УДК 811.111 ББК 81.2-3
Мамушкина С.Ю.
МЕЖДОМЕТИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ
ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА
Mamushkina S. Y.
INTERJECTIONS AS EMOTIONAL AND EXPRESSIVE LANGUAGE UNITS
Ключевые слова: междометие, эмоциональность, экспрессивность, субъекты речи, аффект, аффективная речь, прагматическая категория, коммуникативное намерение говорящего, адресат речи.
Keywords: interjection, emotionality, expressiveness, subjects of speech, affect, affective speech, pragmatic category, speaker’s communicative intension, speech addressee.
Аннотация
В статье рассматриваются эмоциональность и экспрессивность - лингвистические характеристики междометий, как особого класса слов. Междометия представляют собой результат сложных психических процессов, составляющих содержание эмоциональной жизни человека. Выявленные особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности обусловливают и функционирование в ней междометий, в качестве простейших, сознательно используемых средств для выражения собственно чувств коммуниканта, его отношения к ситуации, волеизъявления, направленного в коммуникативном акте на адресата. Поскольку эмоциональность признается одним из средств выражения речевой экспрессии, междометия можно считать эмоциональноэкспрессивными единицами, способствующими выражению коммуникативного намерения говорящего и даже оказывающими соответствующее воздействие на адресата.
Abstract
The article deals with emotionality and expressiveness being linguistic characteristics of interjections as a special class of words. Interjections are a result of complex mental processes constituting the content of man’s emotional life. The speech peculiarities in a state of emotional tension bring about particular functions of its interjections as simple, deliberately used means of expressing a communicator’s proper feelings, his attitude towards the situation, his will-expression directed to the addressee in the communicative act. Since emotionality is recognized as one of the means of speech expressiveness, interjections can be defined as emotional and expressive units contributing to the expression of a speaker’s communicative intension and even having corresponding impact on the addressee.
Как особый класс слов, междометия обладают лингвистическими характеристиками, эмоциональностью и экспрессивностью, на исследовании которых представляется целесообразным остановиться подробнее.
Решение проблем, связанных с вербальным выражением эмоциональных состояний участников речевого общения, субъектов речи, направляет лингвистическое исследование на описание и семантическую интерпретацию сигналов, соотносящихся с работой механизма человеческих эмоций. В целом междометия представляют собой результат сложных психических процессов, составляющих содержание эмоциональной жизни человека. Под эмоциональными, в широком смысле, процессами в психологии понимаются аффекты, собственно эмоции и чувства, при этом последние определяются как «разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов
окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам» [2, с. 70]. Аффект характеризуется как эмоциональный процесс взрывного характера, имеющий своим результатом неуправляемую сознанием разрядку в действии. Отмечается отличие аффектов от собственно эмоций, заключающееся в различном отношении к личности и сознанию, поскольку аффекты воспринимаются личностью как состояния, происходящие «во мне», а собственно эмоции как состояния «моего я». В результате собственно эмоции дают оценку состояния субъекта, его отношения к объектам окружающего мира и имеют отчетливо выраженный ситуационный характер. Условное разграничение собственно эмоций и чувств основано на опредмеченности последних, дифференцирующей их в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. Однако первичными и фундаментальными признаются две формы чувства - удовлетворение или неудовлетворение, которые с развитием познавательных способностей человека усложняются до таких чувств как надежда, тревога, печаль и т.д., называемых эмоциями. Таким образом, эмоция - это актуализация чувства, она представляет собой особую форму отражения реальной действительности.
Междометия, как уже сказано, служат кратчайшими сигналами, с помощью которых говорящий передает реакцию на факт окружающей действительности. Изначально (еще в работах римских грамматистов) они определялись как часть речи, служащая для выражения аффектов. В современных работах особое значение для описания лингвистической сущности междометий приобретает понятие «аффективная речь» как особая функционально-стилистическая разновидность речи. От трактовки данного термина зависит решение языкового статуса исследуемых единиц: рассмотрение «аффективной речи» в соответствии с изложенным выше понятием аффекта влечет за собой вынесение междометий за рамки языковой системы. Ж. Вандриес утверждает, что междометие «представляет собой специальную форму речи - речь аффективную, эмоциональную или иногда речь активную, действенную» [1, с. 137]. Признавая междометия средством аффективного языка, он исключал возможность сознательного контроля за их употреблением. «Аффективная речь» - это восклицания, междометия или привычные речения типа «да-да-да!», «черт возьми» и т.д., которые не исходят ни из какого замысла, не формулируют никакой мысли, а лишь проявляют известные внутренние аффективные состояния и выражают отношение к какой-нибудь ситуации. Думается, что ограничение функционирования междометий такими рамками сводит их лишь к непроизвольным выкрикам и лишает коммуникативной значимости. Выкрики, возникающие в состоянии глубокой ярости, острой боли и т.д., являются естественной рефлекторной реакцией на сильное раздражение и действительно не исходят ни из какого замысла, поскольку употребляются бессознательно. Это, как правило, нечленораздельные, неартикулируемые звукокомплексы, не включаемые в систему языка, и вряд ли сюда можно отнести бранное речение «черт возьми», имеющее конкретное негативное эмоционально-оценочное значение.
В последнее время в понятие «аффективная речь» стало вкладываться несколько иное содержание, являющееся результатом проведенных экспериментальных психолингвистических исследований. Аффективная речь определяется как речь в состоянии эмоциональной напряженности, эмоционального стресса, ей свойственны тенденции к примитивизации высказывания, ослаблению сознательного контроля и активизации спонтанных речевых проявлений. Но вместе с тем выбор языковых средств осуществляется при этом коммуникантом не полностью бессознательно: речи в состоянии эмоциональной напряженности присуща сверхподчеркнутая актуализация замысла высказывания, проявляющаяся в преимущественном употреблении слов с четко позитивной или негативной коннотацией, со значением «семантической безысключительности». Выявленные особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности обусловливают и функционирование в ней междометий, в качестве простейших, сознательно используемых средств для выражения собственно чувств
коммуниканта, его отношения к ситуации, волеизъявления, направленного в коммуникативном акте на адресата. В речевом контексте междометия служат сверхподчеркнутой актуализации замысла высказывания, эмоционально выделяя наиболее существенные с позиции говорящего отрезки передаваемой информации. Следует отметить, что «аффективная речь», понимаемая как речь в состоянии эмоционального стресса, сопутствует эмоциональному процессу взрывного характера, представляющему собой не частое явление в повседневной жизни человека, по сравнению с обычным проявлением собственно эмоций и чувств в живом процессе общения, для которого также свойственно широкое употребление языковых эмоциональных элементов.
При изучении средств выражения эмоциональности в речи особое внимание уделяется проблеме соотношения категорий эмоциональности и экспрессивности. Уточнение понятий «эмоциональность» и «экспрессивность» имеет важное значение и для анализа междометий, поэтому на них следует остановиться подробнее.
Обычно под эмоциональностью понимается выражение субъективно-оценочного отношения говорящего, его чувств и эмоций в процессе порождения и восприятия речевого высказывания. «По отношению к мышлению эмоциональность составляет элемент познавательно-отражательной функции сознания», - указывает Ю.М. Осипов [3, с. 116]. Эмоциональность характеризуется как общелигвистическая категория, сущность которой, с одной стороны, определяется объективно существующим свойством языковых средств выражать эмоции или эмоциональные состояния отправителя речи, а, с другой стороны, насыщенностью высказывания эмоциональным содержанием.
Роль экспрессивности заключается в интенсификации смысла сказанного, что позволяет рассматривать данную категорию как стилистическую, пронизывающую как эмоциональное, так и интеллектуальное, предполагая, таким образом, эмоциональное и логическое усиление. Экспрессивность речи - это своеобразный характер словесного выражения интеллектуально-чувственного восприятия мира, то, что делает речь яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей. Общее понятие «экспрессивность» трактуется как совокупность эмоциональной экспрессии, оценочной, образной, поэтикоэстетической, динамической, стилистически окрашенной. В результате категория экспрессивности оказывается шире категории эмоциональности, ограниченной выражением человеческих эмоций, чувств, оценок.
На современном этапе развития языкознания, когда основное внимание уделяется исследованию особенностей функционирования языковых средств для успешного осуществления процесса общения, экспрессивность рассматривается как категория прагматическая, связанная с реализацией коммуникативного намерения говорящего, стремящегося оказать определенное воздействие на адресата речи, довести передаваемую информацию с помощью эффективных средств.
В отношении междометий следует отметить, что поскольку эмоциональность признается одним из средств выражения речевой экспрессии, междометия можно считать эмоционально-экспрессивными единицами, способствующими выражению коммуникативного намерения говорящего и даже оказывающими соответствующее воздействие на адресата.
Библиографический список
1. Вандриес Ж. Язык: Лингвистическое введение в историю. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 408 с.
2. Зарудная А.А. Эмоции и чувства // Психология: Учебник. - Мн., 1970.
3. Осипов Ю.М. Об уточнении понятия «эмоциональность» как лингвистического термина // Проблемы синтаксиса английского языка. - М., 1970. - С. 116-127.