Научная статья на тему 'Международная молодежная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях»'

Международная молодежная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / МЕТОДЫ АРХЕОЛОГИИ / ГЕОДЕЗИЯ / ГЕОЛОГИЯ / ГЕОМОРФОЛОГИЯ / ГЕОХИМИЯ / СТЕРЕОФОТОГРАММЕТРИЯ / 3Д-МОДЕЛИРОВАНИЕ / ARCHAEOLOGICAL SCHOOL / ARCHEOLOGICAL METHODS / GEODESY / GEOLOGY / GEOMORPHOLOGY / GEOCHEMISTRY / A STEREOPHOTOGRAMMETRY / 3D-MODELING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбунова Т. А., Иващенко С. Н., Толпеко И. В., Шмидт И. В.

Представлена информация о Международной молодежной археологической школе «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях». Школа была организована Научно-образовательным центром археологических исследований и экспертиз ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и проведена на базе Черноозерского отряда Среднеиртышской археологической экспедиции в д. Черноозерье Саргатского района Омской области. В программу школы были включены вопросы, связанные с применением методов геодезии и геологии в археологических исследованиях. Особое внимание уделялось практическим занятиям по изучению геоморфологии региона, описанию археологических разрезов, методам стереофотограмметрии и 3Д-моделирования археологических объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горбунова Т. А., Иващенко С. Н., Толпеко И. В., Шмидт И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International youth archaeological school «Geodetic and geological methods in archaeological researches»

This article provides information about the International youth archaeological school «Geodetic and Geological Methods in Archaeological Researches». The school was established by the Scientific and educational center of archaeological researches and examinations of OmSU named after F. M. Dostoevsky and carried out on the basis of Chernoozersky group of Sredneirtyshsky archaeological expedition in Chernoozerie of the Sargatsky region of the Omsk region. The program of school included the questions connected with application of methods of geodesy and geology in archaeological researches. The special attention is paid to practical training in studying geomorphology of the region, to description of archaeological cuts, to methods of a stereophotogrammetry and 3D-modeling archaeological objects.

Текст научной работы на тему «Международная молодежная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях»»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 218-225.

УДК 902.3

Т. А. Горбунова, С. Н. Иващенко, И. В. Толпеко, И. В. Шмидт

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА «ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Представлена информация о Международной молодежной археологической школе «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях». Школа была организована Научно-образовательным центром археологических исследований и экспертиз ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и проведена на базе Черноозерского отряда Среднеиртышской археологической экспедиции в д. Черноозерье Саргатского района Омской области. В программу школы были включены вопросы, связанные с применением методов геодезии и геологии в археологических исследованиях. Особое внимание уделялось практическим занятиям по изучению геоморфологии региона, описанию археологических разрезов, методам стереофотограмметрии и ЗД-моделирования археологических объектов.

Ключевые слова: археологическая школа; методы археологии; геодезия; геология; геоморфология; геохимия; стереофотограмметрия; ЗД-моделирование.

T. A. Gorbunova, S. N. Ivaschenko, I. V. Tolpeko, I. V. Schmidt

INTERNATIONAL YOUTH ARCHAEOLOGICAL SCHOOL «GEODETIC AND GEOLOGICAL METHODS IN ARCHAEOLOGICAL RESEARCHES»

This article provides information about the International youth archaeological school «Geodetic and Geological Methods in Archaeological Researches». The school was established by the Scientific and educational center of archaeological researches and examinations of OmSU named after F. M. Dostoevsky and carried out on the basis of Chernoozersky group of Sredneirtyshsky archaeological expedition in Chernoozerie of the Sargatsky region of the Omsk region. The program of school included the questions connected with application of methods of geodesy and geology in archaeological researches. The special attention is paid to practical training in studying geomorphology of the region, to description of archaeological cuts, to methods of a stereophotogrammetry and 3D-modeling archaeological objects.

Keywords: archaeological school; archeological methods; geodesy, geology; geomorphology; geochemistry; a stereophotogrammetry; 3D-modeling.

В июле 2015 г. Научно-образовательным центром археологических исследований и экспертиз ОмГУ им. Ф. М. Достоевского была проведена Международная молодежная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях». Местом проведения мероприятия стали окрестности д. Черноозерье (Саргатский район Омской области). Выбрано оно было не случайно. К юго-западу от деревни, на гриве, сосредоточено большое количество археологических памятников. Первые из них были обнаружены в 1966 г.

двумя небольшими разведывательными отрядами Уральского университета в ходе обследования левого берега р. Иртыш.

В 1967 г. экспедиция Уральского университета под руководством В. Ф. Генинга совместно с Тюменским и Курганским педагогическими институтами и Удмуртским республиканским музеем начала планомерные археологические раскопки памятников Черноозерской гривы [1]. В этот год отряд, работавший на гриве, интересовали наиболее древние из выявленных на тот момент памятников - пункты Черноозерье III, IV, V [2].

© Горбунова Т. А., Иващенко С. Н., Толпеко И. В., Шмидт И. В., 2015

218

Международная молодежная археологическая школа...

Заложенная в пункте Черноозерье III траншея (где ожидались находки поселенческого типа) открыла древние захоронения. Здесь, на территории между траншеей и берегом, были начаты раскопки, выявившие грунтовый могильник эпохи бронзы - пункт Черноозерье I [3] и несколько захоронений эпохи железа -пункт Черноозерье II [4]. Полной неожиданностью стало обнаружение в этом месте коридорной гробницы середины I тыс. н. э. -Черноозерский могильник III и слоя погребенной почвы с палеолитическими находками - стоянка Черноозерье Па. Памятник верхнего палеолита был расположен под культурными горизонтами могильника эпохи бронзы и нарушен погребальными конструкциями раннего железного века. На стоянке были предприняты полномасштабные раскопки, в ходе которых удалось обнаружить многочисленные изделия из камня, кости, в том числе орнаментированные, кости животных.

В ходе дальнейших исследований на Черноозерской гриве было выяснено, что она является уникальным археологическим микрорайоном, насыщенным разнообразными и разновременными памятниками: могильник эпохи бронзы Черноозерье I, поселение эпохи бронзы Черноозерье I, городище эпохи бронзы Черноозерье I, могильник эпохи бронзы Черноозерье II и поселение эпохи верхнего палеолита Черноозерье Па, поселение ранней бронзы Черноозерье III, могильник финала раннего железного века Черноозерье IV, поселение развитой бронзы Черноозерье IV, памятник ранней бронзы Чер-ноозерье V, поселение ранней бронзы Чер-ноозерье VI, поселение мезолитического времени Черноозерье Vfe, поселение эпохи ранней бронзы Черноозерье VII, поселения поздней бронзы Черноозерье VIII и XIII и еще ряд памятников, датировка которых остается неясной. Возвращение археологов в эти места, насыщенные разнообразным археологическим материалом и хранящим еще много загадок, было делом времени.

В 2000-х гг. И. В. Шмидт были проведены исследования черноозерских костяных артефактов [7; 8; 9]. В 2013 г. Т. А. Горбунова осуществила археологическую разведку, одной из целей которой стало прояснение перспектив изучения памятника Черноозе-рье Па [10]. В 2015 г. сотрудниками Центра

археологических исследований и экспертиз ОмГУ были изучены археологические коллекции этого памятника и полевые отчеты о его раскопках, которые хранятся в фондах Музея археологии Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина. В ходе работы в Музее была получена информация о находках каменных изделий архаичного облика в отложениях городища эпохи бронзы Чер-ноозерье I, расположенного вблизи палеолитической стоянки Черноозерье Па [11]. Практический заряд и направленность летнего сезона Центра археологических исследований и экспертиз ОмГУ и Международной молодежной археологической школы были определены. Перед черноозерским отрядом были поставлены следующие цели - проверка гипотезы о существовании еще одного палеолитического памятника у д. Черноозе-рье и уточнение границ стоянки Черноозе-рье Па с оценкой перспектив дальнейшего проведения раскопочных работ. Основными же задачами для Международной молодежной археологической школы стали: демонстрация необходимости применения методов геодезии и геологии в археологических исследованиях, их информационного потенциала, а также практическое освоение этих методов в ходе полевых археологических работ.

В работе школы (18-25 июля 2015 г.) приняли участие более 40 человек из России, Казахстана и Германии - студенты и магистранты, сотрудники исследовательских центров и лабораторий, органов охраны памятников историко-культурного наследия и коммерческих организаций, преподаватели вузов. Наиболее представительной были делегации из Казахстана, которые представляли Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова и Павлодарский государственный педагогический институт. Для чтения лекций и проведения мастерклассов были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга, Ярославля, Омска, Новосибирска (Россия) и Дрездена (Германия).

Программа школы охватывала несколько направлений - изучение форм рельефа и методы их изучения, геоморфологическое описание местности и картографирование, стратиграфический анализ, описание разрезов и отбор проб, геохимическое изучение

219

Т. А. Горбунова, С. Н. Иващенко, И. В. Толпеко, И. В. Шмидт

археологических отложений, анализ и идентификация палеонтологических остатков, 3Б-моделирование археологических предметов, применение геодезических методов измерения в археологии, съемка археологических памятников с применением квадрокоп-тера и др.

В первый день работы школы (19 июля 2015 г.) И. В. Толпеко (Омск) и И. В. Шмидт (Омск) были проведены обзорные лекции-экскурсии «Археологические памятники долины реки Иртыш в районе деревни Черно-озерье Саргатского района Омской области» и «История изучения археологических памятников Черноозерской гривы». Учитывая международный состав приглашенных, было решено ознакомить их с историей археологических исследований данной местности, спецификой расположенных здесь памятников и особенностями их изучения во второй половине XX в. «Историографическое погружение» имело целью не только обозначить многообразие ранее полученного материала, но и помогло участникам школы оценить потенциал памятников Черноозерской гривы и возможности их дальнейшего изучения. Условность выделенных ранее границ памятников гривы, незавершенность исследований многих из них, уникальность полученных в ходе работ и последующих разведок материалов убедили присутствовавших в необходимости продолжения комплексных археологических исследований в данном регионе.

Вторая половина дня была посвящена знакомству с применением 3Б-моделирования в археологии. С. Н. Иващенко (Омск) была представлена лекция с презентацией «3D-моделирование в археологических исследованиях: методы и направления». И. В. Фролов и Е. В. Палатникова (Ярославль) в своей лекции и презентации «Опыт 3D-моделирования» познакомили слушателей с практическими наработками в этой области.

Образ современной археологии уже не вяжется с привычной для всех лопатой. Данная отрасль знания компьютеризируется, появляются технологии, без которых невозможно создание отчетов, публикация результатов исследований и проведение самих раскопок. Одна из стремительно развивающихся областей - 3D-моделирование, позволяющая

получать точные копии артефактов без особых временных затрат, а главное, с минимизированным субъективным участием исследователя в создании необходимых моделей и планов. К сожалению, современные образовательные программы, рассчитанные на передачу широкого исторического базиса студенту, не всегда учитывают необходимость включения в подготовку студентов-археоло-гов освоения современных технологий в археологии. Сложно обеспечить данные курсы и технической поддержкой. Ввиду этого теоретическая часть по 3D-моделированию, с которой многие из присутствующих ознакомились лишь в экспедиции, была совмещена с непосредственной практикой фотосъемки, демонстрацией обработки информации в специальных приложениях и построения модели. В первой половине следующего дня (20 июля 2015 г.) для участников школы

С. Н. Иващенко и Е. В. Палатниковой был проведен мастер-класс с элементами практикума «3D-моделирование археологических предметов в полевых условиях». Во второй половине дня С. Н. Иващенко были представлены лекция и мастер-класс «Использование стереофотограмметрии в полевых археологических исследованиях» (рис. 1).

Организаторами школы было предусмотрено постепенное развитие некоторых наиболее сложных тем. Секционная работа последующих дней включала в себя частичное повторение изученного ранее, отработку появлявшихся вопросов с возможностью их уточнения и практической проработки.

В этот же день состоялся мастер-класс И. В. Фролова «Моделирование археологических предметов из пластилина как метод изучения техники и технологии ювелирного производства и орнаментов на керамике». Исследователем были предложены творческие методики археологической прогностики древних технологий. Для получения уникальной подвески или другого изящного украшения мастерам тоже нужна была модель, но не компьютерная, а восковая. Расход сырья, будущая форма и её особенности, последовательность воплощения - все прорабатывалось сначала в модели, а затем уже в более дорогостоящем сырье. В нашем случае использовался пластилин, материал наиболее близкий по вязкости к воску. Студенты

220

Международная молодежная археологическая школа...

Рис. 1. С. Н. Иващенко ведет мастер-класс «Использование стереофотограмметрии в полевых археологических исследованиях» (крайний справа - директор Научно-практического центра археолого-этнографических исследований Павлодарского государственного педагогического института, сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Тимур Нурланович Смагулов)

получили возможность оценить смекалку средневекового мастера, проверили свои художественные наклонности, иначе увидели давно знакомые (большей частью теоретически) предметы.

Третий день работы школы (21 июля 2015 г.) был посвящен геоморфологии и геохимии. Н. В. Осинцева (Новосибирск) представила слушателям лекцию «Формирование рельефа. Факторы формирования рельефа.

Свойства рельефа. Геоморфологическая

триада Маркова. Методы изучения рельефа. Методы полевого картографирования».

Практическое освоение материала было продолжено в ходе мастер-классов Н. В. Осинцевой - «Описание почвенного разреза и горной выработки» и «Отбор проб для почвенного анализа» (рис. 2, 3). А. А. Челошкин (Санкт-Петербург) провел мастер-класс «Отбор проб для геохимического анализа».

Рис. 2. Лекция по геоморфологии (слева направо - И. В. Шмидт, Н. В. Осинцева, Т. А. Горбунова)

221

Т. А. Горбунова, С. Н. Иващенко, И. В. Толпеко, И. В. Шмидт

Рис. 3. Мастер-класс Н. В. Осинцевой «Отбор проб для почвенного анализа»

Во второй половине дня под руководством Н. В. Осинцевой прошел практикум «Полевое геоморфологическое картографирование» с обзорной экскурсией по окрестностям. Целью занятия стало изучения рельефа долины р. Иртыш. А. А. Челошкиным была представлена лекция и презентация «Применение методов геохимии в археологических исследованиях».

Геология, геоморфология, геохимия, методы данных наук редко упоминаются по ряду причин в лекционных курсах, но они необходимы в современном археологическом исследовании. Археологические раскопки немыслимы без изучения стратиграфии разрезов и правильного их описания. Успех в поисках археологических памятников зачастую зависит от понимания закономерностей их геоморфологического расположения. Геохимический анализ отложений памятника способен многое рассказать о деятельности человека в древности и о нем самом. Лекции и практикумы специалистов данных наук дали слушателям школы как теоретическую базу, так и бесценный опыт практической работы.

В завершение дня участникам археологической школы были представлены лекция и презентация А. А. Бондарева (Омск) «Усть-

Ишимский человек». Исследователь познакомил слушателей с уникальной антропологической находкой, которая была сделана несколько лет назад в Усть-Ишимском районе Омской области. Каждому студенту-историку известна основная сложность исследований далекой первобытности - есть артефакты, но отсутствует «автор». Многие антропологические портреты, часто собранные из элементов различных индивидов, остаются неполными. Как выглядел человек эпохи палеолита, как он развивался, какие задачи стоят перед современной палеоантропологией и насколько тесно связаны археология и палеоантропология, какой вклад в изучение этих вопросов внесла омская находка - на всех этих вопросах остановился А. А. Бондарев.

Общение слушателей школы с исследователем было продолжено на следующий день (22 июля 2015 г.). Первая половина дня была посвящена его лекции и презентации «Палеонтология как наука: палеонтология в системе наук, ведущие отрасли палеонтологии в России, история российской палеонтологии, палеонтология в Омской области». Жизнь человека протекает и корректируется природным окружением. О том, какими ви-

222

Международная молодежная археологическая школа...

дами была представлена палеофауна Среднего Прииртышья в далекие времена, об аспектах жизнедеятельности четвертичных животных, влиянии отдельных их представителей на хозяйственную активность человека А. А. Бондарев увлекательно рассказал в своей лекции. Мастер-класс исследователя был посвящен определению костей палеофауны.

Во второй половине дня слово было предоставлено известному археологу из Казахстана В. К. Мерцу (Павлодарский государственный университет им. С. Торайгыро-ва). Им были представлены доклады и презентации «Поздний неолит и ранняя бронза в Северном Казахстане (материалы новых исследований)» и «Многослойная стоянка Ши-дерты 3». Ученому хорошо известна проблематика изучения каменного века и исследо-

ваний многослойных памятников. Было полезно познакомиться с многообразием материалов из соседнего с нами региона и с вариантами решений многочисленных проблем, возникающих при его археологическом изучении. Особый интерес к докладам проявили коллеги из Германии, которым пребывание в России дало возможность познакомиться не только с российской, но и с казахстанской археологией.

Следующие два дня работы школы (23 и 24 июля 2015 г.) были заняты общением слушателей с немецкими коллегами. К. Шубертом (Дрезден, Археологическое ведомство Саксонии) был представлен мастер-класс «Съемка археологических памятников с применением квадрокоптера и обработка полученных данных» (рис. 4).

Рис. 4. К. Шуберт запускает квадрокоптер для проведения съемки археологических памятников Черноозерской гривы

Итогом проведения занятия стала демонстрация полученной по снимкам геомодели, порядка её формирования и считывание информации. Создание стереофотограмметрических моделей ландшафта оказалось технически требовательной и чрезвычайно чувствительной к погодным условиям процедурой, однако погода предоставила максимально удобные условия для работы с

квадрокоптером. Для получения приемлемого результата и техника, и программа обработки полученных снимков требуют специальных знаний и наличия практики проведения таких работ. В Германии за данную работу ответственны отдельные специалисты -техники раскопок. К. Шуберт отметил высокий уровень подготовки наших специалистов, помогавших ему в проведении съемки,

223

Т. А. Горбунова, С. Н. Иващенко, И. В. Толпеко, И. В. Шмидт

и особую заинтересованность студентов к проблемам использования в археологии современных технологий.

И. Крафтом (Дрезден, Археологическое ведомство Саксонии) в продолжение темы А. А. Бондарева были представлены доклад и презентация на тему «Охота в палеолите: орудия и тактики». Охота на зверя - один из самых ярких феноменов первобытной культуры. Исследователь рассказал о тактиках охотников и их современных реконструкциях, о возможностях археологии в восстановлении и изучении данного процесса. Материал заинтересовал слушателей, которые задали целый ряд уточняющих и ставящих проблемы вопросов.

Последний день занятий в школе был посвящен культурологическим обобщениям и теоретическим аспектам методов датирования. И. Крафт прочел лекцию «Отбор проб для термолюминесцентного датирования: теория практики». В ней он рассказал об одном из важнейших методов датирования памятников эпохи палеолита - термолюминесцентном методе, при применении которого большую роль играет порядок взятия проб и условия их транспортировки. В завершение программы школы в ходе доклада «Система охраны археологических памятников в Саксонии» И. Крафт познакомил участников школы с тем, как выявляют и защищают от разрушений археологические памятники в Германии. В Саксонии за это отвечает отдельная структура, по объему полномочий и специфике деятельности не имеющая аналогов в России - Археологическое ведомство Саксонии.

Заявленная программа мероприятия отличалась естественнонаучной направленностью, что для современной полевой археологии чрезвычайно важно. Развитие мировой археологической практики связано с освоением новых технологий и подключением естественнонаучных методик к прогнозированию состояния и исследованию археологических памятников. Наглядность использования техники, простая и доступная форма объяснения основных принципов современных методических приемов были чрезвычайно интересны и студентам, и их наставникам. Тематика занятий позволила выйти на обсуждение важных для каждого вопросов - о

перспективах развития археологии, возможных векторах и темпах этого развития. В ходе общения стало понятно, что целый ряд общих проблем волнует археологов разных стран. Возможности решения многих задач лежат в области применения новых технологий, привлечения естественнонаучных методов исследований и обмена опытом.

С большой теплотой о проведенной школе отозвались как участники школы, так и организаторы. Многие из студентов впервые познакомились не только с новыми методами, но и с археологией Среднего Прииртышья. При этом они приобщились именно к передовым археологическим технологиям, что позволило им чувствовать себя современниками своих европейских коллег. Российских и казахстанских слушателей приятно удивило участие в проведении школы немецких исследователей, партнеров университета по научно-образовательной кооперации из Дрездена [12]. Прослушать лекции о состоянии археологии и об охране памятников в Германии на немецком языке от идеологов и реализаторов данной практики было чрезвычайно полезно и интересно. Приятно удивлены были и коллеги из Саксонии - неподдельный интерес слушателей, живые обсуждения, теплота экспедиционного приема -всё это оценено ими по достоинству и не раз было отмечено в официальных и личных беседах.

Еще не закончившись, школа «потребовала» продолжения. Участники были настолько воодушевлены результатами работы и практикой живого общения, что не только высказывали заинтересованность в участии в подобном мероприятии в 2016 г., но и предлагали темы для докладов, лекций-практикумов и мастер-классов. Еще одним результатом работы школы стало совместное решение о необходимости публикации материалов по каждому разделу программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генинг В. Ф. Отчет об археологических исследованиях у с. Черноозерье Саргатского района Омской области, произведенных летом 1967 г. Уральской археологической экспедицией. - Свердловск, 1968. - Дело II-50/1967. - С. 1.

2. Там же. - С. 2.

3. Там же. - С. 19-20.

4. Там же. - С. 19.

224

Международная молодежная археологическая школа...

5. Генинг В. Ф. Указ. соч. - С. 4, 22.

6. Там же. - С. 4.

7. Шмидт И. В. Об информационном характере Черноозерского орнамента (на примере анализа записей кинжала) // Известия ОГИК музея. - Омск, 2005. - Вып. 11. - С. 98-105.

8. Шмидт И. В. Особенности орнамента - свидетельство взаимоотношения культур (по материалам палеолитических стоянок Мальта и Черноозерье II) // Труды по археологии и этнографии ОГИК музея. - Омск, 2006. - С. 45-49.

9. Шмидт И. В. Пренатальные ритмы в календарных записях палеолита // Вестник Омского университета. - 2013. - № 1. - С. 166-170.

10. Горбунова Т. А., Шмидт И. В. Перспективы изучения памятника эпохи позднего палеоли-

та Черноозерье II в Омской области (по результатам разведки 2013 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2014. - № 1. - С. 59-62.

11. Викторов В. П., Борзунов В. А. Городище эпохи бронзы у села Черноозерье на Иртыше // Из истории Сибири. - Вып. 15. - Материалы по археологии Западной Сибири. - Томск : Изд-во ТГУ, 1974. - С. 23.

12. Шмидт И. В., Горбунова Т. А. Немецкое направление международного научного сотрудничества в области археологии Омского государственного университета им Ф. М. Достоевского // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2014. - № 2 (2). -С. 112-114.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.