Научная статья на тему 'Международная электронная система регистрации форматов аудиовизуальных произведений: современное состояние и перспективы развития'

Международная электронная система регистрации форматов аудиовизуальных произведений: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАТ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ТЕЛЕФОРМАТ / ФОРМАТНЫЕ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / АВТОРСКОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ / AUDIOVISUAL WORK FORMAT / PROGRAMME FORMAT / FORMAT RIGHTS / INTERNATIONAL PRIVATE LAW / COPYRIGHT / INTERNATIONAL REGISTRATION / ELECTRONIC REGISTRATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьева Анна Юрьевна

Анализируются электронная система добровольной регистрации форматов аудиовизуальных произведений, созданная при международной неправительственной организации FRAPA, а также некоторые известные электронные системы регистрации авторских прав различного уровня. Формулируются характеристики электронной системы, эффективной для международной регистрации форматных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ELECTRONIC REGISTRATION SYSTEM OF AUDIOVISUAL WORK FORMATS: THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT POTENTIAL

The electronic system for voluntary registration of audiovisual work formats created by the international non-governmental organization FRAPA, as well as some well-known electronic copyright registration systems at various levels, are analyzed. The criteria of electronic system suitable for international registration of format rights are formulated.

Текст научной работы на тему «Международная электронная система регистрации форматов аудиовизуальных произведений: современное состояние и перспективы развития»

трибуна маладагаучЕнага

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ФОРМАТОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Анализируются электронная система добровольной регистрации форматов аудиовизуальных произведений, созданная при международной неправительственной организации FRAPA, а также некоторые известные электронные системы регистрации авторских прав различного уровня. Формулируются характеристики электронной системы, эффективной для международной регистрации форматных прав.

Ключевые слова: формат аудиовизуального произведения, телеформат, форматные права, международное частное право, авторское право, международная регистрация, электронная система регистрации.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.62.10.157-163

A. Yu. ANANEVA,

Post-graduate student of the Department of Private International Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) annaa1711@gmail.com 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

INTERNATIONAL ELECTRONIC REGISTRATION SYSTEM OF AUDIOVISUAL WORK FORMATS: THE CURRENT STATE

AND DEVELOPMENT POTENTIAL

Abstract. The electronic system for voluntary registration of audiovisual work formats created by the international non-governmental organization FRAPA, as well as some well-known electronic copyright registration systems at various levels, are analyzed. The criteria of electronic system suitable for international registration of format rights are formulated. Keywords: audiovisual work format, programme format, format rights, international private law, copyright, international registration, electronic registration system.

© А. Ю. Ананьева, 2019

Анна Юрьевна АНАНЬЕВА,

аспирант кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) annaa1711@gmail.com 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

История трансграничной торговли исключительными правами на формат аудиовизуального произведения началась с 1959 г.1, и к 2015 г. рынок так называемых форматных прав2 вырос до 12,8 млрд евро3. На основе форматов зарубежных телепрограмм разработаны, к примеру, известные российскому телезрителю шоу талантов «The Voice» («Голос»), телесериал «The Nanny» («Моя прекрасная няня») и многие другие.

Формат аудиовизуального произведения (далее также телеформат, формат) — новый вид результата интеллектуальной деятельности, природа которого в настоящий момент только устанавливается4. Являясь единым объектом гражданских прав, индивидуализирующим телепрограмму (серию аудиовизуальных произведений) и предназначенным для ее создания в любой точке мира с учетом национальных5 особенностей конкретного региона, формат объединяет в себе уникальную совокупность устойчивых элементов, выраженных вовне в результатах интеллектуальной деятельности, которые, составляя документ под названием «производственная библия», сами по себе могут как охраняться правом интеллектуальной собственности (к примеру, синопсис, сценарий, персонажи, наиболее повторяющиеся и (или) оригинальные фразы, музыка, дизайн костюмов, грима и декораций, фонограммы), так и не охраняться им (например, бизнес-план, правила игры, специфика подбора игроков и ведущего, информация о расположении камер и осветительных приборов, иная техническая и экономическая информация, необходимая для создания аудиовизуального произведения).

Судебная практика идет по пути признания телеформата объектом авторского права, произведением6, что предпочтительно ввиду предоставления авторско-правовой охраны с момента создания, преодоления территориальности исключительных прав благодаря участию большинства стран мира в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 09.09.18867.

1 См.: Cartledge E. Television format rights — an empty goldmine // European Lawyer. 2001. № 11. P. 41—43.

2 Термин «format rights» широко используется в зарубежной юридической литературе. См., например: Rose D. Format rights: a never-ending drama (or not) // Entertainment Law Review. 1999. № 10 (6). P. 170—174.

3 См.: Кузнецов Г. Защита телеформата // Новая адвокатская газета. 2016. 14 марта.

4 См., например: Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // СПС «КонсультантПлюс» ; Blair J., AlthoffJ. High Court confirms TV formats can be protected as dramatic works. Case Comment // Entertainment Law Review. 2018. № 29 (2). P. 62—64.

5 Подробнее о процессе локализации см.: Singh S. The protection of Television Formats: Intellectual Property & Market based Strategies: submitted in fulfillment for the award of Doctor of Philosophy (PhD). Bournemouth University, UK, 2010. P. 195—203.

6 См., например: FremantleMedia Ltd v. TV SBT Canal 4 de Sao Paulo SA unreported 29 March 2012 ; RTI Reti Televisive Italiane S.p.a. v. Ruvido Produzioni S.r.l. unreported 27 July 2017 (It Cass (I)) ; Banner Universal Motion Pictures Ltd v. Endemol Shine Group Ltd [2017] EWHC 2600 (Ch) ; [2018] E.C.D.R. 2 (Ch D)).

7 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Ананьева А. Ю.

УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кугафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений

В попытке защитить форматные права авторы и иные правообладатели обращаются к национальным (государственным8 и негосударственным9) и международным (межправительственным10 и неправительственным11) системам добровольной регистрации авторских прав с целью приобретения доказательства принадлежности результата их интеллектуальной деятельности и факта его существования на определенную дату в определенной форме.

Возрастает роль электронных версий таких систем, функционирующих параллельно с аналоговыми и по сходным правилам, однако посредством сети Интернет доступных в онлайн-режиме из любой точки мира и значительно сокращающих временные и финансовые затраты на услуги представителей и пересылку депонируемых материалов.

К настоящему времени единственной организацией, специализирующейся на регистрации форматов аудиовизуальных произведений, является неправительственная международная организация Ассоциация по признанию и защите формата — The Format Recognition and Protection Association (далее — FRAPA), объединившая более 160 компаний из более чем 30 стран мира12.

C 2000 г. действует Система регистрации форматов — The FRAPA Format Registration System (далее — FRS), первоначально аналоговая (the Paper Format Registry), но с 2005 г. расширенная до электронной формы и реализуемая в режиме онлайн с помощью официального веб-сайта FRAPA.

Пользование системой FRS осуществляется в соответствии с Условиями Системы регистрации форматов (утв. Правлением FRAPA в декабре 2013 г.; в ред. от января 2018 г. (далее — Условия FRS)13 и доступно как членам FRAPA, так и любым третьим лицам — компаниям и частным лицам. В то же время права нечленов FRAPA при осуществлении регистрации несколько ограничены: предусмотрен больший размер регистрационных сборов, запрещено вносить изме-

Подробнее о принципах правового регулирования трансграничных авторско-правовых отношений см.: Луткова О. В. Трансграничные авторские отношения: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03. М., 2018. 417 с.

8 Например, при Бюро США по авторскому праву и при Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

9 Например, системы западной и восточной Гильдий сценаристов Америки (Writers Guild of America).

10 Система Бюро Бенилюкса по интеллектуальной собственности (The Benelux Office for Intellectual Property) под названием i-DEPOT. -g

11 К примеру, онлайн-сервис по регистрации авторских прав (Copyright Registration Service) ^ Бюро по правам на интеллектуальную собственность (Intellectual Property Rights Office),

а также Система регистрации форматов (The FRAPA Format Registration System) при Ассоциации по признанию и защите формата (The Format Recognition and Protection Association ; FRAPA), речь о которой пойдет далее.

12 См.: Rootsaert B. Format protection // ICC Russia. URL: http://www.iccwbo.ru/upload/iblock/ 2f5Z2f51f7ae521eb20264ccc19682a724cb.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

13 Terms and conditions for the FRAPA Format Registration System (Approved by the q Management Board FRAPA, December 2013 and adjusted January 2018). УЧЕНОГО

нения в регистрацию — сведения о названии, жанре, авторе, правообладателе формата (метаданные) и в депонированную форматную документацию. Ввиду характеризующих медиаиндустрию динамики и высокой конкуренции, побуждающих продюсеров дополнять и видоизменять форматы сообразно требованиям аудитории, это сложно назвать преимуществом. Ограничена возможность нечленов прикладывать к заявке в качестве депонируемых материалов видеозаписи — одно из наиболее убедительных доказательств существования формата и пример его реализации14.

Условиями FRS особо отмечается, что регистрация не гарантирует авторско-правовую охрану, но является потенциальной помощью для получения таковой (ст. 2).

Регистрация в FRS осуществляется сроком на 3 года с момента ее подтверждения (ст. 5) с возможностью продления. Как результат, на весь срок действия регистрации формат помещается в электронную базу данных, а заявителю («владельцу регистрации») выдается подтверждение в виде сертификата, форма которого — аналоговая или электронная — не уточняется. В случае внесения изменений в регистрацию и при продлении ее действия выдается новый сертификат.

Несмотря на достоинства FRS, в числе которых простота и ориентированность на потребности обладателей форматных прав, система демонстрирует ряд недостатков, в частности отсутствие открытого реестра зарегистрированных форматов, к которому мог бы обратиться любой желающий. Размещение на официальном веб-сайте FRAPA такого реестра, раскрывающего как минимум метаданные, помогло бы изготовителям и правообладателям, с одной стороны, поддерживать осведомленность о форматных правах третьих лиц и не нарушать их (к примеру, внести изменения в свой формат, дабы избежать спора), что оказывало бы превентивное воздействие на потенциальных нарушителей, а с другой стороны, отслеживать возможные нарушения собственных форматных прав и в случае возникновения спора получить дополнительное доказательство.

Ряд перечисленных недостатков удалось бы преодолеть, восприняв достижения государственной регистрационной системы при Бюро США по авторскому праву (Copyright Office), функции которой также доступны в онлайн- и офлайн-ре-жиме15. В частности, проводится экспертиза охраноспособности регистрируемого материала (без проведения поиска по предшествующим регистрациям), положительный итог которой создает опровержимую презумпцию его авторско-правовой правообъектности, а в Публичном каталоге (Public Catalog) формируется запись с метаданными регистрации16, которая размещается в сети Интернет. Такая регистрация авторских прав признается российскими судами17 и апробирована право-

14 Например, Meakin v. BBC [2010] EWHC 2065 (Ch) ; [2010] 7 WLUK 748 (Ch D).

15 Par. (b) (2) Section § 202.3 Part 202 Title 37 of Code of Federal Regulations. Revised as of July 1, 2018.

16 Public Catalog. Copyright. United States Copyright Office // URL: https://cocatalog.loc.gov/ cgi-bin/Pwebrecon.cgi?DB=local&PAGE=First (дата обращения: 22.08.2019).

17 Например: решение Московского городского суда от 07.12.2017 по делу № 3-581/2017. Документ опубликован не был.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

"7^ЕСТНИК Ананьева А. Ю. С Л

я УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кугафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений

обладателями телеформатов18. Минус системы — в продолжительности регистрационных процедур, составляющей около 7 месяцев с момента подачи заявки.

Известны случаи успешной регистрации форматных прав в государственных системах Канады19 и Индии20. Теоретически факультативная регистрация телеформата в качестве «творческой» или «нетворческой» базы данных21 возможна в Российской государственной системе регистрации программ для ЭВМ и баз данных, реализуемой Федеральной службой по интеллектуальной собственности22.

Интерес представляет международная межправительственная система i-DEPOT23, функционирующая под эгидой Бюро Бенилюкса по интеллектуальной собственности — The Benelux Office for Intellectual Property (далее — BOIP)24. Регистрируемые документы направляются в адрес BOIP по почте (the i-DEPOT envelope) или посредством загрузки файла на официальном сайте (online i-DEPOT). Такой файл, размером не более 100 мегабайт, как и the i-DEPOT envelope, является доказательством существования содержащихся в нем сведений на момент получения BOIP (правило 4.6) и хранится в режиме конфиденциальности от 5 до 10 лет в зависимости от выбора заявителя с возможностью продления.

Таким образом, международная электронная система регистрации форматных прав должна быть авторитетной, а выданные ей подтверждающие регистрацию

18 Format Bible 1 // Public Catalog. Copyright. United States Copyright Office // URL: https:// cocatalog.loc.gov/cgi-bin/Pwebrecon.cgi?v1=55&ti=1,55&Search_Arg=format&Search_Cod e=TALL&SL=None&CNT=100&PID=p91abtPLGM_nEtuA3htO-E18W_33u&SEQ=20190301 160541&SID=4 (дата обращения: 02.08.2019).

19 Так, в 1992 г в Бюро Канады по интеллектуальной собственности (Canadian Intellectual Property Office) в качестве драматического произведения был зарегистрирован формат ежевечернего музыкального чарта «Star Chart», предположительное копирование которого в 1992 г. стало предметом судебного рассмотрения в деле Hutton v. Canadian Broadcasting Corporation, 1992 ABCA 39 (CanLII).

20 Так, онлайн-поиск по реестру Бюро Индии по авторскому праву (Copyright Office) позволяет отыскать запись о регистрации произведения типа «литературное/драматическое» под названием «Format of the Quiz Show News Quiz» от 22.01.2018 № L-72636/2018.

21 О формате аудиовизуального произведения как базе данных см.: Горчаков А. В. Правовая природа формата аудиовизуального произведения : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. М., 2013. С. 68.

22 Подробнее о системах регистрации авторских прав см.: Survey of Private Copyright Documentation Systems and Practices M. Ricolfi, F. Morando, C. Rubiano [and others] // Все- -g мирная организация интеллектуальной собственности. URL: https://www.wipo.int/export/ ^ sites/www/meetings/en/2011/wipo_cr_doc_ge_11/pdf/survey_private_crdocystems.pdf (дата обращения: 22.08.2019).

23 Создана на основании статьи 4.4bis Конвенции Бенилюкса по интеллектуальной собственности (товарные знаки и образцы) от 25.02.2005 (в ред. от 01.06.2018) и функционирует в соответствии с правилом 4 Правил применения Конвенции Бенилюкса по интеллектуальной собственности в ред. от 01.06.2018.

24 Подразделение Организации Бенилюкса по интеллектуальной собственности (Benelux q Organisation for Intellectual Property). УЧЕНОГО

документы признаваться в иностранных государствах. Так, документы, выданные публичными органами, требуют легализации Подтверждающий документ, выданный иностранным государственным регистратором, является иностранным официальным документом по смыслу ст. 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961), следовательно, в странах — участницах Конвенции легализация заменяется проставлением апостиля (ст. 2). Такое требование в некоторых двусторонних договорах о правовой помощи заменяется полным признанием официальных документов договаривающихся сторон. Из упомянутых в статье государств у России такой договор заключен только с Индией.

Документы ^ЕРОТ для лиц, не являющихся гражданами или организациями стран Бенилюкса, поскольку ограничений для регистрации их материалов системой не установлено, представляется, подлежат легализации в общем порядке.

Легализации не потребуется при регистрации телеформата в FRAPA и иных организациях, созданных как частные лица. Электронные подтверждающие документы должны снабжаться электронными подписями, отвечающими наивысшим международным стандартам и признаваемыми в качестве таковых в большинстве стран.

Кроме того, основные характеристики международной электронной системы регистрации форматных прав видятся в следующем.

1. Функционально такая система должна предоставлять заявителю возможность вносить изменения в метаданные регистрации и депонированный материал с фиксацией времени и даты и с выдачей нового подтверждающего документа. Преимуществом будет возможность сохранения в реестре как первоначальной, так и последующих версий материала.

Важна возможность внесения в метаданные информации о распоряжении исключительным правом — иное вынудит правообладателя досрочно прекращать регистрацию на свое имя и регистрировать материал на имя правопреемника с утратой даты «приоритета».

Поскольку проведения сравнения вновь регистрируемых материалов с ранее зарегистрированными требовать от регистрационных систем вряд ли реально, необходимо создание и ведение открытого реестра с возможностью поиска по метаданным и опубликованным материалам для любых лиц, чтобы обеспечить возможность проведения самостоятельного поиска.

2. Технически система должна обеспечивать регистрацию формата как такового, включая выбор одноименного вида регистрируемого материала, и прикрепление к заявке любых электронных файлов максимально доступного размера. При хранении цифровых данных важно использование средств технической защиты (например, распределенных реестров).

Вышеперечисленное позволит системе РКАРА/РКЗ, разработанной непосредственно для регистрации телеформатов и учитывающей их особенности, а равно иной аналогичной системе, стать эффективной и авторитетной международной электронной системой регистрации форматов аудиовизуальных произведений.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

ЕСТНИК Ананьева А. Ю.

УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кутафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // «КонсультантПлюс». — 2016.

2. Горчаков А. В. Правовая природа формата аудиовизуального произведения : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. — М., 2013. — 142 с.

3. Кузнецов Г. Защита телеформата // Новая адвокатская газета. — 2016. — URL: www.advgazeta.ru.

4. Луткова О. В. Трансграничные авторские отношения: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03. — М., 2018. — 417 с.

5. Blair J., AlthoffJ. High Court confirms TV formats can be protected as dramatic works. Case Comment // Entertainment Law Abstract. — 2018. — № 29 (2): — P. 62—64.

6. Rose D. Format rights: a never-ending drama (or not) // Entertainment Law Abstract. — 1999. — № 10 (6). — P. 170—174.

7. Singh S. The protection of Television Formats: Intellectual Property & Market based Strategies: submitted in fulfillment for the award of Doctor of Philosophy (PhD). — Bournemouth University, UK, 2010 — 300 p.

4 "0 s

m

<

i >

□ □

n □

УЧЕНОГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.