Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к определению понятия «Культурная трансмиссия»'

Междисциплинарный подход к определению понятия «Культурная трансмиссия» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1558
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПОКОЛЕНИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕПЬ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / CULTURAL TRANSMISSION / CULTURAL STUDIES / GENERATION / SPIRITUAL HERITAGE / VALUES / CULTURAL CHAIN / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черепова Анна Андреевна

Вопрос о сохранении и передаче элементов культуры от одного поколения к другому широко обсуждается как в гуманитарных, так и в естественных науках. Понятие «культурная трансмиссия» входит в дискурс таких наук, как культурология, социология, экономика, этнопсихология и т. д. В рамках употребления этого понятия культура предстает некоторой формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только окружающего предметного мира, способов взаимоотношения человека с природой, но и культурных и социальных ценностей, образцов поведения. Автор обращает особое внимание на методы изучения процесса культурной трансмиссии в рамках разных научных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE DEFINITION OF "CULTURAL TRANSMISSION” CONCEPT

The issue of preservation and transfer of cultural elements from one generation to another is widely discussed both in humanities and natural sciences. The concept of "cultural transmission" is included in the discourse of such sciences as cultural studies, sociology, economics, ethnic psychology, etc. Within the framework of the concept application, culture appears to be some form of social experience transmission through the familiarization of each generation with not only the surrounding world of objects, the ways of human-nature interaction, but also with cultural and social values, behaviour patterns. The author pays special attention to the methods of studying the cultural transmission in the framework of various schools.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к определению понятия «Культурная трансмиссия»»

УДК 316.73

Черепова Анна Андреевна

ассистент кафедры культурологии и искусствоведения Дальневосточного федерального университета

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ»

Cherepova Anna Andreyevna

Assistant, Cultural Studies and Art History Department, Far Eastern Federal University

THE INTERDISCIPLINARY APPROACH TO THE DEFINITION OF "CULTURAL TRANSMISSION" CONCEPT

Аннотация:

Вопрос о сохранении и передаче элементов культуры от одного поколения к другому широко обсуждается как в гуманитарных, так и в естественных науках. Понятие «культурная трансмиссия» входит в дискурс таких наук, как культурология, социология, экономика, этнопсихология и т. д. В рамках употребления этого понятия культура предстает некоторой формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только окружающего предметного мира, способов взаимоотношения человека с природой, но и культурных и социальных ценностей, образцов по-ведения. Автор обращает особое внимание на методы изучения процесса культурной трансмиссии в рамках разных научных направлений.

Ключевые слова:

культурная трансмиссия, культурология, поколение, духовное наследие, ценности, культурная цепь, инкультурация.

Summary:

The issue of preservation and transfer of cultural elements from one generation to another is widely discussed both in humanities and natural sciences. The concept of "cultural transmission" is included in the discourse of such sciences as cultural studies, sociology, economics, ethnic psychology, etc. Within the framework of the concept application, culture appears to be some form of social experience transmission through the familiarization of each generation with not only the surrounding world of objects, the ways of human-nature interaction, but also with cultural and social values, behaviour patterns. The author pays special attention to the methods of studying the cultural transmission in the framework of various schools.

Keywords:

cultural transmission, cultural studies, generation, spiritual heritage, values, cultural chain, inculturation.

В настоящее время понятие «культурная трансмиссия» входит в дискурс таких наук, как культурология, социология, экономика, этнопсихология и т. д. Исследование понятия «культурная трансмиссия» представляет интерес с точки зрения его междисциплинарной специфики. Процесс культурной трансмиссии активно изучается не только в современных гуманитарных науках, но и в естественно-научном направлении. Культурная трансмиссия представляет собой объект комплексного исследования и поэтому требует всестороннего и тщательного изучения.

Изучение феномена культурной трансмиссии составляет довольно значительный сегмент современной гуманитаристики. На протяжении последнего столетия складываются разнообразные подходы и методы для исследований в этой области: психологический (Дж.В. Берри, И.С. Кон, Т.Г. Стефаненко, Г. Хорн), социологический (Н.Дж. Смелзер, Д.Э. Дюркгейм, М.К.Э. Ве-бер), антропологический (Дж.П. Мёрдок), экономический (К. Маркс, А. Бизин, Е.В. Полякова, А. Аузан), биологический (Л.Л. Кавалли-Сфорца, Ч. Ламсден, Э. Уилсон), культурологический (А.Я. Флиер, А.И. Кравченко).

В рамках современных культурологических исследований понятие «культурная трансмиссия» определяется как процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность [1, с. 160].

Процесс преемственности соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей, представляющий собой передачу их от одного индивида к другому, становится возможным посредством научения. Американские социологи выделяют систему образования как базовый институт культурной трансмиссии. Такая точка зрения связана со специфической функцией образовательных учреждений - передачей культурных ценностей следующим поколениям через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Согласно исследованиям немецкого психолога и социального педагога Гюнтера Хорна [2, с. 213], механизмы культурной трансмиссии между поколениями в диахроническом срезе можно классифицировать следующим образом:

- импринтинг,

- имитация и исследование (игра),

- образование и обучение,

- инициация (посвящение во что-то, приобщение к знаниям или деятельности).

Г. Хорн посредством импринтинга объясняет передачу знаний и навыков от матери к младенцу. Имитация и исследование, по мнению автора классификации, характеризуют принцип социализации человека в подростковом возрасте (Г. Хорн приводит в пример игру мальчиков с элементами риска). Образование и обучение выступают фактором приобщения к культурным нормам и знаниям, а инициация касается наследования традиций и обычаев данной культуры.

Культурная трансмиссия включает в себя процессы инкультурации и социализации, в связи с этим она представляет собой механизм, с помощью которого определенная этническая группа передает по наследству потомкам свои основные черты и характеристики. С этим связано особое внимание исследователей в области психологии и этнопсихологии к понятию культурной трансмиссии.

Кросс-культурный психолог Дж.В. Берри выделяет три вида культурной трансмиссии [3, с. 340]:

- вертикальная,

- горизонтальная,

- непрямая.

В процессе вертикальной трансмиссии культурные ценности, умения, верования и другие элементы культуры передаются от родителей к детям. Горизонтальная трансмиссия возникает, когда от рождения до полной социализации ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками. Процесс получения индивидом образования посредством специализированных институтов (школ, вузов) называется непрямой трансмиссией. Также к этому виду трансмиссии авторы относят любой опыт, который индивид получает от окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т. п.) (рис. 1).

Рисунок 1 - Вертикальная, горизонтальная и непрямая формы культурной трансмиссии

и аккультурации [4, с. 163]

В то же время исследователи отмечают, что невозможно существование культуры, которая не зависела бы от влияния ряда дополнительных социализаторов [5, с. 812]. В современном обществе каждый индивид подвергается воздействию не только семьи и образовательных институтов, значительное влияние на него сегодня оказывают социальные сети, неформальные объединения, непосредственное окружение и т. д. По этой причине перед исследователями процесса культурной трансмиссии возникает ряд проблем.

Классики социологии уделяли особое место исследованиям культуры и подходам к определению этого понятия. Выдающаяся роль в разработке данного направления принадлежит Джорджу Мёрдоку, американскому социологу-этнографу. Мёрдок выделяет более 60 культурных

универсалий [6, с. 50], которые присущи всем обществам. К числу этих универсалий ученый относит спорт, подарки, религию, язык и многое другое. Выделение универсалий дает возможность для проведения ряда исследований, в которых эти универсалии могут быть использованы как отправные точки для сравнения различных культур.

Значительное место концепция культурной трансмиссии занимает в экономических исследованиях. Одним из первых, кто связал культуру и экономику, стал Карл Маркс, обозначив, что культура формируется под влиянием производственных отношений [7, с. 562].

Современные исследователи культурных трансмиссий в экономике А. Бизин и Т. Вердье выдвинули идею о рассмотрении культурной трансмиссии как процесса, происходящего не самопроизвольным образом, а в результате осознанного выбора экономическими агентами усилий по передаче признаков своего типа в рамках решения задачи максимизации полезности. Особое внимание исследователи уделяют утрате в рамках передачи межпоколенного опыта изживших себя правил и устоев и формированию молодым поколением на их месте новых норм и правил [8, р. 301].

Понятие «культурная трансмиссия» активно используется также и в естественных науках. В биологии были разработаны формальные модели, которые имеют дело с трансмиссией как генетической, так и культурной информации. Л.Л. Кавалли-Сфорца является автором математических моделей негенетической трансмиссии культурных аспектов [9, с. 349]. Разработка подобных моделей крайне важна для того, чтобы иметь возможность предоставить место культурным феноменам в естественно-научном знании, тем самым обеспечив междисциплинарность целому ряду исследовательских проблем.

В попытках создать модели культурной трансмиссии, Ч. Ламсден и Э. Уилсон ввели понятие культургена, который формирует основную единицу культуры. Культурген представляет собой некоторый набор типов поведения и ментальных феноменов, которые связаны между собой. Трансмиссия в этом случае, по мнению авторов, происходит согласно эпигенетическим правилам (т. е. процессу взаимовлияния генов и окружающей среды) [10, с. 19].

Следует отметить, что часто при исследовании различных подходов к определению некоторого научного понятия результатом становится выявление размытости представлений ученых об исследуемом объекте. В нашем случае было выявлено, что понятие «культурная трансмиссия» является междисциплинарным, а подходы ученых из разных областей научного знания не только не находятся в противоречии, но и гармонично друг друга дополняют.

Ссылки:

1. Кравченко А.И. Основные принципы веберовской методологии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2011. № 4. С. 153-171.

2. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: Исследование механизмов. М., 1988.

3. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж.В. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Р. Дасен. Харьков, 2007.

4. Там же. С. 163.

5. Кон И.С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

6. Мёрдок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры / под ред. Л.А. Морозова. Т. 1. СПб., 1997.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1988.

8. Bisin A., Verdier T. The Economics of Cultural Transmission and the Dynamics of Preferences // Journal of Economic Theory. 2001. №. 97. Р. 298-319.

9. Цит. по: Копцева Н.П. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальных трансформаций (на материале Красноярского края). Ч. 1. Красноярск, 2012.

10. Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3.

References:

Berry, JW, Purtinga, AK, Segall, MH & Dasen, PR 2007, Cross-cultural psychology. Research and application, Kharkov, (in Russian).

Bisin, A & Verdier, T 2001, 'The Economics of Cultural Transmission and the Dynamics of Preferences', Journal of Economic Theory, по. 97, pp. 298-319.

Horn, G 1988, Memory, imprinting and the brain: Research of mechanisms, Moscow, (in Russian). Kon, IS 1983, 'Ethnocentrism', Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar', Moscow, (in Russian).

Koptseva, NP 2012, Indigenous peoples of the North and Siberia in the conditions of global transformation (on the basis of the Krasnoyarsk Territory), part 1, Krasnoyarsk, (in Russian).

Kravchenko, AI 2011, 'Basic principles of Weberian methodology', VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya, no. 4, pp. 153-171, (in Russian).

Lumsden, C & Gushurst, A 1991, 'Gennokulturnaya coevolution: the human race in the formation', Chelovek, no. 3, (in Russian).

Marx, K 1988, Capital. Critique of Political Economy, Moscow, (in Russian).

Murdoch, JP & Morozov, LA (ed.) 1997, 'The fundamental characteristics of culture', Anthology Culture Research, vol. 1, St. Petersburg, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.