Научная статья на тему 'Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых cоглашений»'

Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых cоглашений» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ближний Восток / Авраамовы соглашения / арабо-израильские отношения / ближневосточная политика США / Middle East / Abraham Accords / Arab-Israeli relations / US Middle East policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаев Гасан Парвиз Оглы

В 2020 г. четыре арабских государства — Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко и Судан — при активном содействии США сделали первые шаги на пути к нормализации отношений с Израилем. Предпринята попытка выявить основные причины, подтолкнувшие арабские государства к таким действиям, а также проведен анализ положения палестинцев на фоне укрепления отношений Израиля с арабским миром. Автор анализирует, как конфликт между Израилем и ХАМАС, начавшийся 7 октября 2023 г., оказал влияние на сложившиеся дипломатические, экономические и военные связи между еврейским государством и странами — подписантами «Авраамовых соглашений». По результатам исследования установлено, что одной из главных причин нормализации отношений арабских стран с Израилем стал расчет на углубление сотрудничества с США в военно-технической области. В то же время нельзя расценивать нормализацию отношений четырех арабских стран с Израилем как шаг к стабилизации в регионе, так как реакция на достигнутые договоренности со стороны палестинцев и других государств региона демонстрирует отсутствие единого подхода к проблеме ближневосточного урегулирования и взгляда на выстраивание региональной архитектуры. В этом контексте следует особо отметить положение палестинцев, для которых эти соглашения стали ударом в спину и создали неблагоприятные условия для образования полноценного Государства Палестина. Также подчеркивается, что будущее «Авраамовых соглашений» и возможность их расширения будет зависеть от развития конфликта между Израилем и ХАМАС, а также от готовности сторон к долгосрочному мирному урегулированию. Продолжение конфликта в Газе серьезно подорвет имидж Израиля в арабском мире и основополагающие принципы «Авраамовых соглашений», что отразится на снижении значимости этих договоренностей. Это исследование предлагает ценный взгляд на сложные и динамичные отношения в Ближневосточном регионе и способствует пониманию мотивов и последствий недавних геополитических изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Between Peace and Conflict: The Middle East After the Abraham Accords

In 2020, four Arab states — Bahrain, the United Arab Emirates, Sudan and Morocco — took their first steps toward normalizing relations with Israel with the active US support. This research is an attempt to identify the main incentives which made the Arab states act the way they did, as well as to analyze the situation of the Palestinians amidst the strengthening of relations between Israel and the Arab world. The author also examines how the conflict between Israel and Hamas, which began on October 7, 2023, has affected the established diplomatic, economic, and military ties between the Jewish state and the Arab countries which signed the Abraham Accords. The study concludes that one of the main incentives for Arab states to normalize relations with Israel is the desire to deepen military and technical cooperation with the U.S. At the same time, it would be far-fetched to consider the normalization of relations between the four states and Israel as a step toward regional stabilization, given the reaction of the Palestinians and other Middle Eastern states to the agreements embraced. The reaction reflects the failure to find a common approach to the Middle East peace process as well as the fact that there is no region-widely shared view on shaping a new regional architecture. In this context, it is worth highlighting the situation of the Palestinians, for whom these agreements were a stab in the back and created unfavorable conditions for the establishment of a full-fledged state of Palestine. The study also emphasizes that the future of the “Abraham Accords” and the possibility of their expansion will depend on the development of the conflict between Israel and Hamas, as well as on the readiness of the parties to reach a long-term peaceful settlement. The continuation of the conflict in Gaza would seriously undermine Israel’s image in the Arab world and would certainly undermine the fundamental principles of the Abraham Accords, which would diminish the importance of these agreements. This study offers a valuable perspective on the complex and dynamic relationships in the Middle East region and contributes to understanding the motives and consequences of recent geopolitical changes.

Текст научной работы на тему «Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых cоглашений»»

Vestnik RUDN. International Relations. ISSN 2313-0660 (print), ISSN 2313-0679 (online)

Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2024 Vol. 24 No. 1 40-50

http://journals.rudn.ru/international-relations

DOI: 10.22363/2313-0660-2024-24-1-40-50 EDN: ENZYFW

Научная статья/ Research article

Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых соглашений»

Г.П. Абдуллаев И

МГИМО МИД России, Москва, Российская Федерация Sgasan.abdullaev.97@mail.ru

Аннотация. В 2020 г. четыре арабских государства — Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко и Судан — при активном содействии США сделали первые шаги на пути к нормализации отношений с Израилем. Предпринята попытка выявить основные причины, подтолкнувшие арабские государства к таким действиям, а также проведен анализ положения палестинцев на фоне укрепления отношений Израиля с арабским миром. Автор анализирует, как конфликт между Израилем и ХАМАС, начавшийся 7 октября 2023 г., оказал влияние на сложившиеся дипломатические, экономические и военные связи между еврейским государством и странами — подписантами «Авраамовых соглашений». По результатам исследования установлено, что одной из главных причин нормализации отношений арабских стран с Израилем стал расчет на углубление сотрудничества с США в военно-технической области. В то же время нельзя расценивать нормализацию отношений четырех арабских стран с Израилем как шаг к стабилизации в регионе, так как реакция на достигнутые договоренности со стороны палестинцев и других государств региона демонстрирует отсутствие единого подхода к проблеме ближневосточного урегулирования и взгляда на выстраивание региональной архитектуры. В этом контексте следует особо отметить положение палестинцев, для которых эти соглашения стали ударом в спину и создали неблагоприятные условия для образования полноценного Государства Палестина. Также подчеркивается, что будущее «Авраамовых соглашений» и возможность их расширения будет зависеть от развития конфликта между Израилем и ХАМАС, а также от готовности сторон к долгосрочному мирному урегулированию. Продолжение конфликта в Газе серьезно подорвет имидж Израиля в арабском мире и основополагающие принципы «Авраамовых соглашений», что отразится на снижении значимости этих договоренностей. Это исследование предлагает ценный взгляд на сложные и динамичные отношения в Ближневосточном регионе и способствует пониманию мотивов и последствий недавних геополитических изменений.

Ключевые слова: Ближний Восток, Авраамовы соглашения, арабо-израильские отношения, ближневосточная политика США

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Абдуллаев Г. П. Между миром и конфликтом: Ближний Восток после «Авраамовых соглашений» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2024. Т. 24, № 1. С. 40-50. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-1-40-50

© A6gy^aeB r.n., 2024

I I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License I-1 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Between Peace and Conflict: The Middle East After the Abraham Accords

Hasan P. Abdullayev 0

MGIMO University, Moscow, Russian Federation Hgasan.abdullaev.97@mail.ru

Abstract. In 2020, four Arab states — Bahrain, the United Arab Emirates, Sudan and Morocco — took their first steps toward normalizing relations with Israel with the active US support. This research is an attempt to identify the main incentives which made the Arab states act the way they did, as well as to analyze the situation of the Palestinians amidst the strengthening of relations between Israel and the Arab world. The author also examines how the conflict between Israel and Hamas, which began on October 7, 2023, has affected the established diplomatic, economic, and military ties between the Jewish state and the Arab countries which signed the Abraham Accords. The study concludes that one of the main incentives for Arab states to normalize relations with Israel is the desire to deepen military and technical cooperation with the U.S. At the same time, it would be far-fetched to consider the normalization of relations between the four states and Israel as a step toward regional stabilization, given the reaction of the Palestinians and other Middle Eastern states to the agreements embraced. The reaction reflects the failure to find a common approach to the Middle East peace process as well as the fact that there is no region-widely shared view on shaping a new regional architecture. In this context, it is worth highlighting the situation of the Palestinians, for whom these agreements were a stab in the back and created unfavorable conditions for the establishment of a full-fledged state of Palestine. The study also emphasizes that the future of the "Abraham Accords" and the possibility of their expansion will depend on the development of the conflict between Israel and Hamas, as well as on the readiness of the parties to reach a long-term peaceful settlement. The continuation of the conflict in Gaza would seriously undermine Israel's image in the Arab world and would certainly undermine the fundamental principles of the Abraham Accords, which would diminish the importance of these agreements. This study offers a valuable perspective on the complex and dynamic relationships in the Middle East region and contributes to understanding the motives and consequences of recent geopolitical changes.

Key words: Middle East, Abraham Accords, Arab-Israeli relations, US Middle East policy

Conflicts of interest. The author declared no conflicts of interest.

For citation: Abdullayev, H. P. (2024). Between peace and conflict: The Middle East after the Abraham accords. Vestnik RUDN. International Relations, 24(1), 40-50. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-l-40-50

Введение

2020 г. можно назвать если не моментом сдвига с мертвой точки арабо-израильского противостояния, то периодом надежды на нормализацию отношений между арабским миром и Израилем. Этот год стал весьма продуктивным для Израиля в плане налаживания отношений с арабскими странами — по меньшей мере, с точки зрения создания правовой базы: за год подписано четыре из шести существующих договоров о нормализации отношений. Еще два были заключены между Израилем и Египтом в 1979 г. и Израилем и Иорданией в 1994 г. (Гасратян, 2015, с. 156). Четырьмя новыми арабскими странами, которые нормализовали отношения с Израилем, стали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Судан и Марокко.

Интерес представляет выявление основных причин, которые подтолкнули как США и Израиль, так и арабские страны к столь решительным шагам. Учитывая традиционную поддержку, которую арабские страны оказывают палестинцам, нормализация отношений с Израилем может существенно подорвать сложившийся общеарабский консенсус по данному вопросу. Кроме того, в статье рассматриваются действия арабских стран, присоединившихся к «Авраамовым соглашениям», после обострения ситуации в Секторе Газа в октябре 2023 г.

Все это позволит приблизиться к достижению цели исследования, которая состоит в изучении мотивов сближения с Израилем арабских государств, оценке их заинтересованности в налаживании отношений

с Израилем при активном посредничестве США, а также выявлении того, насколько «Авраамовы соглашения» будут прочными на фоне эскалации в секторе Газа.

Учитывая, что ключевыми акторами анализируемых событий являются государства, автор строит подход к исследованию преимущественно на базе реалистского направления теории международных отношений. Следует особо подчеркнуть, что заключение этих соглашений о нормализации отношений с Израилем играет ключевую роль в переопределении регионального баланса сил, не только меняя взаимоотношения между подписавшими странами, но и оказывая влияние на стратегическую динамику в Ближневосточном регионе путем создания новых геополитических реалий и переосмысления традиционных альянсов и враждебностей. Кроме того, автор использует исторический и системный методы исследования для анализа развития событий, которые привели к подписанию «Авраамовых соглашений», а также для оценки их влияния на Ближневосточный регион и международные отношения в целом.

С точки зрения анализа источников информации автору важно было обратить пристальное внимание прежде всего на официальные документы и договоры, а также на публичные заявления официальных представителей сторон. Привлечена литература, позволяющая понять долгосрочные тренды и векторы политики государств Ближнего Востока.

Причины нормализации отношений Израиля с арабскими странами

15 сентября 2020 г. в Вашингтоне прошла

торжественная церемония подписания соглашений о нормализации отношений между Израилем, с одной стороны, и ОАЭ и Бахрейном — с другой, при активном посредничестве США1. Подписантами соглашений стали:

1 Holland S., Spetalnick M. In Break with Past, UAE and Bahrain Forge Ties with Israel at White House // The Star. September 16, 2020. URL: https://www.thestar.com.my/ news/world/2020/09/15/at-historic-white-house-event-uae-and-bahrain-to-move-toward-normal-ties-with-israel (accessed: 02.12.2023).

с израильской стороны — премьер-министр Биньямин Нетаньяху, со стороны арабских стран — министр иностранных дел и международного сотрудничества ОАЭ Абдалла Бен Заид Аль Нахайян, глава МИД Бахрейна Абдуллатиф бин Рашид аз-Заяни. США представлял президент Дональд Трамп (20172021 гг.). В ходе церемонии был подписан комплекс документов:

1) «Договор о мире, установлении дипломатических отношений и полной нормализации между Израилем и ОАЭ»2;

2) «Декларация о мире, сотрудничестве и конструктивных дипломатических и дружеских отношениях между Израилем и Бахрей-

3

ном» ;

3) общее «Соглашение Авраама», которое было названо в честь патриарха трех основных монотеистических религий мира:

4

иудаизма, христианства и ислама .

Израильско-эмиратский и израильско-бахрейнский документы озаглавлены по-разному: по сложившейся практике, «договор» предполагает более глубокое взаимодействие, чем «декларация». Текст договора между Израилем и ОАЭ выглядит более проработанным и детализированным (Singer, 2021, p. 450). Одной из причин может быть тот факт, что Бахрейн окончательно заявил о своем намерении нормализовать отношения с Израилем менее чем за неделю до церемонии подписания документов в Вашингтоне.

2 Abraham Accords Peace Agreement: Treaty of Peace, Diplomatic Relations and Full Normalization between the United Arab Emirates and the State of Israel // U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/UAE_ Israel-treaty-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf (accessed: 12.08.2023).

3 Abraham Accords: Declaration of Peace, Cooperation and Constructive Diplomatic and Friendly Relations // U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/09/Bahrain_ Israel-Agreement-signed-FINAL-15-Sept-2020-508.pdf (accessed: 12.08.2023).

4 The Abraham Accords Declaration // U.S. Department of State. September 15, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/10/ Abraham-Accords-signed-FINAL-15-Sept-2020-508-1.pdf

(accessed: 12.08.2023).

Президент США поставил подпись под всеми документами, окрестив это событие «поворотным моментом» в истории развития ближневосточного урегулирования, с чем согласилась и израильская сторона, выразив надежду, что в конечном счете эти позитивные — по крайней мере в видении сторон — сдвиги приведут к окончанию арабо-израильского конфликта (Guzansky & Zachary, 2020, p. 379). Нормализация отношений предполагает сотрудничество между Израилем и арабскими государствами по широкому спектру направлений: от энергетики, экономики, здравоохранения и туризма до военной сферы.

Ключевым условием соглашения стало замораживание строительства еврейских поселений на оккупированной территории Западного берега реки Иордан, что Биньямин Нетаньяху обещал еще во время парламентских выборов в 2020 г. и что нашло свое отражение в так называемой «сделке века» (Ка-расова, 2023, с. 85). Официально документ называется «Мир во имя процветания. Видение того, как улучшить жизнь палестинского и израильского народа»5. Это выдвинутая США, по существу, произраильская инициатива, которая вызвала весьма неоднозначную реакцию, в том числе и потому, что в составлении документа палестинская сторона участия не принимала (Мельникова, 2020, с. 31). Остановка строительства поселений не предполагает, впрочем, ухода Израиля с ранее занятых территорий (Кшевицкая, 2021, с. 164).

ОАЭ

Сдвиг в израильско-эмиратских отношениях видится наиболее ощутимым. Общественность ОАЭ приветствовала заключение «Авраамовых соглашений» (Hitman & Zwilling, 2022, p. 440). Для ОАЭ соглашение открывает немало новых возможностей в домашнем регионе, а потенциально — и за его пределами (Khan & Shahzad, 2021, p. 182). Выгоды,

5 Peace to Prosperity: A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People // The White House. January 28, 2020. URL: https://trumpwhitehouse.archives. gov/peacetoprosperity/ (accessed: 20.08.2023).

которые ОАЭ получит после подписания договора с Израилем, демонстрируют заинтересованность США в нормализации отношений между арабскими странами и Израилем (Мелкумян, 2021, с. 114).

Нормализация отношений между Израилем и ОАЭ в рамках «Авраамовых соглашений» способствовала укреплению политического, экономического и регионального взаимодействия на Ближнем Востоке. Это соглашение, которое последовало за десятилетиями скрытых контактов, привело к открытым дипломатическим связям, коммерческим возможностям и обмену технологиями (Maher, 2022, p. 1). Важную роль в этом процессе сыграло изменение приоритетов США в области безопасности. События, среди которых Багдадские саммиты, саммит в Негеве в марте 2022 г. и морское соглашение между Израилем и Ливаном, способствовали усилению регионального взаимодействия и деэскалации конфликтов (Vakil & Quilliam, 2023, p. 2).

С момента нормализации отношений ОАЭ и Израиль развили тесные экономические связи (Варнавский, 2022, с. 77). Объем двусторонней торговли между двумя странами с 2020 г. превысил 6 млрд долл. США6. К примеру, в 2021 г. объем двусторонней торговли достиг 1,154 млрд долл. США, что весьма значительно для первого года соглашения. В контексте этих экономических успехов в мае 2022 г. Израиль и ОАЭ подписали соглашение о свободной торговле, которое предусматривает освобождение 96 % товаров от таможенных пошлин. Ожидается, что документ позволит увеличить объем торговли между странами до 10 млрд долл. США в течение пяти лет7. Кроме того, израильские туристы активно посещают отели, пляжи

6 Cornwell A. Exclusive: UAE Plans to Maintain Ties with Israel Despite Gaza Outcry, Sources Say // Reuters. November 11, 2023. URL: https://www.reuters.com/ world/middle-east/uae-plans-maintain-ties-with-israel-despite-gaza-outcry-sources-say-2023-11-11/ (accessed: 20.11.2023).

7 Cornwell A. Israel, UAE Boost Ties with Free Trade Pact // Reuters. May 31, 2022. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/israel-uae-sign-free-trade-deal-ambassador-2022-05-31/ (accessed: 20.08.2023).

и торговые центры ОАЭ (Egel, Efron & Robinson, 2021, p. 3).

Соглашение ОАЭ с Израилем также подразумевало военное сотрудничество, в частности с США. ОАЭ рассчитывали, что после нормализации отношений смогут приобрести американские истребители F-35 и беспилотные аппараты MQ-9 Reaper. Несмотря на продвижение администрации Д. Трампа в сделке по продаже F-35 и Reaper, сложные переговоры о передаче ключевых компонентов и сомнения США в безопасности своих технологий на фоне развивающихся отношений ОАЭ с Китаем затормозили процесс. Это привело к заявлению ОАЭ об отказе от покупки самолетов (Feierstein & Guzansky, 2023, p. 3).

Конфликт между Израилем и ХАМАС в секторе Газа, начавшийся в октябре 2023 г., оказал значительное влияние на отношения между ОАЭ и Израилем. Однако, несмотря на международное возмущение и растущее число жертв конфликта, ОАЭ планируют поддерживать дипломатические отношения с Израилем. Это решение было обусловлено желанием ОАЭ оказать умеренное влияние на израильскую военную кампанию в Газе и одновременно защитить собственные интересы. ОАЭ, являясь важным региональным игроком и партнером США в области безопасности, выразили свою позицию через официальные осуждения действий Израиля и призывы к прекращению насилия. ОАЭ сохраняют наличие израильского посла на своей территории, что свидетельствует о стремлении к долгосрочным стратегическим отношениям с Израилем. Кроме того, мотивацией к продолжению сотрудничества были общие опасения по поводу угрозы со стороны Ирана, а также экономически обусловленная переориентация внешней политики Абу-Даби.

Бахрейн

Важную роль в процессе установления отношений Бахрейна с Израилем сыграли прагматичные выгоды от двустороннего сотрудничества. Эти преимущества охватывают широкий спектр сфер, в том числе оборону и безопасность, где партнерство

с еврейским государством открывает для Манамы новые возможности для укрепления региональной стабильности. «Авраамовы соглашения» в этом контексте стали ключевым механизмом, который позволил обеим странам официально установить дипломатические отношения и расширить сотрудничество. Это сотрудничество оказывается особенно значимым на фоне общих опасений по поводу действий Ирана в регионе, подчеркивая стратегическую важность новых дипломатических связей для Бахрейна8.

В марте 2021 г. Бахрейн назначил своего первого посла в Израиле, что стало знаковым событием в отношениях двух стран9. В сентябре 2021 г. Израиль открыл свое посольство в Манаме, а в сентябре 2023 г. израильский министр иностранных дел посетил Манаму, чтобы официально открыть новое посольство, заменив первое10. И Бахрейн, и Израиль стремились к расширению экономических связей. В сентябре 2023 г. израильский министр иностранных дел и его бахрейнский коллега подписали соглашение, направленное на расширение туризма, увеличение числа прямых рейсов и укрепление торговых и инвестиционных связей. Сопровождаемый делегацией бизнесменов, министр отметил активное участие израильских компаний в высокотехнологичных и логистических проектах в Бахрейне11.

8 Daze-Heni F. The Gulf States and Israel after the Abraham Accords // Arab Reform Initiative. November 6, 2020. URL: https://www.arab-reform.net/publication/ the-gulf-states-and-israel-after-the-abraham-accords/ (accessed: 20.08.2023).

9 Staff T. Bahrain Appoints Ambassador to Israel Following 2020 Abraham Accords // The Times of Israel. March 30, 2021. URL: https://www.timesofisrael.com/ bahrain-appoints-ambassador-to-israel-following-2020-abraham-accords/ (accessed: 02.12.2023).

10 Hamad M. Israel Opens Bahrain Embassy, Three Years after Normalising Ties // Reuters. September 4, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/israel-opens-bahrain-embassy-three-years-after-normalising-ties-2023-09-04/ (accessed: 02.12.2023).

11 Israel Opens New Embassy in Bahrain, Agrees to

Boost Trade Relations // Al-Jazeera. September 4, 2023. URL: https://www.aljazeera.com/news/2023/9/4/israel-opens-new-embassy-in-bahrain-agrees-to-boost-trade-relations

(accessed: 20.09.2023).

При анализе перспектив и развития торгово-экономических связей между Израилем и Бахрейном необходимо учитывать несколько ключевых аспектов.

Во-первых, общий объем товарооборота между странами относительно скромен, а экономические возможности Манамы уступают таковым в ОАЭ.

Во-вторых, экономики Израиля и Бахрейна менее взаимодополняющие, при этом последний значительно отстает в технологическом развитии.

В-третьих, в отличие от ОАЭ, которые негласно вели торговлю с еврейским государством с 2000-х гг., у Бахрейна до сих пор не было неофициальных экономических связей с Израилем, что заставляет страны начинать отношения с нуля (Крылов, Федорченко, Марьясис, 2022, с. 143). Кроме того, внутриполитическая напряженность в Бахрейне, особенно среди шиитского сегмента населения, которое часто выражает недовольство правящей властью, ограничивает возможности политических и экономических элит

"12

в строительстве новых отношений .

Анализируя ситуацию с нормализацией отношений Бахрейна с Израилем, можно констатировать, что, несмотря на значительный прогресс во взаимодействии двух государств после подписания «Авраамовых соглашений», эскалация в секторе Газа в октябре 2023 г. оказала на него негативное влияние. В ноябре 2023 г. на фоне продолжающегося конфликта между Израилем и ХАМАС парламент Бахрейна объявил о возвращении своего посла из Израиля и выдворении израильского посла из Бахрейна13. Кроме того, было объявлено о приостановке всех экономических отношений с Израилем, что отражает «твердую и историческую позицию»

12 Khurma M., Farley A., Sherman B., Harb F. A. News Roundup: UAE, Bahrain Normalize Relations with Israel // Wilson Center. September 16, 2020. https://www.wilsoncenter.org/article/news-roundup-uae-bahrain-normalize-relations-israel (accessed: 15.10.2023).

13 Bahrain Recalls Ambassador from Israel Amid Escalating Assault on Gaza // Al-Jazeera. November 2, 2023. URL: https://www.aljazeera.com/news/2023/11/2/ bahrain-recalls-ambassador-from-israel-amid-escalating-assault-on-gaza (accessed: 02.12.2023).

Бахрейна по поддержке палестинского дела и законных прав палестинского народа. Это заявление было сделано парламентом Бахрейна, однако Израиль заявил, что не получал официального уведомления о таких

14

решениях .

Марокко

Еще одним арабским государством, которое в 2020 г. решилось на установление официальных контактов с Израилем при посредничестве США, стало Марокко. 22 декабря 2020 г. Марокко, Израиль и США подписали совместную трехстороннюю декларацию о нормализации отношений15. Премьер-министр Израиля поприветствовал восстановление связей и объявил о возобновлении прямого авиасообщения между Израилем и Марокко. Первый прямой рейс состоялся 22 декабря 2020 г., когда из Тель-Авива в Рабат прибыла совместная израильско-американская делегация во главе с Дж. Куш-нером и главой Совета национальной безопасности еврейского государства Меиром Бен-Шаббатом (Pasztor, 2022, p. 8).

Стороны подписали четыре соглашения: об отказе от виз для владельцев служебных и дипломатических паспортов, меморандумы о взаимопонимании в области гражданской авиации, по инновациям и развитию водных ресурсов, о сотрудничестве в области финансов и инвестиций16. Потенциальное военное сотрудничество и в случае с Марокко следует рассматривать как важный стимул для нормализации отношений с Израилем. Омер Достри из Иерусалимского института стратегии и безопасности в интервью указал, что

14 Hamad M. Bahrain Says Envoy to Israel Returned Home, Israel Says Ties Stable // Reuters. November 2, 2023. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/ bahrain-parliament-says-envoy-israel-returned-home-israel-says-ties-stable-2023-11-02/ (accessed: 20.11.2023).

15 Joint Declaration. The Kingdom of Morocco, the United States of America and the State of Israel // U.S. Department of State. December 22, 2020. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/01/Joint-Declaration-US-Morrocco-Israel.pdf (accessed: 25.08.2023).

16 Беленькая М. Израиль замароччился // Коммерсантъ. 22.12.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4626723 (дата обращения: 27.08.2023).

сотрудничество Израиля и Марокко в сфере безопасности охватывает разведывательную сферу, проведение совместных военных учений и торговлю вооружениями17. Израильские военные участвовали в американских учениях African Lion в Марокко, а марокканцы купили израильские дроны и системы противовоздушной обороны (ПВО), проявив также интерес к бронетехнике и кибер-безопасности18. В феврале 2022 г. Марокко и Израиль подписали соглашение, направленное на развитие двусторонней торговли и сотрудничества, включая таможенные льготы и расширение торговых связей (Feierstein & Guzansky, 2023, p. 4).

Для Марокко решение подписать «Авра-амовы соглашения» сопровождалось конкретными обязательствами со стороны США. Рабат рассчитывал, что Вашингтон признает его суверенитет над спорной Западной Сахарой в надежде, что это выведет ситуацию с притязаниями Марокко на западносахарскую территорию из тупика. В связи с этим в декабре 2022 г. Дональд Трамп подписал указ, в котором США признавали суверенитет Марокко над Западной Сахарой, что содействовало нормализации израильско-марокканских отношений19. Однако после этого признания только Израиль в июле 2023 г. последовал примеру США20. ООН продолжает считать этот регион

17 Bassist R. Israel — Morocco Security This Set to Deepen after Western Sahara Recognition // Al-Monitor. July 18, 2023. URL: https://www.al-monitor.com/ originals/2023/07/israel-morocco-security-ties-set-deepen-after-western-sahara-recognition (accessed: 25.08.2023).

18 Fabian E. In First, IDF Sends Troops to Participate in Major US-led Drill in Morocco // The Times of Israel. June 5, 2023. URL: https://www.timesofisrael.com/in-first-idf-sends-troops-to-participate-in-major-us-led-drill-in-morocco/ (accessed: 02.12.2023).

19 Proclamation on Recognizing the Sovereignty of the Kingdom of Morocco over the Western Sahara // U.S. Embassy & Consulates in Morocco. December 10, 2020. URL: https://ma.usembassy.gov/proclamation-on-recognizing-the-sovereignty-of-the-kingdom-of-morocco-over-the-western-sahara/ (accessed: 26.08.2023).

20 Berman L., Staff T. Israel Tells Morocco It

Recognizes Its Sovereignty over Disputed Western

Sahara // The Times of Israel. July 17, 2023. URL:

https://www.timesofisrael.com/israel-tells-morocco-it-

recognizes-its-sovereignty-over-disputed-western-sahara/

(accessed: 26.08.2023).

«несамоуправляющейся территорией», в то время как Международный Суд признал попытки Марокко присоединить к себе Западную Сахару незаконными. Признание Израилем суверенитета Марокко над этой территорией открыло двери для значительного расширения двустороннего военного сотрудничества, включая назначение первого военного атташе Израиля в Рабате (Лиокумо-вич, Ахматшина, 2022, с. 65).

Марокко занимает осторожную позицию в отношении конфликта между Израилем и ХАМАС, который начался 7 октября 2023 г. Страна придерживается умеренного тона в официальных заявлениях, осуждая нападения на гражданских лиц, призывая к немедленному прекращению огня и обеспечению защиты гражданского населения и гуманитарного доступа21. Несмотря на развитие ситуации и ее сложность, Марокко избегает обвинять какую-либо конкретную сторону конфликта. Этот подход проявляется в постоянной реакции Марокко на развивающиеся события, где терминология и выражения подстраиваются под меняющийся контекст (Saddiki, 2023, p. 4).

Судан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении многих лет Судан был известен своей позицией отказа от признания Израиля. Это наиболее ярко проявилось в 1967 г. на Хартумской конференции Лиги арабских государств (ЛАГ), где были объявлены «Три нет» в отношении Израиля: нет — миру с Израилем, нет — переговорам с Израилем, нет — признанию Израиля22. Это заявление фактически означало непризнание права Израиля на существование и предполагало

21 Gaza: Morocco Expresses Deep Concern at Outbreak of Military Action and Condemns Attacks on Civilians Wherever They Are (Foreign Ministry) // Embassy of the Kingdom of Morocco in the United States of America. October 7, 2023. URL: https://us.diplomatie.ma/en/gaza-morocco-expresses-deep-concern-outbreak-military-action-and-condemns-attacks-civilians-wherever-they-are-foreign-ministry (accessed: 25.11.2023).

22 Israel — Arab Peace Process: The Khartoum Resolutions (September 1, 1967) // Jewish Virtual Library. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/the-khartoum-resolutions (accessed: 25.09.2023).

войну как единственный способ разрешения конфликта.

Однако в последние годы произошли существенные изменения (Косач, 2021, с. 66). В 2020 г. Судан заявил о своем желании присоединиться к «Авраамовым соглашениям», целью которых является нормализация отношений с Израилем (Mazzucco & Alexander, 2022, p. 2). Присоединение официально состоялось уже в 2021 г.23 Для Судана, как представляется, основным стимулом к подписанию декларации было желание выйти из списка «поддерживающих терроризм государств», составленного Белым домом, а также выход из-под американских санкций, что повысило бы международную легитимность страны (Makovsky et al., 2022, p. 7). В октябре 2020 г. Д. Трамп подписал указ, согласно которому Судан больше не рассматривается как государство — спонсор терроризма24. США со своей стороны потребовали от Судана компенсировать убытки гражданам США, которые стали жертвами терактов, организованных террористической группировкой «Аль-Каида»25, и их семьям. Речь идет о терактах в Кении и Танзании 1998 г., которые организовал проживавший в то время в Судане лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. Судан перевел сумму в размере 335 млн долл. США в октябре 2020 г.26

Несмотря на это, внутренние беспорядки и политическая борьба между гражданскими и военными властями в Судане замедлили процесс нормализации с Израилем, и отношения были временно заморожены. Судан

23 The Abraham Accords Declaration // U.S. Department of State. January 6, 2021. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/01/Sudan-AA.pdf (accessed: 20.08.2023).

24 Abdel-Rahim A. Sudan Says Trump Signs Order Removing State From Terrorism List // Anadolu Agency. October 23, 2020. URL: https://www.aa.com.tr/en/africa/ sudan-says-trump-signs-order-removing-state-from-terrorism-list/2016904 (accessed: 02.12.2023).

25 Здесь и далее упоминается организация, включенная в РФ в список террористических.

26 Sudan's Listing as Sponsor of Terrorism Ended by US // BBC. December 14, 2020. URL: https://www.bbc.com/news/world-africa-55300252 (accessed: 20.08.2023).

отстал от других стран, присоединившихся к соглашениям, особенно в контексте участия в Форуме Негева, который был создан по инициативе Джо Байдена для углубления региональных связей.

Ситуация в Судане усугубилась после военного переворота в 2021 г., который сорвал попытки демократического перехода после свержения Омара аль-Башира27. Несмотря на внутренние трудности, переговоры о нормализации отношений с Израилем продолжались. В феврале 2023 г. министр иностранных дел Израиля Эли Коэн посетил Судан, где встретился с президентом Абдель-фаттахом аль-Бурханом. Этот визит положил начало соглашению о нормализации отношений, подчеркнув стремление Израиля к миру с арабскими и мусульманскими странами28. Э. Коэн в своем заявлении сделал отсылку к Хартумской резолюции 1967 г.: «Мы сейчас строим новую реальность с Суданом, в которой „Три нет" превратятся в „Три да": да — переговорам между Израилем и Суданом, да — признанию Израиля, да — миру между

29

государствами и народами»

Судан выразил поддержку законным правам палестинского народа на создание собственного независимого государства. Однако внутренняя гражданская война в стране забирает слишком много ресурсов и внимания, что не позволяет Судану активно участвовать в международной политике или высказывать более детальные суждения по этому вопросу30. Кроме того, в октябре 2023 г.

27 Leiter M. Y. Sudan: Expanding the Tent of the Abraham Accords // Jerusalem Center for Public Affairs. February 22, 2023. URL: https://jcpa.org/article/sudan-expanding-the-tent-of-the-abraham-accords/ (accessed: 25.11.2023).

28 Lazaroff T. Israel and Sudan to Cement Peace Deal after Israeli FM's Secret Trip // The Jerusalem Post. February 2, 2023. URL: https://www.jpost.com/ international/article-730386 (accessed: 12.08.2023).

29 Giwa K. Israel, Sudan Announce Deal to Normalise Relations // News Central. February 3, 2023. URL: https://newscentral.africa/israel-sudan-announce-deal-to-normalise-relations/?noamp=available (accessed: 20.10.2023).

30 War in Gaza Forces Tough Choices on Israel's Arab Partners // Voa News. November 10, 2023. URL: https://www.voanews.com/a/war-in-gaza-forces-tough-

Судан и Иран договорились о восстановлении дипломатических отношений, прерванных в 2016 г. из-за вмешательства Ирана во внутренние дела Судана31. Этот шаг не встретил одобрения со стороны Израиля, поскольку Израиль традиционно рассматривает Иран как своего главного регионального противника. Восстановление отношений между Суданом и Ираном может быть воспринято как укрепление позиций Ирана в арабском мире, что вызывает опасения в Израиле в контексте роста влияния Ирана в регионе и потенциального ухудшения безопасности Израиля.

Положение палестинцев на фоне «Авраамовых соглашений»

В странах арабского мира соглашения вызвали неоднозначную реакцию и в определенной степени недовольство: в первую очередь у палестинцев, которые сочли это трагедией для всего арабского мира, поскольку изначально предполагалось, что Израиль признает независимость палестинцев, а лишь после этого возможно будет вести диалог с арабскими странами о нормализации отношений (Trigano, 2021, p. 12). Однако фактически Израиль начал получать признание в регионе,

32

не пойдя при этом на уступки палестинцам .

Столь форсированная нормализация отношений между арабскими государствами и Израилем представляется крайне нежелательной для палестинцев (Ian, 2019, p. 36). Подписанные документы отсрочивают процесс реального урегулирования конфликта между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА), делая все менее вероятным признание Израилем существования Государства Палестина (Гудкова, 2022, с. 75).

choices-on-israel-s-arab-partners/7350320.html (accessed: 20.11.2023).

31 Иран и Судан договорились о возобновлении дипломатических отношений // ТАСС. 09.10.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18954563 (дата обращения: 23.11.2023).

32 Palestinian President Abbas Says Accords with Israel, US Are Void // Al-Jazeera. May 20, 2020. URL: https://www.aljazeera.com/news/2020/5/20/palestinian-president-abbas-says-accords-with-israel-us-are-void (accessed: 20.08.2023).

ПНА считает 15 сентября 2020 г. «черным

33

днем» в истории палестинского народа . События в секторе Газа, начавшиеся в октябре 2023 г., только усилили веру палестинцев во враждебные намерения Израиля.

Более того, нормализация в отношениях арабских стран и Израиля подрывает позиции руководства ПНА внутри своей территории. После заключения «Авраамовых соглашений» в ПНА был проведен социологический опрос, показавший, что при явных антиизраильских настроениях (86 % палестинцев считают, что соглашения выгодны исключительно Израилю) свыше 60 % опрошенных считают сам факт заключения подобных соглашений «провалом» палестинской внешней

34

политики и дипломатии .

Заключение

Нормализация отношений между арабскими странами и Израилем отражает изменение региональной политики: отказ от урегулирования ближневосточного конфликта на основе традиционных подходов ООН в пользу экономических интересов и сотрудничества в сфере безопасности. При этом активная роль США в этом процессе скорее как организатора, нежели посредника, указывает на то, что именно перспективы сотрудничества с США, а не напрямую с Израилем, стали ключевым стимулом для арабских стран. В свою очередь США стремятся укрепить свои военно-политические связи в регионе и сохранить влияние и присутствие.

Вспышка насилия в секторе Газа в октябре 2023 г. вызвала определенное напряжение в отношениях Израиля с арабскими странами. Тем не менее в случае с ОАЭ обе стороны

33 Firat E., Geldi M., Karaalp H. Arab Nations Oppose Normalization with Israel // Anadolu Agency. October 25, 2020. URL: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/arab-nations-oppose-normalization-with-israel/2018172 (accessed: 20.08.2023).

34 Palestinian Center for Policy and Survey Research. Public Opinion Poll No (77) // Palestinian Center for Policy and Survey Research. September 15, 2020. URL: http://pcpsr.org/sites/default/files/Poll%2077%20English% 20full%20text%20September2020.pdf (accessed: 20.08.2023).

продолжают демонстрировать желание поддерживать и развивать сотрудничество, опираясь на стратегические и экономические интересы. Что касается Бахрейна, значительные успехи в двусторонних отношениях с Израилем теперь сталкиваются с новыми вызовами из-за событий в Газе. Это напряжение может усложнить будущее сотрудничество, учитывая продолжающийся палестино-израильский конфликт. В то же время Марокко, заключившее ряд договоренностей с Израилем, часто при посредничестве США, стоит перед сложным выбором. Прекращение отношений с Израилем может серьезно повлиять на обязательства и интересы Марокко, вытекающие из этих соглашений, поэтому Королевство занимает осторожную позицию в этом конфликте и стремится сбалансировать свои обязательства и региональную безопасность. Наконец, Судан, переживающий внутриполитические потрясения, находится на пересечении различных международных и региональных влияний.

«Авраамовы соглашения» после событий в Газе стали историческим прошлым и вряд ли будут реанимированы в ближайшей перспективе. Одним словом, эти соглашения утратили свою актуальность. Безусловно, возможный мир между Израилем и ХАМАС и последующее достижение стабильности и безопасности в регионе являются ключевыми факторами, которые могут дать второе дыхание уже существующим дипломатическим отношениям Израиля с арабскими странами, а также привлечь новых участников к «Авра-амовым соглашениям». Кроме того, международное сообщество, в частности арабские государства — подписанты вышеупомянутых соглашений, могут оказать значительное влияние на ход переговоров между Израилем и ХАМАС, а также на формирование будущего регионального баланса сил. Это создает сложную мозаику взаимодействий и взаимозависимостей, в которой каждое развитие событий может иметь долгосрочные последствия для всего Ближнего Востока.

Поступила в редакцию / Received: 30.01.2023 Доработана после рецензирования / Revised: 24.12.2023

Принята к публикации / Accepted: 27.12.2023

Библиографический список

Варнавский З. П. Особенности современного этапа отношений арабских государств и Израиля и перспективы их развития // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 3 (67). С. 73-79. ББ№ XATRUN Гасратян С. М. Израиль и Иордания: партнеры по необходимости // Международная жизнь. 2015. № 5. С. 144-167. ББ№ БЛАОБ

Гудкова К. А. Влияние «Авраамовых соглашений» на безопасность в Ближневосточном регионе // Гуманитарный акцент. 2022. № 2. С. 73-77. ББ№ ^УОЩХ Карасова Т. А. Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики // Свободная

мысль. 2023. № 4 (1700). С. 77-88. ББ№ RYUHHU Косач Г. Г. Саудовская Аравия и Израиль: палестинский контекст // Мировая экономика и международные

отношения. 2021. Т. 65, № 1. С. 61-69. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-1-61-69 Крылов А. В., Федорченко А. В., Марьясис Д. А. Процесс «нормализации» отношений между Израилем и арабскими монархиями с точки зрения российских интересов // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2022. № 3. С. 133-150. ББ№ VYPRIV Кшевицкая М. А. Сотрудничество США и Израиля как перманентный дестабилизирующий фактор на Ближнем Востоке // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7, № 3-1. С. 161-169. https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)-161-169 Лиокумович Я. Б., Ахматшина Э. К. «Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном: изменения геополитической реальности Ближнего Востока // Азия и Африка сегодня. 2022. № 2. С. 64-68. https://doi.org/10.31857/s032150750016335-0 Мелкумян Е. С. Израиль во внешней политике ОАЭ: от конфронтации к нормализации // Вестник МГИМО-Университета. 2021. Т. 14, № 2. С. 107-118. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2021-2-77-107-118

Мельникова С. В. Динамика вовлеченности арабских стран в решение палестинского вопроса (1967-2002 гг.) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 30-37. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-30-37 Egel D., Efron S., Robinson L. Peace Dividend: Widening the Economic Growth and Development Benefits of the

Abraham Accords // RAND Corporation. 2021. P. 1-8. https://doi.org/10.7249/pea1149-1 Feierstein G. M., Guzansky Y. A Mixed Report Card: The Abraham Accords at Three // Middle East Institute. 2023. P. 1-10. URL: https://www.mei.edu/sites/default/files/A%20mixed%20report%20card%20The%20Abraham% 20Accords%20at%20three.pdf (accessed: 10.10.2023). Guzansky Y., Zachary A. M. The Abraham Accords: Immediate Significance and Long-Term Implications // Israel

Journal of Foreign Affairs. 2020. Vol. 14, no. 3. P. 379-389. https://doi.org/10.1080/23739770.2020.1831861 Hitman G., Zwilling M. Normalization with Israel: An Analysis of Social Networks Discourse Within Gulf States //

Ethnopolitics. 2022. Vol. 21, no. 4. P. 423-449. http://dx.doi.org/10.1080/17449057.2021.1901380 Ian B. Just Below the Surface: Israel, the Arab Gulf States and the Limits of Cooperation // LSE Middle East Centre. 2019. P. 1-40. URL: http://eprints.lse.ac.uk/100313/7/JustBelowtheSurface.pdf (accessed: 10.10.2023). Khan M. R., Shahzad S. M. The Abraham Accords: Israel Resizing Spheres of Influence // Journal of the Research

Society of Pakistan. 2021. Vol. 58, no. 2. P. 180-186. Maher M. Two Years On, the Abraham Accords Bear Fruit // The Washington Institute for Near East Policy. 2022.

P. 1-4. URL: https://www.washingtoninstitute.org/pdf/view/17719/en (accessed: 20.11.2023). Makovsky M., Hannah J., Misztal B., Ruhe J., Cicurel A., Ghalili A. Millner S. A Stronger and Wider Peace: A U.S. Strategy for Advancing the Abraham Accords // The Jewish Institute for the National Security of America. 2022. P. 1-48. URL: https://jinsa.org/wp-content/uploads/2022/01/JINSA_Report_AbrahamAccords_v3-web.pdf (accessed: 08.08.2023). Mazzucco L., Alexander K. The Abraham Accords Two Years On: From Ambition to Reality // ELCANO Royal Institute. 2022. No. 58. P. 1-8. URL: https://media.realinstitutoelcano.org/wp-content/ uploads/2022/08/ari58-2022-mazzucco-alexander-abraham-accords-two-years-on-from-ambition-to-reality.pdf (accessed: 08.08.2023).

Pasztor K. The Significance of the Abraham Accords for Morocco // Institute for Foreign Affairs and Trade of Hungary. 2022. P. 1-12. URL: https://kki.hu/wp-content/uploads/2022/05/KE_2022_21_MA_Abraham_ Accords_Morocco_Pasztor_0512.pdf (accessed: 20.08.2023). Saddiki S. Morocco and the War in Gaza: The Dilemma of Principles and Interests // EuroMESCo. 2023. No. 31.

P. 1-4. https://www.euromesco.net/wp-content/uploads/2023/11/Spot-on-31.pdf (accessed: 12.12.2023). Singer J. The Abraham Accords: Normalization Agreements Signed by Israel with the UAE, Bahrain, Sudan, and Morocco // International Legal Materials. 2021. Vol. 60, iss. 3. P. 448-463. https://doi.org/10.1017/ilm.2021.18 Trigano S. The Abraham Accords: Contrasting Reflections // The Begin-Sadat Center for Strategic Studies. 2021. No. 188. P. 1-16. URL: https://besacenter.org/wp-content/uploads/2021/02/188-WEB.pdf (accessed: 12.12.2023).

Vakil S., Quilliam N. The Abraham Accords and Israel — UAE Normalization: Shaping a New Middle East // Chatham House Research Paper. 2023. P. 1-84. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/2023-04/2023-03-28-abraham-accords-israel-uae-normalization-vakil-quilliam-1.pdf (accessed: 20.11.2023).

Сведения об авторе:

Абдуллаев Гасан Парвиз оглы — аспирант кафедры востоковедения, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; eLibrary SPIN-код: 7418-1330; ORCID: 0000-0002-0608-7026; e-mail: gasan.abdullaev.97@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.