Научная статья на тему 'Международная академическая миграция: история и тенденции'

Международная академическая миграция: история и тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
785
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / INTERNATIONAL MIGRATION / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ACADEMIC MIGRATION / ИММИГРАНТЫ / IMMIGRANTS / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ИСТОРИЯ / HISTORY / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ван Хайянь

В статье рассматривается сущность международной академической миграции, ее история и тенденции. Представлены определение и классификация миграции, статус академической мобильности в структуре системы миграции. Рассматривается история международной миграции и мировые тенденции академических мигрантов в XXI столетии. Рассмотрены показатели количества академических мигрантов, а также причины их роста и снижения. Анализируются пять ключевых систем академической мобильности, многообразие стран академической иммиграции. Охарактеризованы доминирующие страны Европы и Северной Америки по вопросам академической миграции. Впервые доказано, что международная академическая мобильность преимущественно рассматривается как результат экономического и социального развития, поскольку во многом она способствует этому развитию и совершенствованию или же приводит к интеллектуальным потерям и застою в научно-технической отрасли. Акцентируется внимание на том, что в целом международная академическая миграция оказывает достаточно сильное влияние на экономику, рынок труда, общество и политические институты, стимулирует популяризацию культуры и сотрудничество между принимающими и отправляющими странами, бросает вызов глобализации в образовательной среде. Перспективной остается характеристика сущности международной миграции как общественного феномена, который появился в мире, сам по себе разделен на национальные государства, где пребывание в стране рождения считается нормой, а пересечение границы другой страны девиацией. Необходимо продолжить анализ вопросов, связанных с мнением, что такое отношение к международной миграции, как к общественной проблеме, связано с тем, что она вызывает непредсказуемые изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ACADEMIC MIGRATION: HISTORY AND TRENDS

The article deals with the essence of international academic migration, its history and trends. The definition and classification of migration, the status of academic mobility in the structure of the migration system are presented. The history of international migration and the world trends of academic migrants in the 21st century are considered. The indicators of the number of academic migrants, as well as the reasons for their growth and decline are considered. The dominant countries of Europe and North America are described in terms of academic migration. For the first time it is proved that international academic mobility is mainly viewed as a result of economic and social development, since it largely contributes to its development and improvement or leads to intellectual losses and stagnation in the scientific and technical field. The characteristic of international migration as a public phenomenon that emerged in the world remains perspective, is itself divided into national states where stay in the country of birth is considered the norm, and crossing the border of another country is a deviation. It is necessary to continue the analysis of the questions connected with the opinion that this attitude to international migration, as to the public problem, is due to the fact that it causes unpredictable changes of great importance in this connection is the system of measures taken by the state, as well as the control and division of international migrants into several separate categories.

Текст научной работы на тему «Международная академическая миграция: история и тенденции»

УДК 316 ВАН Хайянь

Северо-Западный педагогический

университет

г. Ланьчжоу, КНР

Российский государственный социальный

университет

г. Москва, Россия

380862378@qq.com

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

В статье рассматривается сущность международной академической миграции, ее история и тенденции. Представлены определение и классификация миграции, статус академической мобильности в структуре системы миграции. Рассматривается история международной миграции и мировые тенденции академических мигрантов в XXI столетии. Рассмотрены показатели количества академических мигрантов, а также причины их роста и снижения. Анализируются пять ключевых систем академической мобильности, многообразие стран академической иммиграции. Охарактеризованы доминирующие страны Европы и Северной Америки по вопросам академической миграции. Впервые доказано, что международная академическая мобильность преимущественно рассматривается как результат экономического и социального развития, поскольку во многом она способствует этому развитию и совершенствованию или же приводит к интеллектуальным потерям и застою в научно-технической отрасли. Акцентируется внимание на том, что в целом международная академическая миграция оказывает достаточно сильное влияние на экономику, рынок труда, общество и политические институты, стимулирует популяризацию культуры и сотрудничество между принимающими и отправляющими странами, бросает вызов глобализации в образовательной среде. Перспективной остается характеристика сущности международной миграции как общественного феномена, который появился в мире, сам по себе разделен на национальные государства, где пребывание в стране рождения считается нормой, а пересечение границы другой страны - девиацией. Необходимо продолжить анализ вопросов, связанных с мнением, что такое отношение к международной миграции, как к общественной проблеме, связано с тем, что она вызывает непредсказуемые изменения.

Ключевые слова: миграция, международная миграция, академическая миграция, иммигранты, академическая мобильность, студенты, обучение, история, тенденции, развитие

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-58-66

Haiyan WANG Northwest Normal University Lanzhou, P.R. China Russian State Social University Moscow, Russia 380862378@qq.com

INTERNATIONAL ACADEMIC MIGRATION: HISTORY AND TRENDS

The article deals with the essence of international academic migration, its history and trends. The definition and classification of migration, the status of academic mobility in the structure of the migration system are presented. The history of international migration and the world trends of academic migrants in the 21st century are considered. The indicators of the number of academic migrants, as well as the reasons for their growth and decline are considered. The dominant countries of Europe and North America are described in terms of academic migration. For the first time it is proved that international academic mobility is mainly viewed as a result of economic and social development, since it largely contributes to its development and improvement or leads to intellectual losses and stagnation in the scientific and technical field. The characteristic of international migration as a public phenomenon that emerged in the world remains perspective, is itself divided into national states where stay in the country of birth is considered the norm, and crossing the border of another country is a deviation. It is necessary to continue the analysis of the questions connected with the opinion that this attitude to international migration, as to the public problem, is due to the fact that it causes unpredictable changes of great importance in this connection is the system of measures taken by the state, as well as the control and division of international migrants into several separate categories.

Keywords: migration, international migration, academic migration, immigrants, academic mobility, students, training, history, trends, development

В первой половине XX столетия одним из важных факторов социальной трансформации во многих регионах мира является вспыхнувшая волна международной миграции. На сегодняшний день данная тенденция все больше усиливается еще и вместе с распространением такого феномена, как демографическая мобильность. Так, в XXI веке пересе-

ление в другой город или страну, будь то в связи с работой или учебой, является скорее обыденным явлением.

Особую и все большую популярность в связи с этим с каждым годом приобретает международная академическая мобильность. Прежде всего под международной академической мобильностью понимается перемещение кого-нибудь, кто так или иначе относится к образовательной деятельности или процессу, на определенный период (как правило его промежуток составляет до одного года) в другое образовательное учреждение в рамках этой же страны или за ее пределами, для обучения, преподавания или проведения научных исследований. После окончания срока действия программы учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в учебное заведение, из которого он приехал изначально [4].

Довольно часто международная академическая мобильность рассматривается как результат экономического и социального развития, поскольку во многом она способствует этому развитию и совершенствованию или же приводит к интеллектуальным потерям и застою в научно-технической отрасли. Во многом это определяется свойствами самих мигрантов и поступками заинтересованных сторон. В целом же, международная академическая миграция оказывает достаточно сильное влияние на экономику, рынок труда, общество и политические институты, стимулирует популяризацию культуры и сотрудничество между принимающими и отправляющими странами, бросает вызов глобализации в образовательной среде. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим возможные главные тенденции и вопросы, которые непосредственно влияют и формируют общую картину международной академической миграции.

Для начала обратимся к определению и классификации миграции, определим статус академической мобильности в структуре системы миграции.

Прежде всего, под миграцией населения понимается перемещение людей, пересечение ими одной политической или административной границы на определенный срок. Внутренняя миграция - это перемещение людей из одного места (провинции, региона или города) в другое, в рамках одной страны. Существует также и третье понятие, так называемая международная миграция, сущность которой сводится к пересечению границ, отделяющих примерно 200 стан мира, и прибытию в другую страну. По мнению многих ученых, внутренняя и международная миграция являются составной частью одного и того же процесса, поэтому должны изучаться вместе [7, с. 269].

Однако, несмотря на то, что внутренняя и международная миграция являются частью единого процесса, данные понятия должны строго разделяться. Так, если расстояние внутренней миграции может быть коротким и происходить между людьми со схожими культурами (к примеру, миграция с юга Филиппин на Сабах Малайзии), то международные мигранты преодолевают более длительный путь, такая миграция предполагает совместный сбор людей самых разных национальностей, из самых разных уголков планеты. Возьмем, к примеру, перемещение афгаских национальных меньшинств из западных провинций Китая в города на востоке. В некоторых случаях бывает так, что «мигрирует» граница, а не люди, поэтому внутренние мигранты становятся международными. Например, из-за распада СССР одна страна превратилась в несколько, поэтому несколько миллионов внутренних мигрантов стали иностранцами в новых принимающих странах.

Вообще, многочисленные случаи пересечения человеком границы нельзя считать миграцией, поскольку ежедневно большое количество людей пересекают границу по причине бизнеса или туризма, однако не намереваются остаться в стране временного пребывания на длительный срок. Миграция предполагает остановку в конкретной стране на определенный минимальный период - примерно от шести месяцев до одного года. К примеру, в практике Австрии все мигранты разделяются на постоянных (долгосрочных), которые остаются работать, заниматься бизнесом, учиться (не менее 12 месяцев в году), а также краткосрочных. Сегодня Австрия является одной из «типичных иммиграционных стран» в связи с ее традицией принятия большого количества иммигрантов, которые принимают активное участие в строительстве страны. За последние несколько лет общественные дебаты сфокусированы в основном на постоянной иммиграции. Другие страны,

как правило, считают иммиграцию исключительно временным явлением. Так, в период, когда Федеративная Республика Германии начала набирать так называемых «тест-работников» в 1960 г., некоторым из них было разрешено остаться на несколько месяцев в статусе «сезонных работников», а другие получили официальное разрешение на проживание сроком лишь на один год. Со временем и в результате проживания в определенной стране становится достаточно сложно ограничить пребывание человека в ней. Люди, которые жили в течение короткого срока в стране, получали разрешение остаться на два года, потом - на пять лет и в конце концов становились постоянными резидентами страны, в которую изначально прибыли в статусе студента, бизнесмена или туриста.

Такие различия позволяют сказать о том, что не существует единых объективных стандартов в определении миграции. Прежде всего, миграция является результатом государственной политики, которая преследует политические и экономические цели, создание определенных общественных отношений.

Международная миграция как общественный феномен появилась в мире, который сам по себе разделен на национальные государства, где пребывание в стране рождения считается нормой, а пересечение границы другой страны - девиацией. Такое отношение к международной миграции, как к общественной проблеме, связано с тем, что она вызывает непредсказуемые изменения. Большое значение в связи с этим приобретает система принимаемых государством мер, а также контроль и разделение международных мигрантов на несколько отдельных категорий. Итак, в современной мировой практике наиболее известным является следующее разделение международных мигрантов:

1. Временные трудовые мигранты. Данная категория мигрантов довольно часто называется «тест-работниками», или иностранными работниками по контракту. Как правило, это лица, которые мигрируют на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет) для заработка денег и осуществления их перевода в страну постоянного пребывания своей семье.

2. Интеллектуальные и коммерческие мигранты. Эта категория мигрантов включает людей, обладающих высоким уровнем квалификации, то есть тех, которые являются менеджерами, управляющими, специалистами, учителями и продвигаются внутри международного трудового рынка межнациональных корпораций и международных организаций или которые находятся в поиске должности по редкой квалификации на международном трудовом рынке. Иногда к этому перечню относят также студентов, обучающихся за границей. Многие страны приветствуют таких мигрантов и создают специальные программы «квалифицированной и коммерческой миграции», чтобы стимулировать их к пребыванию.

3. Нелегальные мигранты. К этой категории относятся те лица, которые являются незаконными мигрантами или мигрантами без соответствующих документов. Прежде всего, это человек, который прибыл в чужую страну в поисках работы без наличия соответствующих документов и разрешений. На сегодняшний день достаточно большой поток трудовых мигрантов представлен незаконными мигрантами. Многие страны молчаливо разрешают такую миграцию, поскольку она предполагает трудовую мобилизацию в соответствии с требованиями работодателей без сопутствующих социальных расходов и мер для защиты мигрантов.

4. Беженцы. В соответствии с Конвенцией о статусе беженца, которая была принята в 1951 г., беженец - это прежде всего тот человек, который уехал из страны гражданской принадлежности, не может и не хочет возвращаться из-за «обоснованного страха, связанного с расой, религией, национальностью, членством в особой общественной группе и политическим мнением». Та страна, которая подписала контракт, так или иначе берет на себя ответственность относительно защиты беженцев, она разрешает их въезд, предоставляет им статус временного и постоянного проживания. В рамках организации по делам беженцев, особенно в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ, 1997 год) категории «беженцев» и «мигрантов» четко разделяются. Однако они

имеют множество общих черт, включая социальные потребности, культурное влияние в местах поселения.

5. Искатели убежища. К данной категории может быть отнесен человек, который не соответствует строгим критериям, обозначенным в Конвенции 1905 года, и пересек границу в поисках защиты. В относительно неразвитых странах зачастую возникают конфликтные ситуации, поэтому довольно трудно отличить перемещение человека по собственному преследованию или отбытие из страны в результате постоянного насилия.

6. Вынужденная миграция. В широком смысле понятия данный вид миграции включает в себя как беженцев, искателей беженцев, так и людей, которые вынуждены покинуть свою страну из-за экологических катастроф, строительства тех или иных объектов (к примеру, в результате строительства нового завода, дороги или дамбы).

7. Домочадцы. В современной практике такую миграцию принято называть «миграцией по воссоединению семьи», поскольку, как понятно, она предполагает воссоединение мигранта с членами семьи. Право человека на воссоединение с семьей признается многими странами, в частности США, Канадой, Австрией и государствами - членами Европейского союза. Ряд других стран, в которых принята контрактная трудовая система, отрицают как таковое право человека на воссоединение с семьей, поскольку в таком случае члены семьи могут незаконно въехать в страну.

8. Возвратная миграция. К этой категории относятся, прежде всего, те люди, которые вернулись в страну происхождения после пребывания в другой стране определенный период времени. Как правило, такая разновидность миграции всячески приветствуется, поскольку за счет нее в страну привносится капитал, новые технологии и зарубежный опыт, что необходимо для обеспечения ее экономического развития. Многими странами был разработан даже специальный план, предназначенный для использования такого «потенциала развития». У ряда других стран довольно сомнительное отношение к данному явлению, поскольку считают, что возвратная миграция может стать причиной культурных и политических изменений.

Одним из современных направлений международных миграционных процессов является академическая мобильность. Прежде всего, она является одной из разновидностей интеллектуальной миграции. Академическая миграция представляет собой перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны в целях обучения или преподавания [9]. Такая разновидность предполагает образовательную и научную миграцию. К числу международных образовательных мигрантов относятся школьники, студенты, аспиранты, доктора и прочие, которые обучаются в высших учебных заведениях в целях получения образования, повышения квалификации. Данная диаспора состоит из потенциальных ученых. В таком случае ученая миграция предполагает миграцию уже состоявшихся ученых. Образовательная же миграция предполагает учебную миграцию, поэтому она включает передвижение учащихся, которые проходят обучение за границей своей родины более 12 месяцев [6, с. 7]. Учебная миграция при этом исключает возможность прохождения стажировок, дополнительных курсов и других видов краткосрочного обучения.

По мнению Е.Е. Письменной, цель перемещения образовательных мигрантов на международном уровне состоит в получении образования высокой степени. К числу образовательных мигрантов относятся в первую очередь школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений, аспиранты, доктора, стажеры, профессора, повышающие свою квалификацию в разных учебных заведениях, структурах и компаниях [2, с. 10]. Учебные мигранты, в свою очередь, направлены исключительно на определенные учебные заведения. С этой точки зрения можно сказать о том, что учебная миграция является одной из составляющих образовательной миграции.

Возвращаясь к понятию международной академической мобильности, необходимо добавить, что она является предметом исследования многих научных областей, среди ко-

торых социология, экономика, политика, культурология и многие другие. В связи с этим анализ тенденций, эффектов данного феномена с позиции лишь одной науки, на наш взгляд, будет не полным. Данный тип миграции должен изучаться с точки зрения социологии с применением подходов и теорий других наук, поскольку такой подход связан с извлечением материальной выгоды от перемещения, в отличие от экономической миграции [3, с. 28].

Следующим аспектом, который мы хотим рассмотреть в рамках настоящей статьи, является история международной миграции и тенденции академических мигрантов в современном мире.

Человек по своей природе - существо, постоянно стремящееся к перемещению. В силу изменения окружающей среды, роста населения, развития производства, в результате войны и образования стран, так или иначе, человечество постоянном мигрирует. Академическая миграция является одной из разновидностей международной миграции. Сегодня уже трудно выяснить однозначно, кто стал первым академическим мигрантом из-за того, что история данного понятия начинается в далекой древности. Академическую миграцию мы изучаем с использованием имеющихся данных с историей международной миграции. В целом же, историю международной миграции можно разделить на следующие четыре периода:

1. Международная миграция в период первоначального накопления капитала. В конце XV - начале XVI столетия европейскими колонизаторами были образованы колонии для накопления капиталов. В это время состав мигрантов включал вооруженных лиц, административных лиц, проповедников, африканских негров-рабов, которые и составили большую часть международных мигрантов.

2. Международная миграция в период индустриализации Европы и США. Этот период является периодом большого переворота мировой истории. Процесс индустриализации быстро распространился из Европы и США в колонии Америки. Вначале был завершен переход капитализма из кустарной промышленности на крупную промышленность, в скором времени осуществился переход свободного капитализма на монополистический капитализм. На этом фоне произошел небывалый расцвет международной миграции. Масштабная миграция была распространенным феноменом в период индустриализации Европы и США.

3. Международная миграция в период мировых войн. В этот период противоречия между монополистическими капиталами достигли своего пика, вспыхнула Первая мировая война, которая стала причиной мирового экономического кризиса. После этого тут же произошла Вторая мировая война и возникли движения за национальную независимость. В результате Первой мировой войны бурно развивающаяся эмиграция Европы была прервана. После войн, несмотря на возросшее количество мигрантов, они составили 1/3 их общей численности до начала войны. Во многом это было обусловлено влиянием мирового экономического кризиса. С началом и развитием событий Второй мировой войны международная миграция практически была остановлена. Следует уточнить, что здесь мы имеем в виду экономических мигрантов, поскольку количество политических мигрантов в этот период резко и стремительно возрастало.

4. Международная миграция в постиндустриальный период. После окончания Второй мировой войны, особенно с 60-х годов XX в., в международной миграции происходили кардинальные изменения. В частности, международные мигранты, не как в период индустриализации, перемещались из стран Европы в места заселения, образованные европейцами. Главными выездными местами мигрантов стали развивающиеся страны третьего мира. Во время индустриализации международные мигранты из густонаселенных стран с высоким темпом индустриализации направлялись в малонаселенные страны с высоким темпом индустриализации. А непосредственно в период постиндустриализации миграция осуществлялась преимущественно из густонаселенных стран, которые находились на начальном этапе индустриализации, в густонаселенные страны, которые вступили на

постиндустриальный этап. Так, с 60-х годов XX в. общее количество эмигрантов из Европы резко снижается от общего количества мировых мигрантов, в свою очередь, доля мигрантов из Азии, Латинской Америки и Африки значительно повышается. Вместе с этим возрастает и количество стран миграции, помимо традиционных стран - Америки и Океании, принимающих мигрантов, этим занялись и страны Европы. Также следует отметить, что само положение миграции в этот период значительно изменилось. Количество иммигрантов резко увеличилось из стран, богатых рабочей силой. Принимающими странами применялась ограничительная политика, в результате чего значительно возросло количество нелегальных мигрантов.

Что касается тенденции академической мобильности в XXI в., то в результате образовательной глобализации современные студенты имеют гораздо большие возможностей для обучения за границей. Буквально с каждым годом тенденция академической мобильности увеличивается, и это несмотря на популяризацию курсов в сети, повышение количества иностранных учебных работников, создание зарубежных центров и филиалов иностранных высших учебных заведений.

В современном мире международное перемещение академических мигрантов становится все более частым явлением. Как свидетельствует статистика ОЭСР, в 2000 г. общее количество академических мигрантов высшего образования составило 2 087 702 человека, а в 2012 г. данный показатель вырос до 4 528 044 человек. Так, масштаб роста составляет 116,89% (см. рисунок) [10].

Рис. Количество академических мигрантов высшего образования в мире 2000-2012 гг.

Fig. The number of academic migrants of higher education in the world 2000-2012

5 ООО 000 4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 О

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Источник: International Migration: Definition, Trends & Consequences [Electronic resource]. Access mode: https://study.com/academy/lesson/international-migration-definition-trends-consequences.html (date of the application - 2 April 2018).

Source: International Migration: Definition, Trends & Consequences [Electronic resource]. Access mode: https://study.com/academy/lesson/international-migration-definition-trends-consequences.html (date of the application - 2 April 2018).

Если рассматривать тенденцию академической миграции в самых больших странах - США, Англии, Канаде, Новой Зеландии и Японии, то можно заметить, что там количество академических мигрантов составило 2 921 141 чел., а это означает возрастание данного показателя на 4,7%. Среди них количество академических мигрантов высшего образования в Америке достигло 886 051 чел., то есть выросло на 8,1%. Очевидный рост также наблюдается в Германии и Канаде - 6,4% и 10,6% соответственно. При этом в Англии и Японии произошло значительное уменьшение количества обучающихся ино-

странных студентов. Так, в Англии данный показатель уменьшился с 488 380 до 481 050 чел., а общий масштаб снижения составил 1,5%, в Японии - на 2 237 человек. Статистика свидетельствует, что в 2013-2014 году в Новой Зеландии общее количество академических мигрантов составило 73 510 чел., что на 14,4% больше, чем в прошлом финансовом году. В других же странах, которые пользуются популярностью у академических мигрантов, в Южной Корее в частности, количество иностранных студентов выросло с 81 871 чел. в 2013 г. до 84 801 чел., при этом размах роста составил 3,58%. Резюмируя, следует сказать, что общее количество мировых академических мигрантов непрерывно увеличивается [8].

В соответствии с данными, представленными в отчете «Взгляд на образование», или «Education at glance», который был составлен ОЭСР в 2013 г., международная академическая мобильность высшего образования за период 2000-2001 года выросла более чем в 2 раза. По прогнозу ЮНЕСКО к 2015 г. численность иностранных студентов во всем мире достигнет 7,2 млн человек [1, с. 7]. А прогнозу 2017 г. ЮНЕСКО обещает, что эта цифра к 2025 г. достигнет 8 млн человек.

В целом, в процессе перемещения академических мигрантов в мире было образовано пять основных систем академической мобильности [5, с. 6-7]:

1. Система северной Америки. Данная система является самой значительной и принимает самое большое количество академических мигрантов. По количеству академические мигранты из карибского региона занимают первое место, азиатские - второе.

2. Система Европы. Данная система было образована во второй половине XX столетия. Большинство академических мигрантов являются выходцами из Ближнего Востока, России, стран бывшего СССР, Африки и Азии.

3. Система Персидского залива. Она была образована в 70-х годах XX столетия. При этом около 80% академических мигрантов составляют жители Азии.

4. Азиатско-Тихоокеанская система имеет несколько центров. На сегодняшний день среди них Австрия, Япония, Восточная Азия и Юго-Восточная Азия, которые являются четырьмя центрами, принимающими академических мигрантов. В данной системе академические мигранты из Азии составляют 80%, а после них уже следуют академические мигранты из Америки и Океании.

5. В системе южной части Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, Уругвай, которые являются самыми древними странами-импортерами.

Вместе с увеличением количества международных академических мигрантов и многообразием выбора распределение назначенных мест академической мобильности значительно изменилось. Так, как свидетельствуют данные Международной ассоциации образования США, в 2001-2014 гг. процент академических мигрантов в первых шести странах остался неизменным и составил примерно 65%, однако изменилось само распределение этих иммигрантов. Несмотря на то, что страны ОЭСР, как и в прошлом, являются главными странами по обучению, современные шесть главных стран-импортеров академических мигрантов постепенно перемещаются в Европу, США и Азиатско-Тихоокеанский регион. Старые места назначения зарубежного обучения, в частности Испания, Бельгия, заменяются новыми странами и центрами районов зарубежного обучения, а именно Китаем, Канадой и другими. Сегодня особой популярностью у академических мигрантов также пользуются Малайзия, Саудовская Аравия [10].

Одной из ключевых особенностей глобализации высшего образования является регионализация. В мировом масштабе два больших района занимаются строительством пространства высшего образования внутри отдельных районов. Строительство образовательного района Европейским сообществом - план Эразмус Мунду - может быть типичным примером развития данной тенденции. Также интерес вызывает и план «Общее пространство высшего образования», который был создан в результате интеграции АСЕАН. В рамках высшего образования АСЕАН были учреждены Ассоциация министров и Мини-

стерств образования Юго-Восточной Азии, сеть высших учебных заведений АСЕАН (AUN) и прочие организации. Страны АСЕАН согласовывают свою деятельность по следующему кругу вопросов: создание единой основы образования, установление единой системы уроков в АСЕАН, повышение качества обучения. Вместе с тем в планах у АСЕН создание единой оценочной системы в целях гарантии качества интеграции высшего образования.

Таким образом, масштабная академическая мобильность является, прежде всего, результатом глобализации экономики и образования. Глобализация приводит к высшей степени равенства и умножению возможностей, что способствует повышению мобильности народа в поисках хороших возможностей образования. На фоне экономической глобализации масштабная академическая мобильность является неизбежной тенденцией. В связи с увеличением разницы в сфере образования между развитыми и менее развитыми странами, а также с усилением экономической интеграции количество академических мигрантов продолжит повышаться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Международная студенческая мобильность как показатель успешности системы образования // Бюллетень о состоянии российского образования. - 2015. - № 4. - С. 7

2. Письменная Е.Е. Социальные исследования учебной миграции в Россию: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2009. - С. 10.

3. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии / С.В. Рязанцев. - М., 2008. - С. 28.

4. Academic Migration, Realities, and Challenges. URL: http://www.nafsa.org/Resource_Library_Assets/Networks/RS/Book_Reviews/Academic_Migrati on,_Realities,_and_Challenges/ (accessed: 01.04.2018).

5. A phenomenological study of academic migrants adjusting to working and living in Scotland. URL: https://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/S1479362820140000011000 (accessed: on: 02.04.2018).

6. Compass: Manual for Human Rights Education with Young people. URL: https://www.coe.int/en/web/compass/migration (accessed: 01.04.2018).

7. Douglas S. Worlds in Motion. S. Douglas. 1998. - Pp. 6-7.

8. International Migration. Department of Economic and Social Affairs. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/theme/international-migration/ (accessed: 03.04.2018).

9. International Migration Journal. URL: https://www.iom.int/international-migration-journal (accessed: 02.04.2018).

10. International Migration: Definition, Trends & Consequences. URL: https://study.com/academy/lesson/international-migration-definition-trends-consequences.html. (accessed: 02.04.2018).

11. International Migration Outlook 2017 URL: http://www.oecd.org/migration/international-migration-outlook-1999124x.htm (accessed:: 03.04.2018).

12. Migrant/Migration URL: http://www.unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/international-migration/glossary/migrant/ (accessed: 01.04.2018).

13. Spring J. Globalization of Education: An Introduction / J. Spring / / Queens College & Graduate Centre. City University of New York, 2009.

14. Stephen Castles. International migration at the beginning of the 21st century. Stephen Castles. International Social Journal. September, 2000. Pp. 269-281.

15. School education for migrants. URL: https://ec.europa.eu/education/policy/migration/schools_en (accessed: 02.04.2018).

REFERENCES

1. International student mobility as an indicator of the success of the education system. Bulletin on the state of Russian education. 2015. No. 4. P.7. (in Russ)

2. Письменная Е.Е. Social studies of educational migration in Russia: Avtoref. dis. .kand. soc. sciences'. M., 2009. P. 10. (in Russ)

3. Ryazantsev S. V. Labor migration in the CIS and Baltic countrie. S. V. Ryazantsev. M., 2008. P. 28. (in Russ)

4. Academic Migration, Realities, and Challenges. URL: http://www.nafsa.org/Resource_Library_Assets/Networks/RS/Book_Reviews/Academic_Migration,_R ealities,_and_Challenges/ (accessed: 01.04.2018).

5. A phenomenological study of academic migrants adjusting to working and living in Scotland. URL: https://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/S1479362820140000011000 (accessed: on: 02.04.2018).

6. Compass: Manual for Human Rights Education with Young people. URL: https://www.coe.int/en/web/compass/migration (accessed: 01.04.2018).

7. Douglas S. Worlds in Motion. S. Douglas. 1998. - Pp. 6-7.

8. International Migration. Department of Economic and Social Affairs. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/theme/international-migration/ (accessed: 03.04.2018).

9. International Migration Journal. URL: https://www.iom.int/international-migration-journal (accessed: 02.04.2018).

10. International Migration: Definition, Trends & Consequences. URL: https://study.com/academy/lesson/international-migration-definition-trends-consequences.html. (accessed: 02.04.2018).

11. International Migration Outlook 2017 URL: http://www.oecd.org/migration/international-migration-outlook-1999124x.htm (accessed:: 03.04.2018).

12. Migrant/Migration URL: http://www.unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/international-migration/glossary/migrant/ (accessed: 01.04.2018).

13. Spring J. Globalization of Education: An Introduction / J. Spring // Queens College & Graduate Centre. City University of New York, 2009.

14. Stephen Castles. International migration at the beginning of the 21st century. Stephen Castles. International Social Journal. September, 2000. Pp. 269-281.

15. School education for migrants. URL: https://ec.europa.eu/education/policy/migration/schools_en (accessed: 02.04.2018).

Информация об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ван Хайянь, аспирант, старший преподаватель, Северо-Западный педагогический университет, г. Ланьчжоу, КНР Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия 380862378@qq.com

Получена: 07.04.2018

Для цитирования: Ван Х. Международная академическая миграция: история и тенденции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2-2 . с.58-66. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-58-66.

Information about the author:

Haiyan WANG, Postgraduate Student, Senior Lecturer, Northwest Normal University, Lanzhou, P.R. China, Russian State Social University, Moscow, Russia 380862378@qq.com

Received: 07.04.2018

For citation: Wang H. International academic migration: history and trends. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.2-2. Pp. 58-66. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-58-66. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.