Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход изучения почвенных ресурсов в курсе «Физическая география России», как фактор формирования нравственно-экологической культуры'

Междисциплинарный подход изучения почвенных ресурсов в курсе «Физическая география России», как фактор формирования нравственно-экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧВА / ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПОНЕНТЫ И ПРИЗНАКИ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SOIL / SOIL RESOURCES / COMPONENTS AND CHARACTERISTICS OF MORAL-AND-ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизуллина Татьяна Олеговна

Работа посвящена рассмотрению междисциплинарного подхода к изучению почвенных ресурсов в курсе физической географии России. В статье определена сущность понятий «почва», рассмотрены компоненты нравственно-экологической культуры и их признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary Approach for Soil Resources Studying in the Course of «Physical Geography of Russia» as a Factor of Moral-and-Ecological Culture Forming

The article is devoted to the interdisciplinary approach considering for the study of soil resources in the course of physical geography of Russia. The article defines the essence of «soil» notion; reviews the components of moral-and-ecological culture and their characteristics.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход изучения почвенных ресурсов в курсе «Физическая география России», как фактор формирования нравственно-экологической культуры»

УДК: 502/504:378.016 ББК: 26.82+40.3

Газизуллина Татьяна Олеговна

аспирант

кафедра социальной и общей педагогики Набережночелнинский государственный педагогический институт

г. Набережные Челны Gazizullina Tatyana Olegovna Post-graduate Chair of Social and General Pedagogy Naberezhnye Chelny State Pedagogical Institute Naberezhnye Chelny Междисциплинарный подход изучения почвенных ресурсов в курсе «Физическая география России» как фактор формирования нравственно-экологической культуры Interdisciplinary Approach for Soil Resources Studying in the Course of «Physical Geography of Russia» as a Factor of Moral-and-Ecological Culture

Forming

Работа посвящена рассмотрению междисциплинарного подхода к изучению почвенных ресурсов в курсе физической географии России. В статье определена сущность понятий «почва», рассмотрены компоненты нравственноэкологической культуры и их признаки.

The article is devoted to the interdisciplinary approach considering for the study of soil resources in the course of physical geography of Russia. The article defines the essence of «soil» notion; reviews the components of moral-and-ecological culture and their characteristics.

Ключевые слова: почва, почвенные ресурсы, компоненты и признаки нравственно-экологической культуры.

Key words: soil, soil resources, components and characteristics of moral-and-ecological culture.

Почва, особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; состоит из генетически связанных горизонтов (образуют почвенный профиль), возникающих в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха и организмов; характеризуется плодородием. Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти 19 в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого почву обычно рассматривали в качестве

одного из геологических образований. Плодородие почвы, т. е. способность обеспечивать растения водой и пищей, позволяет ей участвовать в воспроизведении биомассы. Природное плодородие имеет различный уровень, зависящий от состава и свойств почвы и факторов почвообразования. Под влиянием агротехнических, агрохимических и мелиоративных воздействий почва, являющаяся в сельском хозяйстве основным средством производства, приобретает эффективное, или экономическое, плодородие, показателем которого служит урожайность сельскохозяйственных культур [1, с. 9].

Почва имеет важное значение для человеческого общества, будучи главным средством производства в сельском хозяйстве. Знание сложных биологических, геохимических и физико-химических процессов, протекающих в почве, имеет также существенное значение для осуществления мероприятий по охране окружающей среды, поисков месторождений ценного минерального сырья и сооружению разнообразных инженерно строительных объектов.

Почва — один из природных компонентов, составляющих среду обитания человека. Нарушение почвенных процессов в результате неправильной эксплуатации почвенного покрова приводит к усиленной эрозии почвы, её засолению и заболачиванию. Принятые «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1968) предусматривают систему мер, направленных на повышение плодородия почвы и охрану её от эрозии [2, с. 5].

Первые представления о почве даются в начальной школе на уроках природоведения. В дальнейшем сведения постепенно расширяются и углубляются в школьных курсах ботаники, химии, общей биологии, географии, экологии, физики. Учитель географии, работающий в школе, должен обладать достаточно высоким уровнем знаний в области почвоведения и географии почв и уметь динамично использовать междисциплинарные связи.

Междисциплинарный подход - это взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Нравственно-экологическими знаниями приходится оперировать на занятиях физики, химии, биологии, географии. Рассмотрим почву, как объект окружающей среды, с точки зрения естественнонаучных дисциплин:

1) наука о почве сложилась лишь в конце XIX веке, хотя человечество познакомилось с ней с момента перехода к земледелию (около 7 000 лет тому назад). Мы живем на почве, ходим по ней, можем в своей памяти вызвать зрительный образ о ней, но сформулировать ответ на вопрос «Что такое почва» достаточно сложно;

2) на занятиях физики изучается физический состав почвы, механический состав почвообразующих пород, тепловой режим почвы, водный баланс и типы водного режима почвы, гепергенез и катагенез горных пород, почвенный воздух;

3) на занятиях химии изучается химический состав плейстоценовых отложений, редкие и рассеянные химические элементы в почвах, состав газовой и жидкой фаз почвы, органическое вещество почвы, неорганическое вещество почвы, дисперсные системы и строение коллоидов;

4) на занятиях биологии изучается роль высших растений в почвообразовании, роль микроорганизмов в почвообразовании, микроэлементы в растительных и животных организмах, участие животных в почвообразовании, органическая часть почвы;

5) на занятиях географии изучается закономерность формирования почв в определенной зоне, виды и плодородие почв, экологическая конкретность образования почв, морфологические особенности почвы, растительность и климат, состав и свойства почвы.

Естественные науки взаимосвязаны и представляют собой целостную систему познания в области биологии, физики, химии, географии, экологии. Без междисциплинарного подхода невозможно наиболее полно ответить на те, или иные вопросы о влиянии на окружающую среду. При изучении почвы также можно проводить занятия по бережному обращению с почвой, формировать эколого-нравственное отношение к земле у учащихся.

Цель формирования нравственно-экологической культуры в курсе «Физическая география России» при изучении почв заключается в том, чтобы научить учащихся рациональному использованию почвенных ресурсов.

Формирование нравственно-экологической культуры учащихся происходит через экологизацию учебных дисциплин. Экологическое

естественнонаучное и нравственно-научное образование и воспитание представляют важнейшее средство решения проблемы формирования экологической культуры современности. Задача, стоящая перед

образовательным процессом:

- формирование нравственно-экологической грамотности, для того, что бы в будущем смягчить и решить экологические проблемы;

- воспитать в школах поколение учащихся, которые будут обладать основами естественнонаучной нравственно-экологической культуры;

- использовать знания, полученные на ранних курсах по дисциплинам естественнонаучного цикла;

- научить учащихся ценить то, что есть в природе, видеть ее красоту, понимать природные процессы, грамотно использовать природные ресурсы, разумно ими пользоваться.

Сформированное нравственно-экологическое мировоззрение в результате экологического образования при изучении почвы подрастающего поколения, «представляет собой величайшую ценность, которая позволяет осознавать, смотреть на природу как на непревзойденное чудо» [3, с. 133].

Дисциплины естественнонаучного цикла, включающие природоохранные аспекты, которые являются обязательными элементами на всех ступенях общего образования, должны дать основы экологических знаний, превратить их в практические навыки природопользования, заложить творческий интерес к познанию природы, сформировать нравственное и эстетическое отношение к ней.

На занятиях химии, физики, биологии, географии, экологии мы формируем нравственно-экологические компоненты, которые состоят из следующих признаков (см. табл. 1).

Таблица 1

Признаки нравственно-экологических компонентов

Признак Характеристика

Целенаправленность Целевая установка воспитательной системы должна соответствовать особенностям учащегося, конкретным условиям воспитания

Целостность Быть органическим единством компонентов, внутри которого существуют четкая взаимосвязь и взаимодействие

Динамичность Должно происходить своевременное обновление системы в содержательном и в организационном планах и быть следствием потребности каждой отдельной личности всего коллектива в целом

Управляемостью Зависит от знания объективных закономерностей воспитания, от информационной обеспеченности воспитательного процесса, от того, на сколько овладели преподаватели методами анализа своей работы, и, в конечном итоге опоры на самоуправление учащихся

Взаимодействия с окружающей средой В отношениях со средой проверяется прочность системы, ее устойчивость и стабильность, реакции на непосредственные ситуации и «внешние раздражители»

На основе этих признаков, формирование нравственно-экологической культуры может быть достигнуто при выработке следующих компонентов: знаниевый; мотивационно-деятельностный; эмоционально-чувственный;

нравственно-экологический.

Далее рассмотрим каждый из компонентов:

1) Знаниевый - учащийся проявляет интерес к объектам окружающей среды, у него формируется система взглядов и убеждений, ориентированных на сохранение природы, учащийся проявляет ярко выраженное стремление к знаниям естественнонаучного характера, активен в общении, умеет изложить свои знания, имеет богатый сформированный понятийный аппарат естественнонаучного характера, обладает наличием стремления и потребности к самообразованию и трансформации экологических своих знаний следующему поколению.

2) Мотивационно-деятельностный - учащийся мотивирует свою оценку поведения на природе, изучает норму поведения нахождения в окружающей среде, правильно оценивает положительные и отрицательные поступки по отношению к природе, мотивирует свою оценку поведения на природе, самостоятельно определяет и решает стандартные и нестандартные ситуации,

может действовать грамотно и творчески, хорошо развито воображение, имеет организационные способности, в коллективе общается уверенно, занятия посещает с удовольствием, проявляет активность к природоохранной деятельности, обладает умениями и навыками разумного изменения природы, в коллективе учащийся уверен, хорошо развито воображение.

3) Эмоционально-чувственный - учащийся обладает наличием чувства переживания, проявляет заботливые чувства при общении с животными и растительными организмами, обладает чувством страха за неблагополучие окружающей среды, чувством добра и красоты, справедливости и долга, чувство бережного отношения ко всему живому и неживому на Земле, проявляет положительные эмоции, обладает чувством бережного отношения к окружающей среде, наличием чувства переживания.

4) Нравственно-экологический - воспитание любви к природе, способности воспринимать прекрасное в ней - необходимое условие формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Любовь к природе порождает гуманные чувства, чувства бережного отношения к ней, чувства ответственности за ее судьбу. Для формирования нравственноэкологического отношения к природе большой вклад делается естественнонаучными дисциплинами. Внеаудиторные мероприятия - экскурсии прогулки, организуемые с целью наблюдения природных явлений, с краеведческими целями, туристические походы, отдых и общественно-полезный труд на фоне природы формирует также нравственно-экологическую культуру.

На занятиях по физической географии России при изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы» мы провели следующее исследование. До проведения занятий были заданы вопросы по одному вопросу нравственно-экологического характера на каждый компонент нравственно-экологической культуры и в таблице 2 обозначились как экспериментальная группа (до исследования) и контрольная группа (после исследования).

Таблица 2

Результаты опроса учащихся

Название компонента Вопрос Экспериментальн ая группа Контрольная группа

Знаниевый Что такое почва? Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Почва — один из природных компонентов, составляющих среду обитания человека. Нарушение почвенных процессов в результате неправильной эксплуатации почвенного покрова приводит к эрозии почвы, её засолению и заболачиванию.

Мотивационно- деятельностный Как вы относитесь к выкладке декоративной плитки в городской черте г. Набрежные Челны? Положительно, украшает городские улицы Отрицательно, т.к. земля (почва) не дышит.

Эмоционально- чувственный Как вы относитесь к выбросу бытовых отходов в пригороде г. Набережные Челны? Отрицательно Отрицательно, это загрязняет окружающую среду, портит эстетический вид.

Нравственно- экологический Что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке: с банка-ми, пакетами, бу-тылками, бумагой? Выкидываю на улицу Буду всегда выбрасывать в мусорное ведро, урну (нельзя засорять окружаю-щую нас природу).

Как видим, ответы в начале курса неполные, нелогичны, а порой и отрицательные, не каждый учащийся может определенно ответить на поставленный вопрос, у некоторых отсутствует интерес к теме изучения вообще.

После проведения занятий с использованием знаний биологии (биоразнообразие почвенных животных, значение растительных организмов для почвы), географии (формирование почв на различных этапах эволюции, влияние факторов почвообразования), химии (химический состав почв в зависимости от цвета, кислотность и основность почв), физики (значение

гипергенеза, совйства почвенного воздуха и воды) учащиеся стали более вдумчиво относиться к почвенным ресурсам, природным процессам, происходящим в почве, наметилась положительная динамика в ориентации на формирование нравственно-экологического мировоззрения, в результате экологического подхода изучения курса физической географии России, которая представляет собой величайшую ценность и позволяет осознавать, смотреть на природу как на непревзойденное чудо.

Библиографический список

1. Белобров, В.П. География почв с основами почвоведения: Учеб. Пособие для студ.

пед. вузов / В.П. Белобров, И.В. Замотев, С.В. Овечкин; Под ред. В.П. Белоброва. - М.:

Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.; [8] с ил.: ил.

2. Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: Учеб. для геогр. спец. вузов/ В.В. Добровольский. - М.: Высш. шк., 1989. - 320 с.: ил.

3. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и

перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. Конф. Белгород, 11 - 12 ноября 2010 г.) / отв. ред. В.С. Шилова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 256 с.

4. Файрушина, С.М. формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 172 с.

Bibliography

1. Belobrov, V.P. Geography of Soils with the Soil Science Bases: Study Guide for Higher Pedagogical School Students / V.P. Belobrov, I.V. Zamotev, S.V. Ovechkin; Edited by V.P. Belobrov. - Moscow: Academia Publishing House, 2004. - 352 p.

2. Dobrovolsky, V.V. Geography of Soils with the Soil Science Bases: Study Guide for Geographic Departments of Higher Schools / V.V. Dobrovolsky. - M.: Higher School, 1989. - 320 p.

3. Fayrushina, S.M. Higher Pedagogical School Students’ Ecological Culture Forming in the Process of Natural-and-Scientific Subjects Studying: Monograph / S.M. Fayrushina. - Kazan: « School» RIP, 2008. - 172 p.

4. Students’ Socio-Ecological Education: Problems and Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Belgorod, November, 11 - 12, 2010) / Managing Editor V.S. Shilova. - Belgorod: BSU Publishing House, 2010. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.