Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к повышению квалификации психологов подразделений ГИБДД'

Междисциплинарный подход к повышению квалификации психологов подразделений ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / INTERDISCIPLINARY APPROACH / MORAL AND PSYCHOLOGICAL FACILITIES / PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES / PERSONALITY GROWTH / ESTHETIC CULTURE / ARTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Светлана Евгеньевна, Леонова Ирина Анатольевна

Раскрывается сущность новой психологической техники, основанной на использовании положений разных психологических направлений и достижений таких наук, как психология и эстетическая культура. Продемонстрирован междисциплинарный подход, предполагающий обращение к разным областям знания, в том числе педагогике, реализуемый при проведении психологического тренинга с психологами подразделений ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Светлана Евгеньевна, Леонова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approach to advance traffic police psychologists’ qualification

The article explores the essence of new psychology technique based on provisions of different tendencies in psychology and on achievements of such sciences as psychology and esthetic culture. The researchers show interdisciplinary approach that appeals to different fields of knowledge, including pedagogy. This approach is used in psychological training of traffic police psychologists.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к повышению квалификации психологов подразделений ГИБДД»

УДК 159.9.07+18+378

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД

С. Е. Борисова, И. А. Леонова

Раскрывается сущность новой психологической техники, основанной на использовании положений разных психологических направлений и достижений таких наук, как психология и эстетическая культура. Продемонстрирован междисциплинарный подход, предполагающий обращение к разным областям знания, в том числе педагогике, реализуемый при проведении психологического тренинга с психологами подразделений ГИБДД.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, моральнопсихологическое обеспечение, психологическая техника, личностный рост, эстетическая культура, изобразительное искусство.

В настоящее время все более очевидным становится понимание того, что изучение и функционирование разных областей человеческой практики немыслимо без совместного участия специалистов, представляющих разные, но переплетающиеся между собой научные и профессиональные интересы. Наиболее ярко данная тенденция проявляется в сфере образования и отвечает требованиям подготовки компетентных, открытых новому опыту и овладевающих оптимальными технологиями работы профессионалов, в числе которых особо стоит выделить психологов, а в рамках данной статьи — психологов подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД).

Целями нашего исследования определено:

1) продемонстрировать возможности междисциплинарного подхода, реализуемого в ходе проведения тре-

нинга тренеров (тренинга личностного роста) со слушателями факультета переподготовки и повышения квалификации Орловского юридического института МВД России (далее — ФПиПК ОрЮИ МВД России), повышающими квалификацию по направлению «Старшие психологи (психологи) подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне»;

2) раскрыть сущность и перспективы дальнейшего использования психотехники «Осознание себя» психологами подразделений ГИБДД в ходе осуществляемого ими морально-психологического обеспечения оперативнослужебной деятельности.

Беседы с психологами подразделений ГИБДД показали, что наиболее существенную часть их труда занимает психологическая диагностика. Однако, по их мнению, остро стоит задача усиления составляющей деятельности психолога, связанной с проведением практических занятий, психокоррекционных мероприятий и психологических тренингов. Кроме того, как показали беседы с психологами подразделений ГИБДД, они отмечают недостаток собственных знаний относительно конкретных практических техник, методов, методик, приемов и средств их профессиональной деятельности, позволяющих реализовать направления морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности эффективно и качественно.

В связи с этим программой повышения квалификации по направлению «Старшие психологи (психологи) подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне», реализуемой в Орловском юридическом институте МВД России, предусмотрен тренинг тренеров. Он включает апробирование упражнения, основанного на синтезе нескольких психологических подходов и применяемого специалистами разных, но тесно взаимосвязанных сфер — психологии и эстетической культуры. С одной стороны, междисциплинарный подход создает возможности для воплощения и психологических, и педагогических (воспитательных), и просветительских функций образовательного процесса — в данном случае повышения квалификации психологов подразделений ГИБДД. С другой — это позволяет самим психологам эффективнее решать задачи морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Так, они могут использовать полученный профессиональный опыт в ходе индивидуального психологического консультирования, целенаправленной психотерапевтической работы или психологических тренингов с сотрудниками подразделений ГИБДД, а также в целях самосовершенствования и личностного роста.

Предлагаемое и разработанное нами психотехническое упражнение «Осознание себя» основывается на положениях психоаналитической психологии (в частности, представлениях о методе свободных ассоциаций), геш-тальтпсихологии (как способа понимания не только восприятия, мышления и социального поведения, но также искусства и философии), гуманистической психологии (а именно на трактовке понятий «собственный образ», «самоактуализация», «личностный рост»)1.

Наряду с этим упражнение базируется на современных представлениях о методе арт-терапии. Однако он не

применяется нами в классическом его понимании, предусматривающем не только использование языка изобразительной экспрессии, но и непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. В нашем случае результаты изобразительной деятельности лишь выбираются и интерпретируются (осознанно или неосознанно) через призму собственного внутреннего мира, личного опыта и жизненного контекста, в то же время мы выходим за рамки метода арт-терапии в том смысле, что в ходе выполнения упражнения предполагается и невербальное, и вербальное самовыражение участников занятия.

Здесь стоит сказать, что от того, какое место в повседневной жизни занимают произведения искусства, научное или художественное творчество, в огромной степени зависит круг интересов, принципов и убеждений, руководящих нашим поведением, симпатиями и антипатиями, предпочтениями, оценками, отражающими осознание себя в окружающей действительности. В свою очередь, это определяет, в какой мере мы способны влиять на изменение окружающего мира в направлении усиления его человечности, гармоничности и одухотворенности.

Для выполнения упражнения были выбраны художественные произведения представителей тех или иных жанров и направлений изобразительного искусства, работавших в разные исторические эпохи, что позволило в наибольшей мере учесть индивидуально-психологические особенности участников тренинга. Указанные особенности проявляются, в частности, в восприятии и интерпретации произведений искусства, связанных с собственными чертами личности и характера, биографическими событиями, этнической принадлежностью или местом проживания. Это помогло психологам подразделений ГИБДД выбрать изображение, в наибольшей мере духовно близкое, что, в свою очередь, способно облегчить описание, вербализацию собственного душевного состояния и внутриличностных переживаний, сделать их более точными и информативными.

Видеосъемка выполнения этого упражнения, проводимого нами со слушателями ФПиПК ОрЮИ МВД России по направлению «Старшие психологи (психологи) подразделений Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» в декабре 2011 г., позволила зафиксировать документально ход тренинга, а дальнейшее содержание статьи включает его последующий анализ 2.

Алгоритм проведения упражнения состоит в следующем. Один из ведущих (преподавателей) произносит вступительное слово: «Предлагаемое упражнение носит метафорический, иносказательный характер и направлено на осознание человеком своего внутреннего мира, переживаний, ценностей, интересов или своего места в окружающей действительности, одним словом, собственного актуального состояния и возможных будущих перспектив. Поделившись своим видением, вы обретете возможность услышать мнение других, найти отражение себя не только в предложенных вам произведениях искусства, но и в глазах друг друга».

Далее объясняется задание: «Выберите из предложенных изображений то, которое наиболее понятно и близко по духу или более других впечатляет, или вызывает яркие ассоциации, связанные с вашей жизнью и внутренним состоянием. Осуществив выбор, подготовьтесь

к его краткому обоснованию, т. е. к пояснениям перед другими участниками тренинга».

После того как группа подготовится и каждый участник выберет изображение, перед презентациеи первои метафоры один из ведущих (преподавателей) говорит следующие слова: «На данном занятии важным принципом является получение „обратнои связи“ от других лиц; от готовности сопереживать и оказывать поддержку друг другу во многом зависит объективация осознания себя каждым из вас. Поэтому важно, чтобы после презентации участник занятия услышал вопросы или комментарии, которые помогли бы ему наити дополнительный ресурс для дальнеишего личностного роста».

Здесь важно подчеркнуть, что изображения великих отечественных и зарубежных художников были подготовлены в программе Microsoft PowerPoint и просматривались в аудитории, оборудованнои персональными компьютерами. Презентация содержала лишь картины, без комментария и текста, в частности, без указания данных о них. Всего было предложено три разных презентации, чтобы избежать частого повтора выбираемых слушателями изображении, в каждои презентации содержалось по 30 картин.

После выполнения задания каждыи участник тренинга обосновывал собственный выбор, и объяснение сопровождалось кратким рассказом. При этом на экране отображалась картина, которои было отдано предпочтение, вместе с минимальнои информациеи о неи, а именно о названии, авторе, дате окончания подготовки выбранного произведения изобразительного искусства.

Участники тренинга имели право задать вопросы относительно переживании, жизненнои ситуации и перспектив, способствуя тем самым конкретизации актуального состояния выступающего, глубоких переживании, мотивов поведения, способов разрешения проблем и преодоления трудностей Основным содержанием уточнении являлось акцентирование внимания на позитивных ощущениях, чувствах и возможностях личностного роста.

Уточняющие, дополнительные или встречные вопросы целесообразно озвучивать и ведущему тренинга тренеров — преподавателю-психологу, демонстрируя диалоговую форму взаимодеиствия при анализе картины и способ использования данного упражнения в работе практического психолога.

Здесь следует подчеркнуть, что качественное самопознание и конкретизация происходящего во внутреннем мире каждого участника занятия в группе оказываются реальными, если осуществляются в опосредованнои форме.

В качестве примера опосредованнои формы работы приведем фрагмент тренинга и обоснования выбора картины русского живописца, графика и теоретика изобразительного искусства В. В. Кандинского «Композиция VIII».

Пример.

Выступающий участник тренинга «А»; «Я выбрала эту картину. Здесь изображено движение и такое состояние полупорядка; еще немного, и получится очень много разных, неоднозначных по форме и цвету частиц сложить в какую-то конструкцию, очень жизнеспособную и комфортную».

Ведущий тренинга, преподаватель психологии; «Эта картина, с одной стороны, вероятно, символизи-

рует творческий поиск и неопределенность, а с другой — здесь используются все основные символы, из которых действительно можно что-то собрать».

Выступающий участник тренинга «Б»: «Другое дело, что это все не структурировано и некомфортно».

Реплика (помощь) участника тренинга «Е»: «Но ты к этому стремишься, а то, что используешь картину с яркими красками, — это радует».

Ведущий тренинга, преподаватель эстетической культуры: «Василий Васильевич Кандинский (18661944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины XX века; основоположник абстрактного искусства. Вероятно, кому-то из вас может показаться, что выбранная картина представляет собой олицетворение хаоса, однако это не так. Ведь в абстрактном искусстве можно выражать как гармонию, так и дисгармонию. Разве разрушает мир ученый, который расщепляет вещества на атомы, чтобы изучить их? Нет! Так же и художник. Сокровенный внутренний смысл полнее всего выражается в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Василий Васильевич Кандинский считал, что, отвергая внешнюю красоту, можно явить прекрасное внутреннее содержание, которое, к сожалению, способно показаться неким искажением действительности или даже уродством для неподготовленного зрителя».

Преподаватель эстетической культуры также подчеркивает, что в качестве основополагающего фундамента искусства В. В. Кандинский выдвигает его духовное содержание. Так, в 1911 г. появилась книга этого художника «О духовном в искусстве», ставшая первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны и одинаково велики... и одинаково сильны», Василий Васильевич провозгласил творческий процесс «самовыражением и саморазвитием духа»3.

Впоследствии разработанные новые теоретические концепции художник отразил в книге «Точка и линия на плоскости», опубликованной в 1926 г. Она содержала описание психологического значения разных геометрических элементов, а одним из художественных воплощений теорий автора выступает произведение «Композиция VIII» 4

Таким образом, комментарий к картине ведущего тренинга (преподавателя), являющегося специалистом в области эстетической культуры, оказывает существенный психолого-педагогический эффект выполнения упражнения «Осознание себя». При этом участнику занятия не прямо, а опосредованно, путем информирования относительно биографии, философской концепции и видения мира художника косвенно раскрывается смысл его собственных переживаний и восприятия действительности. Кроме того, это помогает в ряде случаев устанавливать причинно-следственные связи событийной последовательности в жизни участника тренинга, социальный и психологический контекст его существования.

Отметим, что психолого-педагогический эффект от выполнения упражнения распространяется на всех участ-

ников тренинга одновременно, поскольку каждый из них является наблюдателем процессов, происходящих в душе другого человека, что дает ему возможность на примере большой аудитории проследить взаимосвязь эстетической направленности личности, ее характера и конкретных жизненных обстоятельств. Это позволит психологам подразделений ГИБДД в дальнейшем использовать полученный опыт в работе с сотрудниками Госавтоинспекции или членами их семей.

В ходе выполнения упражнения через процесс активного наблюдения-переживания задействована система художественно-образного постижения мира, так как познание без переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием происходящего. При выполнении упражнения в ряде случаев прослеживалась взаимосвязь личных обстоятельств или интересов опрашиваемого психолога с обстоятельствами частной жизни художника и его духовными изменениями.

Кроме психолого-педагогического эффекта, упражнение способствует накоплению нравственно-эстетических впечатлений от общения с искусством, глубокому переживанию художественных образов, поэтому эстетическая составляющая может рассматриваться в данном случае как элемент воспитательной деятельности, осуществляемой в ходе занятия.

В результате проведения упражнения «Осознание себя» нам удалось создать внутренние предпосылки к переосмыслению участниками тренинга тренеров собственного жизненного и профессионального пространства, анализу смысла существования в нем, самопознанию и самораскрытию, а следовательно, и личностному росту психологов подразделений ГИБДД.

Создание эстетической основы проведения упражнения позволило совершенствовать представление о произведениях изобразительного искусства, оказало мощное образовательное, воспитательное и развивающее воздействие на личность каждого участника тренинга, раскрывая его психологический потенциал.

Благодаря апробированию предложенной психотехники удалось существенно расширить профессиональный опыт психологов, их осведомленность о психотехниках и приемах психологической работы, осуществляемой индивидуально или в группе, показать возможности междисциплинарного подхода в морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности подразделений ГИБДД в ходе совместной деятельности психолога и специалиста в сфере эстетической культуры.

1 Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Классический психоанализ // Методы эффективной психокоррекции : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск, 1999. С. 43-79 ; Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. СПб., 2005. С. 38-47, 460-466 ; Психоанализ : словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997. С. 464-468.

2 Тренинг тренеров проводился при участии специалиста по профессиональной подготовке цикла учебных дисциплин Центра профессиональной подготовки УМВД России по Орловской области И. И. Кузнецовой.

3 Цит. по: Кандинский В. В. Великие художники. М., 2010. С. 20.

4 Там же. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.