УДК 373
Безенкова Елена Викторовна
аспирант кафедры высшей математики и методики обучения математике
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Elena V. Bezenkova
Postgraduate Student of the Department of Higher Mathematics and Mathematics
Teaching Methods
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY APPROACH AS A MEANS OF FORMING
METASUBJECT RESULTS
Аннотация. Выполнен анализ определения общей культуры личности и выделены направления ее изучения. Представлены определения личностных и метапредметных результатов обучения, междисциплинарного подхода в образовании. Выделены задачи введения элементов истории в преподавание математики и средства, которыми она обладает для развития общей культуры учащихся. Показана связь основных направлений общей культуры с формированием личностных и метапредметных результатов, введением историко-математических сведений.
Ключевые слова: общая культура личности, личностные и метапредметные результаты, междисциплинарный подход, элементы истории математики.
Abstract. The analysis of determining the general culture of the individual and the directions of its study. The definitions of personal and metasubject learning outcomes, an interdisciplinary approach in education are presented. The tasks of
© Безенкова Е.В., 2019
introducing elements of history into the teaching of mathematics and the means it possesses for the development of the general culture of students are highlighted. The connection of the main directions of general culture with the formation of personal and metasubject results and the introduction of historical and mathematical information is shown.
Key words: general culture of personality, personal and metasubject results, interdisciplinary approach, elements of the history of mathematics.
Одной из приоритетных позиций российского образования является его направленность на общекультурное развитие обучающихся. Она находит отражение в текстах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), где говорится о том, что образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Образование должно не только обеспечить уровень усвоения знаний, умений, навыков у школьников, но и дать возможность развивать их общую культуру. Заметим, что воспитание личности, отличающейся целостным видением современной картины мира, готовностью к самообучению, саморазвитию, является воплощением идей культурологического подхода к процессу обучения и гуманитаризации системы образования. Последняя является одной из ведущих позиций в модернизации российского образования, в частности математического. Под гуманитаризацией образования понимают систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, соответственно, на формирование личностной зрелости обучаемых.
Вне культуры трудно представить существование человека в обществе. «Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества ... гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизаций», - подчеркивал российский философ и культуролог, доктор филологических наук, профессор Д.С. Лихачев (1906-1999) в предложенном им в 1995 г. проекте Декларации прав культуры [1]. Человек как социальный индивид - это результат культуры. Только передаваемый в обществе опыт поможет ему стать личностью. Передача социального опыта происходит во время воспитания и обучения.
Академик РАН, РАО, доктор культурологии, профессор А.С. Запесоцкий (род. 1954), обобщая представления и взгляды многих ученых на культуру,
предложил понимать под ней определенный набор ценностей и норм, типичных для некоего социума, закрепленный в виде обычаев, преданий, традиций и регулирующих смысл существования человека и общества [1].
Академик РАО, доктор психологических наук, профессор И.А. Зимняя (род. 1931) отмечала, что определение может являться общей социальной характеристикой культуры, тогда как для ее психологического толкования необходимо включение самого человека как субъекта культуры, ее присвоения и развития. На основе такой трактовки понимания сути общей культуры человека, объединяющей социальные и психологические характеристики, остановимся на определении, разработанном ею и другими авторами: Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозовой, взявшим за основу личностно-деятельностный подход в обучении. Общая культура личности - это совокупность ценностей, норм и идеалов, присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми [6]. Они подчеркивают, что общая культура человека состоит из внутренней культуры (личностные, деятельностные, интерактивные особенности человека) и образованности как комплекса знаний, характеризующегося системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.
Такой подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной и саморазвивающейся личности. В процессе обучения учитывается ряд индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивация, адаптация, способности, коммуникативность, уровень притязаний, самооценка, и т.д. Это предполагает выделение в содержании общей культуры трех важнейших направлений ее изучения, а именно:
- культура личности, т. е. отношение и саморегуляция (под первым понимаем отношение к миру, осмысление его, знание мира и себя в нем, второе -это управление познавательными процессами и личностью (поведением, эмоциями и действиями), т. е. целенаправленной активностью. Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств);
- культура деятельности интеллектуальная и предметная (под первой понимаем умственную, мыслительную, познавательную и творческую деятельность человека, под второй - деятельность, подчиненную особенностям
предметов материальной и духовной культуры; практические действия с реальными предметами материальной и духовной культуры соответственно их функциональному и культурно обусловленному назначению; предметная деятельность направлена на усвоение способов правильного употребления этих предметов и на развитие способностей, умений и навыков);
- культура социального взаимодействия человека: поведение и общение (первое включает взаимодействие с окружающей средой и определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, второе представляет сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми - межличностное общение, группами людей - межгрупповое общение; он порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию - обмен информацией, интеракцию -обмен действиями, социальную перцепцию - восприятие и понимание партнера).
Каждому из перечисленных направлений культуры можно поставить в соответствие личностные и метапредметные результаты (таблица), формирование и развитие которых приходится на школьный возраст человека и которые прописаны в федеральных общеобразовательных стандартах общего образования.
Соответствие направлений культуры с личностными и метапредметными результатами обучения
Направление Личностные и метапредметные результаты
Культура личности Отношение - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
Саморегуляция - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
Культура деятельности Интеллектуальная - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Направление Личностные и метапредметные результаты
Практическая - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации - умение работать в материальной и информационной среде
Культура социального взаимодействия человека Поведение - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Общение - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Результаты этого сопоставления приведены в таблице.
Постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможны посредством одного учебного предмета, что делает очевидным необходимость установления междисциплинарных, содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями. В этих условиях значительно повышается необходимость создания оптимальной системы интегративного содержания образования и процесса обучения. Интеграция является сегодня одной из определяющих тенденций познавательного процесса. Интеграционные процессы в сфере социально-культурной жизни общества поддерживают неиссякаемый интерес к проблемам междисциплинарного подхода, разнообразные аспекты которого находят отражение в научно-методических работах различных авторов.
Ученые связывают эти аспекты с понятиями «междисциплинарность», «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи».
Междисциплинарность в образовании - это обучение в рамках более общих тем или направлений, а не только изучение конкретных учебных дисциплин. Это означает, что некоторые темы способствуют объединению нескольких традиционных учебных предметов. К примеру, обучение математике может объединяться с обучением географии, истории, физике, астрономии и т. д., разные предметы могут объединяться в таких темах, как «расстояние», «масса», «координаты» и др. При изучении таких понятий выявляется наибольшее количество межпредметных связей и, как следствие, тема раскрывается с точки зрения нескольких дисциплин. Полезно познакомить школьников с историей возникновения того или иного понятия, а также показать его практическое применение и влияние на развитие наук в будущем.
Понятие междисциплинарного подхода к обучению известно еще с античных времен, оно изучалось известными философами и педагогами и в более позднее время. Актуально и современно звучат слова великого педагога и мыслителя XVII в. Я.А. Коменского по реорганизации образования, который в книге «Великая дидактика» подчеркивал, что все находится во взаимной связи и должно преподаваться в такой же связи. Он определил, что обучение - это приобретение знаний и умений решать разные задачи [7]. И, соответственно, оно требует междисциплинарного подхода, призванного создать целостную картину мира, в которой человек - это совершенное творение природы, имеющее право на развитие всех своих способностей и возможностей.
Одной из форм реализации такого подхода в обучении школьников является, на наш взгляд, использование информационных ресурсов истории математики, которая включает предмет и методы математики, математический язык, ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой (заметим, что последнее важно для реализации междисциплинарного подхода в образовании). История науки раскрывает процесс научного познания и его методы, практику творческой деятельности, культуру и стиль мышления.
Не менее важно оценить роль истории математики в обучении и достижении обучающимися личностных и метапредметных результатов. В целом культурно-содержательная точка зрения на образование предполагает его исторический характер. По мнению Л.Я. Зориной [2], часть истории науки, привлекаемая в школе, отражает единство двух процессов: истории развития конкретной науки, её идей, понятий, взглядов, проблем, теории и истории тех или иных открытий.
Образование не только формирует у обучающихся знания и опыт интеллектуальной деятельности, но и приобщает их к духовным и культурным
ценностям. Историко-персоналистические знания, знакомство с незаурядными личностными и профессиональными качествами творцов математики, деятелей отечественного (в частности регионального) математического образования позволяют повысить уровень историко-математической компетентности.
Одной из важнейших функций включения элементов истории в процесс обучения является формирование взгляда на математику и математическое образование как общекультурные ценности. Кроме того, история науки раскрывает уникальный характер развития отечественной математики, дает повод для национальной гордости.
Накоплен большой опыт включения элементов истории в преподавание школьного курса математики. Тема исследовалась в работах З.Я. Гельмана, Л.Я. Зориной, Т.С. Поляковой, В.М. Тихомирова, Д. Икрамова, О.В Шабашовой, У.К. Шерматовой и др. Создана библиотека специальной литературы. Выходили сборники исторических задач, авторами которых были Г.Н. Попов, С.Н. Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов, И.И. Баврин, Е.А. Фрибус, С.С. Перли, Б.С. Перли и др. Среди авторов значимых для школы книг по истории математики можно назвать И.Г. Башмакову, Б.В. Болгарского, Г.И. Глейзера, Б.В. Гнеденко, В.Н. Молодшего, К.А. Рыбникова, Д.Я. Стройка, В.Д. Чистякова, А.П. Юшкевича, К.А. Малыгина. На протяжении всей своей деятельности на математическом факультете Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (так он называется с 2011 г.) много внимания этому вопросу уделяла доктор физико-математических наук, профессор, преподаватель истории математики А.Е. Малых [3-5].
История математики представляет гуманитарный потенциал учебного предмета математики вообще и школьного курса в частности. Она позволяет продемонстрировать не только то, как развивалось то или иное математическое понятие, но и то, из каких практических запросов оно возникло или в каких еще смежных научных или технических дисциплинах применяется. Важность исторических аспектов в преподавании отмечается во многих работах известных ученых-математиков. Еще В.В. Бобынин в докладах «Цели, формы и средства введения исторических элементов в курсе математики средней школы» и «Об указаниях, получаемых преподавателями математики от ее истории» на знаменитых Всероссийских съездах преподавателей (1911-1912) математики обращал внимание на то, что рассмотрение исторического материала на уроках математики способствует повышению интереса учащихся к предмету, углублению понимания ими фактического материала, расширению умственного кругозора учащихся; повышению их общей культуры (цит. по [5]).
Таким образом, формирование общей культуры учащихся при достижении ими личностных и метапредметных результатов происходит более эффективно,
если в процессе обучения применять междисциплинарный подход. Это означает, что при обучении математике целесообразно систематически использовать элементы истории науки. Их включение должно быть оправдано содержанием конкретного материала и методически грамотно продумано. В распоряжении учителя математики должен быть подготовленный исторический материал по изучаемой теме, которым он может воспользоваться в соответствии со своим опытом и профилем класса.
Список литературы
1. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.
2. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности в знаниях старшеклассников по предметам естественнонаучного цикла. -М.: АПН СССР, 1975.
3. Малых А.Е. Знакомство учащихся с историческими сведениями и фактами из жизни и деятельности ученых-математиков. - Кудымкар: Окр. ИУУ, 1989.
4. Малых А.Е. История математики в задачах: в 4 ч. / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2010-2017.
5. Малых А.Е. Элементы историзма в процессе обучения математике. -Кудымкар: Окр. ИУУ, 1986.
6. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
7. Успенский В.А. Апология математики или о математике как части духовной культуры // Новый мир. - 2007. - № 12. - С 127-149.