ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2017. № 3
ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С. В. Ануреев1,
Финансовый университет (Москва, Россия)
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
В статье проведен сравнительный анализ магистерских программ четырех ведущих экономических вузов России с университетами из рейтингов Best US News, QS Top University и Repec. Анализ показал, что программы ведущих зарубежных университетов в основном ориентированы на администрирование, политологию или на сочетание общественных финансов и экономики общественного сектора в ущерб финансам. В 130 проанализированных университетах было выявлено всего порядка десяти программ со значительным наполнением разнообразными дисциплинами именно специализации «государственные и муниципальные финансы». Российские магистерские программы как минимум не уступают ведущим зарубежным аналогам по составу и содержанию дисциплин, что является хорошей основой модификации их для преподавания на английском языке. Статья содержит ссылки на наиболее полные специализированные программы зарубежных университетов, различные вариации названий дисциплин на английском языке и на отечественные аналоги этих дисциплин, что позволяет использовать ее для актуализации содержания дисциплин отечественных программ.
Ключевые слова: государственные финансы, международная мобильность университетов, рейтинги университетов.
INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF RUSSIAN MASTER PROGRAMS IN PUBLIC FINANCE
The article presents a comparative analysis of Master's programs of four leading Russian universities with those offered by top globally recognized universities (from
1 Ануреев Сергей Владимирович, д.э.н., профессор департамента общественных финансов; e-mail: [email protected]
QS, RePec, Best US News university rankings). Foreign universities' programs show a significant domination of public administration, public politics or public economics to the detriment of financial component. Out of130 universities the author identifies only about 10 relevant programs with valuable and substantial public finance components. Russian master's programs are on a par with globally recognized programs, which provide a solid basis to easily adapt them for international students. The article contains references to top universities' programs and courses, English variants of disciplines and their Russian analogs that make the article useful for upgrading the Russian programs.
Key words: Public Finance, Universities' international affairs, University Rankings. Цели и методы исследования
Ведущим российским университетам ставится цель улучшения позиций в ключевых международных рейтингах университетов. Однако позиции в рейтингах не являются самоцелью, а лишь средством привлечения отечественных и особенно зарубежных абитуриентов. Рейтинги безусловно важны для первичного внимания со стороны абитуриентов, но все же финальный выбор университета, особенно на уровне магистратуры, во многом зависит от конкретного наполнения магистерских программ. Грамотный выпускник бакалавриата как минимум способен сравнивать состав дисциплин магистерских программ разных университетов, аннотации или даже рабочие программы конкретных дисциплин, рекомендуемую для изучения дисциплин литературу. Такая информация размещается на сайтах университетов, что и создает основу анализа программ.
СССР и Россия, очевидно, накопили огромный опыт государственного управления экономикой, доминирования государственных финансов. Можно спорить о конкретных достижениях и провалах отечественной экономической мысли в сфере государственной экономической и финансовой политики, однако значительность накопленного опыта бесспорна. Отечественным вузам сложнее доказывать значимые позиции в международных сопоставлениях, скажем в корпоративных финансах, поскольку наполнение этой сферы в основном приходит из США. В России высочайшая концентрация выпускников нескольких ведущих вузов среди руководителей финансово-экономических ведомств, в прошлом и настоящем, и такую концентрацию не могут предъявить подавляющее большинство зарубежных университетов. Поэтому ведущим отечественным вузам легче заявлять свои значимые позиции именно в государственной экономической политике и в общественных финансах.
Магистерские программы представляются оптимальными для усиления международной конкуренции ведущих отечественных вузов.
Эти программы достаточно короткие по сравнению с программами
бакалавриата, ориентированные на более сознательных абитуриентов, с их большей готовностью к переезду в другой университет. Программы магистратуры достаточно дорогие для студентов, практически везде в ведущих американских и британских вузах платные, также достаточно массовые по количеству студентов, т.е. объективно экономически более привлекательные для вузов. В магистерских программах немного дисциплин (по сравнению с бакалавриатом), что позволяет реализовывать такие программы небольшой командой преподавателей и дает хорошую возможность поддерживать дисциплины в актуальном состоянии.
Идея анализа конкурентоспособности магистерских программ достаточно нова в отечественных публикациях. В России есть много прошедших обучение зарубежом и понимающих различия в программах, много переводов или заимствований из зарубежных книг. Только публикаций, анализирующих программы сотни ведущих университетов по конкретной специализации, все же в РИНЦ не представлено. Есть несколько заслуживающих внимания статей с анализом магистерских программ, например Н. В. Мироненко и О. А. Строевой из РАНХиГС [Мироненко, Строева, 2015], но в них рассмотрены всего несколько программ, а не более чем сотня ведущих университетов по трем рейтингам. Можно сослаться на похожую по нацеленности статью Д. В. Дяду-дова «Развитие теории общественных финансов в экономической науке» [Дядудов, 2013], но в ней нет предложенного метода исследования по магистерским программам.
Методом исследования является поиск и сопоставление программ и дисциплин ведущих российских и зарубежных университетов по специализации «Государственные и муниципальные финансы». Поиск программ-аналогов в ведущих зарубежных университетах строился, исходя из нескольких всемирно известных рейтингов университетов: QS Top Universities по нескольким предметным областям, Repec.org (Research Papers in Economics) и Best US News (газета и интернет-сайт U.S. News & World Report). Транспарентность магистерских программ ведущих университетов является важной основой анализа, когда на сайтах университетов можно найти подробную информацию по составу дисциплин, их аннотации и рабочие программы, по научным достижениям преподавателей и рекомендуемой литературе.
Сайты и программы ведущих зарубежных университетов анализировались в несколько этапов. На этапе беглого обзора по сайтам и названиям программ выделялись те из них, которые прямо указывают на специализацию «Государственные и муниципальные финансы» (ГМФ) либо представляют смежные с этой специальностью программы. На втором этапе отобранные программы рассматривались по составу дисциплин (с учетом аннотаций и рабочих программ) на предмет реального на-
полнения именно по специализации ГМФ. В конечном итоге выделенные наиболее полные зарубежные программы сопоставлялись по своему составу дисциплин с ведущими отечественными программами.
Отечественные магистерские программы
как отправная позиция исследования
Достаточно трудно проанализировать одновременно и ведущие зарубежные университеты, и многие отечественные вузы по специализации ГМФ. Также только несколько ведущих экономических вузов способны конкурировать со своими магистерскими программами на международном рынке образования. Поэтому в качестве отправной точки сравнительного анализа были выбраны только магистерские программы нескольких ведущих отечественных вузов.
НИУ «Высшая школа экономики» предлагал в 2016 г. абитуриентам магистерскую программу «Государственные и муниципальные финансы» на факультете экономических наук, департамент прикладной экономики. По своему краткому описанию программа делает упор на экономику и управление в традиционных для государства сферах деятельности — образовании, науке, здравоохранении; регулирование рынков труда и инновационной сферы; оценки эффективности бюджетных расходов; финансового менеджмента и инвестиционного анализа применительно к общественным финансам. Дополнительным бонусом программы является возможность получения двойного диплома в Университете Париж-Сорбонна, которым с 2000 г. воспользовалось 20 студентов1.
Из состава магистерских программ РАНХиГС 2016 г. была выбрана программа «Денежно-кредитное и финансовое регулирование экономики» (факультет финансов и банковского дела, направление «Финансы и кредит»)2. Эта программа содержит всего несколько дисциплин специализации ГМФ: Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений, Центральные банки в глобальной экономике, Финансовый контроль и государственный аудит, Государственный долг. В качестве дополнительных возможностей указаны: профессиональная переподготовка «Переводчик ...», первый уровень CIMA (Institute of Managerial Accounting, Advanced Diploma in Management Accounting).
1 https://www.hse.ru/data/432/317/1234/GMF.doc
2 http://www.ranepa.ru/magistratura/napravleniya-i-programmy/napravleniya-i-prograamy/38-04-08-finansy-i-kredit-denezhno-kreditnoe-i-finansovoe-regulirovanie-ekonomiki
Магистерская программа «Государственные и муниципальные финансы» Финансового университета при Правительстве РФ 2016 г. включает в себя следующие дисциплины специализации (в группировке и упрощенном названии)1: Реформы и развитие бюджетной сферы; Казначейство, учет, аудит, финансовый менеджмент в бюджетной сфере; Суверенные фонды, государственные активы, государственный долг, бюджетный дефицит; Статистика и международная отчетность государственного сектора. Помимо них читаются родственные общемагистерские дисциплины: Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, Управление в секторе государственных услуг.
Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова предлагал в 2012 г. магистерскую программу «Государственная политика и регулирование», в составе которой находится специализация «Государственные и муниципальные финансы». Состав дисциплин этой программы упрощенно был следующим: Налоговое регулирование, Региональные и муниципальные финансы, Финансы бюджетных организаций, Бюджетная система федеративных государств, Государственный финансовый контроль, Социальное страхование, Государственный долг, Центральный банк и Государственное регулирование, — с уточнением в названиях некоторых дисциплин проблематики реформирования и совершенствования2.
Особенности рейтингов программ Public Finance
зарубежных университетов
При анализе программ специализации ГМФ возникает проблема с рейтингами, когда самые признаваемые из них не выделяют отдельно специализацию Public Finance. Так, самый известный рейтинг QS Top Universities рейтингует университеты по направлениям QS Economics (Экономика), Accounting & Finance (Учет и финансы) и Politics & International Studies (Политика и международные отношения)3. Только на стыке этих трех рейтингов по направлениям, путем просмотра каждого из топовых университетов можно найти анализируемые магистерские программы.
1 Кафедра «Государственные и муниципальные финансы», руководитель программы — проектор Финуниверситета Е. В. Маркина.
2 http://old.econ.msu.ru/cd/884
3 http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2014/ accounting-finance#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=http:// www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2014/politics#sortin g=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search=
Все же в США имеется уважаемый рейтинг именно по специализации Public Finance — это интернет-сайт и некогда известная газета U. S. News & World Report с серией рейтингов Best US News Rankings1. Третий из рейтингов представлен интернет-сайтом repec.org (Research Papers in Economics), который аккумулирует миллионы научных статей тысяч журналов, а также представляет услуги профессиональной социальной сети для сотни тысяч пользователей2.
Проблемой указанных трех рейтингов является их несовпадение по университетам, хотя бы на уровне десятка позиций. Так, в рейтинге US News топовые университеты по рейтингу QS — Berkeley и Harvard — располагаются на 13 и 14-й позициях, а рядом расположены университеты из конца первой — преимущественно второй сотни рейтинга QS. Рейтинг RePec по позициям первой десятки ближе к рейтингу QS, где семь из десяти топовых университетов аналогичны. Затем во вто-ром-третьем десятке рейтинга RePec много известных европейских университетов за границами первой сотни рейтинга QS.
Другой особенностью является рейтингование укрупненных структурных подразделений университетов, как факультеты МГУ имени М. В. Ломоносова или департаменты НИУ ВШЭ, а не как отдельные кафедры. В рейтинге RePec также представлены некоторые известные международные или исследовательские институты, такие как NBER (National Bureau of Economic Research, Massachusetts, USA), IMF (Международный валютный фонд), OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), исследовательские структуры Европейской комиссии, ФРС США и ЕЦБ. Рейтинг US News, хотя и наиболее близок по своей направленности к анализируемой специализации ГМФ, но включает только американские университеты.
Следующие два параграфа статьи с несколько описательным содержанием нацелены на сжатую характеристику наиболее интересных позиций рейтингов, необходимую для последующих выводов о конкурентном наполнении ведущих отечественных программ. Была проблема противоречия небольшого объема статьи и результатов анализа более чем сотни университетов, и компромисс при упоминании конкретного университета достигался на стыке знаменитости университета и реально нужного для специализации ГМФ наполнения его программ. Особенностью сжатого обзора программ является кажущаяся избыточность английских наименований, что все же упростит заинтересованным читателям обращение к первоисточникам за большими деталями.
1 http://grad-schools.usnews.ranldngsandreviews.com/best-graduate-schools/top-public-affairs-schools/public-finance-budgeting-rankings
2 https://ideas.repec.org/top/top.pub.html
Редкость в рейтинге Best US News программ Public Finance
и нетипичных дисциплин
Первое место в рейтинге Best US News занимает Indiana University, который в QS Accounting & Finance (Учет и финансы), QS Politics & International Studies (Политика и международные отношения) стоит во второй половине первой сотни, а в рейтинге RePec стоит на 139-м месте. Университет, точнее, структурное подразделение School of Public and Environmental Affairs предлагает магистерскую программу MPA (Master of Public Affairs, Мастер по связям с общественностью). Эта программа имеет пять обязательных дисциплин: Менеджмент, Статистика, Экономика, Право с приставками «государственный», а также дисциплину Публичные финансы и бюджет. Одна из специализаций магистерской программы называется Public Finance (Общественные финансы)1 и состоит из пяти дисциплин: Revenue Theory and Administration (Теория доходов и администрирование), Government Budget and Program Analysis (Государственный бюджет и анализ программ), Public Capital and Debt Theory (Общественные инвестиции и заимствования), Benefit-Cost Analysis of Public Policies (Анализ затраты-результат в бюджетной политике), Governmental Financial Accounting and Reporting (Бюджетный учет и отчетность).
Всего в рамках указанной программы MPA 12 специализаций и порядка ста дисциплин по выбору, преимущественно из политологии, менеджмента и экономики. Вероятно, именно большому количеству специализаций и дисциплин, а также огромному количеству студентов и преподавателей подразделение университета обязано первому месту в одном из рейтингов. Непосредственно по ГМФ Indiana University не предлагает чего-либо необычного для ведущих отечественных университетов за исключением отдельных акцентов в наполнении дисциплин.
Обращает на себя внимание значительное преобладание дисциплин политологии, менеджмента и экономики, магистерских программ MPA (Master or Public Administration) или MPP (Master of Public Policy) у участников рейтинга Best US News, несмотря на формальную направленность этого рейтинга на специализацию ГМФ. Так, университеты со 2-10-е место в рейтинге Best US News предлагают программы MPA с буквально единичными дисциплинами Public Finance, с двумя-тремя дисциплинами ГМФ на все эти университеты. Таким типичным участником рейтинга Best US News, находящимся на его десятой позиции, является University of Washington (Evans, Se-
1 https://spea.indiana.edu/masters/degrees-certificates/public-affairs/concentrations/ public-finance.html
attle) с его программой MPA и одной из ее специализаций Public Finance and Budgeting.
В находящемся на втором месте в рейтинге Best US News — Syracuse University Maxwell — в рамках программы MPA обращает на себя внимание дисциплина Economics for Public Decisions (наиболее близкий отечественный аналог — «Экономика общественного выбора»). Из примерно ста дисциплин по выбору, преимущественно менеджмента, политологии и экономики, непосредственно к специализации ГМФ относятся Public Budgeting (Государственный бюджет), State and Local Government Finance (Региональные и муниципальные финансы), Public-Private Partnership (Частно-государственное партнерство). В третьем в рейтинге University of Kentucky Martin также только программа MPA c единичными дисциплинами ГМФ: Public Financial Management (Управление общественными финансами), Program Evaluation (наиболее близкая отечественная дисциплина — «Программный бюджет» или «Бюджетные расходы»), Public Fund Management (Казначейское управление), Public Policy Economics (Экономика общественного выбора).
Более подробного внимания заслуживает четвертый в рейтинге Georgia State University, поскольку он также занимает высокую позицию в рейтинге QS (32-я позиция), а главное, из-за его нетипичной сертификационной программы. Самое известное подразделение этого университета Andrew Young School of Public Policy предлагает программу MPA со специализацией Management and Finance, в которой всего две дисциплины специализации ГМФ из сотни дисциплин в целом: Public Budgeting and Finance, Microeconomics of Public Policy. Другое подразделение — Center for State and Local Finance предлагает нетипичный профессиональный сертификат магистерского уровня CPFO (Certified Public Finance Officers) 1. Название данного сертификата дословно переводится как Сертифицированный офицер общественных финансов, хотя более привычно использовать словосочетание Аттестованный работник финансовых органов.
Сертификат разработан и продвигается Government Finance Officers Association of the United States and Canada (GFOA, в дословном переводе — Ассоциация правительственных финансовых офицеров)2. GFOA берет свое начало в 1906 г. и скорее является научно-исследовательским институтом, нежели учебным заведением. В этом профессиональном сертификате пять дисциплин и экзаменов, включая: Governmental Accounting, Auditing, and Financial Reporting (Бюджетный учет, аудит и отчетность); Treasury and Investment Management (Казначейская работа и управление инвестициями); Debt Management (Государственный
1 http ://cslf.gsu. edu/ training/testing-gfoa-cpfo/
2 http://www.gfoa.org/cpfo
долг); Operating and Capital Budgeting (Бюджет текущих расходов и бюджет развития); Retirement & Benefits, Risk Management and Procurement (Социальное страхование, риски и посредники). Сертификату CPFO всего двадцать лет, и он не столь признаваем во всем мире по сравнению с корпоративными аналогами ACA, ACCA, CIMA или CFA. Несмотря на меньшее признание в корпоративном секторе, этот сертификат все же является уважаемым для сотрудников бюджетных организаций.
Отдельного внимания в рейтинге Best US News заслуживает Wagner New York University с финансовой специализацией на программе MPA и с двадцатью дисциплинами именно специализации ГМФ. На программе этого университета три обязательные дисциплины — упрощенно Economics, Econometrics, Accounting; а дисциплины по выбору делятся на четыре блока — Public Finance (Общественные финансы), Social Finance (в буквальном переводе — Социальные финансы), Financial Management Government (Правительственный финансовый менеджмент), Financial Management Nonprofit (Финансовый менеджмент некоммерческих организаций). То есть дисциплины по выбору строятся вокруг основных бюджетообразующих отраслей и программ, региональных бюджетов и некоммерческих организаций. Этот университет на своем сайте раскрывает только аннотации дисциплин, что позволяет лишь зафиксировать нетипичные идеи дисциплин без их деталей.
Из двух десятков дисциплин по выбору, предлагаемых на указанной выше программе Wagner New York University, три заслуживают отдельного акцента. Необычна идея дисциплины Corporate Finance and Pubic Policy на стыке корпоративных и общественных финансов, с упором на взаимное влияние обоих сфер финансов. Вторая заслуживающая внимания дисциплина называется Financial Management of the Social Enterprise: Managing Financial and Social Returns, которая фокусируется на финансах некоммерческих организаций и отдаче от социальных расходов государства. Третья нетипичная дисциплина называется Investment Management for Public and Nonprofit organizations, фокусируется на инвестиционных фондах для региональных и местных органов власти, а также для бюджетных учреждений.
Некоторые особенности программ участников рейтингов QS и RePec
На первом-втором местах в обоих рейтингах значится Harvard University (Kennedy School, Business School), предлагающий различные вариации программы MPA (Master of Public Administration), летнюю школу, сертификаты и отдельные дисциплины для обладателей магистерских дипломов. Harvard предлагает одно из самых больших количество дисциплин в едином каталоге по политике, менеджменту и от-
раслям общественного сектора. Хотя из них к Public Finance прямое отношение имеют очень немногие, как например, часто встречающиеся в других университетах Public Financial Management (Управление общественными финансами), Budgeting (Государственный бюджет), State and Local Finance (Региональные и муниципальные финансы), State Revenue (Государственные доходы), Program Evaluation (Оценка бюджетных расходов), Private Capital for Public Purposes (Частный капитал для общественных проектов, как вариация дисциплины Частно-государственное партнерство).
Аналогичная ситуация в Berkeley, где из огромного количества дисциплин экономики и менеджмента заслуживает упоминания только Public Budgeting: Making Organizational Reforms (Бюджетные реформы). В University of Michigan с его программами MPP (Master of Public Policy) — только дисциплина Public Budgeting and Financial Planning (Государственный бюджет и финансовый план, что звучит для отечественного преподавателя как синонимы). MIT Economic department предлагает только Public Finance and Public Policy, и это несмотря на принадлежность к этому университету одного из самых известных американских учебников (Public Finance and Public Policy by Jonathan Gruber). Columbia University School of International and Public Affairs, из заслуживающего внимания, предлагает дисциплины Public Finance and Debt Management (Общественные финансы и управление государственным долгом), Tax Policy и Municipal Finance (Налоговая политика и муниципальные финансы).
В University of Illinois at Chicago, Department of Public Administration в рамках программы MPA1 количество дисциплин ГМФ достаточно широкое: Public Finance and Public Policy, State and Local Finance (Региональные и муниципальные финансы), Municipal Bonds (Муниципальные облигации), Taxation (Налоги), Investment Management (Управление инвестициями), Public Budgeting (Государственный бюджет), Public Budgeting and Accounting (Бюджетный учет), Cost-Benefit Analysis (Анализ «затраты-результат» по бюджетным расходам). Указанные университет и программу на следует путать с созвучными The University of Chicago, Harris School of Public Policy, MPP — где учат политологии и немного экономике.
Из европейских участников рейтинга QS и RePec одна из самых знаменитых London School of Economics предлагает только программу MPA от Institute of Public Affairs2 (Мастер по связям с общественностью,
1 http://cuppa-pa.uic.edu/the-department/department-information/prospective-students/mpa/mpa-prospective-home/
2 http://www.lse.ac.uk/resources/calendar/programmeRegulations/taughtMasters/2015_ MPAOptionsList.htm
Институт по связям с общественностью). Программа начинается с трех обязательных дисциплин, упрощенно политика, экономика и эконометрика. В составе дисциплин по выбору вновь преобладает политология и выделяются лишь две экономические дисциплины: Monetary Economics или Principles of Finance (аналоги отечественных дисциплин «Деньги, кредит, банки» и «Финансы» для 2-3-го курсов бакалавриата). Единственно, что имеет отношение к специализации ГМФ, — это дисциплина Public Budgeting and Financial Management, по своему наполнению аналогичная отечественной дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» третьего курса бакалавриата. Следует упомянуть и Department of Finance, который специализируется на корпоративных финансах и имеет всего одну дисциплину ГМФ — Public Finance, по стилю как Public Economics второго курса бакалавриата.
Из ведущих британских университетов рейтинга QS заслуживает внимания SOAS University of London (35-е место в рейтинге QS Economics), School of Finance and Management, которая предлагает сразу несколько релевантных данному исследованию программ, включая программу MSc Public Financial Management1 (Управление общественными финансами). Обязательные дисциплины — это PFM Audit and Compliance (Аудит и контроль), PFM Financial Reporting IPSAS (International Public Sector Accounting Standards, Международные стандарты учета и отчетности для общественного сектора), PFM Planning and Performance (Планирование и исполнение), PFM Revenue (Доходы). Из состава дисциплин по выбору обращают на себя внимание Privatization and Public-Private Partnership (Приватизация и государственно-частное партнерство), Project Appraisal (Оценка бюджетных проектов).
По дисциплинам от SOAS на родственном сайте Londoninternational. ac.uk можно найти достаточно полные рабочие программы дисциплин для более детального анализа. Данная и родственные программы — это программы дистанционного обучения со сдачей экзаменов в Лондоне. С похожими программами сотрудничают Международный институт экономики и финансов НИУ ВШЭ и Финансовый университет, но не по специализации ГМФ. Также обращает на себя внимание модульный характер обучения и персональная скорость, предложение сокращенного Graduate Diploma без магистерской диссертации и летняя школа с указанными дисциплинами.
University of Birmingham, School of Government and Society (вторая половина первой сотни рейтинга QS Economics) предлагает программу Public Economic Management and Finance2. Три обязательные отно-
1 https://www.soas.ac.uk/cefims/programmes/msc-public-financial-management/
2 http://www.birmingham.ac.uk/postgraduate/courses/taught/govsoc/development-management-public-economic-finance.aspx?OpenSection=Modules
сительно оригинальные дисциплины включают: Development Management (Управление развитием экономики), Public Economic Management (Управление экономикой общественного сектора), Managing Public Money (Казначейская работа). Несколько десятков дисциплин по выбору в основном представлены направлениями политики и менеджмента, однако две дисциплины относятся к специализации ГМФ: Introduction to Development Projects (Проекты в сфере недвижимости), Public Sector Reforms and Development (Бюджетные реформы). По этой программе также возможен упрощенный диплом, как в SOAS, и есть одно-двухстраничные аннотации дисциплин.
University College London, программа MPA содержит только одну дисциплину специализации ГМФ — Public Finance and Budgeting (Общественные финансы и бюджетирование), остальные дисциплины из политологии, даже из экономики или менеджмента дисциплин мало. В знаменитом University of Oxford, School of Government на программе MPP (Master of Public Policy), а также в Said Business School на программе MBA (Master of Business Administration) дисциплин специализации ГМФ нет.
Французская Aix-Marseille School of Economics предлагает магистерскую программу Public Economics c разными версиями экономических дисциплин и двумя аналогами отечественных дисциплин «Финансы» и «Деньги, кредит, банки». Toulouse School of Economics в рамках программ Ms Economics и Ms Finance не предлагает дисциплин анализируемой специализации, как и все другие участники первой сотни рейтингов из Франции. Испанская Barcelona Graduate School of Economics предлагает программу Master's in Economics of Public Policy, где из анализируемой специализации представлена только дисциплина Public Economics как упрощенная версия отечественной дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» 3-го курса бакалавриата.
У рейтинговых скандинавских представителей — Stockholm University и Uppsala Universitet — магистерские программы без анализируемой специализации и без искомых дисциплин. University of Tampere, Finland предлагает магистерскую программу Public Economics and Public Finance1, в которой много экономических дисциплин, а из дисциплин анализируемой специализации ГМФ представлена только Cost-Benefit Analysis (Анализ «затраты-результат» по государственным программам), а также косвенно Topics of Economic Policy (Экономическая политика).
В рейтингах заметно присутствие университетов из Канады, но только в них почти нет дисциплин специализации ГМФ. University
1 https://www10.uta.fi/opas/tutkintoOhjelma.htm?rid=6675&uiLang=en&lang=en&l vv=2015
of Calgary (School of Public Policy — MPP) или McMaster University (MA in Economic Policy) предлагают только одну дисциплину ГМФ — Public Finance. Некоторые университеты, как, например, University of British Columbia или Queen's University, вообще раскрывают удручающе мало деталей программ на своих сайтах.
Китайский Central University of Finance and Economics предлагает программы бакалавриата и магистратуры Public Finance1 (на уровне бакалавриата это пока единственная программа как аналог анализируемой специализации ГМФ), только деталей этой программы на сайте на английском языке нет. Лучше раскрытие состава дисциплин на английском языке в токийском National Graduate Institute for Policy Studies, где есть программа Public Finance2. На этой программе заслуживают упоминания достаточно много дисциплин: Fiscal and Monetary Policies (Фискальная и монетарная политика), Public Expenditure Management (Управление бюджетными расходами), Local Government Finance (Муниципальные финансы), Politics of Global Money and Finance (Международные финансы), Finance and Economic Growth (Финансы и экономический рост), Development Economics (Экономическое развитие), Theory of Public Finance (Теория общественных финансов).
Обобщение зарубежных программ
рейтинговых университетов
Всего было проанализировано порядка 130 сайтов университетов из трех рейтингов, до 20 из первого американского (сам рейтинг короткий) и до 100 из двух других. 130 университетов получилось с учетом их дублирования в разных рейтингах, дублирования их различных департаментов, а также наличия в одном из рейтингов исследовательских центров вне университетов. Достаточно существенная, представленная выше описательная часть иллюстрирует достаточно неожиданные указанные далее обобщения и выводы.
Неожиданным результатом проведенного анализа является незначительное внимание со стороны ведущих университетов мира к дисциплинам специализации ГМФ. Среди магистерских программ по экономике, финансам, менеджменту, бизнесу или политологии в 3/4 проанализированных университетов даже отсутствует базовая дисциплина Public Finance. В 1/4 университетов предлагаются профильные программы, созвучные по названиям с анализируемой специализацией, однако в основном они наполняются дисциплинами со словами в названии economics, econometrics, management, politics, т.е. не являются
1 http://www.csc.edu.cn/studyinchina/universityprogramsen.aspx?collegeId=25
2 http://www.grips.ac.jp/en/education/inter_programs/finance/
аналогами отечественной специализации ГМФ по сути. Буквально счи-таное количество университетов предлагают реальные программы ГМФ, где содержание дисциплин полезно для сопоставления с отечественными программами.
Среди этих университетов выделяются Harvard Kennedy School of Public Politics, хотя в ней десяток дисциплин специализации ГМФ теряется в сотнях дисциплин других специальностей. Первый в узкоспециализированном рейтинге Best US News — Indiana University — предлагает большое, по американским меркам, количество дисциплин специализации ГМФ, но все же меньше по сравнению со специализированными программами ведущих отечественных вузов. Georgia State University совместно с Government Finance Officers Association предлагает профессиональный сертификат специализации ГМФ с пятью дисциплинами-экзаменами первого уровня по сравнению с АСА или CFA. Wagner New York University предлагает магистерскую программу, самую близкую к отечественным программам из всех проанализированных американских университетов.
Следует выделить британские SOAS University of London и University of Birmingham с десятком заслуживающих внимания дисциплин специализации ГМФ. Много интересного перечислено в Токийском институте политических исследований и Китайском центральном университете экономики и финансов, однако отсутствие перевода деталей на английский затрудняет их реальный анализ.
В целом условно-обобщенная зарубежная программа по специализации ГМФ будет иметь следующее наполнение:
Fiscal and Monetary Policies, Theory of Public Finance, Strategic Public Finance (Фискальная и денежно-кредитная политика, Теория общественных финансов, Стратегические общественные финансы),
Public Finance Planning and Performance, Treasury and Fund Management (Государственный бюджет, Казначейская работа),
Program Evaluation, Social programs and Off-Budgetary Funds (Бюджетные программы и их оценка, Социальные программы, Внебюджетные фонды),
Financial Management for Non-Profit Organizations, Municipal Finance (Финансовый менеджмент некоммерческих организаций, Муниципальные финансы),
Budgetary Deficit and Public Debt, Public Investments and Sovereign Funds (Бюджетный дефицит и государственный долг, Государственные инвестиции и суверенные фонды),
Budgetary Audit and Compliance, International Public Sector Accounting Standards (Бюджетный аудит и контроль, Международные стандарты отчетности общественного сектора),
Privatization and Private-Public Partnership (Приватизация и частно-государственное партнерство).
Результаты анализа методической основы
отдельных дисциплин с наибольшими различиями
В дополнение к широкому анализу наименований программ и дисциплин по особо выделенным дисциплинам был проведен глубокий анализ тем и их методической основы. Этот глубокий анализ занимает много времени и места изложения, поэтому его результаты представлены тезисно и в объеме в зависимости от выявленных принципиальных различий.
Тезисно следует упомянуть несколько базовых дисциплин обзорного характера, с различием во множестве деталей, исходя из конкретики стран. К таковым относятся дисциплины: «Государственные и муниципальные финансы» и ее зарубежный аналог Public Finance, «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» [Маркина и др., 2014] и зарубежный аналог Fiscal and Monetary Policies, «Государственный финансовый менеджмент» или «Финансовый менеджмент администраторов бюджетных средств» с аналогом Public Finance Management, «Казначейские технологии» и «Учет и отчетность» с их дисциплинами «Treasury» и Governmental Accounting.
Зарубежные и отечественные дисциплины также пересекаются по тематике бюджетного дефицита и государственного долга, суверенных фондов и внебюджетных фондов, приватизации и государственно-частного партнерства. Сразу несколько учебных пособий выдает РИНЦ по государственному долгу или даже несколько десятков по внебюджетным фондам, включая работы С. Н. Солдаткина [Солдаткин, 2013], Г. Н. Белицкой и Г. Т. Гафуровой [Белицкая, Гафурова, 2008]. Хотя отечественные учебные пособия изданы в объеме 150—180 страниц и уступают многим комплексным публикациям на английском языке по линии зарубежных исследовательских или международных финансовых институтов.
Международные стандарты учета и статистики общественного сектора поддерживаются по линии международных финансовых организаций и переведены на русский язык1, а отечественные дисциплины релевантны по содержанию зарубежным аналогам. По аудиту и ком-
1 Сборник «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора». Официальный перевод на русский язык, 2012. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/document/ ?id_4=16828&area_id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4ChwVPOVT
плаенс-контролю РИНЦ очевидно выдаст гигантское количество публикаций, однако качественных и всесторонних монографий именно по бюджетному аудиту, особенно с распространенным в США и Евро-союсе риск-ориентированным подходом крайне мало.
Значительное место в зарубежных программах занимает дисциплина в разных версиях названий, направленная на всесторонний анализ бюджетных расходов и государственных программ с позиций мультипликаторов экономического роста и налоговых доходов, альтернативная нередкому для отечественной практики подходу «освоения» бюджетных ассигнований. Из отечественных учебников наиболее релевантно учебное пособие под редакцией М. П. Афанасьева «Программный бюджет» [Афанасьев и др., 2012]. Хотя РИНЦ показывает всего несколько книг по этой тематике со скудным цитированием, указывая потенциал развития таких дисциплин в наших программах за счет англоязычных источников.
Еще одна популярная за рубежом дисциплина с отечественным аналогом строится вокруг бюджетных реформ, которые в США в значительных размерах проводятся при каждой новой президентской администрации. По этой дисциплине некоторый недостаток русскоязычных комплексных публикаций на уровне монографий или сборников. В качестве примеров можно привести некоторые превалирующие в РИНЦ узконаправленные публикации. Одна из них — это коллективная монография Института США и Канады РАН от 2014 г. [Лебедева и др., 2014] про реформы текущей администрации Барка Обамы и ретроспективы десятилетий. Вторая — статья С. П. Солянниковой [Солянникова, 2006] с узкими аспектами бюджетной реформы в одной из бюджетообразующих отраслей (образование).
Больше внимания в США уделяется проблематике Local Finance или Municipal Finance, тогда как РИНЦ содержит всего несколько учебников и монографий — работы коллектива авторов под руководством И. Н. Баранова из Санкт-Петербургского государственного экономического университета [Баранов и др., 2008] и опубликованную в 2002 г. работу М. И. Яндиева [Яндиев, 2002] из МГУ имени Ломоносова. В США местные органы власти обладают большой самостоятельностью, особенно по тематике налоговых доходов и платных государственных услуг (User Fees). В России же местные органы власти зачастую являются исполнителями программ и нормативов вышестоящих органов власти, а эти программы и нормативы, очевидно, раскрываются в других дисциплинах без акцента на местный уровень. Так что американские книги по Local/ Municipal Finance будут полезны для развития отечественного аналога такой дисциплины.
Заключение
Отечественные программы ГМФ ведущих вузов имеют хорошую основу для конкурентоспособности на мировом рынке образования, если будут трансформированы под преподавание на английском языке. Для коллектива преподавателей ведущих отечественных программ специализации ГМФ с имеющимся хорошим наполнением не составит большого труда подобрать по зарубежным дисциплинам-аналогам англоязычные монографии, дополнить их отечественным опытом. Автор данной статьи выражает надежду, что сделанный анализ и многочисленные ссылки на зарубежные аналоги позволят продвинуться в реализации такой идеи.
Список литературы
1. Мироненко Н. В., Строева О. А. Академические программы подготовки магистров: зарубежный опыт // Управленческое консультирование, издательство РАНХиГС. — 2015. — № 12 (84). — С. 75-82.
2. Дядудов Д. В. Развитие теории общественных финансов в экономической науке // Экономические науки. — 2013. — № 106. — С. 57-60.
3. Маркина Е. В., Абрамова М. А., Гончаренко Л. И. и др. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2014. — 551 с.
4. Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: Учебное пособие. — М.: Кнорус, 2013. — 256 с.
5. Белицкая Г. Н., Гафурова Г. Т. Государственные внебюджетные фонды: Учебное пособие. — Казань: Познание, 2008. — 234 с.
6. Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Березкин Д. И., Захаров К. Е., Кирако-сян Р. М., Крылов Г. З., Шаш Н. Н., Поверин М. В. Программный бюджет: Учебное пособие. — М.: Магистр, 2012.
7. Лебедева Л. Ф., Васильев В. С., Емельянов С. В., Аксенов П. А., Емельянов Е. В., Петровская Н. Е., Чудинова К. О., Белоусов С. А. Государственные финансы и бюдежтные приоритеты США в начале XXI века // Институт США и Канады РАН: Монография. — М., 2014.
8. Солянникова С. П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы // Вопросы образования. — 2006. — № 1. — С. 47-66.
9. Батчаев А. Р., Жунба Н. Б., Заостровцев А. П., Иванова Н. Г., Кадочников Д. В., Кузнецова Т. А., Одиннг Н. Ю., Писклюкова Е. В., Пшеннико-ва Е. И., Петухова Р. А., Савулькин Л. И., Скляр Т. М., Соколова Е. В., Шевчук Д. В. Управление региональными и муниципальными финансами: Учебное пособие для работников финансовых органов субъектов Российской Федерации / Под ред. И. Н. Баранова. Министерство финансов Российской Федерации, Международный банк реконструкции и развития. — Санкт-Петербург: Леонтьевский центр, 2008. — 494 с.
10. Яндиев М. И. Финансы регионов. — М.: Финансы и статистика. — 240 с.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Roman Alphabet
1. Mironenko N. V., Stroeva O.A. Akademicheskie programmy podgotovki magis-trov: zarubezhnyj opyt // Upravlencheskoe konsul'tirovanie, izdatel'stvo RAN-HiGS. — 2015. — № 12 (84). — S. 75-82.
2. Djadudov D. V. Razvitie teorii obshhestvennyh finansov v jekonomicheskoj nauke // Jekonomicheskie nauki. — 2013. — № 106. — S. 57-60.
3. Markina E. V, Abramova M. A., Goncharenko L. I. i dr. Finansovye i denezhno-kreditnye metody regulirovanija jekonomiki. Teorija i praktika: Uchebnoe poso-bie. — M.: Jurajt. — 551 s.
4. Soldatkin S. N. Gosudarstvennyj i municipal'nyj dolg: teorija, metodologija, praktika: Uchebnoe posobie. — M.: Knorus, 2013. — 256 s.
5. Belickaja G. N., Gafurova G. T. Gosudarstvennye vnebjudzhetnye fondy: Uchebnoe posobie. — Kazan': Poznanie, 2008. — 234 s.
6. Afanas'evM. P., BelenchukA. A., Berezkin D. I., ZaharovK. E, Kirakosjan R. M, Krylov G. Z., Shash N. N., Poverin M. V. Programmnyj bjudzheta: Uchebnoe posobie. — M.: Magistr, 2012.
7. Lebedeva L. F., Vasil'ev V. S., Emeljanov S. V., Aksenov P. A., Emeljanov E. V., Petrovskaja N. E., Chudinova K. O., Belousov S. A. Gosudarstvennye finansy i bjudezhtnye prioritety SShA v nachale XXI veka // Institut SShA i Kanady RAN: Monografija. — M., 2014.
8. Soljannikova S. P. Problemy finansovogo obespechenija rossijskih vuzov v uslovi-jah bjudzhetnoj reformy // Voprosy obrazovanija. 2006. — № 1. — S. 47-66.
9. BatchaevA. R., Zhunba N. B, Zaostrovcev A. P., Ivanova N. G, Kadochnikov D. V., Kuznecova T. A., Odinng N. Ju, Piskljukova E. V., Pshennikova E. I., Petuho-va R. A., Savul'kin L. I., Skljar T. M., Sokolova E. V., Shevchuk D. V. Upravlenie regional'nymi i municipal'nymi finansami: Uchebnoe posobie dlja rabotnikov finansovyh organov sub#ektov Rossijskoj Federacii / Pod redakciej I. N. Ba-ranova. Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii, Mezhdunarodnyj bank re-konstrukcii i razvitija. — Sankt-Peterburg: Leont'evskij centr, 2008. — 494 s.
10. Jandiev M. I. Finansy regionov. — M.: Finansy i statistika. — 240 s.