УДк
Рагозина с.А.
международная конференция «образ ислама в России» (уппсала, Швеция, 6-8 октября 2016 г.)1
В начале октября 2016 г. на базе одного из старейших университетов Европы - университета Уппсалы в Швеции - была организована международная конференция «Образ ислама в России». На одной площадке организаторам удалось, с одной стороны, собрать представителей самых разных научных направлений - история, международные отношения, социология религии. С другой стороны, данная встреча превратилась в настоящий исламоведческий симпозиум высшего уровня, так как в нем приняли участие многие ведущие российские и зарубежные специалисты в области истории и современности ислама. В данном материале представлен обзор наиболее значимых, на наш взгляд, докладов, освящена общая специфика мероприятия.
Ключевые слова: ислам, исламоведение, Россия, конференции, обзор.
Ragozina s.A.
INTERNATIONAL conference «THE image OF islam
in russia» (uppsala, sweden, october 6-8, 2016)
At the beginning of October 2016 an international conference «Image of Islam in Russia» was organized on the platform of one of the oldest universities in Europe - the Uppsala University in Sweden. The organizers succeeded, on the one hand, to gather representatives from a wide range of scientific fields - history, international relations, sociology of religion. On the other hand, this meeting turned into a true Islamic symposium of the highest level, as many leading Russian and foreign experts in the field of the history and modernity of Islam took part in it. This article presents an overview of the most important in our opinion reports. The general specificity of the event is also described.
Keywords: Islam, Islamic studies, Russia, conferences, review.
1 Статья представляет собой расширенный вариант обзора конференции, ранее опубликованного в журнале «Государственное управление. Электронный вестник»: Булгару Д.И.., Рагозина С.А. Одна религия - множество мнений: международная конференция «Образ ислама в России» // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. Вып. 60. С. 333-344.
С
6 по 8 октября в живописном пригороде шведской Уппсалы Скархол-мен состоялась международная конференция «Образ ислама в России». Конференция была организована усилиями небольшой команды. Идейным вдохновителем и движущим механизмом этой конференции выступил талантливый организатор и ученый с мировым именем профессор Greg Simons, представляющий Центр российских и евразийских исследований Университета Уппсалы (Швеция). Координатором и помощником Грега был PhD студент Университета Эдинбурга (Великобритания) Eric Vlaemick. Нельзя не отметить финансовую поддержку Шведского Фонда гуманитарных и социальных наук, без гранта которого это мероприятие не состоялось бы.
Конференция с определенной долей условности может быть названа международной: из примерно 60 человек большая часть участников либо приехали из России, либо имеют российское происхождение, но сейчас представляют иностранные университеты, работая там или обучаясь. Участие ряда иностранных и отечественных специалистов с мировым именем придало высокий научный статус этому мероприятию.
Одной из целей, которую ставили перед собой организаторы этой конференции, - представить как можно больше различных точек зрения. Своеобразной преамбулой послужило убеждение в том, что со времен краха коммунистической системы ислам стал проблематизироваться в публичном дискурсе совершенно иначе, чем это было в Советском Союзе. Несмотря на декларируемые Российской Федерацией принципы полиэтничного и поликонфессионального общества, оказалось, что подъем национализма на Северном Кавказе оказал значительное влияние на общественное мнение и восприятие ислама. В связи с этим задача конференции была сформулирована максимально широко - проанализировать, как ислам воспринимается и конструируется в публичном и медийном пространстве в современной России. Не должны были остаться без внимания и исторические аспекты. Обозначенная таким образом тематика и задача обусловили междисциплинарный характер большинства докладов. Их заголовки, по которым было понятно, что авторы представляют различные подходы и даже научные направления, обещали оживленную дискуссию. Это также явилось большим плюсом состоявшейся конференции.
Тон мероприятия был задан пленарным докладом, который представил профессор Королевского Колледжа (Лондон, Великобритания) Марат Штерин. Он осветил ряд фундаментальных проблем изучения ислама в мире, и в России в частности. Так, очень сложно говорить о наличии объективного знания об исламе как таковом. Апеллируя к концепции Чарльза Райта Миллса о «социологическом воображении» и «структуре знания» Мишеля Фуко, Марат Штерин справедливо отмечает, что зачастую представления об исламе обусловлены принадлежностью к той или иной этнической, социальной и политической группе. Он также поднял важный для всей сферы изучения ислама вопрос, касающийся адекватности и корректности использования ряда аналитических инструментов. Например, уместно ли употребление терминов «исламизация радикализма» или «радикализация исламизма»? По мнению автора доклада, ни то, ни другое не является продуктивным. Нужно
избегать использования всевозможных производных от слова «ислам» в описании различных социальных феноменов. Гораздо более приемлемым является употребление таких терминов, как «радикальные убеждения» и «радикальное поведение».
Несмотря на разнообразие представленных докладов, условно они могут быть разделены на четыре группы. Во-первых, это «историческая» группа. Она объединяет исследователей, чьи выступления были посвящены жизни мусульманских сообществ в разные исторические периоды. Ко второй группе можно отнести докладчиков, представивших анализ отдельных региональных кейсов на современном этапе. Третья группа - самая многочисленная - представлена докладами по социологии ислама. Наконец, четвертая группа включает в себя материалы, где ислам рассматривается в более широком контексте внешней политики: противодействия экстремизму, борьбы с терроризмом и прочее.
Стоит отметить очень высокий уровень представленных докладов: с точки зрения содержания и представления. Однако некоторые доклады вызвали особый интерес.
Например, говоря об историческом блоке, нельзя не отметить доклад ученого, уже приобретшего себе мировое имя, профессора, ведущего научного сотрудника Института Востоковедения РАН (Москва, Россия) Владимира Бобровникова. В своем выступлении он представил некоторые результаты работы с крайне интересным историческим источником - советскими довоенными плакатами из собраний Центрального музея современной истории России, Музея восточных искусств и Библиотеки Фонда Марджани. На таких наглядных примерах автор продемонстрировал формирование «колониального и ориенталистского восприятия» мусульман с первых лет установления советской власти. Кроме того, пропаганда также была рассчитана на формирование советской идентичности вместо мусульманской. Однако автор не ограничивает свое исследование анализом визуальных средств коммунистической пропаганды. Он также обращается и к более широкому социальному контексту, рассматривая политических акторов, стоящих за созданием этих плакатов.
Более широкая картина советизации ислама и феномена исламского реформизма была представлена в докладе известного историка, профессора Карлтонского Колледжа (Нортфилд, США) Адиба Халида. Он выдвигает идею о том, что дискурс исламских реформаторов начала ХХ века во многом пересекался с большевистской риторикой. Например, реформисты отвергали практику посещения «святых мест» мусульманами, так как это было несовместимо с идеей о единстве Бога («таухид»). В то время как большевики называли этот феномен пережитком феодального строя, апеллируя к материализму марксистско-ленинской теории и европейскому ориентализму. Подобные пересечения дискурса, по мнению Адиба Халида, объясняют восприимчивость мусульманского сообщества к революционной большевистской идеологии.
Среди других докладов, посвященных различным историческим аспектам, следует отметить исследование старшего научного сотрудника Института истории при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Ташкент, Узбекистан) Рината Шигабдинова, посвященное анализу феномена «советского ислама» на архивных материалах Средней Азии о деятельности Уполномоченных Со-
вета по делам религий. Юлия Гусева также обратилась к проблеме ислама в первые годы советской власти и представила доклад об идеях панисламизма в 1920-е годы в Советской России, основанный на архивных документах Восточного отдела Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров. Старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Мар-джани АН Республики Татарстан (Казань, Россия) Булат Рахимзянов обращается к более раннему периоду и рассматривает «религиозный прагматизм» Московского государства в ХУ-ХУП вв., способствовавший политической и экономической интеграции в международные отношения той эпохи.
Авторы докладов, посвященных отдельным региональным кейсам, также обращались к историческим аспектам, но не столь подробно, как это делали указанные выше докладчики. Они скорее описывали недавнюю историю последних двух-трех десятилетий, что позволило лучше понять современные процессы.
Научный сотрудник Института Кеннана и преподаватель Университета Джорджа Вашингтона (Вашингтон, США) Лиля Каримова в своем докладе обратилась к истории мечети Ярдам в Казани. За период около 20 лет мечеть из собственно религиозного учреждения превратилась в успешный социальный проект с медицинским учреждением и иными социальными службами. В своем докладе автору удалось не только подробно описать историю становления этого комплекса, но и проанализировать причины этого явления, вписав в более широкий социально-политический контекст.
Один из самых ярких участников конференции, профессор сравнительного религиоведения Теологического института Эстонской евангелической лютеранской церкви и советник Министерства внутренних дел (Таллин, Эстония), Ringo Ringvee сумел за ограниченное регламентом время выступления нарисовать подробную картину ислама в прибалтийских государствах. В трех государствах - Литве, Латвии и Эстонии - можно выделить три основные группы мусульман: азербайджанцы и татары, представляющие традиционные мусульманские меньшинства, и «новые» мигранты. Обозначив общий контекст, автору удалось охарактеризовать и специфику позиционирования и восприятия мусульманского сообщества в каждом из этих прибалтийских государств.
Чрезвычайно информативным оказался доклад научного сотрудника Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра (Уфа, Россия) Зили Хабибулиной о различных аспектах организации хаджа мусульман из регионов южного Урала (Республика Башкирия, Оренбургская, Челябинская и Курганская области). Был представлен интересный статистический материал, проанализирована динамика изменения количества паломников за более чем 10 лет.
Конференция удалась в том смысле, что не обошлось и без конфликтных ситуаций. Столкнулись «лед и пламя» - академическое сообщество в самом широком смысле слова и Российский институт стратегических исследований (РИСИ) в лице его старшего научного сотрудника Галины Хизриевой. Поводом послужил доклад постдока Университета Пассау (Германия) Александра Пономарева про одиозного деятеля Раиса Сулейманова, по мнению которого в Казани уже давно пора ходить исключительно в бронежилете, потому что количество «ваххабитов» достигло не-
вероятных величин, и проникли они уже почти во все властные структуры. Галина Хизриева поспешила уточнить, что он не имеет никакого отношения к РИСИ. Тем не менее, она четко обозначила свою позицию по поводу «неприемлемости либеральной пропаганды, допускающей переговоры с террористами». В иные дискуссии она не вступала, даже после своего доклада про проблемы религиозного образования в России.
Социология ислама изучает социальные, политические и экономические трансформации в современных мусульманских сообществах через широкий инструментарий социальной теории. Отличительной чертой исследований, выполненных в рамках социологии ислама, как правило, является использование междисциплинарного подхода. Ряд докладов, сделанных на конференции, можно отнести к этому научному направлению.
Известный специалист по «российскому исламу» профессор Университета Амстердама (Голландия) Michael Kemper проанализировал публичный дискурс так называемого «официального ислама». Основным предметом рассмотрения явились Центральное Духовное управление мусульман (Уфа) и Совет муфтиев (Москва). Заинтересован ли Кремль в появлении единого мусульманского муфтията? Как московская организация мусульман стремится расширять свое влияние? Автор отмечает, что наиболее эффективным инструментом здесь являются специфические дискурсивные стратегии, используемые представителями «официального ислама». Например, концепт евразийства активно используется во внутренней политике, в то время как вовне развивается идея сближения мазхабов. Кроме того, автор также отмечает определенное влияние Русской православной церкви на официальный мусульманский дискурс. Возможна ли реконфигурация расклада сил в российском мусульманском сообществе? Этот вопрос был оставлен для дискуссии.
Один из крупнейших российских исследователей проблем национализма и мультикультурализма, ведущий научный сотрудник и директор Центра изучения проблем гражданства и идентичности Института философии РАН (Москва, Россия) Владимир Малахов также обратился к анализу дискурсивных стратегий и попытался ответить на вопрос, как ислам превратился в «проблему». Особый интерес представляет сравнение западного и североамериканского с российским дискурсом об исламе: автор выявил множество сходных механизмов, воспроизводимых в публичном пространстве.
Высокий уровень докладов - как по содержанию, так и по их представлению - продемонстрировали аспиранты наших и зарубежных университетов. PhD студент Университета Ляйдена (Голландия) Гульназ Сибгатуллина осветила проблемы перевода ряда исламских терминов и то, какое влияние это оказывает на весь публичный дискурс об исламе. Основываясь на подробном лингвистическом анализе ряда текстов, автор делает нетривиальные выводы относительно высокого уровня интертекстуальности православного и исламского дискурса в России. Доклад другого PhD студента из Эдинбургского университета - Eric Vlaemick - вызвал самую положительную оценку и живую реакцию, так как был посвящен визуализации маскулинности в российском публичном политическом пространстве и ее роли в исламском дискурсе, в качестве кейса был выбран Рамзан Ахматович. Соискатель кандидатской степени и преподаватель НИУ ВШЭ (Москва, Россия) Софья Рагози-
на сделала доклад о том, какой образ ислама транслируется российской федеральной прессой. На богатом эмпирическом материале с применением оригинального методологического подхода корпусной лингвистики ей удалось продемонстрировать ряд языковых стратегий, способствующих формированию негативного образа ислама.
Иранские коллеги обратились к анализу различных аспектов влияния исламского фактора на внешнюю политику. PhD студент Университета Тегерана (Иран) Бехназ Асадикия подробно рассмотрела место ислама в неоевразийской концепции Дугина, а профессор Университета Шахида Бехешти (Тегеран, Иран) Хамидреза Азизи проанализировал влияние ислама на российско-иранские отношения в исторической ретроспективе.
Крайне содержательным и интересным стало выступление редактора российского отдела аналитического центра Al-Monitor и доцента Пятигорского государственного университета (Пятигорск, Россия) Максима Сучкова, который сумел за короткое время «разложить по полочкам» такую непростую тему, как «Ислам во внешней политике России». Он отметил главное противоречие, характеризующее данную сферу: с одной стороны, многие эксперты связывают «возвращение России на Ближний Восток» с внутренними проблемами радикализации мусульман, с другой стороны, отмечается и «прошиитская» позиция России в регионе, что не способствует нормализации ситуации с российскими мусульманами, большая часть которых сунниты. В общем, отмечается, что ислам становится одним из движущих факторов российской внешней политики.