Научная статья на тему 'Между Готэмом и Метрополисом: образ Нью-Йорка в комиксах о супергероях 1938-1945 гг'

Между Готэмом и Метрополисом: образ Нью-Йорка в комиксах о супергероях 1938-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1666
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / МЕТРОПОЛИС / ГОТЭМ / НЬЮ-ЙОРК / СУПЕРГЕРОЙ / КОМИКС / CITY / METROPOLIS / GOTHAM / NEW YORK / SUPERHERO / COMICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева Дарья Георгиевна

В статье предпринят анализ ключевых для жанра комикса о супергерое топосов Метрополис и Готэм. Автор прослеживает процесс ввода названий городов в фикциональную реальность комикса на этапе становления жанра. Центральное место занимает анализ расщепления образа Нью-Йорка и выстраивание нового пространства, в котором задан вектор действий супергероя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Between Gotham and Metropolis: image of New York in superhero comic books of 1938-1945

The article deals with the key for the genre of superhero comics topoi Metropolis and Gotham City. The author retraces the process of introduction of the cities’ names into the fictional reality of the comic books on the stage of the genre establishing. The centerpiece of the article is a review of the splitting of New York image and design of the new location, in which the hero’s actions are specified.

Текст научной работы на тему «Между Готэмом и Метрополисом: образ Нью-Йорка в комиксах о супергероях 1938-1945 гг»

УДК 008

Дмитриева Дарья Георгиевна

Dmitrieva Daria Georgievna

dom-hors@mail.ru

dom-hors@mail.ru

МЕЖДУ ГОТЭМОМ И МЕТРОПОЛИСОМ:

ОБРАЗ НЬЮ-ЙОРКА В КОМИКСАХ О СУПЕРГЕРОЯХ 1938-1945 ГГ.

BETWEEN GOTHAM AND METROPOLIS: IMAGE OF NEW YORK IN SUPERHERO COMIC BOOKS OF 1938-1945

Аннотация:

Summary:

В статье предпринят анализ ключевых для жанра комикса о супергерое топосов - Метрополис и Готэм. Автор прослеживает процесс ввода названий городов в фикциональную реальность комикса на этапе становления жанра. Центральное место занимает анализ расщепления образа Нью-Йорка и выстраивание нового пространства, в котором задан вектор действий супергероя.

The article deals with the key for the genre of superhero comics topoi - Metropolis and Gotham City. The author retraces the process of introduction of the cities’ names into the fictional reality of the comic books on the stage of the genre establishing. The centerpiece of the article is a review of the splitting of New York image and design of the new location, in which the hero’s actions are specified.

Ключевые слова:

город, Метрополис, Готэм, Нью-Йорк, супергерой, комикс.

Keywords:

city, Metropolis, Gotham, New York, superhero, comics.

Когда в 1939 г. издательство Detective Comics впервые публикует комикс о Бэтмене, читателю остается только догадываться о месте действия приключений супергероя. Первый выпуск [1] начинается с изображения силуэта человека-летучей мыши на фоне неясных городских строений, но название города в тексте не указывается.

Ситуация не проясняется и в следующих выпусках. Бэтмен действует на фоне анонимного города, в котором читатель может лишь угадывать Нью-Йорк по небоскребам и некой повторяющейся несколько раз башне. Предположить в ней Эмпайр-стейт-билдинг наше право, но это будет большим допущением.

Постепенно образ героя развивается, складывается основной набор используемого оружия и приемов, путей передвижения и окружающего пространства. Из простого подражателя Супермену (чью экономическую удачу он был задуман повторить) Бэтмен превращается в самостоятельного персонажа, получает биографию [2], мальчика Робина в качестве помощника [3], заклятого врага Джокера [4] и, что самое важное, полностью ему посвященный журнал «Batman» весной 1940 г. Город, вслед за героем, получает все более и более узнаваемые черты. В первом же выпуске журнала «Batman» главная битва разворачивается на вершине уже узнаваемой, но все еще анонимной башни (напомним, что Эмпайр-стейт-билдинг была построена в 1931 г. и несколько десятилетий оставалась самым высоким зданием в мире - была одним из важнейших достопримечательностей Нью-Йорка).

И все же теперь читатель уверен, что действие происходит в Нью-Йорке. Неоспоримым доказательством этого становятся газеты. В июльском выпуске «Detective Comics» Робин и Бэтмен читают газету «New York World» - реально существующую популярную городскую газету [5]. В следующих выпусках супергерой неоднократно узнает новости из нью-йоркских газет. И хотя авторы комикса так ни разу напрямую и не указали название города, читатель может быть уверены, что речь идет об этом мегаполисе.

Ситуация с городскими газетами развивается в следующих выпусках комикса - персонажи часто читают нью-йоркские газеты. И вдруг на первых страницах «Batman» № 4 читатель встречает «Gotham sity gazette».

Для читателя тех лет это не могло быть чем-то удивительным. Готэм - прозвище, данное Нью-Йорку Ирвингом в 1807 г., восходит к «деревне дураков Готэма» в английском фольклоре. В этом же выпуске Бэтмен продолжает читать и нью-йоркские газеты. Читатель понимает, что он в пространстве этого города.

В этом же выпуске практически на последних страницах появляется кадр, где Бэтмен стоит на крыше здания на фоне панорамного вида города, и надпись гласит «Следующей ночью две человеческие фигуры стоят напротив чернильного неба - декорации к этой огромной, величественной сцене, имя которой Готэм» [6]. С этого момента городом Бэтмена становится Готэм.

Это ключевой момент. Читатель видит узнаваемый городской пейзаж. За несколько страниц до этого он был уверен в том, что представленные ему город - Нью-Йорк (название прямо отсылает к этому), но это Готэм. Картинка расходится с текстом, как Нью-Йорк расходится с Готэмом в тот момент, когда тот становится четким и узнаваемым.

С этого момента читатель покидает мир полуанонимного фонового города и вступает в мифологическое пространство, которое будет расти и развиваться вместе с героем в течение следующих десятилетий.

Читатель теперь полностью убежден, что речь идет о Нью-Йорке, и все происходящее с Бэтменом он будет проецировать на этот город. Но между читателем и городом встает миф - реальные вещи больше нельзя называть своими именами, прямое указание делается невозможным.

Подобную ситуацию можно наблюдать и в комиксе о Супермене. Этот герой на год раньше получает собственный город - Метрополис, название для которого позаимствовано авторами комикса у одноименного фильма Фрица Ланга 1927 г. Изначально город Супермена был также безымянным. Считается, что Джо Шустер, один из авторов комикса, рисовал его с Торонто, откуда он сам родом [7]. Тем не менее, постепенно город все больше и больше напоминает Нью-Йорк. В осеннем выпуске «Superman» № 2 Кларк Кент (альтер-эго Супермена) посылает телеграмму редактору своей газеты «Daily Star» по адресу «Metropolis, N.Y.». Еще через полгода меняется название газеты, где работает Кларк. Первое название «Daily Star» указывало на тот же Торонто, но поскольку город все более и более походил на Нью-Йорк, газету переименовали в «Daily Planet», наделив узнаваемыми чертами газеты «New York Times» (шрифт названия, общий стиль и т.д.). Напомним, что к этому моменту город уже носит название Метрополис.

Надо заметить, что роль газет, а позже и других СМИ в комиксах нельзя недооценивать. Так, в первом выпуске «Batman», Брюс Уэйн читает газету «Daily Star», вымышленную газету Метрополиса - города Супермена. Это первая связь, возникшая между этими двумя супергероями и их городами, которая в будущем постепенно вырастет в то, что называется DC Universe - единая вселенная супергероев.

Итак, оба супергероя к 1941 г. обретают свой город. В то же время появляется множество других супергероев: Капитан Америка, Вандер Вуман, Зеленый Фонарь, Синий Жук, Песочный человек. Все они, так или иначе, попадают в Нью-Йорк или изначально там находятся, хотя читатель редко имеет дело с самим городом напрямую, чаще всего он узнает о месте действия по косвенным признакам, сродни описанным выше. Большинство популярных на тот момент супергероев (но не Бэтмен и Супермен) образует Лигу Справедливости - вымышленную коалицию супергероев, генштаб которой также находится в Нью-Йорке.

Общая ситуация выглядит следующим образом: большинство супергероев обитает в Нью-Йорке, Бэтмен - в Готэме, Супермен - в Метрополисе. Оба этих города также имеют своим прототипом Нью-Йорк. Фикциональное пространство, таким образом, приобретает осевую структуру, нижней точкой которой становится Готэм (безнадежный, безумный город), описываемый в выпуске «Detective Comics» № 53 следующим образом: «Город холоден и бессердечен, все торопятся по своим делам, не замечая никого вокруг, не заботясь ни о ком другом» [8]. Это некий предел всего отрицательного, что может быть в мегаполисе. В противоположной, высшей точке оси находится Метрополис - «город, устремленный в будущее», «расцветающий своими небоскребами, стремящимися достать до небес» [9]. Сам Супермен часто называется в комиксах «человеком будущего» (man of tomorrow) [10].

Город проецируется в фикциональную среду комикса и возвращается к читателю в качестве структурированного мифологического пространства. Между тем, сам образ города всегда ускользает от читателя, оставаясь неназванным и затененным. Таким образом, читатель имеет, пользуясь термином Кевина Линча, «ментальную карту города» [11], которая присутствует в качестве мифологической картины в комиксах и при этом становится носителем идеологической составляющей.

Ссылки:

1. Detective Comics № 27. N.Y.: DC comics, spr. 1939.

2. Detective Comics № 33. N.Y.: DC comics, nov. 1939.

3. Detective Comics № 38. N.Y.: DC comics, apr. 1940.

4. Batman № 1. N.Y.: DC comics, spr 1940.

5. Detective Comics № 41. N.Y.: DC comics, july 1940.

6. Batman № 4. N.Y.: DC comics, wnt 1941.

7. Rhoades S.A. Complete Histiry of American Comic Books. N.Y: Peter Lang, 2008.

8. Detective Comics № 53. N.Y.: DC comics, july 1941.

9. Flinchum R. Message in a Bottle. Action Comics № 25, 2007.

10. Action Comics № 27. N.Y.: DC comics, 1939.

11. Линч К. Образ города. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.