трибуна маладагаучЕнага
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ФОРМАТОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Анализируются электронная система добровольной регистрации форматов аудиовизуальных произведений, созданная при международной неправительственной организации FRAPA, а также некоторые известные электронные системы регистрации авторских прав различного уровня. Формулируются характеристики электронной системы, эффективной для международной регистрации форматных прав.
Ключевые слова: формат аудиовизуального произведения, телеформат, форматные права, международное частное право, авторское право, международная регистрация, электронная система регистрации.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.62.10.157-163
A. Yu. ANANEVA,
Post-graduate student of the Department of Private International Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
INTERNATIONAL ELECTRONIC REGISTRATION SYSTEM OF AUDIOVISUAL WORK FORMATS: THE CURRENT STATE
AND DEVELOPMENT POTENTIAL
Abstract. The electronic system for voluntary registration of audiovisual work formats created by the international non-governmental organization FRAPA, as well as some well-known electronic copyright registration systems at various levels, are analyzed. The criteria of electronic system suitable for international registration of format rights are formulated. Keywords: audiovisual work format, programme format, format rights, international private law, copyright, international registration, electronic registration system.
© А. Ю. Ананьева, 2019
Анна Юрьевна АНАНЬЕВА,
аспирант кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
История трансграничной торговли исключительными правами на формат аудиовизуального произведения началась с 1959 г.1, и к 2015 г. рынок так называемых форматных прав2 вырос до 12,8 млрд евро3. На основе форматов зарубежных телепрограмм разработаны, к примеру, известные российскому телезрителю шоу талантов «The Voice» («Голос»), телесериал «The Nanny» («Моя прекрасная няня») и многие другие.
Формат аудиовизуального произведения (далее также телеформат, формат) — новый вид результата интеллектуальной деятельности, природа которого в настоящий момент только устанавливается4. Являясь единым объектом гражданских прав, индивидуализирующим телепрограмму (серию аудиовизуальных произведений) и предназначенным для ее создания в любой точке мира с учетом национальных5 особенностей конкретного региона, формат объединяет в себе уникальную совокупность устойчивых элементов, выраженных вовне в результатах интеллектуальной деятельности, которые, составляя документ под названием «производственная библия», сами по себе могут как охраняться правом интеллектуальной собственности (к примеру, синопсис, сценарий, персонажи, наиболее повторяющиеся и (или) оригинальные фразы, музыка, дизайн костюмов, грима и декораций, фонограммы), так и не охраняться им (например, бизнес-план, правила игры, специфика подбора игроков и ведущего, информация о расположении камер и осветительных приборов, иная техническая и экономическая информация, необходимая для создания аудиовизуального произведения).
Судебная практика идет по пути признания телеформата объектом авторского права, произведением6, что предпочтительно ввиду предоставления авторско-правовой охраны с момента создания, преодоления территориальности исключительных прав благодаря участию большинства стран мира в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 09.09.18867.
1 См.: Cartledge E. Television format rights — an empty goldmine // European Lawyer. 2001. № 11. P. 41—43.
2 Термин «format rights» широко используется в зарубежной юридической литературе. См., например: Rose D. Format rights: a never-ending drama (or not) // Entertainment Law Review. 1999. № 10 (6). P. 170—174.
3 См.: Кузнецов Г. Защита телеформата // Новая адвокатская газета. 2016. 14 марта.
4 См., например: Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // СПС «КонсультантПлюс» ; Blair J., AlthoffJ. High Court confirms TV formats can be protected as dramatic works. Case Comment // Entertainment Law Review. 2018. № 29 (2). P. 62—64.
5 Подробнее о процессе локализации см.: Singh S. The protection of Television Formats: Intellectual Property & Market based Strategies: submitted in fulfillment for the award of Doctor of Philosophy (PhD). Bournemouth University, UK, 2010. P. 195—203.
6 См., например: FremantleMedia Ltd v. TV SBT Canal 4 de Sao Paulo SA unreported 29 March 2012 ; RTI Reti Televisive Italiane S.p.a. v. Ruvido Produzioni S.r.l. unreported 27 July 2017 (It Cass (I)) ; Banner Universal Motion Pictures Ltd v. Endemol Shine Group Ltd [2017] EWHC 2600 (Ch) ; [2018] E.C.D.R. 2 (Ch D)).
7 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
в
ЕСТНИК Ананьева А. Ю.
УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кугафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений
В попытке защитить форматные права авторы и иные правообладатели обращаются к национальным (государственным8 и негосударственным9) и международным (межправительственным10 и неправительственным11) системам добровольной регистрации авторских прав с целью приобретения доказательства принадлежности результата их интеллектуальной деятельности и факта его существования на определенную дату в определенной форме.
Возрастает роль электронных версий таких систем, функционирующих параллельно с аналоговыми и по сходным правилам, однако посредством сети Интернет доступных в онлайн-режиме из любой точки мира и значительно сокращающих временные и финансовые затраты на услуги представителей и пересылку депонируемых материалов.
К настоящему времени единственной организацией, специализирующейся на регистрации форматов аудиовизуальных произведений, является неправительственная международная организация Ассоциация по признанию и защите формата — The Format Recognition and Protection Association (далее — FRAPA), объединившая более 160 компаний из более чем 30 стран мира12.
C 2000 г. действует Система регистрации форматов — The FRAPA Format Registration System (далее — FRS), первоначально аналоговая (the Paper Format Registry), но с 2005 г. расширенная до электронной формы и реализуемая в режиме онлайн с помощью официального веб-сайта FRAPA.
Пользование системой FRS осуществляется в соответствии с Условиями Системы регистрации форматов (утв. Правлением FRAPA в декабре 2013 г.; в ред. от января 2018 г. (далее — Условия FRS)13 и доступно как членам FRAPA, так и любым третьим лицам — компаниям и частным лицам. В то же время права нечленов FRAPA при осуществлении регистрации несколько ограничены: предусмотрен больший размер регистрационных сборов, запрещено вносить изме-
Подробнее о принципах правового регулирования трансграничных авторско-правовых отношений см.: Луткова О. В. Трансграничные авторские отношения: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03. М., 2018. 417 с.
8 Например, при Бюро США по авторскому праву и при Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
9 Например, системы западной и восточной Гильдий сценаристов Америки (Writers Guild of America).
10 Система Бюро Бенилюкса по интеллектуальной собственности (The Benelux Office for Intellectual Property) под названием i-DEPOT. -g
11 К примеру, онлайн-сервис по регистрации авторских прав (Copyright Registration Service) ^ Бюро по правам на интеллектуальную собственность (Intellectual Property Rights Office),
а также Система регистрации форматов (The FRAPA Format Registration System) при Ассоциации по признанию и защите формата (The Format Recognition and Protection Association ; FRAPA), речь о которой пойдет далее.
12 См.: Rootsaert B. Format protection // ICC Russia. URL: http://www.iccwbo.ru/upload/iblock/ 2f5Z2f51f7ae521eb20264ccc19682a724cb.pdf (дата обращения: 20.08.2019).
13 Terms and conditions for the FRAPA Format Registration System (Approved by the q Management Board FRAPA, December 2013 and adjusted January 2018). УЧЕНОГО
нения в регистрацию — сведения о названии, жанре, авторе, правообладателе формата (метаданные) и в депонированную форматную документацию. Ввиду характеризующих медиаиндустрию динамики и высокой конкуренции, побуждающих продюсеров дополнять и видоизменять форматы сообразно требованиям аудитории, это сложно назвать преимуществом. Ограничена возможность нечленов прикладывать к заявке в качестве депонируемых материалов видеозаписи — одно из наиболее убедительных доказательств существования формата и пример его реализации14.
Условиями FRS особо отмечается, что регистрация не гарантирует авторско-правовую охрану, но является потенциальной помощью для получения таковой (ст. 2).
Регистрация в FRS осуществляется сроком на 3 года с момента ее подтверждения (ст. 5) с возможностью продления. Как результат, на весь срок действия регистрации формат помещается в электронную базу данных, а заявителю («владельцу регистрации») выдается подтверждение в виде сертификата, форма которого — аналоговая или электронная — не уточняется. В случае внесения изменений в регистрацию и при продлении ее действия выдается новый сертификат.
Несмотря на достоинства FRS, в числе которых простота и ориентированность на потребности обладателей форматных прав, система демонстрирует ряд недостатков, в частности отсутствие открытого реестра зарегистрированных форматов, к которому мог бы обратиться любой желающий. Размещение на официальном веб-сайте FRAPA такого реестра, раскрывающего как минимум метаданные, помогло бы изготовителям и правообладателям, с одной стороны, поддерживать осведомленность о форматных правах третьих лиц и не нарушать их (к примеру, внести изменения в свой формат, дабы избежать спора), что оказывало бы превентивное воздействие на потенциальных нарушителей, а с другой стороны, отслеживать возможные нарушения собственных форматных прав и в случае возникновения спора получить дополнительное доказательство.
Ряд перечисленных недостатков удалось бы преодолеть, восприняв достижения государственной регистрационной системы при Бюро США по авторскому праву (Copyright Office), функции которой также доступны в онлайн- и офлайн-ре-жиме15. В частности, проводится экспертиза охраноспособности регистрируемого материала (без проведения поиска по предшествующим регистрациям), положительный итог которой создает опровержимую презумпцию его авторско-правовой правообъектности, а в Публичном каталоге (Public Catalog) формируется запись с метаданными регистрации16, которая размещается в сети Интернет. Такая регистрация авторских прав признается российскими судами17 и апробирована право-
14 Например, Meakin v. BBC [2010] EWHC 2065 (Ch) ; [2010] 7 WLUK 748 (Ch D).
15 Par. (b) (2) Section § 202.3 Part 202 Title 37 of Code of Federal Regulations. Revised as of July 1, 2018.
16 Public Catalog. Copyright. United States Copyright Office // URL: https://cocatalog.loc.gov/ cgi-bin/Pwebrecon.cgi?DB=local&PAGE=First (дата обращения: 22.08.2019).
17 Например: решение Московского городского суда от 07.12.2017 по делу № 3-581/2017. Документ опубликован не был.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
"7^ЕСТНИК Ананьева А. Ю. С Л
я УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кугафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений
обладателями телеформатов18. Минус системы — в продолжительности регистрационных процедур, составляющей около 7 месяцев с момента подачи заявки.
Известны случаи успешной регистрации форматных прав в государственных системах Канады19 и Индии20. Теоретически факультативная регистрация телеформата в качестве «творческой» или «нетворческой» базы данных21 возможна в Российской государственной системе регистрации программ для ЭВМ и баз данных, реализуемой Федеральной службой по интеллектуальной собственности22.
Интерес представляет международная межправительственная система i-DEPOT23, функционирующая под эгидой Бюро Бенилюкса по интеллектуальной собственности — The Benelux Office for Intellectual Property (далее — BOIP)24. Регистрируемые документы направляются в адрес BOIP по почте (the i-DEPOT envelope) или посредством загрузки файла на официальном сайте (online i-DEPOT). Такой файл, размером не более 100 мегабайт, как и the i-DEPOT envelope, является доказательством существования содержащихся в нем сведений на момент получения BOIP (правило 4.6) и хранится в режиме конфиденциальности от 5 до 10 лет в зависимости от выбора заявителя с возможностью продления.
Таким образом, международная электронная система регистрации форматных прав должна быть авторитетной, а выданные ей подтверждающие регистрацию
18 Format Bible 1 // Public Catalog. Copyright. United States Copyright Office // URL: https:// cocatalog.loc.gov/cgi-bin/Pwebrecon.cgi?v1=55&ti=1,55&Search_Arg=format&Search_Cod e=TALL&SL=None&CNT=100&PID=p91abtPLGM_nEtuA3htO-E18W_33u&SEQ=20190301 160541&SID=4 (дата обращения: 02.08.2019).
19 Так, в 1992 г в Бюро Канады по интеллектуальной собственности (Canadian Intellectual Property Office) в качестве драматического произведения был зарегистрирован формат ежевечернего музыкального чарта «Star Chart», предположительное копирование которого в 1992 г. стало предметом судебного рассмотрения в деле Hutton v. Canadian Broadcasting Corporation, 1992 ABCA 39 (CanLII).
20 Так, онлайн-поиск по реестру Бюро Индии по авторскому праву (Copyright Office) позволяет отыскать запись о регистрации произведения типа «литературное/драматическое» под названием «Format of the Quiz Show News Quiz» от 22.01.2018 № L-72636/2018.
21 О формате аудиовизуального произведения как базе данных см.: Горчаков А. В. Правовая природа формата аудиовизуального произведения : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. М., 2013. С. 68.
22 Подробнее о системах регистрации авторских прав см.: Survey of Private Copyright Documentation Systems and Practices M. Ricolfi, F. Morando, C. Rubiano [and others] // Все- -g мирная организация интеллектуальной собственности. URL: https://www.wipo.int/export/ ^ sites/www/meetings/en/2011/wipo_cr_doc_ge_11/pdf/survey_private_crdocystems.pdf (дата обращения: 22.08.2019).
23 Создана на основании статьи 4.4bis Конвенции Бенилюкса по интеллектуальной собственности (товарные знаки и образцы) от 25.02.2005 (в ред. от 01.06.2018) и функционирует в соответствии с правилом 4 Правил применения Конвенции Бенилюкса по интеллектуальной собственности в ред. от 01.06.2018.
24 Подразделение Организации Бенилюкса по интеллектуальной собственности (Benelux q Organisation for Intellectual Property). УЧЕНОГО
документы признаваться в иностранных государствах. Так, документы, выданные публичными органами, требуют легализации Подтверждающий документ, выданный иностранным государственным регистратором, является иностранным официальным документом по смыслу ст. 1 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961), следовательно, в странах — участницах Конвенции легализация заменяется проставлением апостиля (ст. 2). Такое требование в некоторых двусторонних договорах о правовой помощи заменяется полным признанием официальных документов договаривающихся сторон. Из упомянутых в статье государств у России такой договор заключен только с Индией.
Документы ^ЕРОТ для лиц, не являющихся гражданами или организациями стран Бенилюкса, поскольку ограничений для регистрации их материалов системой не установлено, представляется, подлежат легализации в общем порядке.
Легализации не потребуется при регистрации телеформата в FRAPA и иных организациях, созданных как частные лица. Электронные подтверждающие документы должны снабжаться электронными подписями, отвечающими наивысшим международным стандартам и признаваемыми в качестве таковых в большинстве стран.
Кроме того, основные характеристики международной электронной системы регистрации форматных прав видятся в следующем.
1. Функционально такая система должна предоставлять заявителю возможность вносить изменения в метаданные регистрации и депонированный материал с фиксацией времени и даты и с выдачей нового подтверждающего документа. Преимуществом будет возможность сохранения в реестре как первоначальной, так и последующих версий материала.
Важна возможность внесения в метаданные информации о распоряжении исключительным правом — иное вынудит правообладателя досрочно прекращать регистрацию на свое имя и регистрировать материал на имя правопреемника с утратой даты «приоритета».
Поскольку проведения сравнения вновь регистрируемых материалов с ранее зарегистрированными требовать от регистрационных систем вряд ли реально, необходимо создание и ведение открытого реестра с возможностью поиска по метаданным и опубликованным материалам для любых лиц, чтобы обеспечить возможность проведения самостоятельного поиска.
2. Технически система должна обеспечивать регистрацию формата как такового, включая выбор одноименного вида регистрируемого материала, и прикрепление к заявке любых электронных файлов максимально доступного размера. При хранении цифровых данных важно использование средств технической защиты (например, распределенных реестров).
Вышеперечисленное позволит системе РКАРА/РКЗ, разработанной непосредственно для регистрации телеформатов и учитывающей их особенности, а равно иной аналогичной системе, стать эффективной и авторитетной международной электронной системой регистрации форматов аудиовизуальных произведений.
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
в
ЕСТНИК Ананьева А. Ю.
УНИВЕРСИТЕТА Международная электронная система регистрации имени o.e. кутафина(мгюА) форматов аудиовизуальных произведений
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // «КонсультантПлюс». — 2016.
2. Горчаков А. В. Правовая природа формата аудиовизуального произведения : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. — М., 2013. — 142 с.
3. Кузнецов Г. Защита телеформата // Новая адвокатская газета. — 2016. — URL: www.advgazeta.ru.
4. Луткова О. В. Трансграничные авторские отношения: материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03. — М., 2018. — 417 с.
5. Blair J., AlthoffJ. High Court confirms TV formats can be protected as dramatic works. Case Comment // Entertainment Law Abstract. — 2018. — № 29 (2): — P. 62—64.
6. Rose D. Format rights: a never-ending drama (or not) // Entertainment Law Abstract. — 1999. — № 10 (6). — P. 170—174.
7. Singh S. The protection of Television Formats: Intellectual Property & Market based Strategies: submitted in fulfillment for the award of Doctor of Philosophy (PhD). — Bournemouth University, UK, 2010 — 300 p.
4 "0 s
m
<
i >
□ □
n □
□
УЧЕНОГО