М. В. Баулина
Междисциплинарный подход в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Тяжелое и множественное нарушение развития является специфически целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.
Тяжелое и множественное нарушение развития - это совокупность различных психических и физических отклонений в развитии, возникших, как правило, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Тяжесть характеризуется высокой степенью выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта). Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная сферы человека.
Таким образом, ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми нарушениями, составляющими ее структуру. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.
Опыт экономически развитых стран показывает, что люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития могут участвовать в жизни общества, реализовывать свои права и исполнять определенные обязанности, если государством и обществом создаются условия, благоприятствующие процессам нормализации их жизни.
Обучение детей с ТМНР постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации детей данной категории к условиям жизни. В силу сложности нарушения становится невозможным их обучение по специальной образовательной программе, утвержденной Министерством образования РФ. Согласно образовательному стандарту общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, дети со сложными нарушениями развития учатся в образовательных учреждениях, соответствующих ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.
Образовательные результаты каждого конкретного ребенка, имеющего сочетание различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ, с помощью которых организуется его обучение. Обеспечение образовательного продвижения предполагает наличие особым образом сконструированных программ разных направлений.
Построение моделей индивидуальных программ для детей с ТМНР является не чем иным, как процессом органического соединения определенных противоположностей: всеобщего и специфического, стандарт-
ного и творческого, нормативного и гибкого. Это обусловлено сложной структурой дефектов в каждом конкретном индивидуальном случае, ибо имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга.
Индивидуальные коррекционные программы для детей с ТМНР можно назвать альтернативными программами, или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.
Основным принципом, на который следует опираться при проектировании модели индивидуальной коррекционной программы, - междисциплинарный подход в обучении детей с ТМНР.
Междисциплинарный подход достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии.
Все учебные дисциплины, предусмотренные планом каждого направления, имеет свою специфику, вытекающую из особенностей нарушений. Установление междисциплинарных связей при составлении индивидуальных программ будет способствовать всестороннему развитию ребенка, сочетающему различные нарушения. Только при этом условии коррекционное воздействие будет осуществляться, не обособленно влияя на какое-либо изолированное нарушение, а станет единым целым и сможет оказать влияние на все структурные компоненты представленного у ребенка сложного нарушения.
Развитие ребенка характеризуется переходом одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием ЦНС. Динамика психомоторного формирования организма в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от физических особенностей, общего состояния здоровья и, наконец, от окружающей среды. Особенное значение этот период приобретает для детей, имеющих нарушения, так как именно в это время нервная система обладает особой пластичностью и еще способна перестраиваться при воздействии на нее в специальных условиях.
Индивидуальные коррекционные программы раннего детства выстраиваются с учетом выявленных у ребенка нарушений. Программа складывается из цикла заданий, различных упражнений и рекомендаций по их выполнению, адресованных родителям, так как именно родители становятся первыми «педагогами» ребенка.
В дошкольный период дети переходят на новый этап психического развития. Уточняется восприятие, формируются наглядное мышление, познавательная активность, становится ведущей предметно-игровая деятельность, появляются элементы трудовой деятельности. Индивиду-ально-коррекционная программа предполагает одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития, - общей и тонкой моторики, координированным движениям, восприятия и развития речи, сенсорного развития, способности играть, навыков само-
обслуживания, а также умений, связанных с подготовкой к школьному обучению.
Содержание для коррекционной программы отбирается с учетом замедленного темпа развития, взаимосвязей в физическом и психическом становлении ребенка.
Школьный период характеризуется учебной деятельностью. На ее основе у детей складывается определенное сознание, формируется мышление, развиваются потребности, умения, способности. В специальных коррекционных программах этого периода указываются содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, последовательность изучения по годам обучения.
Основной частью учебно-воспитательного процесса детей с ТМНР является трудовое обучение. Его важные задачи - формирование у учащихся практических умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности, обогащение их новыми представлениями и опытом, закрепление и углубление знаний, полученных в процессе других видов учебно-воспитательной работы. Правильно организованное трудовое обучение способствует также физическому развитию детей.
Для учащихся с ТМНР трудовое обучение охватывает практически все периоды развития. Особое значение придается трудовому обучению учеников старшего возраста. Индивидуальные коррекционные программы предусматривают дифференцированное обучение различным видам труда (технического, обслуживающего, сельскохозяйственного), которые осуществляются с учетом специфических возрастных особенностей развития подростков, имеющих комплексные нарушения. Для таких школьников трудовое воспитание и обучение служат важным средством коррекции, компенсации нарушенных, недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни. Программы составляются с учетом общих педагогических требований, однако главным в них является ориентированность на особенности комплексного отклонения в развитии.
Таким образом, реализация междисциплинарного подхода, основанного на совокупности клинических, психологических, лингвистических знаний, осуществляемых в процессе развития, обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития, позволяет приблизить идею о целостности развития личности.
Список литературы
1. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья. Т. 2. Проблемы интегративного обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: моногр. / В.Н. Скворцов, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова, И.А. Мироненко // Меж-дунар. журн. эксперимент. образования. - 2015. - № 10-2.
2. Логинова Е.Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки // Вестн. Череповец. гос. ун-та. - Череповец. - 2015. - № 1 (62).
3. Матвеева М.В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестн. науки и образования: науч.-метод. журн. -№ 1. - М., 2014.
И. Н. Белова, В. Н. Поникарова
Особенности адаптации детей с ОВЗ к дошкольной организации в условиях инклюзивного образования
В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам не только с признанием равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование [4].
Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах и дошкольных учреждениях общего типа - совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Включенное (инклюзивное) образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых [3].
На сегодняшний день одной из актуальных проблем также является проблема изучения особенностей адаптации ребенка к условиям детского сада с целью определения факторов и условий, способствующих и препятствующих адаптации дошкольника к ДОО. Особую важность приобретает данная проблема для дошкольников, их родителей, педагогов, перед которыми остро встает вопрос о том, как повысить уровень адаптации своего ребенка к условиям детского сада [1].
Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению очень важен для развития психики ребенка, и он влияет в том числе и на здоровье ребенка.
Понятие адаптации в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, т. е. определённая организация.
79