Научная статья на тему 'Международная миграция рабочей силы и проблема занятости в странах ЕС'

Международная миграция рабочей силы и проблема занятости в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1825
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная миграция рабочей силы и проблема занятости в странах ЕС»

Ф- РАЖА АСПИРАНТОВ

Л.И. Комиссарова*,

главный специалист магистратуры

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ ЕС

(Международная трудовая миграция в странах Запада и связанная с ней проблема занятости - одна из важнейших в мировом экономическом процессе.

Действительность свидетельствует о том, что к концу ХХ в. число безработных только в промышленно развитых странах составляет 37 млн человек. Что касается развивающихся стран, то даже по экспертным оценкам их число превышает 300 млн (не считая такой сферы экономики, как сельское хозяйство). В этих условиях трудовая миграция приобретает планетарные масштабы, создавая мировой рынок рабочей силы. В начале 80-х годов общая численность работников-мигрантов вместе с членами их семей оценивалась экспертами Международной организации труда (МОТ) примерно в 40-50 млн, причем в это число не были включены иностранные рабочие в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, эмигранты из небольших стран мира, а также нелегальные мигранты. В настоящее время только легальных мигрантов насчитывается от 120 до 200 млн человек.

Международная трудовая миграция обычно понимается как совокупность перемещений трудовых ресурсов через национальные границы государств (эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне своей родины в течение какого-то периода времени). То есть речь идет не о переселенческой миграции, которая преобладала до второй половины ХХ века, а о сравнительно новом явлении, вызванном чисто экономическими

* В июне 1997 г. Л.И. Комиссарова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

причинами. Поэтому этот вид перемещений рабочей силы называется иногда “экономической миграцией”.

В основе международной трудовой миграции лежат два важнейших фактора: интернационализация хозяйственной жизни и неравномерность развития мировой экономики, которая приобрела глобальный характер и создала предпосылки для мирового рынка рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы наряду с другими причинами лежит в основе процесса становления региональных и мирового рынков труда, образуемых большими, устойчивыми миграционными потоками между странами и регионами мира. Этот процесс активно развивался в последние десятилетия ХХ столетия, когда перемещения рабочей силы через национальные границы государств стали приобретать массовый характер, превратившись в один из составных элементов функционирования мировой экономики.

га

В странах - участницах Европейского Союза использование труда мигрантов стало важным фактором экономической и социальнополитической жизни сразу после завершения второй мировой войны.

По различным оценкам, уже к середине 70-х годов на западноевропейском пространстве число иностранных рабочих достигало почти 12 млн человек, а в целом численность иностранного населения здесь превышала 20 млн. В странах - участницах Европейского Союза находилось около 90% общего количества трудящихся-мигрантов, зарегистрированных в Западной Европе в первой половине 90-х годов. Иностранные рабочие составляли большинство занятых во многих жизненно важных отраслях экономики стран ЕС.

Сравнительно благоприятные условия для трудящихся-мигрантов в странах ЕС существовали до середины 70-х годов. Имело место нарастание потока иммигрантов при резком различии в потоках миграции из государств - членов ЕС и из третьих стран. С конца 50-х годов до 1970 г. численность иностранных рабочих, прибывших из стран не членов ЕС, возросла с 80 тыс. почти до 800 тыс. человек.

В настоящее время трудно дать точную общую численность и размеры ежегодного притока иностранного населения в страны ЕС, так как нет полных и сопоставимых статистических данных по каждой из этих стран. Тем не менее, опираясь на имеющиеся сведения, можно утверждать, что прирост иностранного населения имел место и в 80-х годах. Легальных иммигрантов в 1990 г. было 14,2 млн человек. Из них

4,9 млн, или одна треть, - граждане стран - участниц ЕС, а 9,3 млн -прибывшие из третьих стран. Наблюдалось сокращение эмиграции из Италии и Испании в другие страны ЕС. В последнее десятилетие эти две страны сами превратились из экспортеров рабочей силы в ее импортеров.

Состав иностранного населения в ЕС является отражением последовательных послевоенных иммиграционных волн, связанных, во-первых, с недостатком рабочей силы в конце 50-х и в 60-е годы и, во-вторых, с воссоединением семей, особенно к концу 70-х годов. Наиболее значительные национальные группы были представлены иммигрантами из Южной Европы: Италии, Португалии, Испании и Греции, а также из Турции, Югославии и Северной Африки. В разных странах -членах ЕС среди иммигрантов нередко доминирует одна какая-либо национальная группа. Например, во Франции - алжирцы, в ФРГ - выходцы из Турции.

В послевоенный период во многих странах Запада (особенно в ФРГ, Швеции, Норвегии) развитие рынка труда происходило под сильным влиянием социальной политики государства, учитывающей во все возрастающей степени человеческий фактор, трудовую этику и культуру. При этом акцент делался на повышение качества и мобильности рабочей силы, профподготовку, переподготовку, информацию, создание гибкого рынка труда, на соответствующую модернизацию налоговой системы, кредитно-денежной политики и т.д. Все эти проблемы решались целенаправленными действиями государственных и корпоративных структур, регулирующих стихийные процессы на рынке труда.

Однако за последние четверть века острота политических, социальных и этнических проблем, с которыми сталкивается иностранная рабочая сила в странах - участницах ЕС, не только не сглаживалась, но и постоянно возрастала. Тем более что средняя продолжительность пребывания иностранного рабочего вне пределов своей страны начиная с 60-х годов постоянно увеличивалась.

Социальные проблемы усугубляются и вследствие того, что иностранная рабочая сила имеет тенденцию сосредоточиваться в столицах и крупнейших городах. Так, примерно 37% проживающих во Франции иностранцев концентрируются в Большом Париже, около 24% живущих в Бельгии сосредоточено в Брюсселе.

Взаимодействие национальных хозяйств, включая рынки рабочей силы, в Европейском Союзе оказалось выше, чем в любом другом регионе мира. Это один из крупнейших сегментов мирового рынка

рабочей силы, где процесс интернационализации труда достиг наибольшей степени зрелости.

Важнейшим компонентом трудовых ресурсов является экономически активное население, которое в 1980 г. в этом регионе составляло 167,4 млн, в том числе занятое - 159 млн. В 1992 г. эти показатели соответственно выглядели так: экономически активное население -182 млн человек, в том числе занятое - 165 млн.

При общей для западноевропейских стран тенденции к повышению удельного веса экономически активного населения в 80-х годах и в первой половине 90-х годов в ФРГ этот показатель снизился с 68 до 64%, во Франции - с 68 до 66%.

Для стран - участниц ЕС, также как и для всех современных промышленных стран, характерна тенденция к старению населения. В целом по Европе (включая бывший СССР) доля населения свыше 60 лет достигнет к 2025 г. 25% (в 1985 г. она составляла 16%). Ситуация еще больше усложнится в связи с тенденцией замедления темпов пополнения рабочей силы в результате увеличения периода профессиональной подготовки и переподготовки трудовых кадров.

Если вышеупомянутые прогнозы оправдаются, то страны - участницы ЕС по-прежнему будут вынуждены пополнять свое экономически активное население с помощью иностранной рабочей силы. Эта тенденция сохраняется даже в условиях роста безработицы, наблюдающегося в 90-е годы в этом регионе Западной Европы.

Интеграционные процессы стимулировали две противоположные тенденции на рынке труда ЕС: одна - к увеличению занятости, особенно в динамичных, технологически передовых отраслях производства и быстро развивающейся экономической инфраструктуры; другая - к относительному сокращению спроса на рабочую силу. Соотношение этих двух тенденций, а следовательно, и потребность в иностранной рабочей силе являются величиной переменной и зависят прежде всего от колебаний экономической конъюнктуры, экономического развития в целом, а также от социально-экономической политики стран - участниц Евросоюза.

В качестве стимулятора спроса на рабочую силу интеграционные процессы выступают лишь в период циклического подъема, в то время как относительному сокращению этого спроса интеграция способствует постоянно. Росту занятости интеграция сильнее способствовала в первые годы формирования ЕС. По мере углубления и развития интеграционных процессов она все больше стала высту-

пать как фактор относительного уменьшения спроса на рабочую силу.

В Европейском Союзе на рынке рабочей силы появились новые формы занятости, изменились качество и культура труда. Все это привело к дальнейшей сегментации этого рынка. Важнейший метод снижения расходов на рабочую силу - внедрение гибких форм занятости, а также использование временных работников, т.е. работников, предоставляемых компаниям специальными агентствами на условиях срочного договора.

Формирование единого рынка рабочей силы в рамках самого Европейского Союза в ходе длительного интеграционного процесса имеет свои особенности по сравнению с общеевропейским и мировым рынками рабочей силы.

Во-первых, в рамках Союза фактически нет преград на пути перемещений трудовых ресурсов между странами. Во-вторых, межстра-новая мобильность в этом регионе Западной Европы не имеет больших масштабов, поскольку задействованы в основном высококвалифицированные работники. К тому же следует учитывать, что в результате международной интеграции в условиях современного уровня коммуникаций создаются новые формы хозяйственных связей, новые формы разделения труда без физического перемещения работающих.

Вместе с тем проблема свободного передвижения внутри ЕС наталкивается на отсутствие договоренности по вопросу об отношении к иммигрантам из стран - не членов ЕС. Положение усугубляется наплывом в последнее время беженцев из зон конфликтов. Внутренняя миграция в рамках Евросоюза принимает форму нелегального "заемного” труда, в орбиту которого все чаще втягиваются высококвалифицированные инженерно-технические кадры.

Процесс созданиия единого рынка труда в странах - участницах ЕС идет медленно, сложно и противоречиво. На его пути много препятствий. Потребовалось три десятилетия деятельности ЕС, чтобы принять в 1986 г. Единый европейский акт, в котором закреплены институты европейского сотрудничества.

Структурные изменения в западноевропейской экономике на рубеже 80-90-х годов, вызванные научно-техническим прогрессом и углублением международной экономической интеграции, сопровождаются существенной трансформацией положения на рынках труда во всех странах - членах ЕС, что находит выражение прежде всего в

увеличении численности безработных как среди местных, так и иностранных трудящихся. Обострение ситуации на национальных рынках труда подталкивает правительства большинства стран - членов ЕС к принятию более жесткой миграционной политики.

Таким образом, в западноевропейских странах характер миграционной политики во все возрастающей степени зависит от цикла, переживаемого национальной экономикой той или иной страны, от структуры занятости, социальных последствий НТР.

В период устойчивого экономического роста в Западной Европе (50-е-начало 70-х годов) преобладал позитивный взгляд на иммиграцию, которой отводилась роль средства, с помощью которого могут быть устранены или смягчены возникающие диспропорции на рынке труда. Весьма популярным был тезис, выдвинутый американским экономистом К. Кайндлбергом, о непосредственной связи между экономическим ростом и возможностью неограниченного привлечения иностранного труда. Именно эти представления были положены в основу официальной доктрины стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) после окончания второй мировой войны. С позиций этой доктрины привлечение иностранного труда рассматривалось как стимулятор экономического роста в условиях демографического спада, а также как "конъюнктурный буфер".

Существенное влияние на миграционные потоки может оказать реализация Шенгенской конвенции. Ожидается, что в ближайшие годы будет происходить постепенное замещение трудящихся-мигрантов из стран, не входящих в ЕС, мигрантами из стран - членов этой организации.

Западноевропейские страны активно участвуют в выработке совместной с другими странами ОЭСР миграционной политики с целью воздействия на потоки трудовой миграции так, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия для экономики отдельных стран и всей мировой экономики. Одним из элементов этой политики стало заключение межправительственных соглашений о найме рабочей силы между странами-экспортерами и странами эмиграции о найме рабочей силы, которые должны соответствовать международным конвенциям о защите прав трудящихся-мигрантов и в которых оговариваются условия и сроки пребывания мигрантов в принимающей стране, а также многие другие моменты, призванные защитить интересы мигрантов.

Анализ современной международной трудовой миграции дает основание утверждать, что прогнозы западных и российских специалистов о резком увеличении притока иммигрантов в развитые страны в первой половине 90-х годов не подтвердились. Объясняется это в определенной степени тем, что все-таки наметился процесс сближения уровней оплаты труда в различных регионах мира. Ожидается, что к 2010 г. разрыв в уровнях оплаты труда в промышленно развитых и развивающихся странах уменьшится с 70-кратного до 50-кратного, хотя далеко не все аналитики разделяют эти оптимистические оценки. Имеет место общее увеличение объема производства, занятости, а также повышение уровня жизни наемных рабочих и служащих как в развитых, так и во многих развивающихся странах. В период с 1950 по 1990 г. объем ВВП на душу населения в странах ОЭСР возрастал в среднем на 2,3% в год, а в развивающихся странах - на 2,7%. Экономический рост в развивающихся странах способствовал увеличению спроса на рабочую силу на рынках труда самих этих стран и несколько уменьшил остроту потребности в поисках работы за рубежом.

Фактором, сдерживающим рост объемов трудовой миграции из развивающихся стран, стало существенное расширение экспорта предпринимательского капитала из высокоразвитых стран в менее развитые. Импортируемый капитал создает дополнительные производственные мощности и новые рабочие места в странах-экспортерах рабочей силы и тем самым ослабляет стремление людей к выезду на работу за рубеж. В том же направлении действуют иностранные государственные и частные долгосрочные кредиты менее развитым странам.

Таким образом, международная миграция предпринимательского и ссудного капитала в определенной степени противостоит росту миграции трудовых ресурсов. Тем не менее трансформация основных миграционных потоков в мире и в ЕС будет в значительной степени происходить под влиянием миграционной политики как отдельных стран, так и интеграционной группировки в целом, а также изменений в стратегии транснациональных компаний.

Сдвиги на мировом рынке труда, связанные с образованием и функционированием его региональных сегментов, несколько ослабили давление международной трудовой миграции на страны -участницы Евросоюза. Правда, этой тенденции противодействует рост числа беженцев из горячих точек планеты, устремившихся в страны ЕС. Поэтому дальнейшее развитие положения на рынке ра-

бочей силы в странах Западной Европы будет зависеть в определенной мере от способности мирового сообщества предотвратить агрессии и конфликты в ХХ1 в.

га

Среди факторов, оказывающих влияние на мировой рынок труда и на рынок труда в ЕС, особое место занимают миграционные процессы в Центральной и Восточной Европе, а также на постсоветском пространстве.

Проблемы международной миграции рабочей силы актуальны и для России, в которой помимо переселенческой миграции имеет место и широкомасштабная трудовая миграция. Граждане России уезжают на работу в страны Западной Европы, на Американский континент. Одновременно целый ряд центральных районов Российской Федерации, особенно Москва и Московская область, а также Дальний Восток стали центром притяжения значительного количества тру-дящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, причем для определенной их части Россия является транзитным пунктом на пути в страны Запада.

Перед Россией стоит непростая задача: обеспечить цивилизованное вхождение в мировой рынок рабочей силы. Существенное значение имеет для РФ формирование российской миграционной политики, призванной свести к минимуму негативные последствия международной трудовой миграции для национальной экономики.

Одним из приоритетных направлений этой политики должна стать, как представляется, выработка мер по регулированию эмиграции из России, которая может приобрести широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн российских граждан могут выехать на работу за рубеж. Причем особо следует позаботиться о том, чтобы свести к минимуму "утечку умов", учитывая, что уже в настоящее время за границей оказались 1-2,5% наиболее квалифицированных российских научных работников и специалистов, ведущих активную исследовательскую работу. По оценкам, общая численность ученых и инженеров, выехавших из России на постоянное жительство за границу за последние шесть с половиной лет, составила около 34 тыс. человек.

По мнению российских специалистов, международная торговля и движение предпринимательского капитала между странами могут дать больший экономический эффект, чем трудовые миграции. Применительно к России это означает, что необходимо искать аль-

тернативу как экспорту специалистов в страны Запада, так и массовому притоку мигрантов из бывших республик СССР в условиях плохой хозяйственной конъюнктуры, падающего производства, растущей безработицы.

Существенное значение приобретает и рациональное использование в России опыта регулирования в ЕС массовой иммиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.