Научная статья на тему 'Между нами, директорами'

Между нами, директорами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Прянишников

Чем могут быть полезны «облачные» технологии генеральным директорам российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между нами, директорами»

г

Николай Прянишников

Между нами, директорами

Чем могут быть полезны «облачные» технологии генеральным директорам российских компаний.

I Л ^^ — отрасль и сфера на-1#1 I шей жизни, развиваю-V I I щаяся самыми высокими темпами, — меняется вновь. Про «облачные» вычисления, или попросту «облака», слышали наверняка многие. Действительно, это главный тренд в мире ИТ на ближайшие годы. Главный — потому что «облака» меняют и отношение к ИТ в целом, и подходы к их использованию. Вот почему раз за разом в нашем общении с клиентами возникает тема «облаков».

Я с удовольствием воспользовался возможностью, которую мне

Ml

I Если коротко, суть «облаков» состоит в том, чтобы использовать ИТ как услугу, которая доставляется через Интернет и оплачивается по мере потребления ^^

предоставила редакция «Бизнес-журнала», — рассказать читателям об «облаках». Microsoft — лидер рынка ИТ, и я с полным на то основанием считаю наши решения в этой области самыми лучшими и эффективными. Но думаю, что на этот раз мне проще будет обратиться со страниц издания к топ-менеджерам многочислен-

ных предприятий не в роли главы российского представительства крупнейшей технологической корпорации. Поговорим просто как руководители компаний. Ведь мне приходится решать точно такие же задачи, с какими каждый день сталкиваетесь и вы. В конце концов, у нас одни и те же заботы — обеспечить управление бизнесом, достичь высокой производительности труда сотрудников, оптимизировать расходы на ИТ, выстроить отношения с клиентами, добиться от них максимальной отдачи.

Сделать это помогут «облачные» технологии. О том, почему стоит воспользоваться этим инструментом, и пойдет речь.

Новый взгляд на знакомые технологии

Прежде всего хочу успокоить тех, кто полагает, что появилось очередное изобретение, которое перевернет привычные технологии вверх дном. Нет. С появлением в обиходе термина «облачные вычисления» никаких технологических революций не произошло. Не появилось каких-то принципиально новых технологий, за которыми теперь придется начинать дорогостоящую гонку. Все, о чем идет речь, существовало и раньше.

«Облачные» технологии, или «облако», — новая бизнес-модель, новая схема потребления ИТ. Да-да, именно потребления. Оснащая

свои компании компьютерами и серверами, покупая программное обеспечение, все мы потребляем информационные технологии. Давайте задумаемся, как мы это делаем, и посчитаем, оправдываются ли те средства, которые мы расходуем на ИТ.

Наверное, если бы этот вопрос я задал не на страницах журнала, а в очной беседе, то ваша ответная реакция была бы бурной. Да, тот объем ИТ, который нам регулярно приходится оплачивать, сотрудники «осваивают» отнюдь не полностью. Такая ситуация знакома любому менеджеру: наши компании вынуждены приобретать вычислительные мощности, которыми пользуются не в полной мере. Делают это и крупные корпорации, и совсем небольшие предприятия.

Где же выход? Он прост: отказаться от ИТ как от актива, который требует постоянных отчислений, и перейти от владения ими к их потреблению. Так, например, как мы потребляем электричество или услуги связи. В этом и суть «облаков» — использовать ИТ как услугу, которая доставляется через Интернет и оплачивается по мере потребления.

Итак, никаких принципиально новых технологий под собирательным названием «облака» не кроется. Меняются не технологии, меняется отношение к ним. И это

главное изменение, которое приносят нам «облачные» вычисления.

Порой приходится слышать: «В наших российских условиях «облака» неактуальны: у нас беда с доступом в Интернет». С этой точкой зрения приходилось сталкиваться не раз и не два. Конечно, связь — первое и главное условие для распространения «облачных» технологий. И скепсис по поводу качества и бесперебойности интернет-доступа имеет право на существование.

Я знаком с ситуацией не понаслышке и уверен, что поводов для пессимизма становится все меньше с каждым днем. В большинстве городов России с населением более трехсот тысяч человек есть несколько поставщиков, которые обеспечивают услуги подключения к магистральным каналам конечных потребителей и обеспечивают отличное качество связи. Да, иногда в какой-то конкретной точке может быть трудно получить доступ к Интернету, но каждый раз это фактор конкуренции между провайдерами, собственниками бизнес-центров и т. д. Таких слу-

чаев становится меньше, и чаще всего потребители могут выбирать и поставщика услуг, и приемлемые тарифы.

Доступ в Интернет — обязательное условие в современной инфраструктуре. А безлимитные тарифы, которые распространены в России очень широко, позволяют не превратить использование «облака» в расточительство.

Новые возможности для развития бизнеса

«Облако» открывает новые возможности для развития вашего бизнеса. Ведь благодаря «облачным» технологиям можно оперативно получить столько мощности, сколько необходимо. Это позволяет компаниям предлагать клиентам такие услуги, предоставить которые раньше было практически невозможно. Приведу пример из опыта американской компании Risk Metrics, которая занимается анализом рыночных рисков. Как вы понимаете, для качественного анализа необходимо обработать большой массив данных. Количество этих данных может многократно, а главное —

кк Пора отказаться от ИТ как от актива, требующего постоянных отчислений и перейти от владения — к потреблению. Именно так мы пользуемся электричеством и связью ^^

непредсказуемо увеличиваться, ; особенно в период рыночной неста- ; бильности. При этом для клиентов ; компании имеет значение не только | получение качественного анализа, ; но и скорость, с которой он будет ; проведен. До появления «обла- : ка» на проведение анализа ситу- ; ации уходило от недели до двух. ; Разместив свой сервис в Windows | Azure, где при необходимости ; можно использовать практически ; неограниченные мощности, Risk ! Metrics смогла сократить время выдачи результатов до двух дней, | серьезно обогнав конкурентов. ;

Неоценимое преимущество «об- ; лака» в том, что оно не только сни- ; жает стоимость и сокращает вре- ; мя вывода на рынок новых услуг, :

г

£ £ Оснащая свои компании компьютерами и серверами, покупая программное обеспечение, все мы потребляем информационные технологии. Пора задуматься, как мы это делаем щщ

но и удешевляет эксперимент, минимизирует риски.

Скажем, вы задумали новый бизнес. Вы, конечно, уверены, что его ждет успех, но в сегодняшней экономической ситуации все может случиться. Теперь есть возможность значительно снизить первоначальные капитальные затраты в ИТ, получив все необходимое из «облака». Так поступила компания «Моя клиника», которая развивает сеть медицинских учреждений в регионах. Было принято решение сразу создать такую систему обслуживания пациентов, при которой все медицинские документы хранятся в электронном виде: это позволяет врачам быстрее обмениваться информацией, а пациентам не стоять в очередях, записываясь на прием через Интернет. При этом

не менее важным было сократить время вывода каждой клиники на рынок. С помощью «облака» удалось решить обе этих задачи.

В условиях сегодняшнего рынка все больше компаний понимает необходимость сконцентрироваться на своей основной деятельности. «Облако» как нельзя лучше позволяет это сделать. Ведь если ваша фирма, например, занимается созданием видеоконтента, ее ИТ-департамент размером не уступает системному интегратору. То есть серьезные средства уходят на поддержание непрофильного бизнеса. Не проще ли начать использовать «облако»? Кстати, вы знаете, что фильм «Аватар» создавался с помощью «облака» Microsoft?

Поговорим о деньгах

Я уже упомянул об ощутимой выгоде, которую может принести переход предприятия на «облачные» технологии. Давайте остановимся на этом качестве «облаков» подробнее.

Они действительно помогают сократить затраты на ИТ, не отказываясь при этом ни от использования отдельных технологий или решений, ни от качества ИТ в целом. Модель использования ИТ как сервиса, а не как актива может дать ощутимые результаты уже в первые месяцы применения. Возможно это потому, что предприятие, использующее «облако», оплачивает вычислительные мощности в строгом соответствии с объемом их потребления. Ему нет нужды вкладывать средства в поддержку всего объема ИТ — компьютеров, серверов, ПО. Ровно столько, сколько нужно сейчас, и ни «граммом» больше: именно по такой модели оплачиваются «облачные» услуги.

Выгода от использования такой схемы потребления хорошо заметна на тех предприятиях, где ярко выражена сезонность. Их руководители не дадут соврать: случается, что большая часть ИТ-систем таких компаний простаивает месяцы кряду, ожидая пикового периода, когда возникнет потребность в их использовании. Все остальное время парк ИТ лежит на предприятии мертвым грузом и требует денег: на сопровождение, обновление, продление

лицензий... Экономия за счет отказа от поддержки временно не используемых ИТ может оказаться весьма значительной.

Поделюсь двумя примерами из нашего российского опыта. Все помнят, конечно, финал конкурса Евровидения, проходивший в Москве. Организаторам предстояло выполнить огромную работу: не только провести сам конкурс, но и организовать продажу билетов, прием и размещение гостей, их обслуживание, транспорт. Для того, чтобы обеспечить эту работу, потребовалась бы мощная и дорогостоящая ИТ-инфраструктура, необходимость в которой отпадает сразу же по окончании конкурса. Вместо того чтобы устанавливать свою инфраструктуру, организаторы конкурса воспользовались «облачными» сервисами, которые предоставил наш партнер — компания «Инфобокс».

Другой пример. Знаменитый Мариинский театр организует регулярные трансляции своих спектаклей по всему миру через Интернет. Особенно популярные представления собирают сотни тысяч зрителей, и Мариинке пришлось бы держать серьезный парк серверов, чтобы обеспечить стабильную трансляцию во время таких пиковых нагрузок. А ведь это очень большие затраты — и капитальные, и необходимые для обслуживания производительной и дорогостоящей платформы. Не говоря уже о расходах на электроэнергию. Вместо этого театр использует платформу Windows Azure, благодаря которой может в течение часа организовать трансляцию на огромную аудиторию.

Впрочем, «облако» может быть выгодно не только в периоды пиковых нагрузок. Стоимость ИТ складывается из затрат на четыре составляющих: приобретение, сопровождение (регулярное обслуживание ИТ), интеграцию вновь приобретаемых мощностей с уже имеющимися и обновление. Очень часто менеджмент предприятий в первую очередь вспоминает лишь о первой статье этих расходов. А ведь совокупная стоимость сопровождения, интеграции и обновления может в разы превышать первоначальные затраты на ИТ.

г

Через два-три года может неожиданно выясниться, что нужно снова потратить немалые средства, чтобы поддерживать в актуальном состоянии существующую информационную систему и сохранить возможность ее эксплуатации. Ведь в современном мире технологии быстро уходят вперед, и эффективность напрямую зависит от обновления!

«Облако» позволяет сократить большую часть расходов. Оно снижает затраты на приобретение (ведь значительную часть ресурсов теперь можно арендовать), на поставщика услуг ложатся основные расходы на сопровождение и обновление.

Да, затраты на интеграцию сохраняются на прежнем уровне и даже могут немного возрасти в определенный момент — ведь переход к «облачной» модели потребует от предприятия усилий и материальных средств. Но совокупные затраты на ИТ в результате сократятся, причем значительно.

«Облака» доступны всем

Бытует расхожее мнение: дескать, «облачные» сервисы актуальны только для крупного бизнеса. Да, до сих пор зрелые ИТ-сервисы были недоступны малому бизнесу. Они требовали не только больших расходов. Для того чтобы обслуживать сложные системы, приходилось содержать и специалистов, которые решали эту задачу

В небольших компаниях обслуживанием информационных систем занимается зачастую один специалист, который, бывает, работает там на полставки и не может обеспечить высокое качество услуг. Сложилось так, что в средних и малых компаниях в России для ведения дел применяют в основном базовые средства, подобные бесплатной почте; данные часто хранятся небезопасным образом; нет средств для эффективной коммуникации, совместной работы, удаленной работы из дома.

С «облачными» технологиями такие компании могут получить качественные инструменты для работы за небольшую ежемесячную плату; таким образом, не понадобится ни больших единовременных

финансовых затрат, ни интеллектуальных ресурсов на поддержание информационных систем.

Конечно, «облака» применяются и большими компаниями. Им они могут быть полезны по целому ряду причин и для самых разных проектов, давая экономию, мобильность и гибкость. Например, «облака» могут быть использованы ИТ-специалистами для разработки специализированных программ, для обеспечения сотрудников удобными средствами связи, инструментами для совместной работы, хранения и поиска информации. Но точно так же этими преимуществами могут воспользоваться и представители сегмента малого и среднего бизнеса1.

Во-первых—качество. Во-вторых—качество

«Облака» — для экономии? Да, конечно. Но не только бережливости ради стоит обратить внимание на «облачные» вычисления. В конце концов, во всякой ИТ-инфраструктуре всегда можно на чем-то сэкономить. Мы прекрасно понимаем, что в любой

ââ

1С появлением термина «облачные вычисления» никаких революций не произошло. Как и не появилось принципиально новых технологий, за которыми придется начинать дорогостоящую гонку ущ

организации, «ужимая бюджет», ИТ-специалисты могут пренебрегать обязательными действиями — начиная от нарушений закона из-за установки нелицензионного программного обеспечения и заканчивая невыполнением таких необходимых процедур, как резервное копирование, например. Но ведь до добра такая экономия не доводит. Правда?

Может быть, стоит экономить с умом? «Облачные» сервисы позволят вам всегда быть в курсе состояния собственных ИТ. В конце концов, творцами вашего счастья будете вы сами, выбирая и уровень защиты информации, и перечень обязательных процедур.

Но, как бы вы ни экономили, вы всегда останетесь в выигрыше.

1 Именно на них, кстати, нацелено множество предложений на рынке. Если большие организации могут использовать, к примеру, Microsoft Office 365 в рамках соглашения Enterprise Agreement, то средним и малым подойдет это решение в рамках предложений компании «СКБ Контур». Компании также могут взять ПО в аренду — такое как корпоративная электронная почта, корпоративный портал для совместной работы, система объединенных коммуникаций и др., — предлагаемое многими партнерами Microsoft. Стартапы могут использовать «облачные» технологии, такие как Windows Azure. — Прим. авт.

г

кк Все больше компаний понимает необходимость концентрироваться на своей основной деятельности. «Облако» как нельзя лучше позволяет реализовать такую стратегию ущ

«Облака» станут для вас гарантией качества ИТ — показателя, о котором у нас пока мало задумываются. И совершенно напрасно. Качество ИТ — это способность бизнеса к грамотной организации, к обеспечению отношений с клиентами, эффективной совместной работы сотрудников, мобильности. Не раз и не два вы замечали, как конкуренты выигрывают в этих, казалось бы, мелочах. Вам тоже ничто не мешает получить собственные конкурентные преимущества.

Опыт показывает, что культура потребления ИТ в нашей стране оставляет желать лучшего. Сервисы, созданные внутри предприятий, зачастую обладают низкой степенью зрелости, часто никак не декларированы и не документированы, не позволяют сотрудникам иметь высокую производительность труда. Переход к «облачным» технологиям позволяет повысить

Об авторе

Николай Прянишников

президент Microsoft в России

качество сервисов за счет лучшего использования возможностей

ИТ-персонала. Вы дадите своим сотрудникам возможность работать лучше и эффективнее — заниматься делом, а не борьбой с собственным компьютером.

с «облаками» надежнее

Главные опасения российских компаний в отношении «облаков» связаны с вопросами безопасности. Они действительно серьезны, и, пожалуй, убедить заказчиков в этом отношении сложнее всего. Сохранность данных волнует буквально всех — от крупнейших холдингов до совсем мелких компаний. Полагаю, что существенная часть этой проблемы лежит в области менталитета.

Еще до наступления эры высоких технологий нас приучили к тому, что лучшее место для хранения «всего, что нажито непосильным трудом» — собственный карман. Преодолевать это убеждение приходится не только представителям ИТ-бизнеса. В равной степени мы не доверяем банкам, страховым компаниям... И тем не менее мы уже привыкли к тому, что пользоваться «пластиком» так же удобно, как и наличными, а банковский депозит и надежнее, и выгоднее, чем коробка из-под конфет.

И все же вопрос безопасности в «облаке» — один из самых острых. Прежде всего спешу развеять миф о том, что «облако» менее безопасно, чем хранение данных внутри организации. Это не совсем так: часть задач по безопасности решается с помощью «облака» гораздо лучше, чем внутри организации, а часть требует более серьезного внимания. Поставщики «облачных» услуг находятся на другой физической площадке, и без доверия к ним использовать подобные сервисы нельзя. Выход — в выборе в пользу надежного поставщика, обладающего опытом, репутацией. Могу с уверенностью сказать, что доверить свои данные такой компании в подавляющем большинстве случаев будет означать обеспечение им надежной охраны. И эта защита окажется гораздо более надежной, нежели та, что сможете обеспечить вы сами.

Почему? «Облачные» провайдеры предоставляют значительно более высокий уровень безопасности и качества ИТ, чем тот, что достигается при использовании собственных ресурсов компании. «Облачные» услуги являются для поставщика основным бизнесом, в бесперебойности которого он напрямую заинтересован, а в компаниях ИТ — если и важный, то все равно не главный элемент, не первая строка в финансовых ведомостях.

А теперь вспомните, сколько раз «падал» сервер вашей компании. Как давно ее работа прекращалась из-за технических неполадок в ИТ-системе. С поставщиком «облачных» услуг вы будете избавлены от таких проблем.

Так как же быть? Бросаться сломя голову к «облакам»? Или — ждать до последнего, наблюдая за конкурентами?

Я не сторонник крайностей. Не думаю, что спешка или промедление будут хорошим выбором. «Облака» — тренд, который определит будущее ИТ на годы вперед, и переход к этим технологиям займет не год и не два. И все-таки будущее за «облаками».

Я бы посоветовал прежде всего еще раз пристально посмотреть на то, как в компании используются ИТ. Сделать это будет полезно в любом случае, вне зависимости от того, какое решение будет принято в дальнейшем.

ИТ стали фактором конкуренции, который играет все большую роль. «Облака» дают отличную возможность для того, чтобы вывести ИТ предприятия на новый качественный уровень, не совершая при этом масштабных инвестиций. Определите слабые места в своих корпоративных системах, вспомните о проектах, которые уже задумали, — будь то внедрение CRM-систем или средств организации совместной работы. «Облака» позволят сделать это быстро, не прибегая к инвестициям. Начните с малого — и, уверен, с помощью «облачных» сервисов вы очень быстро добьетесь желаемого результата. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.