Научная статья на тему 'Международная миграция рабочей силы и экономический кризис: региональный аспект'

Международная миграция рабочей силы и экономический кризис: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мировая экономика / Международная миграция рабочей силы / Рынок труда / Иммиграция / international economy / international labor migration / labor market / immigration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жвирблис Ю. А.

В статье рассматривается международная миграция рабочей силы в Российской Федерации и Республике Хакасия за 16 лет, выявляются особенности развития этого процесса. Особое внимание уделено характеру международной миграции в периоды экономических кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the specificities of the international labor migration in the Russian Federation and in the Republic of Khakasia over the last 16 years. Particular attention is paid to the character of the international migration in the periods of economic crises.

Текст научной работы на тему «Международная миграция рабочей силы и экономический кризис: региональный аспект»

5. Главной перспективой развития комплекса является прибрежное рыболовство, в первую очередь, за счет повышения качественных характеристик: обновления основных фондов, внедрения новых технологий и углубления переработки рыбы и морепродуктов.

Что касается использования методического и инструментального аппарата, то можно сказать, что предложенный подход позволяет решать задачи по повышению эффективности стратегического управления развитием локального природно-хозяйственного комплекса. Как показали эксперименты, он позволяет сделать стратегический выбор при планировании, как экономического развития комплекса, так и связанной с ним стратегии природопользования. Этот подход, разумеется, не лишен некоторых недостатков, связанных в первую очередь, с требованием достаточно полного и надежного информационного обеспечения, без которого он может давать лишь принципиальные ответы по стратегическим направлениям развития, но не конкретные количественные решения. Другим недостатком является довольно высокая трудоемкость самого процесса построения модели.

Тем не менее, эти затруднения, в принципе, преодолимы, с одной стороны, постоянным расширением и углублением информационной базы, а с другой — внедрением современного программного обеспечения.

В то же время, существенным преимуществом модельного комплекса является возможность его дальнейшей модернизации и модификации как в сторону расширения решаемых задач, и, например, объединения с другими модельными комплексами, так и в сторону детализации и разработки более частных воп-

росов. Отдельные компоненты комплекса могут быть также использованы и как готовые исходные блоки при создании новых природно-хозяйственных моделей.

В целом по результатам исследования можно отметить следующее:

— основной задачей управления развитием локальных территориально-хозяйственных систем остается повышение социально-экономической эффективности их функционирования на основе рационального использования находящихся в их составе природных ресурсов;

— выполнение указанной задачи требует разработки или адаптации и дальнейшего применения соответствующих методических и инструментальных решений;

— предложенный методический подход управления развитием ПХК территории как единым инвестиционным проектом, имеющим ряд альтернативных направлений инвестиционных вложений, позволяет решать задачи стратегического выбора в ходе управления развитием локального природно-хозяйственного комплекса;

— разработанный модельный инструментарий пригоден для реализации предложенного методического подхода, а его реализация позволит повысить качество принимаемых управленческих решений стратегического характера.

Таким образом, предложенный подход может способствовать совершенствованию методического обеспечения управления системным развитием территории, обладающей экономически значимыми природными ресурсами, которые могут стать основой для такого развития.

Литература

1. Иванищев В.В, Михайлов В.В., Тубольцева В.В. Инженерная экология. Вопросы моделирования. — Л.: Наука, 1988.

2. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. — М.: Финансы, «ЮНИТИ» . — 1997.

3. Ширков Э.И., Ширкова Е.Э., Токранов А.М., Авдеев А.С., Егина Л.В. Сравнительная экономическая эффективность различных вариантов природопользования на Западной Камчатке и её шельфе. — Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор. Книжное издательство, 2002.

4. Costanza R., Daly H. Natural capital and Sustainable Development // Conservation Biology. — 1992. — V. 6. — № 1. — P. 37-46.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ю.А. Жвирблис,

ассистент кафедры экономической теории Хакасского государственного

университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) [email protected]

В статье рассматривается международная миграция рабочей силы в Российской Федерации и Республике Хакасия за 16 лет, выявляются особенности развития этого процесса. Особое внимание уделено характеру международной миграции в периоды экономических кризисов.

Ключевые слова: мировая экономика, международная миграция рабочей силы, рынок труда, иммиграция.

ББК С73(2)-25

Экономические кризисы в экономике, как правило, затрагивают все сферы жизнедеятельности. Рынок труда особенно подвержен рыночным колебаниям, которые вызывают определенные изменения в миграционных потоках. Попробуем выяснить, как экономические кризисы влияют на международную миграцию рабочей силы в России и ее субъекте Республике Хакасия (РХ).

Рассмотрим, как менялись миграционные потоки в кризисы 1992-1998 гг. и в 2008-2009 гг. Данные о международной миграции1 по РФ представлены на рис.1.2

Как видно из рис.1, в период с 1992-1998 гг. и 2008 г. численность прибывающих иностранных граждан преобладает над численностью покинувших страну. В 1994 г. их численность была наибольшей и составила 1 146 735 человек.

Начиная с 1995 г. количество иммигрантов сокращается. В 1999 г. заметно увеличение эмиграции из страны, чему причиной может быть финансовый кризис 1998 г. Именно под его влиянием многие граждане РФ устремились за рубеж в поисках стабильного финансово-экономического положения, а въезд в Россию сократился из-за опасений дальнейших фи-

Рис. 1. Общие итоги международной миграции в Российской Федерации с 1992-2008 гг. (чел.)

Рис. 2. Общие итоги международной миграции в Республике Хакасия в 1992-2008 гг. (чел.)5

нансовых ухудшений. По мнению Ж. Зайончковской эмиграция российских граждан оказалась неким барометром изменения финансового положения страны3. С 1999 г. рост эмиграции затормозился, что можно было считать свидетельством появления первых признаков улучшений в российской экономике. В период нынешнего кризиса таких изменений не наблюдается. Возможно, данная особенность не отражает полной реальной картины. Дело в том, что, по данным Росстата большинство уехавших в период 2008-2009 гг., а их число составляет более 4 тыс. чел., не отказываются от российского гражданства и сохраняют за собой жилье и регистрацию4.

Рассмотрим количество прибывших и выбывших мигрантов по Республике Хакасия (рис. 2).

Анализ приведенных данных за 16 лет позволяет выделить следующие особенности:

в период кризиса 1992-1998 гг. иммиграция сокращается с 1995 по 1999 гг., а эмиграция находится на достаточно высоком уровне. В 1999 г. численность покинувших республику достигает наибольшего значения и составляет 1293 чел., что соответствует общероссийской динамике.

в 2008 г. иммиграция в республику увеличивается, а эмиграция сокращается, что является продолжением наметившейся раньше тенденции. Начиная с 2005 г. по 2007 г., число международных мигрантов в республику ежегодно возрастает. Объясняется это тем, что в результате роста национальной экономики с 1999 по 2007 гг. проявилась положительная динамика развития региона, которая отразилась на росте валового регионального продукта. Следствием явилось создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни. Регион становится привлекательным для иностранных граждан. В период кризиса иммиграция несколько сократилась, а эмиграция в 2008 г. составляет всего 74 человека.

Следует отметить, что в условиях мирового экономического кризиса обостряются многие проблемы, в том числе и проблемы занятости. Спад производства во всех отраслях приводит к активизации населения на рынке труда и к значительному росту количества безработных в РФ. Данная особенность характерна как для экономического кризиса 1992-1998 гг., так и для нынешнего кризиса. Рассмотрим уровень общей безработицы в РФ и в РХ.

Как показывает график (рис. 3), уровень безработицы в периоды кризиса возрастает. В ходе кризиса 1992-1998 гг. пик пришелся на 1998 г., когда уровень достиг 13,2% общей безработицы. Нынешний кризис 2008-2009 гг. также принес заметное увеличение уровня безработицы, который в 2009 г. составил 8,4%6.

Рассмотрим уровень общей безработицы в Республике Хакасия в исследуемый период.

Как показывает график (рис.4), уровень общей безработицы в 1999 г. достиг наибольшего значения 15,5%. В 2009 г. он составил 9%7. Таким образом, в условиях экономических кризисов, количество безработных граждан увеличивается и как следствие возникает конкурентная борьба за вакансии местного населения и мигрантов, что вызывает напряженность на рынке труда.

Правительство РФ ужесточает проводимую миграционную политику, считая приоритетной местную рабочую силу. С 1 июля 2009 г. перестал действовать упрощенный порядок получения гражданства РФ для жителей СНГ8. Теперь для получения гражданства необходимо предоставлять в ФМС России сведения о наличии постоянного источника доходов и подтверждать знание русского языка9. По данным этой службы, за время действия Закона о гражданстве, в период с 2002 по 2009 гг. гражданами России стали около 2 млн человек.

Рис. 3. Уровень общей безработицы в Российской Федерации за 1992-2009 гг. (в %)

Уровень общей безработицы в Республике Хакасия за 1992-2009 гг. (в%)

20 л-------------------------------------------5--------------------

О I I I I I I I I I I I I I I I I

(чсозсог^ооото^оч-зтсог^ооо)

050)0)05050)0)000000000

05050505050505000000000

*-*-*-т-*-*-*-01СМ0101СМ010101СМ

ГОД

Рис. 4. Динамика безработицы в Республике Хакасия в 1992-2009 гг.

Одновременно с этим были значительно снижены заявки на привлечение иностранных работников в страну. Так, в 2008 г. российское правительство выделило квоту на привлечение иностранных работников в размере почти 4 млн чел10. В 2009 г. правительство сократило квоту на иностранную рабочую силу с 4 до 2 млн чел. Много это или мало для России, наверное, не знает никто. Как признался глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, регулирование миграционных потоков продолжает оставаться «уравнением с большим количеством иксов и игреков». Признав, что собственные демографические ресурсы невосполнимо истощаются, что России без привлечения гастарбайтеров просто не выжить, миграционные службы пока так и не определились, как строить свои отношения с ними11. Однако при необходимости квота может быть увеличена в течение года в зависимости от реальных потребностей работодателей. В этом существенное отличие от ситуации 2008 г., когда квота, определенная на весь год, закончилась уже к маю 2008 г.12

Многие отечественные и зарубежные эксперты считают, что сокращение квоты на фоне экономического кризиса приведет к тому, что кризис в первую очередь ударит по неквалифицированным мигрантам, а работники высокотехнологичной сферы смогут сохранить рабочие места. В России, по сравнению со многими другими странами число привлекаемых из-за рубежа высококвалифицированных специалистов существенно меньше13.

В связи с кризисом иностранные работники занимают все менее привлекательные свободные рабочие места, а те которые не смогли найти работу вынуждены уходить «в тень». Об этом свидетельствуют расчеты автора, проведенные на основе статистических данных Миграционной службы Республики Хакасия (табл. 1).

Как видно из таблицы, численность зарегистрированных иностранных граждан значительно превышает численность граждан, которые получили разрешение на работу, что свидетельствует о существовании нелегальной занятости в регионе. Следует отметить, что число выданных разрешений на работу мигрантам и уведомлений от работодателей не совпадает с численностью иностранных граждан, что еще раз подтверждает гипотезу о «теневом» найме иностранцев.

Таблица 1

Сопоставление миграционных показателей в Республике Хакасия14

Показатель Значение показателя

2005 2006 2007 2008 2009

1. Численность иностранных граждан в отчетном периоде (человек) 6550 5628 6916 7228 6157

2. Численность иностранных граждан, получивших разрешение на работу в отчетном периоде (человек): 208 143 1154 830 676

в том числе численность иностранных граждан

из стран ближнего зарубежья 65 135 1055 625 502

из стран дальнего зарубежья 143 8 99 205 174

3. Число уведомлений, полученных от работодателей - - 890 614 492

Существует мнение, что самой действенной мерой, которая противостояла бы росту нелегальной миграции, является поощрение ее легальных форм. При этом, как заявил генсек ООН Пан Ги Мун на Глобальном форуме по вопросам миграции и развития в Маниле, страны, затронутые финансовым кризисом, могут поправить свое положение благодаря притоку рабочих иммигрантов. По его словам, «именно миграция.....

поможет выбраться из экономического кризиса... Мобильность человеческих ресурсов делает наши экономики более эффективными даже в периоды стагнации. и помогает восстановить нарушенное равновесие, отсутствие которого привело к серьезному экономическому неравенству»15.

Таким образом, экономические кризисы, безусловно, оказывают воздействие на миграционные потоки. Опыт предшес-

твующего кризиса наглядно свидетельствует об этом. Оценка текущей ситуации с эмигрантами из РФ осложняется тем, что российские граждане все чаще сохраняют за собой российское гражданство, что не дает нам полных сведений о миграционных

потоках. Сокращение потребности государства в иностранной рабочей силе в условиях кризиса порождает рост нелегальной миграции.

1 Международная миграция (Государства участники СНГ и Дальнее Зарубежье).

2 Составлена автором на основании данных Росстата

3 Социально-экономические проблемы миграции в современной России: Сб.обзоров / РАН ИНИОН. Центр социол. науч.-информ. исслед. Отд. экономики. Отв. ред. и сост. Бытов В.Г. — М., 2003. (Экономические и социальные проблемы России / Редкол. сер.: Виноградов В.А. и др.; 2003 №2).

4 Стрункина Д. «О пятом вале» эмиграции // Новые известия. — 2009. — 10 февр.

5 Составлена автором на основании данных территориального органа статистики Хакасстата.

6 www.gks.ru

7 По материалам Хакасстата

8 Нуралиев Н.Н. Финансовый кризис и трудовые мигранты // Вестн. Российской Академии Наук. Т.80. — 2010. — № 1 (январь). — С.65.

9 http://www.centrasia.ru/disc.php?st=1230202560

10 Система квотирования в России введена с 2002 г.

11 Кранс М. Гастарбайтеров выгоняют — кто займет их места? // РИА Новости. — 2009. — 26 янв., Демоскоп weekly

12 Немытых Ю. Никто нам не заменит мигрантов // Труд. — 2009. — 20 февр., Демоскоп weekly

13 Новикова А. Кризис попортит статистику ФМС // Газета. — 2009. — 10 февр., Демоскоп weekly

14 Таблица рассчитана автором на основании данных УФМС по РХ и методике оценки эффективности использования иностранной рабочей силы: Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 г. № 604.

15 Россия: финансовый кризис и трудовые мигранты. — http://www.arba.ru.news/4840

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. Ефимова,

докторант Гэсударственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития и РАН,

кандидат экономических наук Р11аМагдо@гатЫег.ги

Статья посвящена исследованию влияния государственного регулирования регионального рынка труда на показатели его функционирования. Анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации показал недостаточную разработанность законодательства в сфере труда и занятости во многих регионах. Установлено, что наличие широкой нормативно-правовой базы регулирования рынка труда в субъекте РФ не снижает показатели напряженности и уровня безработицы.

Ключевые слова: рынок труда; регулирование рынка труда; закон о занятости населения; программа содействия занятости

УДК 331.5.024.54; ББК 65.24

В современной экономической науке не прекращаются споры о масштабах государственного присутствия в рыночной экономике. В настоящее время в России развивается сфера услуг, внедряются новые информационные и инновационные технологии, позволяющие значительно увеличить производительность труда работников. Изменения в структуре экономики неизбежно вызывают изменения в структуре занятости населения, в развитии социального партнерства, в отношении к роли государства и профсоюзов на рынке труда. Особенно это заметно в региональном разрезе. С одной стороны, выделяются регионы с устойчивой экономической системой, аккумулирующие значительную часть финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов страны. Агломерации становятся центрами притяжения рабочей силы, научными и инновационными центрами, полюсами экономического роста. С другой стороны, появились регионы-аутсайдеры, неспособные самостоятельно развиваться без помощи федерального центра, характеризующиеся большим оттоком трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, при выборе инструментов государственного регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать территориальный фактор.

По нашему мнению, применительно к рынку труда правильнее говорить именно о его регулировании со стороны госу-

дарственных органов, а не о государственном управлении. Это обусловлено тем, что воздействие со стороны органов государственной власти на региональный рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только в том случае, если в этом есть необходимость, и быть направлено лишь на отдельные параметры данного рынка.

Регулирование рынка труда рассматривается нами как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Все инструменты государственного регулирования регионального рынка труда можно разделить на следующие группы:

административные инструменты, которые базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения (к ним относится: законодательное регулирование трудовых отношений и миграции; лицензирование деятельности предприятий и организаций; квотирование рабочих мест; установление МРОТ);

организационные инструменты, используемые государством с целью создания социально-экономических условий для участников рынка труда, при которых им проще заключать трудовые договора, например: организация работы служб занятости населения; профориентационная работа; обеспечение доступнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.