Научная статья на тему 'Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (мапрял'

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (мапрял Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1422
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (мапрял»

менной переработки не чувствителен к влажности и составу обрабатываемых отходов.

Созданные технология и оборудование обеспечивают практически 100 %-ную переработку

медицинских отходов с одновременным получением побочного целевого продукта в виде синтез-газа, являющегося ценным энергоносителем.

ПЛ. Вербицкая

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (МАПРЯЛ)

Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАП РЯЛ) в этом году исполнится 44 года. 44 года — это большой срок. Можно оглянуться назад, оценить сделанное, задуматься об итогах и перспективах.

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы как общественная неправительственная организация была создана по инициативе ученых ряда стран Европы, Азии, Америки и Австралии на учредительной конференции в Париже в сентябре 1967 года. Главной задачей новой организации стало содействие распространению преподавания и изучения русского языка и литературы во всем мире, а для этого, естественно, необходимо устанавливать и укреплять связи между преподавателями русского языка и литературы, осуществлять обмен информацией, проводить международные конференции, семинары, симпозиумы по различным теоретическим и практическим вопросам преподавания русского языка, литературы и страноведения, стимулировать развитие научных методов обучения, координировать исследования в этой области.

Русский язык как иностранный — учебный предмет в российских и зарубежных учебных заведениях. Он преподается более чем в 90 странах. Говоря о сохранении позиций русского языка в мире, развитии русистики и методики преподавания русского как иностранного, стоит упомянуть события, предшествовавшие созданию МАПРЯЛ. Так, еще в 1925 году было создано Всесоюзное общество культурных связей с заграницей, главной заслугой которого стало знакомство жителей других государств с россий-

ской культурой и наукой. Оно организовало первые поездки советских граждан в иностранные государства, первые выставки советских художников за рубежом и показы советских фильмов. В 1958 году появился Союз советских обществ дружбы. В 1960 году в Москве открылась первая кафедра по подготовке преподавателей русского языка как иностранного в Российском университете дружбы народов.

В 1966 году при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова был создан Научно-методический центр русского языка. Работа в центре велась по трем основным направлениям, включая: разработку новых учебных материалов; проведение научных исследований в области описания русского языка как иностранного и методики его преподавания; координацию деятельности преподавателей-русистов разных стран. Этот центр стал организатором практически всей научно-методической деятельности отечественных и зарубежных преподавателей русского языка как иностранного, а в 1973 году он был преобразован в Институт русского языка им. A.C. Пушкина.

И, наконец, в 1967 году была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка. В 1967 году в Ассоциацию вошли 25 членов из 17 стран мира. Основными вехами развития нашей Ассоциации являются международные конгрессы преподавателей русского языка и литературы. Именно на этих конгрессах мы отчитываемся о результатах нашей научной и педагогической деятельности.

В августе 1969 года в Москве состоялся I Международный конгресс МАПРЯЛ «Акту-

альные вопросы преподавания русского языка и литературы». В работе Конгресса приняли участие 522 русиста из 35 стран мира. На следующий, II конгресс МАПРЯЛ 3—8 сентября 1973 года в Варну (Болгария) приехали уже 1500 делегатов из 51 страны мира. Этот конгресс был посвящен теории и практике создания учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному. III конгресс, который прошел в Варшаве в сентябре 1976 года, собрал 1920 делегатов из 49 стран мира. Этот конгресс был посвящен теоретическим вопросам состояния и развития русского языка, лингвистическим, литературоведческим, психологическим и страноведческим аспектам преподавания русского языка. IV Международный конгресс МАПРЯЛ «Теория и практика преподавания русского языка и литературы. Роль преподавателя в процессе обучения» 13—18 августа 1979 года проходил в Берлине и объединил 1860 делегатов из 65 стран мира. На следующем, Vконгрессе в Праге 16—21 августа 1982 года присутствовали 2400 делегатов из 72 стран. 11—16 августа 1986 года в Будапеште на VI Международный конгресс МАПРЯЛ собралось более 1800 делегатов из 66 стран мира, а в августе 1990 года в Москве в работе VII Конгресса приняли участие уже 3000 делегатов и гостей из 80 стран мира. В это время Ассоциация насчитывала 174 коллективных члена, которые представляли более 80 тысяч русистов из 69 стран мира.

В 1990-е годы наша Ассоциация переживала нелучшие времена, однако деятельность ее шла в соответствии с намеченными планами. С успехом прошли VIII, IX, X и XI Международные конгрессы МАПРЯЛ (в Регенсбурге — 1994, Братиславе — 1999, Санкт-Петербурге — 2003, Варне-2007).

Последнее десятилетие XX века характеризовалось снижением интереса к русскому языку в странах зарубежья. В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. С одной стороны, по исторической инерции он до сих пор там играет роль языка межнационального общения, однако очевиден процесс разрушения русскоязычного пространства. Русский язык вытесняется из общественно-политической и хозяйственной жизни, области культуры, средств массовой информации. Сокращаются возможности получения образования на нем. Меньше внимания уделяется изу-

чению русского языка в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в которых обучение ведется на языках титульных наций. Налицо демонтаж системы образования на русском языке. В Украине, где половина населения русский язык считает родным, за период независимости количество русских школ резко сократилось. В Туркмении все русско-туркменские школы преобразованы в туркменские, закрыты факультеты русской филологии в Туркменском государственном университете и педучилищах. Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных учебных заведениях стран Балтии.

В странах Центральной и Восточной Европы в 90-е годы произошли буквально обвальные явления в области распространения русского языка. В результате исключения его из числа обязательных предметов школьной и вузовской программ он вошел в категорию факультативного и малоизучаемого, заняв позиции после английского, немецкого и французского.

В 2000—2002 годы положение несколько стабилизировалось. Во многих вузах кафедры славянских языков и русского языка укреплены кадрами квалифицированных русистов, увеличилось количество школ и классов с углубленным изучением русского языка. Все большее количество студентов выбирает русский язык в качестве второго иностранного. Наблюдается, в частности, рост интереса к овладению русским языком у будущих экономистов, управленцев, юристов, студентов художественных профессий. Русский язык вновь становится востребованным теми, кто непосредственно принимает участие в развитии связей с Россией и реализации международных проектов. Популярностью пользуются программы «Русский язык повседневного общения», «Русскийязык. Бизнес и коммерция». Примечательно, что русисты Болгарии, Чехии, Польши и Венгрии проявляют немало инициатив в организации международных семинаров и конференций по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы.

После сокращения объемов изучения русского языка в ряде стран Западной Европы в конце 90-х годов в последние годы общее количество людей, его изучающих, в целом сохраняется на одном уровне.

Сегодня МАПРЯЛ объединяет 309 коллективных и индивидуальных членов более чем

из 70 стран мира. Это национальные объединения русистов, филологические факультеты и кафедры русского языка крупнейших российских и зарубежных вузов, языковые школы, издательства. Ассоциации преподавателей русского языка существуют в 30 странах (Австрия, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Индия, Италия, Казахстан, Киргизия, Китай, Латвия, Монголия, Румыния, Словакия, США, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония), и со всеми МАПРЯЛ поддерживает постоянные контакты. Среди национальных ассоциаций, которые входят в состав МАПРЯЛ, следует особо выделить учрежденное в 1999 году Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), члены которого трудятся во всех крупных городах России.

В качестве учредителей РОПРЯЛ выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Государственный институт русского языка имени A.C. Пушкина

и Акционерное общество закрытого типа «Златоуст». Основные задачи РОПРЯЛ состоят в том, чтобы объединять усилия русистов нашей страны по изучению, преподаванию и распространению русского языка и русской культуры, формировать и поддерживать единое информационное пространство для специалистов в области русистики, привлекать внимание общества и государства к состоянию русского языка в стране и за рубежом, распространять знания о русском языке среди широких слоев населения, всемерно способствовать изучению русской литературы. Для реализации этой задачи РОПРЯЛ осуществляет координацию научной деятельности вузов — членов общества, сбор и распространение научной информации через специализированный журнал «Мир русского слова», электронную почту и собственный Интернет-портал «Русское слово», организует и проводит мероприятия общероссийского и международного уровней.

Среди индивидуальных членов МАПРЯЛ — теоретики и практики в области русистики, вузовские преподаватели и школьные учителя, переводчики, культурологи, общественные деятели.

На Международном фестивале «Великое русское слово». Ялта. 2010

#

РУССКИМ

Ф0НР

миг

С 1967 года выходит периодическое издание МАПРЯЛ — журнал «Русский язык за рубежом», который по праву считается самым авторитетным периодическим изданием для преподавателей русского языка как иностранного. Журнал «Русский язык за рубежом» — не единственное издание, отражающее деятельность МАПРЯЛ. С 1992 года издается информационный бюллетень «Вестник МАПРЯЛ». Материалы, связанные с изучением, преподаванием и распространением русского языка, публикуются в изданиях национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы. Это журналы «Мир русского слова» Российского общества преподавателей русского языка и литературы, «Русский язык, литература и культура в школе и вузе» и «Информационный бюллетень ЖПРЯЛ» на Украине, журнал «Русский язык в центре Европы», издающийся в Словакии, и другие периодические издания русистов. На постоянной основе действует и сайт МАПРЯЛ, освещающий основные события в деятельности нашей Ассоциации.

Всемирная известность МАПРЯЛ привела к тому, что в 1975 году ЮНЕСКО присвоила Ассоциации статус категории «С» (отношения

взаимного обмена информацией). В 2001 году наша Ассоциация стала членом Международной федерации преподавателей живых языков (Р1РЬУ).

За 43 года Ассоциация пережила и период бурного развития в 1960—1980-е годы, и период упадка в 1990-е годы, и период возрождения, свидетелями которого мы все являемся. Даже в самое сложное для нас время МАПРЯЛ продолжала свою деятельность. Регулярно, один раз в 3—5 лет, проходили международные конгрессы преподавателей русского языка и литературы, а всего за эти годы проведено 11 таких конгрессов.

МАПРЯЛ ежегодно организует 20—25 научных и культурно-просветительских мероприятий в разных странах мира. За время существования Ассоциации было проведено около 600 научных конференций и симпозиумов. Регулярно в разных странах мира проходят дни, недели, праздники и фестивали русского языка. В 2006 году были проведены недели русского языка и методические семинары во Вьетнаме, Греции, Египте, Италии, Индии, Латвии, Монголии, Франции, Японии. Состоялись конференции в Армении, Белоруссии, Болгарии, Китае, России,

Словакии, Узбекистане, Украине, Финляндии, Эстонии. Прошел Фестиваль русского языка в странах Балтии, фестивали русского и других языков в Болгарии, Казахстане, США и Франции.

С 1972 года на базе Государственного института русского языка имени A.C. Пушкина проводятся раз в три года международные олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Они также вносят огромный вклад в дело распространения русского языка в мире.

Важно отметить, что члены МАПРЯЛ активно участвуют в общественной жизни России и других стран мира. Российские представители МАПРЯЛ постоянно сотрудничают с органами государственной власти. Важный партнер МАПРЯЛ — Россотрудничество (Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству). В 2009 году МАПРЯЛ и Россотрудничество подписали соглашение о взаимодействии в разработке и реализации программ и проектов, направленных на популяризацию и укрепление международных позиций русского языка и литературы, поддержку функционирования, преподавания и изучения русского языка в среде иностранных граждан и российских соотечественников за рубежом, развитие образовательных, научных и культурных связей Российской Федерации с зарубежными странами.

Мы участвовали в разработке закона Российской Федерации «О государственном языке», принятом Государственной Думой в 2005 году, в разработке концепции федеральной целевой программы «Русский язык 2006—2010 гг.» и концепции деятельности фонда «Русский мир», учрежденного в 2007 году. Основная цель Фонда — «создавать условия для изучения русского языка, для сохранения его позиций в мире, для консолидации того, что можно назвать «русским миром». В настоящее время фонд «Русский мир» — это надежный партнер МАПРЯЛ. При его поддержке мы проводим фестивали русского языка, семинары для преподавателей русского языка в разных странах мира.

МАПРЯЛ является и одним из наиболее активных участников проектов федеральной целевой программы «Русский язык 2006—2010 гг.».

С 1979 года МАПРЯЛ награждает медалью имени A.C. Пушкина общественных и государственных деятелей, ученых и преподавателей русского языка и литературы за значительный вклад в распространение русского языка и литературы, успехи в педагогической и научно-исследовательской деятельности. За прошедшие годы почти 300 человек награждены этой медалью.

Из наиболее значимых проектов, которые осуществлены в 2008 и 2009 годах, можно назвать Европейский фестиваль русского языка, проходивший при поддержке фонда «Русский мир» и Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ. Нам хотелось, чтобы фестиваль объединил и поддержал всех тех, кто увлечен изучением русского языка, литературы и культуры, кто стремится сохранить его в семье, кто его преподает и так или иначе популяризирует. Это и стало его целью.

Фестиваль имел широкую программу: конкурсы на лучшее владение русским языком, викторины на знание русской истории и культуры, конкурсы русской песни. Были проведены региональные фестивали русского языка в ряде стран Европы: Италии, Германии, Великобритании, Молдавии, Украине, Сербии, Черногории, где кроме конкурсов была организована и научно-методическая программа для учителей русского языка (лекции, семинары, мастер-классы, круглые столы).

Все это позволило выявить проблемы преподавания русского языка в странах Европы, расширить методические знания школьных учителей и вузовских преподавателей, познакомить их с новинками научной и методической литературы. В мероприятиях фестиваля участвовали известные ученые, политики, журналисты, общественные деятели, писатели.

К участию в конкурсной программе Европейского фестиваля на лучшее владение русским языком приглашались все иностранные граждане, в той или иной степени владеющие русским языком, соотечественники, живущие за рубежом, преподаватели русского языка.

Всего в мероприятиях Европейского фестиваля приняли участие более 34000 человек.

Также при поддержке фонда «Русский мир» и Министерства образования и науки Российской Федерации готовится проведение Всемир-

ного фестиваля русского языка. К участию во Всемирном фестивале приглашаются иностранные граждане, владеющие русским языком, в том числе и преподаватели русского языка. В течение 2010 года проходил отборочный интернет-тур конкурса на лучшее владение русской речью. Конкурсные задания размещены на сайте МАПРЯЛ (http://www.mapryal.org/) и на сайте Всемирного фестиваля русского языка (http: //mirfest.njsskoeslovo.org/).

В рамках подготовки к фестивалю планируется организация Праздников русской словесности, которые будут проведены в США, Казахстане, Польше, Китае, Марокко. На Праздники русской словесности будут приглашены победители 1-го тура, которые получат шанс попасть на финальные мероприятия в Санкт-Петербурге. Кроме того, в рамках Праздников русской словесности будут проводиться конкурсы русской песни и викторины на знание русской культуры, литературы, истории. Среди участников конкурса песни и викторины будут разыграны дополнительные путевки на финал в Санкт-Петербурге.

Мы считаем важным продолжать работу по сохранению позиций русского языка на постсоветском пространстве — в государствах СНГ. В 1990-е годы мы во многом утратили былые позиции. Но в этих странах большая русскоязычная диаспора. Многие выпускники школ мечтают продолжать обучение в России, и это надо учитывать. Неслучайно большое количество наших зарубежных мероприятий мы проводим именно в этих странах.

По-прежнему актуальным остается вопрос о расширении сферы влияния нашей Ассоциации. Наша задача — вернуть утраченные позиции, возобновить налаженные связи, особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где раньше русский язык преподавали и в школах, и в вузах, и на краткосрочных курсах. Конечно же, важно обеспечить центры изучения русского языка современными учебниками и учебными пособиями, регулярно проводить повышение квалификации преподавателей. Активизации деятельности русистов разных стран мира будет способствовать наше более тесное сотрудничество в научной, методической и учебной деятельности. Необходимо создавать международные творческие коллективы, которые

разрабатывали бы совместные научные проекты, новые учебники и учебные пособия.

Особое внимание следует обратить на повышение интереса к русскому языку и русской культуре в разных странах мира. И здесь незаменимой формой работы являются массовые мероприятия: фестивали, форумы, праздники, недели русского языка. У нас уже накоплен опыт проведения этих мероприятий, например фестивалей, которые включают в себя конкурсы на лучшее владение русским языком, «круглые столы» по актуальным проблемам русской литературы, культуры и языка, обширную культурную программу. Такими были проведенные нами два фестиваля «Русское слово» и Фестиваль русского языка в странах Балтии.

МАПРЯЛ и впредь будет способствовать обмену опытом научных исследований в области русской филологии, страноведения, методики преподавания русской литературы, русского и других языков, а также разработке и реализации международных исследовательских проектов, содействовать обмену информацией и опытом в области наиболее эффективных методов и приемов обучения, а также использования технических средств при обучении русскому языку и литературе, содействовать подготовке и изданию научных публикаций, учебно-методических пособий по русскому языку, литературе и методике их преподавания, организовывать и проводить конгрессы, симпозиумы, выставки и другие мероприятия под эгидой МАПРЯЛ.

Так, в 2011 году под эгидой МАПРЯЛ запланировано проведение 15 мероприятий различного рода в 11 странах мира с широким спектром актуальных тем: «Русский язык: исторические судьбы и современность», «Русский язык: система и функционирование», «Теоретические и методические проблемы русского языка как иностранного в традиционной и корпусной лингвистике», «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы» и некоторые другие. Одним из важнейших событий этого года станет XII Международный конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве», который пройдет 10— 15 мая 2011 года в Шанхае (КНР). Другое важное мероприятие, запланированное на этот год, — Международная конференция «Русско-испан-

с кие сопоставительные исследования: теоретические и методические аспекты», посвященная 50-летию начала преподавания русского языка в Гранадском университете, которая произойдет в рамках Международного форума «Россия и Испания: тенденции сближения и перспективы сотрудничества» в сентябре 2011 года.

Нам есть чем гордиться, есть над чем работать. Залог успехов — наши единство, неравнодушие, внимание к проблемам русистики и наша

готовность работать. Кому как не нам отстаивать русский язык и русскую культуру! Сообща мы многого добились, и я уверена, что у нашего профессионального сообщества есть все для решения стоящих перед нами задач: традиции многолетней деятельности МАПРЯЛ, высокий профессионализм, поддержка государства, созданный фонд «Русский мир» и талантливая молодежь, проявляющая несомненный интерес к русскому языку и русской культуре.

II СЪЕЗД ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ

С.Г. Чулкин, А.И Федоров ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ РОССИИ — ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

25—26 ноября в Москве проходил II съезд инженеров России. Не все, вероятно, помнят, что I съезд был проведен в Москве в 1990 году и что Общероссийская общественная организация «Российская инженерная академия» (РИА) стала первым и единственным преемником Инженерной академии СССР, созданной 13 мая 1990 года.

С чего же все начиналось?

Предложения о создании Инженерной академии СССР, с которыми выступали видные советские ученые , в том числе члены Академии наук СССР, неоднократно обсуждались в конце 80-х годов прошлого столетия в центральных партийных и высших государственных органах страны. Однако сложный порядок принятия решений, противодействие далеких от инженерных проблем руководителей не позволили получить сразу согласие на ее организацию.

Научно-техническая общественность, понимая актуальность и важность создания единого органа, консолидирующего инженерное сообщество страны, начала серьезную подготовительную работу, прежде всего — среди организаций Союза научно-технических обществ СССР и ряда крупнейших научно-исследовательских институтов. В начале 1990 года были выбраны первые 25 действительных членов Инженерной академии СССР.

На первом общем собрании был принят Устав и избран президент академии. Им стал известный ученый, крупный организатор науки, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР Борис Владимирович Гусев.

Решением исполкома Тимирязевского районного Совета народных депутатов г. Москвы от 13 мая 1990 года была проведена первая регистрация Инженерной академии СССР.

Понимая, как сложно будет получить признание без поддержки государственных структур, президиум академии начал активный процесс утверждения Устава Инженерной академии в министерствах и ведомствах СССР и РСФСР.

Устав утвердили министры и заместители министров: О.Г. Анфимов, Ю.П. Баталин, Б.Н. Белоусов, И.Н. Букреев, В.М. Величко, В.Н. Забелин, C.B. Колпаков, Е.Б. Левичев,

A.И. Макаренко, Ю.Л. Назаров, И.Ф. Образцов, H.A. Паничев, Э.К. Первышин, П.А. По-лад-Заде, В.И. Решетилов, Г.Б. Строганов,

B.И. Сухих, Е.В. Филиппов, B.C. Черномырдин, В.К. Чирсков, М.С. Шкабардня, М.И. Щадов и другие.

Большую поддержку в дальнейшем организационном процессе создания Инженерной академии СССР оказали Государственный комитет СССР по науке и технологиям (академик Н.П. Лаверов), Академия наук СССР (академик Г.И. Марчук), Президиум Союза научных и инженерных обществ СССР (академик Ю.А. Иш-линский) и правление Научно-промышленного союза СССР (А.И. Вольский).

Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технологиям под научно-методическое руководство академии были переданы более 100 научно-производственных объединений, НИИ и конструкторских бюро.

Уже к концу 1991 года была заложена прочная основа академии — избраны 338 действительных членов и членов-корреспондентов из 10 республик СССР. Среди них — ведущие ученые и организаторы производства, внесшие большой вклад в научное и инженерное развитие различных отраслей народного хозяйства.

Большую помощь в организации академии оказали почетные президенты — академики Академии наук СССР А.Ю. Ишлинский, Б.Е. Патон, КВ. Фролов и Совет старейшин,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.