142
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «БОН ТОН, ИЛИ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ» КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
© Дубинина Е.Г.*
НОУ Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург
Умение себя вести - настоятельная потребность и большой дефицит сегодняшнего дня. В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Но сколько же разных недоразумений возникает из-за незнания элементарных норм поведения! Умение правильно вести себя в обществе имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения, знание и соблюдение правил этикета сближает даже самых разных людей, помогает избежать конфликтных ситуаций.
В связи с этим в нашей гимназии возникла необходимость введения учебного курса, расширяющего знания и навыки школьников в этом направлении. Программа межпредметного курса «Бон Тон, или хорошие манеры» предназначена для учащихся младшей, средней и старшей школы. В содержании курса отражены не только правила этикета, принятые во всех цивилизованных странах, но и основы культуры.
Цель программы - воспитание современного человека, знающего правила этикета и умеющего их использовать.
Основная задача программы - знакомство учащихся с основными нормами и правилами этикета, знания которых необходимы современному успешному человеку:
- правила поведения в общественных местах;
- правила приветствия, представления, знакомства;
- умение принимать гостей и ходить в гости;
- этикет стола;
- правила речевого этикета;
- умение одеваться со вкусом;
- деловой протокол.
Общаться надо уметь, необходимо учиться и учить этому. Между тем, основные нормы и правила современного этикета, без соблюдения которых невозможно добиться успеха и поддерживать репутацию делового
* Заместитель директора, преподаватель
Теория и методика обучения и воспитания
143
человека, не представлены в базовой школьной программе. Предлагаемый учебный курс устраняет указанное противоречие. В этом, прежде всего, проявляется его новизна и особенность.
Культуру общения необходимо воспитывать в современных учащихся. Чаще всего, культуру общения дети осваивают на практике: в семье, в школе, на улице, в транспорте. Сведения, знания, понимание и соблюдение правил этикета необходимы современным учащимся.
В процессе освоения программы у учащихся формируются навыки общения, школьники учатся уважать окружающих, слушать и слышать собеседника, вырабатывается функциональная грамотность, воспитываются навыки и умения работы в команде.
Особенностью курса является его междисциплинарный характер. Правила хорошего тона, психология общения, деловые отношения, культура речи - это то, чем должен обладать каждый современный человек, занимающийся любой профессиональной деятельностью. «Даже в такой чисто технической области деятельности, как инженерная, - отмечает Д. Карнеги, - только пятнадцать процентов финансового успеха зависит от технических знаний, а восемьдесят пять процентов - от личных качеств человека, от его способности руководить людьми» [1, с. 190].
Данный курс разработан автором в научно-методическом центре гимназии «Петершуле», продолжающей дореволюционные традиции школы в единой системе учебных предметов и включен в учебный план гимназии. Он не только дополняет и расширяет содержание исторических дисциплин и курсов: «История естествознания»; «История философии», но и способствует формированию целостного образа современной культуры.
В процессе реализации программы предусмотрены разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: лекции и семинары; ролевые игры и обсуждение ситуаций; диалоги с учащимися; решение тестов; дискуссии; отработка практических навыков; беседы с учителями русского языка при изучении темы «Культура речи»; совместные семинары с учителями литературы при рассмотрении вопросов, по теме: «Знание этикета и восприятие русской литературы современным читателем»; творческие встречи с авторами книг, на изучении которых основан курс, и многие другие мероприятия.
Большое значение в последнее время уделяется творческой, проектной деятельности учащихся как перспективы их самореализации, вырабатываются навыки самообразования и умения работать в сплоченной команде (если речь идет о совместном проекте). В начальной школе рассматриваются такие виды проектной деятельности как «День рождения одноклассника», «День мамы» и другие; в средней школе речь может идти об интеграции с предметом истории «Этикет средневекового рыцаря», «Церемо-
144
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ниал международного общения Византийской империи»; в старшей школе интересны темы «Дипломатический этикет. Что это такое?», «Организация деловых контактов с зарубежными партнерами» и другие.
В Концепции гимназии «Петершуле» заявлено, что образование - средство, воспитание - цель, поэтому воспитание молодого поколения приоритетно для нашей гимназии. Это отражено в содержании и структуре программы курса.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами», - писал А.П. Чехов. Внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, в поведении. Богатому внутреннему миру соответствует и высокая культура поведения. Владение хорошими манерами, умение вести себя в обществе - это шаг на пути к общей культуре человека.
Следование правилам хорошего тона должно стать частью натуры человека, поэтому говорить о самых простых правилах поведения надо уже в начальной школе. Вежливость и тактичность нужно знать, а не открывать каждый раз заново. Правила этикета легче усваиваются и прививаются в игровой форме, в проведении различных мероприятий, праздников, турниров. Мероприятия в начальной школе лучше строить на основе каких-либо литературных произведений, например на произведениях современного детского писателя Григория Остера «Вредные советы».
Невозможно объять необъятное и предусмотреть все бесконечное число житейских моментов, где надо использовать правила этикета. И если на какие-то вопросы трудно найти ответ, можно руководствоваться старейшим моральными постулатами: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Веди себя так, как тебе хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к тебе».
Улыбнемся друг другу, и улыбка сгладит неловкость, заменит слова, остановит нетерпение и грубость, даст нам ощущение, что и среди «чужих» мы свои. Улыбайтесь чаще! Ведь еще Сенека считал: «Не хотим -вот причина; не можем - только предлог». Эти простые правила наши ученики усваивают благодаря урокам этикета.
Список литературы:
1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Мн., 1990.
2. Чехов А.П. Собрание сочинений. - М., 1963. - Т. 11. - С. 396.