Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к проблемам исследования спонтанной звучащей речи говорящего в состоянии стресса'

Междисциплинарный подход к проблемам исследования спонтанной звучащей речи говорящего в состоянии стресса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
451
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ / СТРЕСС / ЭМОЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АУДИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / SOUNDING SPEECH / STRESS / EMOTION / EMOTIONAL TENSION / PSYCHIC ACCENTUATION OF A PERSON / AUDITORY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жабин Дмитрий Владимирович

Актуальность изложенного подхода обусловлена описанием методики исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса c возможностью характеристики эмоционального состояния, а также психической акцентуации говорящего по формальным признакам его речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жабин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approach to the issues of the investigation of spontaneous speech of a speaker under a stress

The urgency of the suggested approach is conditioned by the description of the investigation methods of spontaneous speech of a speaker under a stress with the possibility of characterizing his emotional state, as well as the psychic accentuation of a speaker in accordance with the formal signs in his speech.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к проблемам исследования спонтанной звучащей речи говорящего в состоянии стресса»

Д.В. ЖАБИН (Воронеж)

междисциплинарный подход к проблемам исследования спонтанной звучащей речи говорящего в состоянии стресса

Актуальность изложенного подхода обусловлена описанием методики исследования спонтанной речи говорящего в состоянии стресса c возможностью характеристики эмоционального состояния, а также психической акцентуации говорящего по формальным признакам его речи.

Ключевые слова: звучащая речь, стресс, эмоция, эмоциональная напряженность, психическая акцентуация личности, аудитивный анализ.

Процессы порождения и восприятия речи долгое время вызывают интерес исследователей, чем обусловлено большое количество описанных моделей как в отечественной (работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Н.И. Жин-кина, А.Н. и А.А. Леонтьевых, Т.В. Ахути-ной, И.А. Зимней), так и зарубежной (работы X. и И. Кларков, М. Гаррета, Б. МакВинни) науке. Анализ данных моделей доказывает, что четкое представление о механизмах речи отсутствует. Не выделяются отличительные признаки речевого поведения человека в рамках умеренного и чрезвычайного стресса (в том числе и в психической патологии). До сих пор не были определены и критерии описания этой речи. Основной проблемой и задачей является разработка механизма исследования звучащего материала. Возможность системного подхода к анализу ритмико-интонационных параметров звучащей речи позволяет развивать исследовательские методики звучащего материала в направлении от описания формальных признаков к характеристике стиля речи и эмоционального состояния говорящего. Исследования звучащей речи приобретают междисциплинарный характер.

Для более полного анализа рассмотрим исследуемое понятие с позиций психофизиологии, где речь является одной из высших психических функций человека. Речь существует одновременно как набор символов в их допустимых сочетаниях и как отражение в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетаемость [4]. Физиологическая осно-

ва речи является сложной организацией нескольких функциональных систем, которые принимают участие и в других видах деятельности. Эта многоуровневая организация включает как элементарные физиологические механизмы типа «стимул - реакция», так и специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. Таким образом, в продукцию значимой речи должны вовлекаться затылочная, височная, теменная, лобная доли. В процессе речевого акта между участниками происходит обмен не только информацией, но также мыслями и эмоциями. Речь - это в том числе передача некоторого смысла, который имеет ту или иную эмоциональную окраску и может заключаться не в словах, а в самом факте общения, а слушание - не просто восприятие и узнавание слов, но и понимание их значения. При этом работают многие структуры, в том числе отвечающие за анализ смысла и эмоциональное переживание (Там же). Американский невролог X. Джексон подчеркивал: когда лимбическая структура в эволюционном развитии заменяется более новой, высокоразвитой, функции старой системы резко сокращаются или полностью изменяются, однако все же сохраняются и служат поддержанию новой системы. В норме доминирует новая корковая система. При стрессе старая может восстанавливать свое преимущество. Этим объясняются специфические изменения речи (например, повторы, преобладание междометий) [6].

В нашем исследовании мы исходим из ситуации, обусловливающей состояние стресса говорящего. В психологии и психиатрии стресс - сильная неблагоприятная для организма психологическая и физиологическая реакция на воздействие экстремальных факторов, воспринимаемых человеком как угроза его благополучию (см. работы Г. Селье, Кэрри У. Озьера, Р. Потаповой и др.). В переводе с английского языка stress - давление, напряжение, которое имеет физическую и психическую природу и обусловливает эмоциональную напряженность. Напряженность речевых параметров - это лингвистические признаки, комплексно проявляющиеся на уровне ритма, темпа, синтаксиса, лексики и т.д. Взаимосвязь этих параметров изучена в малой степени (см. работы Т.В. Ахутиной, Л.В. Величковой,

Э.Л. Носенко, Р.К. Потаповой и мн. др.).

© Жабин Д.В., 2012

Характер восприятия зависит от типа речи, уровня развития речевых умений говорящего (темпа, ритма, громкости голоса), его психического статуса, социальной ситуации и т.д. Речь рассматривается нами как обмен состояниями между двумя личностями. На этом уровне нам интересен алгоритм передачи состояния от одной личности к другой. Мы предполагаем, что он одинаков во всех естественных языках. Это значит, что одним из важных факторов, характеризующих речь, является состояние человека в процессе коммуникации. Традиционно принято говорить об эмоциональном состоянии. По мнению Е.Н. Ви-нарской, в основе эмоций личности обычно различают три основные модальности: 1) радость, 2) горе, 3) гнев/страх [2]. Эмоции любой модальности выражаются комплексами эмоционально выразительных средств, паралингви-стические интонации иногда называют звуковыми жестами. Все паралингвистические средства формируют у наблюдателя полисен-сорные, прежде всего зрительные и слуховые, образы эмоционально выразительного поведения человека, в которых особое значение имеют их интонационные компоненты [5].

Анализ литературы показывает, что единого представления о сущности понятий «эмоция» и «экспрессия» и их отражении в речи (языке) не сложилось. Различные авторы ставят вопросы об отражении эмоциональных состояний в языке языковыми и речевыми средствами; о наборе эмоций, степени их выраженности, чем интенсивнее эмоции, тем экспрессивнее их выражение в языке; об экспрессивной функции языка, которая реализуется на всех уровнях его структуры при помощи специальных средств (в фонетике - интонация, в словообразовании - аффиксы, в лексике - особый слой слов, в синтаксисе - порядок слов, актуальное членение и т.д.); о соотношении понятий «эмоция» и «экспрессия» (эмоции -степень чувств различного рода, экспрессия -выразительность).

На наш взгляд, основная трудность состоит в том, чтобы разграничить чисто лингвистические и экстралингвистические факторы, на которые довольно часто ориентировано восприятие эмоциональной речи. Степень эмоциональной насыщенности фразы зависит от контекста, в который она помещена, или от речевой ситуации. Часто говорящий, пользуясь общераспространенными средствами и понимая, что аффективная речь - лучший способ внушить свою мысль собеседнику, стремится донести до слушателя и навязать ему не столько логическое содержание этой мысли, сколь-

ко ее субъективную сторону [1]. Таким образом, представляется более логичным оценивать степень не эмоциональности речи, а ее напряженности. Значит, для оценки речи необходимо понятие, которое выходит за рамки конкретных эмоций, но, тем не менее, способно характеризовать состояние говорящего человека. В данном случае под этим понятием мы понимаем ситуацию стресса, т.к. речь идет о высокой степени эмоционального напряжения в результате реакции на экстремальную ситуацию.

отсутствие в современной научной литературе описаний механизма анализа речи в стрессовой ситуации обусловило наше обращение к определению отличительных признаков речевого поведения человека в рамках умеренного стресса (т.е. стресса, не вызывающего у человека необратимую психосоматическую реакцию на стрессор, требующую постороннего вмешательства для купирования возникшей ситуации). Мы предприняли попытку выделить критерии описания этой речи. Исходя из экспериментальных данных о средних показателях формальных признаков речи наивных носителей русского языка (с позиции психолингвистики речь идет о речевой психической норме), мы установили формальные признаки говорящих, относящихся к разным типам психической акцентуации личности и находящихся в ситуации стресса. Таким образом, стало возможным описание речевой психической нормы и в рамках последней - речевого поведения как реакции на экстремальную ситуацию [3].

Эксперименты по исследованию спонтанной речи в ситуации стресса были определены психолингвистическим характером изучаемого явления. описание изменения формальных признаков звучащей речи делает возможным получение объективных результатов, имеющих лингвистический смысл, на основе метода аудитивного анализа, психоанализа, а также статистических подсчетов и использования компьютерных программ. Оригинальность исследования заключалась в определении и выборе стрессовой ситуации. Исходя из понимания термина стресс в психологии и психиатрии, в качестве стрессовой ситуации мы рассматривали судебное следствие по уголовным делам. Все испытуемые классифицировались не только по степени эмоциональной напряженности их речи, но и по группам в зависимости от их психического статуса. Это имеет большое прикладное значение. На основе лингвистического анализа с определенной долей достоверности можно дать оценку эмоцио-

нальному состоянию говорящего (отклонение от нормы, тревожность, напряженность, эмоции и их тип и т.п.), психофизиологическому состоянию (ненормативность, наличие патологии), наконец, установить пограничные критерии для определения стрессового расстройства личности того или иного типа психической акцентуации. Кроме психического статуса определялся тип психической акцентуации каждого испытуемого (определенные ярко выраженные черты характера). При этом мы использовали типологию К. Леонгарда, стандартную при оценке психического состояния в рамках судебно-медицинской экспертизы.

При анализе спонтанной речи говорящего в стрессовом состоянии наше внимание было обращено в первую очередь на напряженность речи, а не на ее эмоциональную сторону. Индикатором напряженности речи при восприятии служат прежде всего формальные средства звучащей речи. Они находятся в отношении комплементарности с семантическим наполнением фразы и сигнализируют о степени напряженности речи. Важно заметить, что состояние эмоциональной напряженности передается комплексом формальных признаков звучащей речи на уровне темпа, ритмических параметров, пауз, речевых сбоев (ошибки, оговорки).

Проведение аудитивного анализа материала носило индивидуальный характер. Аудиторы-эксперты пользовались апробированной ранее схемой [3, с. 65 - 67]. Звучащие тексты допросов были записаны на CD-диски,-транскрибированы и розданы свободным аудиторам, которые прослушали текст на диске; выделили части текста, по их мнению, свидетельствующие о явном изменении состояния говорящего; обозначили напряженность речи знаками «+», «+ +», «+ + +» (в зависимости от степени) и отсутствие напряженности знаком «0». Анализ результатов исследования формальных признаков спонтанной речи позволяет сделать ряд выводов.

У всех типов представленных акцентуаций наблюдается увеличение количества реплик с возрастанием степени напряженности в речи относительно данных со средней степенью напряженности; резкое уменьшение количества реплик характерно для речи с максимальной степенью напряженности (в некоторых случаях количество реплик сокращается до 0).

Увеличение количества частотных ритмических групп (РГ) в речи со средней степенью напряженности наблюдается у испытуемых с психастеническим, шизоидным, истероид-

ным и эксплозивным типами психической акцентуации; у испытуемых с астеническими и эмоционально-неустойчивыми психическими характеристиками количество частотных РГ является приблизительно одинаковым в речи с минимальной и средней степенью напряженности. Практически для всех типов акцентуаций является закономерным отсутствие частотных РГ в речи говорящих с максимальной степенью напряженности. У экстравертиро-ванных личностей (с психастеническим, исте-роидным и эксплозивным типами психической акцентуации) ударный слог имеет тенденцию к размещению от конечной к центральной позиции в РГ. У интровертированных личностей (с шизоидным и астеническим типами психической акцентуации) ударный слог имеет тенденцию к размещению от центральной к конечной позиции в РГ. Константной является позиция ударного слога с возрастанием напряженности речи у личностей с эмоциональнонеустойчивыми психическими характеристиками - предпоследняя позиция в РГ. Протяженность РГ в слогах, определенная на основе максимально частотных РГ, с возрастанием степени эмоциональной напряженности в большинстве случаев уменьшается.

С возрастанием степени напряженности наблюдается увеличение темпа речи у испытуемых с психастеническим, эмоциональнонеустойчивым, истероидным, астеническим и эксплозивным типами психической акцентуации. Обратное явление нами наблюдалось при анализе темпа речи у испытуемых с шизоидным типом психической акцентуации. Для всех представленных типов психических акцентуаций характерно увеличение количества повторов, фальш-стартов и пауз хезитаций в речи, характеризующейся средней степенью эмоциональной напряженности [3].

Настоящее исследование свидетельствует о рациональности междисциплинарного подхода к данной проблеме, расширяя наше представление об экспрессивных функциях ритмических параметров и темпа речи. Проведенный эксперимент в целом подтверждает возможность характеристики эмоционального состояния говорящего по формальным признакам его речи, а также дает информацию о процессе восприятия речи.

литература

1. Балли Ш. Французская стилистика. М. : Наука, 1961. С. 330 - 331.

2. Винарская E.H. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). М. : Высш. шк., 1989. С. 16 - 22.

3. Жабин Д.В. Признаки речи в ситуации стресса : моногр. Воронеж : Изд.-полиграф. центр ВГУ, 2008.

4. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М. : ПЕР СЭ; Логос, 2003. С. 357 - 376.

5. Тимофеев К.А. Об экспрессивных средствах синтаксиса русского языка // Экспрессивность на разных уровнях языка : межвуз. сб. науч. тр. / Ново-сиб. гос. ун-т им. ленинского комсомола. Новосибирск, 1984. С. 3 - 5.

6. Jackson H. On the nature of the duality of the brain // Brain. 1915. Vol. 38. P. 80 - 103.

Interdisciplinary approach to the issues of the investigation of spontaneous speech of a speaker under a stress

The urgency of the suggested approach is conditioned by the description of the investigation methods of spontaneous speech of a speaker under a stress with the possibility of characterizing his emotional state, as well as the psychic accentuation of a speaker in accordance with the formal signs in his speech.

Key words: sounding speech, stress, emotion, emotional tension, psychic accentuation of a person, auditory analysis.

а.а. Семёнова

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ТРОПОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУБЕЖА XX - XXI вв.

(на материале произведений М. Веллера, В. Пелевина,

С. Соколова и Ю. Полякова)

Рассмотрены наиболее частотные тропы в русской литературе рубежа XX - XXI вв. в совокупности формальных, семантических и культурноисторических характеристик.

Ключевые слова: тропы, метафора, олицетворение, оксюморон, семантика.

В разные эпохи писатели используют различные средства художественной образности и выразительности. Язык современной прозы требует особого внимания, т.к. синтезиру-

ет опыт прошлых поколений мастеров слова и поиск новых языковых отображений действительности. Литература рубежа XX - XXI вв. дает богатый материал для исследования как литературоведам, так и лингвистам. Сегодня писатели создают особенный языковой стиль, который нуждается во всестороннем лингвистическом исследовании.

Язык современной художественной литературы характеризуется отказом от значительной части прежних принципов, правил и норм, а также влиянием СМИ, Интернета и устной речи. Исследователи отмечают такие особенности в произведениях писателей конца XX -начала XXI в., как стремление погрузить читателя в стихию живой речи, активное словотворчество и использование приемов языковой игры, индивидуально-авторская семанти-зация и др. [3; 10 - 11; 14 - 15]. Эти характеристики сказываются на употреблении образновыразительных средств языка и речи в произведениях рубежа веков.

Мы проанализировали использование экспрессивно-стилистических средств в текстах М. Веллера («Долина идолов», «Легенды Невского проспекта», рассказы), В. Пелевина («Generation П», «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Затворник и Шестипалый», рассказы), С. Соколова («Палисандрия»), Ю. Полякова («Работа над ошибками»). Было выявлено, что самыми частотными экспрессивностилистическими средствами являются такие тропы, как метафора, олицетворение и оксюморон. Всего мы обнаружили 86 метафор (из них 62 - артефактные), 37 примеров олицетворений и 35 - оксюморона. Рассмотрим особенности их построения и функционирования.

Метафора. Метафоры, отмеченные как один из частотных в произведениях современных писателей, являются артефактными, т.е. в них человек соотнесен с предметным миром. Фигура опредмечивания, сопутствующая ме-тафоризации, толкуется в словарях как «фигура наделения абстрактного понятия свойствами конкретного объекта (предмета, животного, лица и т.д.), когда отвлеченное понятие заменяется конкретным» (время течет, время летит) [4, с. 504]. Однако обнаруженные нами примеры строятся на привнесении характеристик неживых объектов в описание человека, а не абстрактного понятия. Понятие «человек» материализуется, лексема личность (‘человек с ярко выраженной индивидуальностью, замечательный во всех отношениях’ [12,

© Семёнова A.A., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.