Научная статья на тему 'Международная финансовая практика ресоциализации осужденных'

Международная финансовая практика ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ СИСТЕМЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ УИС / REINTEGRATION OF PRISONERS / FOREIGN PENAL SYSTEMS / PRISON FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукосуев Сергей Геннадьевич, Никифоров Андрей Анатольевич

в статье анализируется прогрессивный зарубежный опыт реализации отдельных направлений ресоциализации осужденных и специфика их финансирования, а также возможность его применения в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECT OF REINTEGRATION OF EX-PRISONERS: THE INTERNATIONAL EXPERIENCE

the article deals with social reintegration of prisoners into society under financial aspect; incorporation of the foreign experience into the Russian system

Текст научной работы на тему «Международная финансовая практика ресоциализации осужденных»

УДК 343.848 ББК 67.409.18(4/8)

Р85 S.G. RUKOSUEV, A.A. NIKIFOROV

FINANCIAL ASPECT OF REINTEGRATION OF EX-PRISONERS: THE INTERNATIONAL EXPERIENCE

Annotation: the article deals with social reintegration of prisoners into society under financial aspect; incorporation of the foreign experience into the Russian system.

Key words: reintegration of prisoners, foreign penal systems, prison funding.

СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ РУКОСУЕВ, кандидат педагогических наук, заместитель начальника академии по тылу (Академия ФСИН России).

E-mail: sergej-ru@yandex.ru;

АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ НИКИФОРОВ, аспирант кафедры финансов (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов).

E-mail: nikan @newmail .ru

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПРАКТИКА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: в статье анализируется прогрессивный зарубежный опыт реализации отдельных направлений ресоциализации осужденных и специфика их финансирования, а также возможность его применения в России. Ключевые слова: ресоциализация осужденных, зарубежные пенитенциарные системы, финансирование УИС.

Интеграция Российской Федерации в европейское сообщество, а также начавшееся кардинальное реформирование УИС предполагают необходимость приведения системы исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами. Важная роль при этом отводится изучению прогрессивного зарубежного опыта, который с учетом национальных особенностей может быть использован в процессе совершенствования пенитенциарной деятельности в России.

Основными тенденциями в области исполнения наказаний в зарубежных странах являются, с одной стороны, гуманизация и либерализация процесса исполнения наказания, связанного с лишением свободы, с другой - ужесточение карательной практики и условий содержания в отношении категорий осужденных, совершивших рецидивные преступления. Анализ показывает, что ведущие страны еще полностью не отказались от репрессивной цели наказания, но постепенно трансформируют ее в общую и затем частную превенцию. Альтернативные лишению свободы меры находят все большее применение и показывают хорошие результаты1 . Помимо социальной значимости, эта тен-

денция имеет явные экономические преимущества. Так, в США стоимость 1 дня содержания заключенного в тюрьме выше, чем затраты на 10 дней условно-досрочного наказания или 22 дня пробации.

Лишение свободы во многом доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Во-первых, отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, приобретает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности. Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под надзором квалифицированного персонала позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции2. Если говорить об экономическойсоставляющей, то санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают значительными преимуществами, позволяя разгрузить пенитенциарные учреждения, перерас-

пределив финансовые ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу по исполнению наказания. Современная уголовная политика большинства стран имеет своей целью расширение доступности условно-досрочного освобождения и круга лиц, подпадающих под него. В частности, в Нью-Йорке больше возможностей условно-досрочного освобождения для хронически больных заключенных, вследствие чего прогнозируемая ежегодная экономия составляет 2 млн долл. В Вашингтоне аналогичная программа охватывает и людей старше 55 лет, что дополнительно позволяет сэкономить 1,5 млн долл.

Западные страны накопили достаточный опыт ресоциализации осужденных, в том числе с точки зрения финансового обеспечения. Так, в США некоторые округа используют финансовое стимулирование в целях повышения эффективности процесса исполнения наказаний в исправительных учреждениях. В 2009 г. в штате Иллинойс принят закон о сокращении преступности, на основании которого дополнительные бюджетные средства направляются округам по результатам их пенитенциарной деятельности (в частности, уровня рецидивной преступности среди их бывших заключенных). Аналогичные финансовые стимулы применяются в Калифорнии. С 2007 г. в Колорадо одно из приоритетных мест отдается реабилитационным программам на основании научно обоснованных методов, направленных на повышение качества ресоциализации осужденных. Несмотря на финансовый кризис, данная программа в 2009-2010 гг. профинансирована полностью (9,5 млн долл.), что, по прогнозам, в течение следующих пяти лет приведет к экономии более чем 380 млн долл.

Финансирование программ ресоциализации зарубежными государствами осуществляется не только централизованно, через пенитенциарную систему, но и при помощи общественных организаций и региональных органов власти. Так, во Франции реабилитационная работа с осужденными как направление социальной политики ведется муниципалитетами в основном на региональном уровне. В Великобритании и Финляндии наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных структур, или полугосудар-ственных образований, которые финансируются и контролируются государством В их функции входят: разработка конкретных социальных программ, их реализация, социальная помощь,

привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным. В Германии исторически сложилось традиционное участие церкви в оказании социальной помощи, поэтому проблемами осужденных занимаются не только государственные, но и религиозные организации 3.

В некоторых странах предусмотрено финан -совое и иное стимулирование спецконтингента за участие в реабилитационных программах. Если в Канаде неработающие заключенные получают суточные в размере 1 долл., то те, кто участвует в программах социальной адаптации, поощряются в размере от 5,25 до 6,9 долл. (в зависимости от степени активности). В штате Огайо исправительные учреждения ежемесячно сокращают заключенному срок на 7 дней, если он принимает активное участие в программах ресоциализации. По расчетам, эта инициатива дает ежегодную экономию в размере 11,4 млн долл.

Интересной, в том числе с точки зрения финансовой составляющей, представляется практика ряда пенитенциарных систем зарубежных стран по аутсорсингу некоторых функций. В частности, во Франции предусмотрено обслуживание осужденных в медицинских учреждениях, расположенных в месте дислокации тюрьмы, а также регистрация каждого из них в органах социального обеспечения. Финансирование осуществляется на основании заключенного тюремной администрацией договора с государственным или частным медицинским учреждением. При долгосрочной госпитализации осужденных направляют в одну из больниц, входящих в список, установленный совместно Минюстом, МВД, Минздравом и Министерством социального обеспечения Франции. Охрану осужденных, госпитализированных в больницы, осуществляют сотрудники тюрем. Предусматривается возможность профилактических мероприятий и лечения как в период отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы4.

Значимым моментом для повышения социальной и экономическойэффективности процесса ресоциализации представляется исследование личности заключенного перед началом исполнения наказания. В Японии лиц, поступивших в тюрьму, вначале подвергают обследованию в одиночной камере. В течение 15 дней специалисты разного профиля изучают заключенного, а затем определяют дальнейшую «степень

обращения». В Германии все осужденные к лишению свободы на срок более 6 месяцев находятся первые полгода во вступительном отделении в условиях строгого одиночного заключения. За это время производится обследование личности осужденного. На основании его результатов определяются форма заключения, вид работы, обучения, медицинский надзор, характер воспитательного, в том числе религиозного, воздействия5. В 2009 г. аналогичные программы общей стоимостью 1,1 млн долл. были успешно опробованы в двух округах Луизианы и с 2010 г. введены в 10 территориальных единицах штата. Анализ личности, основанный на оценке риска и необходимых мероприятий ресоциализации для каждого заключенного, позволяет сократить затраты за счет не только последующей замены лишения свободы на условно-досрочное наказание, но и уменьшения вероятности возвращения осужденного в тюрьму.

Важным этапом ресоциализации заключенного во всем мире признается его подготовка к освобождению. Несмотря на общее сокращение пенитенциарных расходов в 2010 г., Калифорния выделила 47,2 млн долл. на финансирование программы по реабилитации готовящихся к освобождению заключенных в Northern California Reentry Facility.В данное учреждение за 1 год до освобождения помещают заключенных мужчин с целью их адаптации к возвращению в общество. Там они проходят курсы семейной психологии, самообладания, профессиональную подготовку и др. Аналогичная программа, но для инвалидов и пожилых людей существуетв штате Монтана. В 2010 г. для увеличения центра Great Falls Pre-Release на 33 места было выделено почти 1 млн долл. В Коннектикуте за 45 дней до выхода на свободу осужденным предоставляют отпуск для поездки домой в целях будущеготрудоустройствапос-ле освобождения. Им оказывают всяческое содействие в местной службе занятости, а также необходимую медицинскую помощь. Как предполагается, данная практика ежегодно экономит более 5 млн долл.6

Не менее значимым элементом уголовноисполнительной политики во всем мире призна -ется постпенитенциарный период ресоциализации. Если говорить о финансовой составляющей, то эта особенность проявляется в ряде следующих моментов. В 2010 г. штат Миссури увеличил на 3 млн долл. программу грантов, выделяемых местным учреждениям и некоммерчес-

ким организациям для поддержки бывших заключенных. Пилотный проект успешно опробован в Сент-Луисе, где он был преобразован в постоянную программу с бюджетом0,9 млн долл. Штат Мичиган, несмотря на 3 % сокращения бюджетных ассигнований по сравнению с 2009 г., увеличил финансирование программы постпе-нитенциарной помощи бывшим осужденным на 23,4 млн долл. (до 56,6 млн долл.). Данная инициатива на основе улучшения подготовки заключенных к освобождению направлена на снижение уровня рецидивной преступности. В Германии учреждение, исполняющее наказание, организует страхование по безработице спецконтингента В соответствии с законом каждый осужденный имеет право на данное пособие, которое в случае ненахождения им работы после освобождения даст ему больше возможностей для начала новой жизни, чем пособие социальной помощи. Тюремный департамент оплачивает страховые взносы, исчисляемые не из фактических окладов, а исходя из 90 % среднего оклада пенсионного страхования, в размере, установленном законодательно в прошедшем календарном году. Для этого часть удерживается из окладов осужденных, а часть финансируется государством.

Широкое применение на всех этапах ресоциализации находит использование новинок технического прогресса. В частности, электронный контроль применяется в Англии, Канаде, США, Швеции, Австралии и других странах. Он устанавливается на определенный срок и иногда является альтернативой тюремному заключению. Часто электронный контроль применяется в сочетании с другими формами контрольных процедур. В Нидерландах даже функционирует электронная тюрьма. В этом подразделении, рассчитанном на 150 заключенных, работают только 6 надзирателей, а все остальное контролируется техникой. Опыт Англии, Германии, Латвии, США, Франции и других стран показывает, что дополнительные финансовые затраты, связанные с осуществлением постпенитенциар-ной помощи, впоследствии многократно компенсируются снижением потенциальных расходов на отбывание новых сроков заключения.

Проведенные исследования и обобщение прогрессивной зарубежной практики позволяют выделить некоторые моменты, которые с учетом законодательства, традиций и финансовых возможностей могут быть применимы в деятельности УИС:

- необходимо усилить и упорядочить взаимодействие УИС с общественными организациями и органами исполнительной власти в процессе социальной адаптации и исправления осужденных. При этом финансирование программ ресоциализации целесообразно осуществлять не только централизованно, через пенитенциарную систему, но и при помощи данных субъектов,

- распределение части финансирования учреждениям УИС осуществлять в зависимости от достигнутых результатов пенитенциарной деятельности,

- разработать и внедрить механизмы финансового и иного стимулирования спецконтинген-та за участие в реабилитационных программах,

- осуществлять исследование личности осужденного перед началом исполнения наказания и его подготовку к освобождению на заключительном этапе с целью повышения социальной и экономическойэффективности процесса ресоциализации,

- создание Федеральной службы пробации можно рассматривать в качестве ключевого направления дальнейшего реформирования социальной составляющей УИС;

- следует развивать заинтересованность предпринимателей в использовании труда осужденных, например путем предоставления нало-

говых и прочих льгот, размещения государственных заказов.

Таким образом, несмотря на различия в финансовых возможностях, а также в методологии решения некоторыхпроблем, изучение и использование опыта функционирования и финансирования пенитенциарных учреждений в зарубежных странах является важным элементом в поиске и выработке оптимальных форм и финан -сового обеспеченияресоциализации осужденных в России.

1 См.: МорозовМ.В. Модернизация механизма обеспечения трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных - одно из приоритетных направлений развития УИС России // Вест. Владимир. юрид. ин-та. 2009. № 4. С. 28.

2 См.: Воронова Е.Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 2 (7). С. 15.

3 См.: Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие / Н.А. Андреев, В.М. Морозов [и др.]. М., 2001. С. 7.

4 См.: Данилин Е.М. Опыт пенитенциарной системы Франции - в Россию // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 1.

5 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т.

Т. 2: Общая часть / под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., 2006. С. 562-566.

6 The Vera Institute of Justice. The fiscal crisis in corrections: rethinking policies and practices. URL: http: //www.vera.org/ The-fiscal-crisis-in-corrections_July-2009.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.