Научная статья на тему 'Международная конференция «Медиа как предмет философии» в Санкт-Петербургском государственном университете'

Международная конференция «Медиа как предмет философии» в Санкт-Петербургском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАФИЛОСОФИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Вторая декада ноября ознаменовалась для Санкт-Петербург Днями философии, которые проходили в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете философии и политологии. Так, кафедра эстетики и философии культуры проводила уже 9 раз всероссийскую конференцию «Горизонты культуры: от массовой до элитарной», а кафедра онтологии и теории познания в первый и, надеемся, не в последний раз, подготовила и провела международную конференцию «Медиа как предмет философии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция «Медиа как предмет философии» в Санкт-Петербургском государственном университете»

Актуальные новости

Международная конференция «Медиа как предмет философии» в Санкт-Петербургском государственном

университете

Е.В.Мурюкина кандидат педагогических наук, доцент

Вторая декада ноября ознаменовалась для Санкт-Петербург Днями философии, которые проходили в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете философии и политологии. Так, кафедра эстетики и философии культуры проводила уже 9 раз всероссийскую конференцию «Горизонты культуры: от массовой до элитарной», а кафедра онтологии и теории познания в первый и, надеемся, не в последний раз, подготовила и провела международную конференцию «Медиа как предмет философии».

Первый день конференции (а мы выбрали для себя направление «Медиа как предмет философии») проходил в медиацентре Центральной городской публичной библиотеки им. В.В.Маяковского, что на Невском проспекте. Прежде всего, порадовало то, что было много участников из разных городов нашей страны. В пленарном заседании выступали с докладами все заявленные участники. Но соблюсти регламент не удалось, так как представленные сообщения вызывали действительно бурные обсуждения. С содержательными докладами выступили доктор философских наук, профессор В.В.Савчук (Санкт-Петербург), Е.С.Некрасова (Санкт-Петербург), А.Н.Фоменко (Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Голубева (Елец), С.А.Лишаев (Самара), А.А.Китаев (Санкт-Петербург), А.В.Смирнов (Санкт-Петербург).

Известный фотограф А.А.Китаев говорил об особенностях цифровой фотографии, о тенденциях развития искусства фотографии, о подмене чувств и эмоций фотообразами, рассматривал роль фотографии в становлении цивилизации образа. А.В.Смирнов коснулся аспекта сохранения информации в медийном архиве. С развитием новых информационных технологий медиаархив также постоянно изменяется. Если мы возьмем компьютер, то можем вспомнить, что сначала мы сохраняли информацию на дискетах, потом на дисках, сейчас все более распространяются флэш-карты. Но здесь есть опасность: какие медиаархивы создавать, чтобы эта информация хранилась десятилетиями и столетиями и была доступна для пользования. Ведь по мере появления все новой и новой техники носители информации также изменяются, а проблема архивирования данных становится все более актуальной.

Вопросы докладчикам задавались весьма активно. В итоге, пленарное заседание продлилось на 2,5 часа больше регламентного времени.

После кофе-брейка заседание было продолжено выступлениями авторов из Самары, Волгограда, Омска, Таганрога, Екатеринбурга и др. городов нашей страны и стран ближнего зарубежья. С большим интересом был выслушан доклад (доцент Е.В.Мурюкина) о медиаобразовательном проекте в рамках Таганрогского государственного педагогического института. Задавалась целая серия вопросов. Для того, что философам было проще понять педагогический аспект проблемы медиа, нами были представлены учебные пособия, монографии, выпущенные Таганрогской научной школой (авторы - А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина), а также журнал «Медиаобразование», который выпускается с 2005 года (учредители - Московское бюро ЮНЕСКО, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и др.).

Второй день конференции проходил уже непосредственно на факультете философии и политологии. После утреннего заседания началась лекция профессора Свободного университета (Берлин) Кристофа Вульфа на тему: "Homo pictor: воображение создает человека" (синхронный перевод обеспечивала кандидат философских наук, доцент Г.Р.Хайдарова). В своем выступлении К.Вульф представил следующую типологию образов:

1)образ как магическое присутствие. Сила образа проявляется в его уподобление - большое количество примеров мы находим в Библии;

2) образ как мимическая репрезентация. Различия между моделью и ее отражением в качестве образа несущественны. Эпоха Возрождения, где человеческое тело являлось центральным образом;

3) образ как техническая симуляция. Формирование образов приводит к потере самой вещи. Цель этой группы образов: быть похожими не на прообразы (то есть первоисточник), а на самих себя. То есть, на экране формируется какой-либо образ современной девушки, например журнал «Cosmopolitan» и его видеоверсия, где цель аудитории - быть похожей на нее, с потерей собственной индивидуальности.

В соответствие с разработанной типологией К.Вульфом выделены семь видов внутренних образов: 1) образы как регуляторы поведения, 2) образы как ориентиры, 3) образы-желания, 4) образы - фантазмы воли, 5) образы -воспоминания, 6) мимические образы, 7) архетипические образы.

В исследовании видов внутренних образов, прослеживаются явные параллели с мотивационными ступенями А. Маслоу, а также с психологическими трудами К.Юнга. Нам кажется, что представленная типология образов и виды внутренних образов могут найти применение в исследованиях в области медиаобразования, так как позволят рассмотреть механизмы создания и воздействия медиапроизведений на аудиторию.

Идеи, подходы, концепции, выдвинутые философами, находят отражение в методологическом обосновании других наук. Ни для кого не секрет, что методологическая база медиаобразования имеет определенные пробелы. То, что медиа становится предметом исследования для философской науки во многом пойдет на пользу и медиапедагогике.

Дальновидность организаторов конференции выражается и в том, что к участию в Днях философии приглашались не только непосредственно философы, но и педагоги, и психологи и др. Таким образом, им удалось наглядно показать, что проблемы медиа, его закономерностей, механизмов, терминологического аппарата объединяют и представителей других наук.

Среди небольших недостатков можно отметить отсутствие бейджиков, что затрудняло общение людей друг с другом, а также недостатки оформления программы: в ней отсутствовали сведения об авторах, о представляемых ими вузах, научных учреждениях. Да и сборник статей не был опубликован к началу работы конференции, а выйдет только через год. Эти пожелания организационный комитет пообещал устранить к следующей встрече.

Актуальные новости

Медиаобразование: от теории - к практике по-сибирски

Е.В.Мурюкина кандидат педагогических наук, доцент

20 - 21 ноября 2007 года в Томске прошла всероссийская научно-практическая конференция «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Ни перепады во времени, ни разница в температурных режимах (между южным Таганрогом и сибирским Томском) не смогли бы омрачить радость от встречи с коллегами из Сибирской Ассоциации медиаобразования. С Ириной Владимировной Жилавской мы встречаемся уже четвертый раз и всегда искренне радуемся этому. Мы вместе участвовали в научно-практических конференциях в Челябинске и Белгороде. Проведение всероссийской научно-практической конференции по медиаобразованию в Челябинске проявила не только достоинства И.В.Жилавской, как исследователя, практика, медиапедагога, но и как организатора.

Отличительная особенность этой конференции, которая, по нашему мнению, имеет все шансы стать традиционной, в том, что наряду с обсуждением общих и более частных проблем современного медиаобразования проводился конкурс школьной прессы.

Примечательно, что конференция собрала коллег из многих регионов не только Сибири, но и европейской части России (Москва, Белгород, Таганрог и др.), а также стран СНГ (Украина, Казахстан, Белоруссия).

Пленарное заседание проходило в конференц-зале Томского государственного университета. Примечательно, что помимо участников конференции в зале присутствовало много гостей - преподавателей вузов, которыми так богат Томск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.