Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ / ЛОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трушникова Екатерина Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы содержания и методов преподавания истории искусств в вузе. Раскрывается сущность междисциплинарного подхода, применения концепций культуры участия, педагогики искусства, музейной педагогики в привлечении студентов к соучастию в формировании содержания курса история искусства. Анализируется опрос студентов бакалавров направления «Дизайн». Опрос проводился для расширения тем дисциплины и введения тематики локального искусства в содержание дисциплины история искусств. Делается вывод о том, что культура участия и культурная медиация могут быть методологической опорой для внедрения в курс локальной тематики и способов ее изучения и исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY APPROACH AND A CULTURE OF PARTICIPATION IN THE METHODOLOGY OF TEACHING ART HISTORY

Рroblems of the content and methods of teaching Art History at higher school are discussed. The essence of interdisciplinary approach, participatory culture application, art pedagogy, museum pedagogy in involving students in participation in the formation art history course content is revealed. The survey of “Design” Bachelor students is analyzed. The survey was conducted to expand the subject themes and introduce local art themes into the content of art history content. It is concluded that participatory culture and cultural meditation can be a methodological support to introduce local themes and the ways of its study and research.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ»

УДК 378+7.03 ББК 74.480.25+85

DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-38-48

Е.Л. Трушникова

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД И КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

В статье рассматриваются проблемы содержания и методов преподавания истории искусств в вузе. Раскрывается сущность междисциплинарного подхода, применения концепций культуры участия, педагогики искусства, музейной педагогики в привлечении студентов к соучастию в формировании содержания курса история искусства. Анализируется опрос студентов бакалавров направления «Дизайн». Опрос проводился для расширения тем дисциплины и введения тематики локального искусства в содержание дисциплины история искусств. Делается вывод о том, что культура участия и культурная медиация могут быть методологической опорой для внедрения в курс локальной тематики и способов ее изучения и исследования.

Ключевые слова: междисциплинарность, история искусств, произведение искусства, культура участия, локальное искусство, музейная педагогика.

E.L. Trushnikova

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

INTERDISCIPLINARY APPROACH AND A CULTURE OF PARTICIPATION IN THE METHODOLOGY OF TEACHING ART HISTORY

Problems of the content and methods of teaching Art History at higher school are discussed. The essence of interdisciplinary approach, participatory culture application, art pedagogy, museum pedagogy in involving students in participation in the formation art history course content is revealed. The survey of "Design" Bachelor students is analyzed. The survey was conducted to expand the subject themes and introduce local art themes into the content of art history content. It is concluded that participatory culture and cultural meditation can be a § methodological support to introduce local themes and the ways of its study and research. | Keywords: interdisciplinarity, art history, work of art, participatory culture, local art, ^ museum pedagogy.

Методологические подходы к изучению истории искусств затрагивают проблемы содержания курса и его возможных вариантов построения. Традиционная структура курса касается огромного массива информации и затрагивает большие исторические эпохи. Что сказывается на методологических подходах к построению курса. Современные подходы к преподаванию истории искусств предлагают разнообразие и меж-дисциплинарность исследований. Тем более необходимо учитывать изменения информационно-образовательной среды, включающей в себя расширяющиеся горизонты цифрового универсума. Таким образом сложившаяся структура изучения истории искусств неизбежно должна и будет пересматриваться, вбирая в себя новые условия цифрового восприятия визуальной информации и - шире - информации визуализирующийся и только так воспринимаемой. Изменяются подходы к представлению информации, ее обобщению, демонстрации, исследованию, погружению в восприятие и изучение. Традиционные формалистские искусствоведческие подходы остаются, но становятся лишь вспомогательными инструментами в изучении искусства.

История искусства - это междисциплинарная область исследований. Сегодня в структуру курса включаются различные цифровые источники информации, которые существуют в сохраненном оцифрованном виде и онлайн. Например, это цифровые коллекции произведений искусства во всех музеях мира. Это сегодня могут себе позволить не только большие институции, но и различные региональные музеи. Различные интернет-платформы, социальные сети становятся площадками для представления своих коллекций широкой аудитории. Концепции вовлечения, доступности работы с разными аудиториями находят свое место в музейной педагогике и практике. Все это не может не влиять, пусть и косвенно, на содержание и методы преподавания истории искусства

на разных образовательных уровнях. Поэтому в статье мы затронем вопросы новых методов и подходов в преподавании истории искусств, учитывая дигиталь-ные факторы.

Еще один очень важный аспект, который необходимо отметить, - это место локального искусства в структуре и содержании курса. Соотношение глобального и локального так или иначе актуализировалось. Понятие регионального компонента хорошо знакомо, особенно в преподавании школьного варианта истории. Краеведение давно является проблемой для методистов и учителей, перед которыми зачастую возникает вопрос, как внедрить в содержание довольно объемного курса истории в школе еще и региональные аспекты. В контексте преподавания истории искусств это тоже важная проблема. И именно к вариантам подходов в решении этой проблемы мы и подойдем в настоящей статье.

Таким образом, исследовательская проблема нашей статьи включает в себя два аспекта: внедрение методов участия и включенности студентов в процесс формирования содержания курса истории искусства, а также определение способов и методов организации курса с элементами знакомства и погружения в локальный контекст его участников.

Главная цель настоящего исследования - проанализировать понятия и подходы в методах преподавания истории искусств, которые строятся на концепции культуры участия и способах ее внедрения в процесс формирования курса истории искусств, с учетом знакомства с локальным культурным контекстом, его структурой, институциями, проектами и участниками.

Начнем с прояснения понимания междисциплинарного подхода в преподавании истории искусства, так как это имеет как общие педагогические горизонты интерпретации, так и частные моменты, применимые к конкретной ситуации. «Принцип междисциплинарности в современном гуманитарном знании

к

о

? ш

£ 13

а. &

ь °

2 ^

£ I

* о.

^ о

о

ч

о

X _

СГ К

О ^

1= I

>5 ш

-0 го

X ч

а. О

го

о

с

ф

с

го m о

i Э

принято понимать как одновременное присутствие в конкретном научном исследовании разных методологических парадигм, отвечающих за свой «предмет» общего «поля» исследования, что выражает тенденцию к интеграции научного познания (в отличие от тенденций к его дифференциации). В искусствознании таковым «полем» является вся художественная практика, включающая, по крайней мере, три аспекта: само художественное произведение, процесс его создания и последующее его использование, что и обеспечивает включение в искусствознание смежных дисциплин» [5]. Смежные дисциплины могут быть различны, в некоторых случаях это археология, краеведение, история, источниковедение, статистика, демография, естественные науки и т.д. Все зависит от необходимости прояснения смысла произведения искусства, истории его создания и понимания. Как видим, возможен очень широкий спектр дисциплин, которые могут быть включены в контекст исследования. Традиционные науки и исследовательские области близкие к искусствоведению - это философия искусства, эстетика, культурология, социология и психология искусства, семантика и семиотика искусства, включающая литературоведческий, религиоведческий, герменевтический подходы.

В орбиту междисциплинарности попадает актуальный вопрос о способах и методах преподавания искусства на различных уровнях: от детского сада до университета. Как говорить об искусстве, какие тематические разделы должны быть включены, на чем нужно расставить акценты, насколько в курсах для разных аудиторий должны быть распределены теоретические, интерактивные, игровые и практические формы проведения занятия, а также каково место и объем самостоятельной работы в изучении истории искусства. Поэтому мы вводим еще один аспект в обсуждении этой темы - педагогику искусства, музейную педагогику и педагогическое искусство-

ведение, которые затрагивают обозначенные выше проблемы со своей стороны, но предлагают интересные варианты решения поставленных задач.

Л.Р. Золотарева рассматривает введение «педагогического искусствоведения как междисциплинарной области знания, формирующейся на стыке различных научных гуманитарных дисциплин: антропологии, философии искусства, теории и истории искусства, семиотики искусства, культурологии, эстетики, искусствознания, теории художественного творчества, педагогики, психологии и других» [4, с. 39]. Мы не станем проводить строгих границ между педагогическим искусствознанием и педагогикой искусства, так как это не входит в задачи нашего исследования, отметим лишь их точки соприкосновения. «Педагогическое искусствоведение тесно сопряжено с педагогикой искусства, которая понимается как теоретическая составляющая современной педагогики; художественная дидактика, теория художественного образования, предметом которой является развитие художественно-творческих сил и способностей учащегося (А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Фомина и др.). Органически взаимосвязанное с искусствоведческим образованием, педагогическое искусствоведение базируется на искусствознании - теории и истории искусства, которое преподается как «художественная картина мира» с доминантой взаимосвязи и синтеза искусств. В более конкретном осмыслении педагогическое искусствоведение определяется как теория и технология преподавания искусствоведческих дисциплин в вузе и школе: истории и теории искусства, истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры... То есть педагогическое искусствоведение рассматривается как искусство педагогики - педагогической технологии, интерактивный инструментарий творческого педагогического процесса [4, с. 39].

Синтез этих подходов хорошо сочетается, если пытаться совместить тео-

рии и методы преподавания искусства и влияние искусствоведческих дисциплин на развитие творческих способностей обучающихся. Именно в этом направлении и стоит двигаться, если учитывать тенденции гуманитарного знания в области новой критики, идущей еще от Вальтера Беньямина, который видит в произведениях искусства размышления человека о соотношении между собой и миром. «Критика - это как бы эксперимент над художественным произведением, благодаря которому пробуждаются его рефлексии, благодаря которому оно подводится к сознанию и познанию самого себя. В этой мере, в какой критика есть познание художественного произведения, она есть его самопознание; в той мере, в какой она его оценивает, это происходит и в его самооценке» [1, с. 45]. Пересматривая деятельность и позиции художественной критики в начале 20 века, Беньямин формирует тезисы, где роль критика и произведения искусства рассматривается в динамических отношениях взаимодействия, взаимовлияния. В каком-то смысле тот, кто совершает критику становится соавтором художественного произведения, так как любое произведение искусства всегда принципиально открыто для интерпретации, тем более что оно «прочитывается» в исторически меняющихся контекстах, поэтому сущность этих процессов каждый раз творится заново.

Такая установка Беньямина нашла свою дальнейшую реализацию не только в теоретических и практических опытах художественной критики, но и затронула сферу педагогики искусства. Именно в процессе знакомства с произведением искусства возникают ситуации проблематичности раскрытия потенциала произведения искусства, всего, что в нем заложено. «Решение проблемы и раскрытие потенциала произведения изобразительного искусства достигались в искусствоведении второй половины XIX - начала XX вв. в рамках двух основных подходов: имманентного (неин-

теграционного) и междисциплинарного. Второй подход, проявившись во взаимодействии искусствоведения с историей, филологией, эстетикой, гештатльт-тео-рией, также актуализировал интеграцию науки об искусстве с дошкольной, школьной и вузовской педагогикой, возрастной и социальной психологией (начало XX в., конец XX - начало XXI вв.). Особенно продуктивное воплощение этот процесс нашел в феномене педагогики художественного музея, создающей условия для реализации образовательного потенциала искусствоведения благодаря приобщению человека к ценностям музейного пространства, в ходе которого педагогическими средствами подготавливается и организуется событие во внутренней жизни развивающейся личности» [2]. Иными словами, музейная педагогика напрямую сталкивается с необходимостью применения междисциплинарного подхода в своей работе с различными аудиториями посетителей. Обращение к конкретному произведению искусства -это пример такой включенной работы, где пересекаются миры зрителя и произведения искусства через посредничество преподавателя, экскурсовода, пространства музея. Поэтому важно затронуть опыт, который сформировался в музейной педагогике для прояснения необходимости использования междисциплинарного подхода в преподавании истории искусства.

«Музейно-педагогическая парадигма образовательной деятельности современного художественного музея определяет применение структурно-динамической модели художественного процесса, описания, анализа и интерпретации произведения изобразительного искусства в зависимости от личностно-развивающих задач воспитания и обучения. Описание и анализ, выступая в качестве «перцептивного путеводителя» по произведению искусства, способствуют развитию наблюдательности, визуального мышления и эмоциональной отзывчивости человека, его способности воспринимать и

к

о

? ш

£ 13

а. &

ь °

2 ^

£ 1

* а

^ о

о

ч

о

X _

сг К

0 ^

1= I

>5 ш

-О го

1 ч а. о

го

о

с

ф

а с

го m о

х

Э

Ш

интериоризировать целостность художественного образа. Интерпретация произведения искусства - важный фактор становления воображения, мировосприятия, гуманитарного мышления и коммуникативной культуры личности» [2].

Цифровая эпоха открыла новые возможности для всего человечества, подключенного к интернету, в прикосновении к мировой сокровищнице культуры и искусства беспрецедентные в прежние эпохи. Культурные институции разнообразно представлены в интернете - это и официальные сайты, аккаунты в социальных сетях, приглашения на онлайн лекции, мастер-классы, встречи с художниками, писателями и т.д., подписки на события и мероприятия. Успешным примером такой деятельности являются крупные мировые и российские музеи, которые реализуют стратегии коммуникации и вовлечения в свою деятельность различных аудиторий: профессионалов, экспертов, детей, старшее поколение, молодежь, мигрантов, людей с ограниченными возможностями здоровья [6; 8]. Так появился термин культура участия. «Participatory culture — это, прежде всего, свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только «потребителями» или объектами воздействия, но вносить свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий (например, выставок или образовательных программ), а стало быть, в процесс осмысления и актуализации культурного наследия» [6, с. 9]. Интернет-технологии стали важным инструментом подобного рода деятельности, свидетельствующей о расширении доступности мирового культурного наследия и актуальных практик.

Актуальным в научных кругах сегодня является «иконический (визуальный) поворот», формирование концепции приходится на 1990-е годы, когда в рамках истории искусств стали анализироваться не столько формальные характеристики произведений изобразительного искус-

ства, сколько их визуальные свойства и характеристики. На первом плане оказались образы и их символическое значение. Создание образов и их исследование показало, что они вплетаются в ткань культуры и в каком-то смысле её формируют. Так иконический поворот может рассматриваться как рефлексия над формами восприятия образов и как критика самих образов. Но образы не существуют сами по себе, они - продукты, укорененные в историко-культурные слои коллективного и индивидуального смыс-лотворчества. Поэтому исследования визуальной культуры мы рассматриваем в междисциплинарной парадигме, где сталкиваются различные гуманитарные дисциплины и методы.

Таким образом, все перечисленные выше аспекты: междисциплинарный подход в преподавании истории искусств, педагогика искусства, музейная педагогика, иконический поворот, цифровая трансформация общества, культура участия могут сойтись в точке коммуникации, а именно в моменте встречи искусства и человека. В образовательном процессе местом встречи является дисциплина, где содержание может быть сформировано согласно установленным требованиям и четко намеченному маршруту освоения дисциплины. Но если нам важны все те, тонкости о которых мы говорили выше, то необходимо исходить из другой позиции, более гибкой и подвижной, ориентированной на коммуникацию и понимание. Такая позиция сформировалась вокруг понятия культурная медиация. «Зонтичный термин «культурная медиация» (Kulturvermittlung) охватывает очень широкий спектр разных практик, и к тому же его значение постоянно пересматривается. В самом общем смысле медиацией называются ситуации, в которых люди получают информацию об искусстве (а иногда и о научных или социальных явлениях и открытиях), вступают в обсуждение этой информации и реагируют на нее - вербально или как-то иначе» [3]. С нашей точки зрения, она сегодня может

быть воспринята как один из возможных вариантов адекватного современности метода преподавания искусствоведческих дисциплин и вариативно внедряться в методики преподавания.

Примером попытки внедрения метода культуры участия в формирование содержания курса история искусств стал небольшой опрос, который мы провели среди студентов высшего образования направления дизайн, обучающихся в ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса». Проблема исследования заключается в том, чтобы выяснить готовность и инициативность студентов

в расширении тематики курса «История искусств». Одним из таких экспериментальных вариантов расширения тематики курса был предложен региональный компонент (локальное искусство). Цель опроса: узнать и определить место локального культурного контекста в жизни студентов, их опыт самостоятельного знакомства с местными культурными институциями, представлениями о локальном искусстве. В проведенном в 2022 г. опросе приняли участие 65 студентов (респондентов).

Результаты опроса представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты опроса по проблеме определения места локального искусства в курсе «История искусств»

Вопрос Количественные результаты в процентном соотношении

Посещаете ли вы выставки, фестивали, биеннале, которые проводятся в Уральском регионе и в Челябинске (да/нет)? Да - 64 % Нет - 36%

Если посещаете, то назовите, где и когда были в последний раз. 69% опрошенных назвали 94 мероприятия Нет ответа - 31%

Какой ваш любимый региональный музей, галерея, культурный цент? 61,5% студентов назвали 10 культурных институций Нет ответа - 38,5%

Знаете ли вы местных художников, арт-группы? Назовите тех, кого знаете. 46% студентов назвали 15 местных художников Нет ответа - 54%

Зачем нужно знать локальное искусство? 78% опрошенных сформулировали 10 вариантов ответов Нет ответа - 22%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно ли в курсе «История искусств» затрагивать локальную тематику? Нужно - 86% Не нужно - 11% Нет ответа - 3%

к

о

? ш

£ 13

а. &

ь °

2 ^

£ I

* а

^ о

Я ь

° ^

сг К

0 ^

1= I

>5 ш

-О го

X ч

а. о

ГО 1=

1 ф

^ а

с; 1=

Итак, остановимся более подробно на качественном анализе ответов. Очевидно, что большинство опрошенных положительно ответили на вопрос о том, чтобы затрагивать тему локального искусства в курсе. Среди ответов был комментарий о том, что говорить о локальном искусстве нужно, но только на лучших примерах, а именно тех художников или событий, которые имеют признание и значение за пределами региона.

Большинство студентов ответили, что они посещают местные музеи, выставки и прочие мероприятия. Однако большинство затрудняется назвать точную дату и название арт-события, которое посетили. Безусловными лидерами посещаемости в Челябинске стали Челябинский государственный музей изобразительных искусств - 41,5%, Музей истории Южного Урала - 10,7 %, Выставочный зал союза художников России - 9,2%. Десять

ф

го со о

I

Э

ш

культурных институций были названы любимыми: Челябинский государственный музей изобразительных искусств -15,3%; Музей истории Южного Урала -15,3%; Выставочный зал союза художников России - 6,1%; Ельцин-центр - 4,6%; ЦСИ Клоповник - 4,6%; галерея Окно -3%. Остальные культурные учреждения: к/т Пушкинский, Театр оперы и балета им. М.И. Глинки, Челябинская областная публичная библиотека и Свердловский академический театр драмы по 1 ответу (1,5%). Учитывая специфику образовательного учреждения, где учатся студенты, большинство назвали тех художников, которые являются их преподавателями, и их работы они могут видеть на временных выставках в холле ЧОУВО МИДиС, поэтому 27,6% студентов перечислили имена своих преподавателей-художников (В. Витлиф, А. Тютюнников, С. Кетова), остальные имена художников набрали по одному-два голоса. Варианты ответов на вопрос «Зачем нужно знать локальное искусство?» были следующие: знать местных художников / искусство -21,5%; расширять и обогащать свой кругозор / саморазвитие - 20%; через локальное искусство показать особенности городской среды, культурного достояния, историю города - 12,3%; достойно рассказывать и гордиться регионом, в котором живёшь, - 6,1%; нужно только тем, кто интересуется, - 4,6%; следить за тенденциями - 4,6%; чтобы поддерживать местные музеи / художников -3%; чтобы понимать, чем живет молодёжь, - 3%; найти в нем важные, близкие темы - 1,5%.

Как показал наш небольшой опрос, большинство студентов хотели бы знать об актуальном положении локального искусства. Это значит, что можно двигаться дальше, дополняя содержание курса локальной тематикой. И здесь мы можем говорить о методике междисциплинар-ности в самом широком смысле с привлечением экскурсионной программы изучения искусства (посещение выставок и арт-мероприятий, отчетов-презентаций

как формы домашнего задания, дискуссий о месте региона в актуальной картине российского и мирового арт-процессов и пр.); исследований культурных институций и художников, представляющих регион; отражении в локальном искусстве специфики и идентичности людей. Тем более, что в последнее время есть удачные примеры исследований локальных инициатив и практик, которые могут быть теоретической основой для внедрения в курс истории искусств локального содержания.

Остановимся на нескольких примерах. Научный отдел Музея современного искусства «Гараж» инициировал программу исследований, которая отражает процесс развития различных практик самоорганизации художников и кураторов с 2000 года. Исследовательская программа началась с выставки «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000 - 2015» (6 ноября — 10 декабря 2015), которая была организована куратором архива Музея «Гараж» Сашей Обуховой. «Выставка представляла собой масштабное и разностороннее исследование самоорганизованных художественных инициатив - «квартирников» и творческих мастерских, некоммерческих уличных фестивалей и выставок в заводских цехах (всего 51 проект из 9 городов России). В рамках выставки также состоялась серия выступлений участников проекта - художников, кураторов, искусствоведов, активистов. Их живой голос стал возможностью прояснить позиции различных самоорганизованных инициатив в отношении институциональной системы, границы свободы в арт-мире, мобильность современных музейных и рыночных структур» [10; 13]. В результате исследований были организованы не только выставки, но и пополнение архива Музея документами о деятельности различных художественных инициатив более 100 самоорганизаций в России. Возник отдельный Проект RAAN - это онлайн-каталог документов о россий-

ском современном искусстве, пополняющийся материалами из коллекций Музея «Гараж» и партнеров проекта, собрания которых связаны с историей русского современного искусства [15]. Масштабность и обилие документирования арт-процессов и участников в разных регионах России дают материал для разработки тем и самостоятельных исследований студентов.

Еще один пример стратегического проекта развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год - NEMOSKVA был инициирован в 2017 году. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества [14]. Важной методической помощью во внедрение темы локального искусства в курс истории искусства стали публикации исследований современного искусства в 27 городах России, которые были проведены в рамках данного проекта. Эти исследования дают актуальную картину представленности современного искусства в регионах, включая Челябинск и Екатеринбург.

В заключение приведем успешные примеры работы с локальным искусством в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. С 2010 года каждые 2 года проводится Уральская индустриальная биеннале - международный проект в сфере современного искусства, который проходит в Екатеринбурге и городах уральского региона. Уральская биеннале работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое наследие и актуальную практику. Сквозь призму современного искусства проект анализирует текущие глобальные изменения и интегрирует регион в мировой художественный контекст. Всякий раз находя новые грани осмысления феномена индустриальности, биеннале сама становится своего рода

индустрией - индустрией смыслов [9]. Опыт биеннале фиксируется в создании архива, выпуске каталога, а главное - в возможности непосредственного знакомства с тем, как можно осуществлять соотношение глобального и локального на примере масштабной работы биеннале, которая включает в себя не только выставки, но и очень обширную программу.

Последний в данной статье пример работы с городским пространством и современным искусством в нем - это нижегородские практики арт-коммуникации, которые представляет Алиса Савицкая -куратор, начальник отдела выставок Волго-Вятского филиала ГЦСИ. «Мы всегда работали прежде всего с современным искусством. Мы не делаем исто-рико-краеведческих экспозиций, но с помощью языка современного искусства мы можем рассказать о городе. Причем о его актуальных проблемах, животрепещущих образах. И здесь есть «военная хитрость»: когда художники высказываются на локальную тему, а зритель что-то не понял, это значит, что он не современное искусство не понимает, а, скорее, не знает собственного локального контекста. Наша практика показала, что обращение к местным темам создает кредит доверия аудитории к современному искусству. Когда мы работаем с местной средой, мы создаем «домашнюю» ситуацию — на своем языке обсуждаем наши проблемы» [11; 12]. Отдельно следует отметить исследования нижегородского уличного искусства, которым занимается Савицкая, подчеркивая в своей работе тесную связь искусства и локального контекста.

Это далеко не все достойные внимания примеры российской практики по работе с локальным контекстом и искусством, которое создается местными художниками. Интересный проект был представлен Уральским филиалом ГЦСИ выставка «Местные. От возможности сделать что-то здесь до возможности открыть в себе что-то». 10 уральских художников представили свои проекты,

к

о

? ш

£ 13

а &

£ 1

* а

^ о

о

ч

о

X _

сг К

0 ^

1= I

>5 ш

-О го

1 ч а. о

го

о

с

ф

а с

го со о

I

Э

ш

созданные в результате работы с местным контекстом в городах России, Норвегии, Испании, Германии. 2019 [7]. Это был яркий пример, когда художники обращались к своему или другому локальному пространству и пытались увидеть, понять, почувствовать его совмещая собственную точку зрения и местные особенности. Эти несколько примеров показывают нам как художники, кураторы, культурные институции обращают свое внимание на локальные специфические характеристики, формирующие неповторимость конкретной среды города или деревни, помогая осуществлять коммуникацию с местными аудиториями, рассказывая им об актуальном искусстве.

Поэтому наше исследование показывает необходимость применения в теории и практике преподавания истории искусств междисциплинарного подхода, ориентированного на педагогику искусства и музейный опыт работы в этом направлении. Кроме того, важно подчеркнуть нужность включения в методику преподавания концепцию культуры участия и приемов культурной медиации, так как они нацелены на коммуникацию между произведением искусства и аудиториями, на расширение интерпретационных возможностей «прочтения» и понимания художественных произведений. А также нужно внедрять в курс локальное искусство, как показал опрос у студентов есть потребность знать и разбираться в специфике местных художественных процессов и их участниках. В связи с этим последующая наша задача более широко и активно внедрять эти приемы в педагогическую деятельность и создавать содержание курса, ориентируясь на разговор о локальном искусстве. Библиографический список:

1. Айленбергер В. Время магов. Великое десятилетие философии. 19191929 / пер. с нем. Н. Фёдорова. - М.: АдМаргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 400 с.

2. Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искус-

ствоведения и музейной педагогики второй половины XIX - XX вв.: дисс... канд. искусствоведения [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций. - Санкт-Петербург, 2003. - 230 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ proizvedeшe-izobrazitelnogo-iskusstva-kak-predmet-iskusstvovedeniya-i-muzeinoi-pedagogiki-v

3. Время культурной медиации / под. ред. Кармен Мёрш, Анна Хрусцель.-Цюрих: Про Гельвеция, 2012. - Музей современного искусства «Гараж», Школа медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2022. - 331 с.

4. Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение в парадигме современного научного знания [Электронный ресурс] // Педагогическое образование. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ pedagogicheskoe-iskusstvovedeшe-v-paradigme-sovremennogo-nauchnogo-znaniya/viewer

5. Карпов А.В. Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства: проблемы подготовки магистров-искусствоведов [Электронный ресурс] // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/mezhdistsiplinarnye-podhody-v-sovremennoy-teorii-i-istorii-iskusstva-problemy-podgotovki-magistrov-iskusstvovedov

6. Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества/ Ред.-сост. Д. Агапова. СПб., 2015. -157 с.

7. Местные. От возможности сделать что-то здесь до возможности открыть в себе что-то [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьй^:// russianartarchive.net/ru/catalogue/ document/E21968

8. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия /

Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Ко-пелянская. - М., 2012. - 176 с.

9. О Биеннале [Электронный ресурс]// Архив биеннале. - Режим доступа: https://uralbiennale.bm.digital/article/ 751699099722474168/o-biennale

10. Открытые системы. Опыт художественной самоорганизации в России. 2000-2020 / ред.-сост. А.Ю. Трубицына. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. - 256 с.

11. Петракова А. Алиса Савицкая: «Обращение к местным темам создает доверие к современному искусству» [Электронный ресурс] // The Art Newspaper Russia. - Режим доступа: https://www. theartnewspaper.ru/posts/4202/

12. Савицкая А., Филатов А. Краткая история нижегородского уличного искусства. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 160 с.

13. Трубицына А. Открытые системы. Художественные самоорганизации в России с 2000 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// russianartarchive.net/ru/research/self-organized-art-initiatives-in-russia-since-2000

14. NEMOSKVA / Официальный сайт проекта межрегионального взаимодействия в области современного искусства [Электронный ресурс] // NEMOSKVA. - Режим доступа: https://nemoskva.art/about

15. RAAN онлайн-каталог документов о российском современном искусстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russianartarchive.net/ru/ about

Поступила 06.04.2022

Об авторе:

Трушникова Екатерина Леонидовна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса (г. Челябинск, Россия), кандидат культурологии, etrushnikova77@mail.ru

Для цитирования: Трушникова Е.Л. Междисциплинарный подход и культура участия в методике преподавания истории искусств // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2. С. 38-48. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-38-48

References:

1. Eilenberger V. Time of magicians. The Great Decade of Philosophy. 1919-1929. - M.: AdMarginem Press: Garage Museum of Contemporary Art, 2021. - 400 p. [in Russian]

2. Boyko A.G. A work of fine art as a subject of art history and museum pedagogy of the second half of the 19th - 20th centuries [Electronic resource] // Dis... Kand. iskusstv. -St. Petersburg, 2003. - 230 p. - Available at: https://www.dissercat.com/content/ proizvedenie-izobrazitelnogo-iskusstva-kak-predmet-iskusstvovedeniya-i-muzeinoi-pedagogiki-v [in Russian]

3. Time of cultural mediation. Ed. by Carmen Mörsch, Anna Khruszel. - Zurich: About Helvetia, 2012. - Garage Museum of Contemporary Art, Mediation School of the Ural Industrial Biennale of Contemporary Art, 2022. - 331 p. [in Russian]

4. Zolotareva L.R. Pedagogical art criticism in the paradigm of modern scientific knowledge [Electronic resource] // Pedagogicheskoe obrazovanie - Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-iskusstvovedenie-v-paradigme-sovremennogo-nauchnogo-znaniya/viewer [in Russian]

5. Karpov A.V. Interdisciplinary approaches in modern theory and history of art: problems of training masters in art [Electronic resource] // Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-podhody-v-sovremennoy-teorii-i-istorii-iskusstva-problemy-podgotovki-magistrov-iskusstvovedov [in Russian]

6. Culture of Participation: Museum as a Space for Dialogue and Cooperation. Ed. by D. Agapova. - SPb., 2015. - 157 p. [in Russian]

7. Local. From being able to do something here to being able to discover something in yourself [Electronic resource] // Available at: https://russianartarchive.net/ru/ catalogue/document/E21968 [in Russian]

8. Museum as a space of education: game, dialogue, participation culture. Ed. by A. Shcherbakova. Comp. by N. Kopelyanskaya. - M., 2012. - 176 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. About the Biennale [Electronic resource] // Archive of the Biennale. - Available at: https://uralbiennale.bm.digital/article/751699099722474168/o-biennale [in Russian]

10. Open systems. Experience of artistic self-organization in Russia. 2000-2020. Ed. by A.Yu. Trubitsyn. - M.: Garage Museum of Contemporary Art, 2020. - 256 p. [in Russian]

11. Petrakova A., Savitskaya A. Appeal to local topics creates confidence in contemporary art [Electronic resource] // Available at: https://www.theartnewspaper.ru/posts/4202/ [in Russian]

12. Savitskaya A., Filatov A. Brief history of Nizhny Novgorod street art. - M.: Garage Museum of Contemporary Art, 2019. - 160 p.

13. Trubitsyna A. Open systems [Electronic resource] // Artistic self-organizations in Russia since 2000. - Available at: https://russianartarchive.net/ru/research/self-organized-art-initiatives-in-russia-since-2000 [in Russian]

14. NEMOSKVA [Electronic resource] // Official site of the project of interregional cooperation in the field of contemporary art. - Available at: https://nemoskva.art/about [in Russian]

15. RAAN online catalog of documents on Russian contemporary art [Electronic resource] // Available at: https://russianartarchive.net/ru/about [in Russian]

About the author:

Trushnikova Ekaterina Leonidovna, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Cultural Studies, Email: etrushnikova77@mail.ru

For citation: Trushnikova E.L. Interdisciplinary approach and a culture of participation in the methodology of teaching art history // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 2. P. 38-48. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-38-48

CO m о

x

Э

Ci

LU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.