УДК 341.2
Чашников М.А.
студент 1 курса магистратуры, социологический факультет
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
(Россия г. Москва)
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Аннотация: в статье рассматривается особый статус международной компании как разновидности юридического лица. Обращается внимание на процедуру редомиляции, а также делается акцент на правах и обязанностях международной компании как участника экономических отношений. Рассматривается законодательство, на основании которого действует международная компания.
Ключевые слова: Юридическое лицо, Международная компания как субъект экономических отношений, особый статус юридического лица, международное законодательство.
Некоторые страны, в частности офшорные и квазиофшорные юрисдикции, допускают так называемое редомицилирование компаний, т.е. возможность для местных компаний сменить место своей регистрации на другую юрисдикцию. При этом компания продолжает свое функционирование в новой юрисдикции в аналогичной или схожей организационно-правовой форме, с прежним названием, банковскими счетами, переоформленными на новую компанию.
Для того чтобы редомициляция стала возможной, необходимо, чтобы оба государства ее допускали. Например, кипрский Закон о компаниях (ст. 354A -354R) предусматривает возможность смены юрисдикции иностранных компаний на кипрскую юрисдикцию и кипрских компаний - на иностранную. При этом
соответствующая иностранная юрисдикция, в которую «переезжает» компания, должна допускать возможность редомициляции.
Законы ряда юрисдикций (Багамы, Британские Виргинские Острова, Гернси, Джерси, Сейшелы) допускают также миграцию (migration) траста, когда условия траста могут предусматривать возможность смены применимого к трасту права на право какой-либо другой юрисдикции. Такая смена допускается при условии, что вновь избранное право признает действительность траста и соответствующие права бенефициаров.
В августе 2018 г. в России созданы специальные административные районы (далее - САР) на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область). В указанных САР могут создаваться международные компании в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ «О международных компаниях» (далее - Закон о МК). Данный Закон направлен на редомицилирование («перемещение») в российскую юрисдикцию прежде всего офшорных компаний, контролируемых отечественными лицами, и его (Закон) можно рассматривать в качестве одной из мер по деофшоризации российской экономики. Закон также стимулирует зарубежные холдинги, контролируемые российскими лицами (особенно те, которые попали под американские и европейские санкции), переместиться в Россию, получив статус международной компании.
Согласно Закону о МК иностранное юридическое лицо (далее - ИЮЛ), являющееся коммерческой корпоративной организацией, может принять решение об изменении своего личного закона путем редомициляции в САР на островах Русский и Октябрьский. Для получения статуса международной компании (далее - МК) ИЮЛ должно соответствовать следующим условиям:
1) через свои прямо или косвенно подконтрольные лица либо через филиалы или представительства вести бизнес на территории нескольких государств, в том числе на территории России;
2) подать заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника САР;
3) принять на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории России объемом не менее 50 млн руб., которые должны быть осуществлены в срок до шести месяцев (обязательство осуществлять инвестиции может быть возложено на любое лицо из группы лиц, в состав которой входит МК);
4) быть зарегистрированным (созданным) в государстве, которое участвует в ФАТФ или МАНИВЭЛ.
Закон о МК учитывает международный опыт редомициляции компаний. Вместе с тем имеются и отличия от действующих в иностранных государствах и офшорных юрисдикциях законов. В частности, от иностранной компании, решившей переместиться в Россию, требуется осуществление инвестиций на территории России. Это отличает МК от классических офшорных компаний, которым, как известно, запрещено заниматься бизнесом на территории их регистрации.
МК регистрируется в качестве российского хозяйственного общества -акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Личным законом МК с момента ее государственной регистрации в России становится российское право. При этом права и обязанности участников (акционеров) ИЮЛ сохраняются в том же объеме. С даты государственной регистрации МК ей принадлежат права и она несет обязанности, которые имеются у ИЮЛ, включая права на имущество (в том числе находящееся за пределами территории РФ), права участия в других организациях (в том числе на получение дивидендов и иных доходов), права, обязанности и ответственность, возникшие из корпоративных договоров, заключенных ИЮЛ до государственной регистрации МК, и другие права. Как следствие, с даты государственной регистрации МК она привлекается к ответственности вместо ИЮЛ и к ней могут быть предъявлены иски и другие требования, которые могут
быть предъявлены к ИЮЛ. Подобная ситуация урегулирована и в иностранных законах. Так, в соответствии с Законом Британских Виргинских Островов (БВО) о бизнес-компаниях 2004 г. иностранная компания, редомицилировавшаяся на БВО, а также ее директора, акционеры и другие официальные лица продолжают отвечать по всем долгам и обязательствам компании, в том числе возникшим на основании судебного решения.
Тем не менее Закон о МК специально подчеркивает, что отношений правопреемства между ИЮЛ и МК не возникает. Отсутствие правопреемства означает, что в отношении вопросов ответственности МК по долгам прежнего ИЮЛ должно применяться иностранное корпоративное право с учетом норм Закона о МК. Например, если согласно иностранному праву учредители (участники, акционеры) ИЮЛ несут субсидиарную ответственность по долгам ИЮЛ в случаях, предусмотренных личным законом ИЮЛ, то такую же ответственность должны нести участники (акционеры) МК. Таким образом, правило Закона о том, что личным законом МК с момента ее государственной регистрации в России становится российское право, необходимо толковать ограничительно - в отношении определенных вопросов, возникших до регистрации МК, к отношениям внутри и вне МК должен применяться иностранный личный закон.
Акции ИЮЛ признаются акциями российского АО со статусом МК с даты государственной регистрации МК при условии государственной регистрации выпуска этих акций. Если номинальная стоимость акций ИЮЛ выражена в иностранной валюте, то номинальная стоимость акций МК в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России. Права по акциям МК должны соответствовать правам, которые предоставляются его акционерам уставом ИЮЛ в соответствии с его личным законом. Таким образом, Закон предусматривает своеобразную трансформацию иностранных корпоративных прав (прав, вытекающих из иностранных акций) в российские корпоративные права (т.е. в российские акции). Вопрос о том, каким образом можно обеспечить
эквивалентность прав по акциям в ситуации, когда российское законодательство предусматривает иные правила, чем правила иностранного закона, остается открытым. Частично этот вопрос можно решить через механизм привилегированных акций МК, которые могут предоставлять их владельцам права, аналогичные существующим в соответствующей иностранной юрисдикции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «Коснультант Плюс».
Федеральный закон от 3 августа 2011 г. N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» // СПС «Коснультант Плюс».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Коснультант Плюс».
Федеральный закон от 7 августа 2011 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Коснультант Плюс». Перечень офшорных юрисдикций утвержден Приказом Минфина России от 13 ноября 2017 г. N 108н // СПС «Коснультант Плюс».
Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2003. С. 42 - 45.
Асосков А.В. Рецензия на статьи Дж. Дэммана, посвященные концепции свободы выбора права, применимого к корпоративным отношениям // Вестник гражданского права. 2017. Т. 7. N 4. С. 271 - 280.
Батлер У. Вступительная статья // Петровичев Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М.: Норма, 2002. С. VI.
Блинова Ю.В. Адаптация юридического лица в странах ЕС // Международное публичное и частное право. 2018. N 3. С. 9.
Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2004. С. 144. Закона Лихтенштейна «Об изменении регулирования о лицах и обществах» 1996 г.; Международное частное право: иностранное законодательство / Предисл. А.Л. Маковского; Сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М., 2018. С. 417.
Кодекс международного частного права Болгарии 2017 г. URL: https: //pravo .hse.ru/mtprilaw/WE.
Chashnikov M.A.
1st year master student, faculty of socio Moscow State University (Russia, Moscow)
INTERNATIONAL COMPANY AS A SPECIAL TYPE OF LEGAL ENTITY
Abstract: The article examines the special status of an international company as a type of legal entity. Attention is drawn to the procedure for registration and the procedure for entering into civil relations, as well as an emphasis on the rights and obligations of an international company as a participant in economic relations. The legislation on the basis of which the international company operates is under consideration.
Key words: Legal entity, International company as a subject of economic relations, special status of a legal entity, international law.