализ основных констант художественного мира Э. Ласкер-Шюлер, Л.П. Фукс-Шаманская (Германия) анализировала творчество В. Буша в контексте немецкой гротескно-сатирической литературы, а Г.А. Лошакова (Ульяновск) остановилась на рассмотрении традиций «смеховой культуры» в прозе Э. Штриттматтера. Влияние античной традиции на поэтику Г. Гауптмана было рассмотрено в докладе Т.А. Шарыпиной (Н. Новгород) «Драматургия позднего Г. Га-

уптмана и новый взгляд на немецкую литературу ХХ века».

Международная научная конференция

«Проблемы периодизации литературного процесса в Германии ХХ века», состоявшаяся 3 декабря 2010 года, была посвящена 75-летию профессора Владимира Денисовича Седельника, крупнейшего отечественного исследователя немецкоязычной литературы, вдохновителя коллективного проекта «История литературы Германии: ХХ век». Юбиляру был посвящен эмоционально насыщенный доклад А.А. Гугни-на (Полоцк, Москва) «В.Д. Седельник: человек, ученый, просветитель, организатор науки, труженик». Конференции предшествовала публикация сборника статей «Немецкоязычная литература: единство в многообразии» (ответственный редактор Т.В. Кудрявцева), посвященного Владимиру Денисовичу Седельнику и ставшего событием в современной германистике. Появление подобного издания - это не только дань уважения маститому учёному, но и возможность определить те широкие горизонты научных интересов исследователя, которые стали привлекательными для его учеников и сподвижников и позволили выработать новые подходы к изучению трёх вариантов немецкоязычной литературы (австрийской, немецкой, швейцарской).

Знаменательно, что этот сборник появляется в период подготовки новой истории немецкой литературы ХХ века, труда, в котором будут представлены пути развития отечественной германистики последней трети ушедшего столетия и во многом переосмыслены спорные проблемы развития немецкой литературы прошлого века. Во главе этого начинания мы вновь видим В.Д. Седельника. Статьи юбилейного сборника невольно воспринимаются в контексте подготовки нового труда. С этой точки зрения представленное издание может оцениваться как определенный этап (скажем сразу же: удачный) подготовки будущего фундаментального издания. Солидный коллектив авторов сборника -как старшего (А.А. Гугнин, Д.Л. Чавчанидзе, Н.С. Павлова, Е.А. Зачевский), среднего (Т.В. Кудрявцева, Е.А. Леонова, Т.Н. Андреюшкина, Г.Г. Ишимбаева, Г.В. Якушева, Н.В. Пестова, Ю.Л. Цветков, А.И. Жеребин и др.), так и младшего (А.А. Стрельникова, Н.А. Бакши и др.) поколения, - уже сейчас представляет те направления, по которым развивается отечественная германистика в наступившем столетии.

Символично само название сборника. Действительно, перед нами тот случай, когда многообразие демонстрирует единство участников, а также специфику трех национальных вариантов

немецкоязычной литературы, палитра изучения которых представлена в издании. Разговор о немецкоязычной литературе начинается с исследования словесности Средневековья (статья Р.В. Гуревич о средневековой мистической литературе) и заканчивается рассуждениями о новейших явлениях литературы XXI века в статьях Е.А. Леоновой «К проблеме эстетического кода Э. Елинек (роман “Пианистка”)» и Л.П. Фукс-Шаманской» «Любовь как болезнь: расколотый мир романа Кати Ланге-Мюллер “Злые овцы”».

Проблематика представленного труда чрезвычайно широка и актуальна, а методология и методики многообразны и продуктивны. От традиционного компаративизма, представленного статьями Н.А. Бакши «Эстетическая трансформация женственного: Петер Альтенберг и Александр Блок», Н.В. Пестовой «Новое видение» и поэтика очуждения в русском и немецкоязычном экспрессионизме») и А.В. Ерохина «Москва 20-х гг. XX в. в свидетельствах

В. Беньямина и С. Кржижановского», авторы переходят к проблемам взаимообогащения и взаимовлияния литератур, ярко и оригинально представленным в статье Г.В. Якушевой «Отзвуки “Бури и натиска” в славянской душе (homo sentimentalis Милана Кундеры и русского Серебряного века»).

Весьма плодотворной явилась редко используемая литературоведами ноосферическая модель изучения гуманитарных наук. Она представлена в эссеистических тезисах А.А. Гугнина «Два литературоведческих этюда с методологическим уклоном». В них с позиций методологии Вернадского автор рассуждает об идеях космического универсализма Гёте и йенских романтиков, что, в свою очередь, вполне закономерно переходит в разговор о проблемах постмодерна. Заметим, что проблемы постмодерна нашли также своё дискуссионное и весьма интересное отражение в статье Е.А. Зачевского «Апология сомнительности познания мира в творчестве Вольфганга Хильдесхаймера». Следует вообще отметить теоретическую фундаментальность сборника, столь ощутимую в названных выше статьях, а также в оригинальной работе Д.Л. Чав-чанидзе «Гёте в “другую” эпоху», материал которой вызвал живой интерес на заседании Комиссии по изучению творчества Гете. Статьи сборника весьма разнообразны по материалу. Так, в небольшой публикации Т.В. Кудрявцевой содержится очень интересный не только с литературоведческой, но и с психологической точки зрения материал, характеризующий взаимоотношения А. Хольца и Г. Гауптмана и добавляющий любопытные штрихи к биографии последнего.

Явления культурного трансфера отражены в статьях А.С. Курилова «В.Г. Белинский и Г. Гейне: из истории отечественной аксиологии», Ю.И. Архипова «Германские впечатления Розанова». Некоторые ранее не изученные особенности поэтики произведений исследуемых авторов рассмотрены в статьях А.И. Жеребина «На стороне Вены (об одной реалии в романе Т. Фонтане «Эффи Брист»)», В.Г. Зусмана «Поэтика абсурда в новеллистике пражских прозаиков Ф. Кафки и Г. Граба», А.В. Добряшкиной «Гюнтер Грасс и апокалиптическая литература», Л.Н. Полубояриновой «Поэтика Герты Мюллер: о приёме “изобретенного восприятия”».

Следует отметить интернациональный характер издания. Так, наряду с крупными отечественными исследователями на его страницах публикуются труды немецких (Д. Кемпер, К. Пе-цольд), белорусских (Е.А. Леонова, Г.В. Синило), украинских (Е.В. Волощук) учёных.

Подлинным украшением настоящего издания является представленная составителями библиография трудов В.Д. Седельника, не только отражающая плоды многолетних исследований и пути творческих исканий учёного, но и являющаяся своеобразным путеводителем по проблемам современной германистики. В связи с этим отметим и проникновенные «дружеские заметки» А.А. Гугнина к портрету юбиляра, написанные ярко, живо, в свободном эссеисти-ческом стиле.

Оформление сборника выдержано в строгом научном стиле, справочный аппарат соответствует современному состоянию науки, а сам сборник представляет собой существенный вклад в изучение национальных вариантов немецкоязычной литературы и в полной мере отражает состояние современной германистики, а также раскрывает перед нами пути творческих исканий профессора В.Д. Седельника, одного из крупнейших современных исследователей немецкоязычной литературы.

Очередная Международная научная конференция «Литературный процесс в Германии ХХ века (течения и фигуры)» (24 октября 2011 г.) в контексте подготовки коллективного труда по истории немецкой литературы ХХ века свидетельствует о новом уровне научного общения. Названный форум германистов проходил в режиме он-лайн, что заметно увеличивает аудиторию участников и слушателей подобных научных мероприятий, давая возможность непосредственно приобщиться к обсуждению и заинтересованной студенческой аудитории, и находящимся за пределами Российской Федерации учёным. Трансляции он-лайн требуют не-

сколько иного подхода к составлению программ и постановке проблем подобных форумов, выдвигая на первый план теоретические и дискуссионные вопросы, обсуждение общих принципов научной методологии. Этому, в частности, был посвящен доклад А.А. Гугнина (Полоцк, Москва) «Научное наследие А.В. Михайлова и некоторые проблемы методологии “Истории немецкой литературы ХХ века”». Дискуссионным проблемам был посвящен и доклад Е.А. Зачевского (Санкт-Петербург) «Официальная литература Третьего рейха», в котором рассматривались принципы изучения немецкой литературы времён Третьего рейха. В качестве основной литературной группы, образовавшей костяк официальной литературы Третьего рейха, докладчик выдвинул авторов консервативной фёлькиш-национальной ориентации, рассматривая идеологические и эстетические принципы творчества этих писателей, степень их приверженности идеологии национал-социализма. Формированию в Германии второй половины XX - начала XXI века особой литературной группы российских немцев было посвящено выступление Е. Зейферт (Москва). В докладе констатировалось, что в 1990-2000-е годы преобладающее большинство писателей - российских немцев, живших на советском и постсо-

ветском пространстве, эмигрировали в Германию, однако до начала массовой эмиграции российских немцев они из-за своей малочисленности в Германии не создали новые литературные традиции, хотя и обозначили возможные тенденции развития. В сообщении Л.П. Фукс-Шаманской (Германия) «Некоторые особенности немецкой сатирической литературы 18701880-х гг.» была предпринята попытка выявить специфику сатирической литературы Германии 1870-1880-х гг. как эпохи, предваряющей «сатирический бум» 1890-х годов. Ряд докладов был посвящен частным вопросам. Так, в выступлении Г.В. Синило (Минск) был дан тонкий анализ особенностей поэтики творчества Нелли Закс, а в докладе Ю.Л. Цветкова (Иваново) рассмотрено своеобразие символизма в Германии. Т.А. Шарыпина (Нижний Новгород) анализировала не переведенный до сих пор на русский язык роман Носсака «Не позднее ноября» в контексте авторского мифотворчества.

Всё сказанное выше свидетельствует о том, что создание проекта «История литературы Германии: ХХ век» объединило в коллектив исследователей творческих, ищущих и находящих новые перспективные формы научного общения для достижения поставленной перед ними цели.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE «LITERARY PROCESS IN THE 20TH CENTURY GERMANY (TRENDS AND FIGURES)»

AND THE PROJECT «HISTORY OF GERMAN LITERATURE: 20TH CENTURY»

T.A. Sharypina

The analysis concerns annual scientific conferences of Germanists organized by the Department of European and American Literature of the newest time of the Gorky Institute of World Literature in the context of preparation of collective work devoted to the study of German literary process in the 20th century.

Keywords: literary process, problems of periodization, cultural transfer, comparative linguistics, aesthetic paradigms, noospheric model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.