Научная статья на тему 'Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки'

Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА / БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА / LIBRARY SCHOOL / LIBRARY AND INFORMATION SCIENCE DEPARTMENT / LIBRARY EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION / SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крымская Альбина Самиуловна

Статья посвящена Международной летней библиотечной школе, состоявшейся на библиотечно-информационном факультете в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств в мае июне 2014 г. Проект был реализован совместно с Библиотекой Российской академии наук и Мэрилендским университетом (США). Рассмотрены подготовка проекта, его цели и задачи, содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Summer Library School as the way of collaboration of the university and academy science

Two International Summer Library Schools were held in St. Petersburg in 2014 in the year of the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences Library. They were organized by three institutions: St. Petersburg State University of Culture and Arts, the Russian Academy of Sciences Library and the University of Maryland (USA) and supported by the US Consulate General in St. Petersburg. Over 20 students of St. Petersburg State University of Culture and Arts, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts and the University of Maryland participated in the 1st School (May 27-28, 2014). They had a unique opportunity to discuss with each other those issues that are of their interest as future specialist in library sciences. 40 specialists from Russian, Kazakh and American libraries and universities participated in the 2nd School that was held as the training program on June 9-14, 2014. Above lectures, seminars, and library excursions participants took part in three workshops on such themes as «Organization of safety and preservation of libraries and collections», «The modern library and library education: reality and prospects», «Digitizing collections and copyright». Participants could learn BAN's experience on restoration of library collections, foreign experience of library organization and an American model of higher library education. After discussions Russian and foreign specialists agreed that all countries have the same problems, therefore they should work together sharing positive experience with each other.

Текст научной работы на тему «Международная летняя библиотечная школа как форма взаимодействия вузовской и академической науки»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)

УДК 023

DOI 10.17223/22220836/17/13

A.C. Крымская

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕТНЯЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВСКОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Статья посвящена Международной летней библиотечной школе, состоявшейся на библиотечно-информационном факультете в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств в мае - июне 2014 г. Проект был реализован совместно с Библиотекой Российской академии наук и Мэрилендским университетом (США). Рассмотрены подготовка проекта, его цели и задачи, содержание.

Ключевые слова: Летняя библиотечная школа, Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, вузовская наука, академическая наука.

В год празднования 300-летия основания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге прошли две Международные летние библиотечные школы. Организаторами выступили три учреждения: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Библиотека Академии наук и Мэрилендский университет (США). Совместный проект был реализован при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Инициатива проведения Международной летней библиотечной школы (МЛБШ) принадлежит директору Библиотеки РАН, доктору педагогических наук, профессору В.П. Леонову. Назовем лишь несколько ключевых дат из предыстории появления этой идеи.

1973/74 уч. г. - старший преподаватель Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской В.П. Леонов становится участником программы обменов и направляется в Колледж библиотечно-информационных наук Мэри-лендского университета. Это был первый специалист из библиотечной среды,

который провел академический год в США по программе IREX «Обмен ас-

1

пирантами и молодыми преподавателями» .

Март 2011 г. - Мэрилендский университет обращается к В.П. Леонову с просьбой принять в БАН группу американских студентов в рамках учебного курса «Зарубежное библиотечное дело».

Июнь 2012 г. - группа из 13 американских студентов Мэрилендского университетапосещаетБАН [1. C. 123-132].

Апрель 2013 г. - 40 лет спустя после памятной стажировки В.П. Леонов посещает Мэрилендский университет в качестве приглашенного профессора.

1 Уникальность этого события состоит в том, что в соответствии с соглашением между Советским Союзом и Соединенными Штатами об обменах в области культуры, техники и образования, подписанным в январе 1958 г., библиотечные сотрудники остались за рамками обменных программ. Лишь в договоре 1959 г., который продлевал соглашение 1958 г., библиотекари были включены вчис-ло возможных участников программ. При этом, как правило, они участвовали в программах продолжительностью до нескольких недель.

Именно во время этого визита и возникла идея о проведении совместных профессиональных мероприятий [1, 2, 3].

Февраль 2014 г. - Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге поддержало проект проведения Международной летней библиотечной школы.

Участниками первой МЛБШ (27-28 мая 2014 г.) стали свыше 20 студентов и магистрантов СПбГУКИ, Челябинской государственной академии культуры и искусств и Мэрилендского университета. Им была предоставлена уникальная возможность обсудить те вопросы, которые волнуют их как будущих библиотечно-информационных специалистов.

Открытие Школы проходило в БАН в Общероссийский день библиотек. «Сегодня поистине знаменательный день - такими словами начал свое выступление В.П. Леонов. - 311 лет назад на 30-м меридиане 27 мая была заложена крепость Санкт-Петербург, а после возведения собора Св. Петра и Павла название перешло городу. Сегодня день рождения Санкт-Петербурга. Сегодня мы отмечаем наш профессиональный праздник - Общероссийский день библиотек. И наконец, сегодня мы открываем Первую Международную библиотечную школу. Почему мы отмечаем эти события в стенах БАН? В этом году исполняется 300 лет первой государственной, научной и публичной библиотеке России - Библиотеке Академии наук. Что такое 300 лет? Это фонд в 21 млн экземпляров, в том числе 7 млн на иностранных языках, свыше 9 тыс. сотрудников, 33 директора и 2 млн 328 тыс. часов».

Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Стив Лабенски, приветствуя участников программы, выразил надежду на дальнейшее развитие культурных связей между Россией и США.

Международная летняя библиотечная школа может рассматриваться как инновационная форма профессиональной подготовки студентов. Проводится в форме дополнительной образовательной программы один раз в два года и предполагает встречи российских и иностранных студентов, обучающихся по направлению «библиотечно-информационная деятельность». Каждая встреча посвящена определенной актуальной теме, которая избирается библиотечно-информационным факультетом для обсуждения после консультаций с представителями библиотечного сообщества России и зарубежных стран, в сотрудничестве с которыми проводится школа.

Цели и задачи Школы: вовлечение студентов в межкультурное общение; расширение общекультурного кругозора студентов, организация международного обмена знаниями в сфере библиотечного дела; содействие установлению профессиональных и межличностных контактов, взаимообмену опытом библиотечной практики.

Участие в данной программе предполагает самостоятельную работу студентов, которая включает написание рецензии на книгу по теме Школы, подготовку доклада-презентации по избранной теме с последующим выступлением в аудитории. Это позволяет развить у студентов навыки исследовательской работы, поиска и анализа информационных ресурсов, а также привить интерес к библиотечной профессии.

Вторая Международная летняя библиотечная школа в форме курсов повышения квалификации была проведена в период с 9 по 14 июня 2014 г. В ней приняли участие свыше 40 специалистов из библиотек и вузов России,

88

А.С. Крымская

Казахстана и США. Российские участники программы представляли библиотеки и вузы Белгорода, Волгограда, Красноярска, Саранска, Перми, Челябинска, Ельца, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей. В программе участвовали десять библиотекарей из библиотек Казахстана: Национальной академической библиотеки Республики Казахстан (Астана), Национальной библиотеки Республики Казахстан (Алматы), Актюбинской областной универсальной библиотеки им. С. Баишева, Западно-Казахстанской областной универсальной научной библиотеки им. Ж. Молдагалиева, Мангистауской областной универсальной библиотеки, Южно-Казахстанской областной юношеской библиотеки, Карагандинской областной юношеской библиотеки имени Ж. Бектурова, Карагандинской областной универсальной научной библиотеки им. Н.В. Гоголя и Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан.

Открытие второй Школы происходило также в стенах БАН в не менее знаменательный день - 9 июня - в день рождения Петра Великого, основателя первой государственной академической библиотеки России - Библиотеки Академии наук.

Помимо лекционных и практических занятий, экскурсий в библиотеки, слушатели приняли участие в работе трех круглых столов по темам, которые сегодня чрезвычайно актуальны для профессионалов: «Организация безопасности и сохранности библиотек и коллекций», «Современная библиотека и подготовка кадров: реальность и перспективы» и «Проблемы оцифровки коллекций и авторское право». Докладчиками на этих круглых столах были как сотрудники академического учреждения (в частности, БАН), так и преподаватели и библиотекари вузов. Модератором круглого стола по безопасности и сохранности библиотечных коллекций выступил В.П. Леонов.

Участники смогли познакомиться с опытом БАН по реставрации библиотечных коллекций, с зарубежным опытом организации библиотечного дела и американской моделью высшего библиотечного образования. Во время заседаний круглых столов российские и зарубежные участники сошлись во мнении, что задачи и проблемы во всех странах одинаковые, поэтому их надо решать сообща, используя накопленный в той или иной стране положительный опыт. Актуальны слова В.П. Леонова, приведенные в сборнике статей «The Academy of Sciences Library: Episodes of Biography»: «Библиотечная наука - это международная наука. Не существует российского или американского библиотековедения - только единая наука. Во всех культурах внутренние проблемы могут оказывать влияние на наше будущее. Наша библиотека в этом смысле - хороший пример. Мы спасли нашу библиотеку после пожара 1988 г. при международном сотрудничестве со многими библиотеками и фондами. Сотрудничество каждому из нас дает шанс на развитие. Верю, что, общаясь с коллегами, независимо от того, в какой стране мы живем, говоря на одном профессиональном языке, мы можем сделать гораздо больше, чем это могут сделать люди, занимающие более высокие должности» [4. P. 163].

Литература

1. Поверх барьеров: Из истории российско-американского сотрудничества в области образования и культуры: Профессиональный опыт директора Библиотеки РАН В.П. Леонова / сост. А.С. Крымская. СПб.: БАН, 2013. 204 с.

2. Поверх барьеров : Сорок лет спустя: интервью с В.П. Леоновым (из истории советско-американских научных обменов) / беседу вела А.С. Крымская; вступ. ст. А.С. Крымской // Библиотечное дело. 2012. № 3 (165). С. 17-24.

3. «...the University of Maryland gets into your soul»: интервью с В.П. Леоновым о поездке (2013 г.) / беседу вела А.С. Крымская // Библиотечное дело. 2014. № 12. С. 2-7.

4. Leonov Valerii P. Afterword // The Academy of Sciences Library: Episodes of Biography / ed. by Valerii P. Leonov. Saint Petersburg, 2014. P. 160-173.

Krymskaya Albina S. St. Petersburg State Institute of Culture (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/13

INTERNATIONAL SUMMER LIBRARY SCHOOL AS THE WAY OF COLLABORATION OF THE UNIVERSITY AND ACADEMY SCIENCE

Key words: library school, Library and Information Science Department, library education, international cooperation in education, Saint Petersburg State University of Culture and Arts.

Two International Summer Library Schools were held in St. Petersburg in 2014 - in the year of the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences Library. They were organized by three institutions: St. Petersburg State University of Culture and Arts, the Russian Academy of Sciences Library and the University of Maryland (USA) and supported by the US Consulate General in St. Petersburg.

Over 20 students of St. Petersburg State University of Culture and Arts, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts and the University of Maryland participated in the 1st School (May 27-28, 2014). They had a unique opportunity to discuss with each other those issues that are of their interest as future specialist in library sciences.

40 specialists from Russian, Kazakh and American libraries and universities participated in the 2nd School that was held as the training program on June 9-14, 2014. Above lectures, seminars, and library excursions participants took part in three workshops on such themes as «Organization of safety and preservation of libraries and collections», «The modern library and library education: reality and prospects», «Digitizing collections and copyright».

Participants could learn BAN's experience on restoration of library collections, foreign experience of library organization and an American model of higher library education. After discussions Russian and foreign specialists agreed that all countries have the same problems, therefore they should work together sharing positive experience with each other.

References

1. Poverkh bar'erov: Iz istorii rossiysko-amerikanskogo sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya i kul'tury: Professional'nyy opyt direktora Biblioteki RAN V.P. Leonova [Above the Barriers: From the history of Russian-American cooperation in education and culture. The professional experience of Director of RAS Library Sciences V.P. Leonov]. St. Petersburg: Library of Academy of Sciences Publ., 2013. 204 p.

2. Poverkh bar'erov: Sorok let spustya: interv'yu s V.P. Leonovym (iz istorii sovetsko-amerikanskikh nauchnykh obmenov) [Above the Barriers: Forty Years Later. Interview with V.P. Leonov (from the history of Soviet-American scientific exchanges)]. Bibliotechnoe delo, 2012, no. 3 (165), pp. 17-24.

3. "...the University of Maryland gets into your soul": interv'yu s V.P. Leonovym o poezdke (2013 g.) ["... the University of Maryland gets into your soul": interview with V.P. Leonov about the trip (2013)]. Bibliotechnoe delo, 2014, no. 12, pp. 2-7.

4. Leonov V.P. Afterword. In: Leonov V.P. (ed.) The Academy of Sciences Library: Episodes of Biography. St. Petersburg, 2014, pp. 160-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.