Научная статья на тему 'Междисциплинарный курс «Бон тон, или хорошие манеры» как средство воспитания школьника'

Междисциплинарный курс «Бон тон, или хорошие манеры» как средство воспитания школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинина Е. Г.

Умение себя вести – настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Но сколько же разных недоразумений возникает из-за незнания элементарных норм поведения! Умение правильно вести себя в обществе имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения, знание и соблюдение правил этикета сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный курс «Бон тон, или хорошие манеры» как средство воспитания школьника»

142

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «БОН ТОН, ИЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

© Дубинина Е.Г.*

НОУ Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург

Умение себя вести - настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Но сколько же разных недоразумений возникает из-за незнания элементарных норм поведения! Умение правильно вести себя в обществе имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения, знание и соблюдение правил этикета сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций.

В связи с этим в нашей гимназии возникла необходимость введения учебного курса, расширяющего знания и навыки школьников в этом направлении. Программа межпредметного курса «Бон Тон, или хорошие манеры» предназначена для учащихся младшей, средней и старшей школы. В содержании курса отражены не только правила этикета, принятые во всех цивилизованных странах, но и основы культуры.

Цель программы - воспитание современного человека, знающего правила этикета и умеющего их использовать.

Основная задача программы - знакомство учащихся с основными нормами и правилами этикета, знания которых необходимы современному успешному человеку:

- правила поведения в общественных местах;

- правила приветствия, представления, знакомства;

- умение принимать гостей и ходить в гости;

- этикет стола;

- правила речевого этикета;

- умение одеваться со вкусом;

- деловой протокол.

Общаться надо уметь, необходимо учиться и учить этому. Между тем, основные нормы и правила современного этикета, без соблюдения которых невозможно добиться успеха и поддерживать репутацию делового

* Заместитель директора, преподаватель

Теория и методика обучения и воспитания

143

человека, не представлены в базовой школьной программе. Предлагаемый учебный курс устраняет указанное противоречие. В этом, прежде всего, проявляется его новизна и особенность.

Культуру общения необходимо воспитывать в современных учащихся. Чаще всего, культуру общения дети осваивают на практике: в семье, в школе, на улице, в транспорте. Сведения, знания, понимание и соблюдение правил этикета необходимы современным учащимся.

В процессе освоения программы у учащихся формируются навыки общения, школьники учатся уважать окружающих, слушать и слышать собеседника, вырабатывается функциональная грамотность, воспитываются навыки и умения работы в команде.

Особенностью курса является его междисциплинарный характер. Правила хорошего тона, психология общения, деловые отношения, культура речи - это то, чем должен обладать каждый современный человек, занимающийся любой профессиональной деятельностью. «Даже в такой чисто технической области деятельности, как инженерная, - отмечает Д. Карнеги, - только пятнадцать процентов финансового успеха зависит от технических знаний, а восемьдесят пять процентов - от личных качеств человека, от его способности руководить людьми» [1, с. 190].

Данный курс разработан автором в научно-методическом центре гимназии «Петершуле», продолжающей дореволюционные традиции школы в единой системе учебных предметов и включен в учебный план гимназии. Он не только дополняет и расширяет содержание исторических дисциплин и курсов: «История естествознания»; «История философии», но и способствует формированию целостного образа современной культуры.

В процессе реализации программы предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: лекции и семинары; ролевые игры и обсуждение ситуаций; диалоги с учащимися; решение тестов; дискуссии; отработка практических навыков; беседы с учителями русского языка при изучении темы «Культура речи»; совместные семинары с учителями литературы при рассмотрении вопросов, по теме: «Знание этикета и восприятие русской литературы современным читателем»; творческие встречи с авторами книг, на изучении которых основан курс, и многие другие мероприятия.

Большое значение в последнее время уделяется творческой, проектной деятельности учащихся как перспективы их самореализации, вырабатываются навыки самообразования и умения работать в сплоченной команде (если речь идет о совместном проекте). В начальной школе рассматриваются такие виды проектной деятельности как «День рождения одноклассника», «День мамы» и другие; в средней школе речь может идти об интеграции с предметом истории «Этикет средневекового рыцаря», «Церемо-

144

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ниал международного общения Византийской империи»; в старшей школе интересны темы «Дипломатический этикет. Что это такое?», «Организация деловых контактов с зарубежными партнерами» и другие.

В Концепции гимназии «Петершуле» заявлено, что образование - средство, воспитание - цель, поэтому воспитание молодого поколения приоритетно для нашей гимназии. Это отражено в содержании и структуре программы курса.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами», - писал А.П. Чехов. Внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, в поведении. Богатому внутреннему миру соответствует и высокая культура поведения. Владение хорошими манерами, умение вести себя в обществе - это шаг на пути к общей культуре человека.

Следование правилам хорошего тона должно стать частью натуры человека, поэтому говорить о самых простых правилах поведения надо уже в начальной школе. Вежливость и тактичность нужно знать, а не открывать каждый раз заново. Правила этикета легче усваиваются и прививаются в игровой форме, в проведении различных мероприятий, праздников, турниров. Мероприятия в начальной школе лучше строить на основе каких-либо литературных произведений, например на произведениях современного детского писателя Григория Остера «Вредные советы».

Невозможно объять необъятное и предусмотреть все бесконечное число житейских моментов, где надо использовать правила этикета. И если на какие-то вопросы трудно найти ответ, можно руководствоваться старейшим моральными постулатами: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Веди себя так, как тебе хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к тебе».

Улыбнемся друг другу, и улыбка сгладит неловкость, заменит слова, остановит нетерпение и грубость, даст нам ощущение, что и среди «чужих» мы свои. Улыбайтесь чаще! Ведь еще Сенека считал: «Не хотим -вот причина; не можем - только предлог». Эти простые правила наши ученики усваивают благодаря урокам этикета.

Список литературы:

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Мн., 1990.

2. Чехов А.П. Собрание сочинений. - М., 1963. - Т. 11. - С. 396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.