Научная статья на тему 'Междисциплинарный контроль как средство повышения качества подготовки специалиста'

Междисциплинарный контроль как средство повышения качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ КОНТРОЛЯ / САМОКОНТРОЛЬ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION. / SYSTEM-AIM APPROACH / CONTROL / S INTEGRATION / SELFCONTROL / SPECIALIST / S MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толок Ю. И., Толок Т. В.

В статье рассмотрены технология формирования системы междисциплинарного контроля военно-специальных знаний как средства повышения качества подготовки современного военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the technology of forming interdiscipline military special control of knowledge as means of raising the preparing guality of modern military specialist.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный контроль как средство повышения качества подготовки специалиста»

Ю. И. Толок, Т. В. Толок

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: системно-целевой подход, интеграция контроля, самоконтроль, модель

специалиста, мотивация.

В статье рассмотрены технология формирования системы междисциплинарного контроля военно-специальных знаний как средства повышения качества подготовки современного военного специалиста.

Кeywords: system-aim approach, control,s integration, selfcontrol, specialists model,

motivation.

This article deals with the technology of forming interdiscipline military special control of knowledge as means of raising the preparing guality of modern military specialist.

Руководящие документы по организации обучения будущего офицерского состава на протяжении последних лет отмечают наличие разрыва между возросшими требованиями к их подготовке и уровнем их обучения в высших военно-учебных заведениях (ввузах) и требуют повысить качество их военно-специальной подготовки и его контроля [6-8]. Реализация вышеизложенного требования предполагает наличие эффективной и объективной системы контроля военно-специальной подготовки курсантов. Важно отметить, что особенностью организации образовательного процесса в ввузе является требование по формированию у курсантов, начиная с первого курса обучения, уровня военно-специальной подготовки, необходимой для выполнения обязанностей специалиста (солдата - после 1-го курса, командира отделения - после 2-го, командира взвода - после 3-го и т. д.). В условиях существующей в вузах системы предметного обучения и контроля, ориентированного на определение степени усвоения изучаемого конкретного предмета [9], курсанты подвергаются проверке по отдельным дисциплинам. Наличие положительных результатов по ним подразумевает, что обучаемые достигли заданного для данного этапа обучения уровня военно-специальной подготовки. Объективность такой оценки бездоказательна [10]. В контексте рассматриваемой проблемы за последние годы выполнен ряд исследований в следующих направлениях: использования системного подхода и моделирования в исследовании педагогических систем (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.И.Беспалько,

Н.Ф.Талызина и др.); теории и практики проектирования педагогических систем (Б.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, А.А.Кирсанов, В.В.Шипанов и др.); научной организации педагогического контроля в высшей школе (В.С.Аванесов, С.И.Архангельский, Б.Г.Иоганзен, В.П.Мищенко, Н.Ф.Талызина, И.Н.Шкадов и др.); диагностики усвоения знаний (К.Ингенкамп, М.П.Карпенко, Г.У.Матушанский, В.И.Огорелков, Н.Н.Павлов, А.П.Свиридов и др.); оптимизации учебного процесса и, в том числе, системы контроля знаний (Ю.К.Бабанский, В.И.Бегун, В.И.Каган и др.). Анализ приведенных исследований позволяет заключить, что при всей несомненной теоретической и практической значимости названных исследований и их важности в решении педагогических задач по проблемам повышения качества учебного процесса, в

них, в прямой постановке, вопросы совершенствования системы контроля подготовки обучающихся к профессиональной деятельности на всех этапах учебного процесса не нашли своего отражения [1-4]. Таким образом, налицо существование противоречия между объективной необходимостью повышения качества контроля военно-специальной подготовки и неразработанностью данной проблемы.

На наш взгляд, разрешение данного противоречия возможно с помощью создания системы междисциплинарного контроля (СМДК) военно-специальной подготовки курсантов как эффективного средства повышения качества подготовки военного специалиста, при реализации следующих дидактических условий: 1) переориентация контроля с усвоения курсантами отдельных дисциплин, преподаваемых на кафедре, на контроль уровня готовности курсантов выполнять обязанности специалиста, заданного для конкретного этапа обучения уровня; 2) формирование на основе тезауруса военноспециальных дисциплин кафедры комплексных междисциплинарных требований к уровню военно-специальной подготовки курсантов, необходимого для выполнения обязанностей специалиста заданного уровня; 3) насыщение образовательного процесса эффективными средствами контроля и самоконтроля; 4) проведение итогового

междисциплинарного экзамена как завершающего элемента системы междисциплинарного контроля, позволяющего комплексно оценить способности курсантов выполнять функциональные обязанности специалиста [12].

Общая направленность разработки СМДК должна предусматривать последовательное поступательное движение: от изучения действующей системы контроля, разработки общих правил и рекомендаций к построению схемы педагогической деятельности в процессе контроля. Общие правила и рекомендации, выработанные на основе педагогических принципов, в ходе исследования конкретизируются и преобразуются в систему норм, то есть в СМДК. Затем модель СМДК в ходе опытной исследовательской работы должна реализоваться в конкретном проекте - в научнометодической деятельности преподавателей конкретной кафедры по организации и управлением контролем готовности курсантов к профессиональной деятельности. При этом создаются учебно-методические рекомендации по проведению комплексного экзамена, контрольные материалы, средства контроля, в которых система находит свое выражение. В дальнейшем СМДК должна быть подвержена наблюдению, описанию и анализу с целью выявления новых особенностей педагогической деятельности и уточнению педагогических принципов. Для внедрения СМДК предлагается следующая последовательность: первый этап - подготовительный (организация технологии

проектирования СМДК). На данном этапе осуществляется: 1) формирование рабочей и технической групп; создание необходимых условий проведения эксперимента и работы технической группы; 2) рабочая группа формулирует перечень проблем, возникающих при проведении эксперимента; разрабатывает систему критериев для оценки уровня военноспециальных знаний и навыков курсантов; определяет принципы формирования экспертной группы; разрабатывает образцы анкет (тестов) [16-17] для проведения педагогической экспертизы; осуществляет проведение «пилотажного» исследования с последующей доработкой системы критериев, анкет и методики отбора экспертов; определяет процедуру экспертного опроса и эксперимента в целом; осуществляет формирование экспертной группы. Второй этап - этап уточнения модели специалиста [14], профессионального уровня которого должен достичь курсант по окончанию обучения на кафедре. Определение элементов содержания военно-специальной подготовки специалиста на кафедре необходимо осуществить на основе анализа профессиональной деятельности специалиста, который выполняется в ходе: изучения нормативных

документов; отзывов на выпускников и войскового опыта; межпредметные связей дисциплин кафедры; смысловым сходством ряда профессиональных задач, выполняемых военным специалистом [5,14]. Это позволит построить объединенную модель деятельности специалиста. Данная модель состоит из модели военного специалиста, которая включает: знания, умения, навыки (рамки кафедры) и модели деятельности специалиста: объект, условия, функциональный состав, акты деятельности (рамки войск). Выявление связей между моделями обеспечивает определение соответствия степеней усвоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле. Проделанная работа позволит конкретизировать требования к военно-специальной подготовке курсантов, которую они должны приобрести по окончанию обучения на кафедре после окончания конкретного курса. В «свернутом» виде конкретизированные требования должны сформулировать общую целевую установку контроля, уровни обученности и их содержание, вид и форму контроля, уровни деятельности. На базе этих конкретизированных требований и должен формироваться контрольный материал рубежного и итогового контроля. В развернутом виде конкретизированные требования в письменном виде доводятся до курсантов. В них подробно излагаются требования по уровням подготовки специалиста, уровня которого должны достичь обучаемые на конкретном этапе учебного процесса. Этап реализуется экспертной группой, которая: определяет конечные цели по подготовке специалиста на кафедре после 2, 3... курсов; формирует требования к уровню военно-специальной подготовки курсантов по дисциплинам кафедры.

Третий этап - планирование экспертной группой этапов контроля и самоконтроля, определение видов, форм, средств контроля. В основе организации этой работы заложено понимание того, что знания представляют собой совокупность систематизированных сведений, получаемых в результате изучения учебной информации. Объем и уровни усвоения знаний сформулированы в учебно-плановых документах изучаемых дисциплин. Навыки представляют собой сознательные действия, доведенные до автоматизма, выполняемые курсантами легко, быстро, с наивысшим результатом и наименьшим напряжением. Объем и уровень формирования перечисленных навыков определены и зафиксированы в учебно-плановых документах изучаемых дисциплин. При выборе форм организации, средств контроля и самоконтроля учитывается: опыт военно-специальных кафедр ввузов; требования, предъявляемые к военно-специальной подготовке по дисциплинам кафедры; целесообразность документирования результатов контроля; необходимость обеспечения эмоциональной физиологической и интеллектуальной деятельности (работа в условиях ограниченного времени, работа на приборах, вооружении, технике в полевых условиях в любое время года и суток, проблемные ситуации); необходимость сокращения времени на контроль и определение его результатов. Например, входной контроль целесообразно проводить в ходе плановой самостоятельной работы под руководством преподавателя с одновременным охватом всех контролируемых. Способ контроля - письменный с использованием аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ). Время контроля - 30 минут, количество контрольных вопросов в тесте - 15. Оценка результата - по бинарной шкале («готов - не готов»). Используемый критерий готовности - 60% правильно выполненных заданий (9 заданий). Информация, получаемая при контроле на данном этапе, используется для корректирования учебного процесса к уровню знаний курсантов на данном этапе обучения. Получение сведений о ходе усвоения курсантами новых знаний достигается осуществлением текущего контроля, самоконтроля и рубежного контроля. Для соблюдения непрерывности контроля и достоверности измерений проверку знаний при текущем контроле

целесообразно производить в начале каждого группового занятия в форме внезапной контрольной работы («летучки»). Форма контрольного задания - тест с альтернативными ответами. Общее количество вопросов для контроля знаний по одной теме - 15. Объем выборки (количество вопросов в контрольной карточке, предъявляемой каждому курсанту) -3^5. Количество вариантов ответов на каждый вопрос - не менее 3. Учебное время, затрачиваемое на фронтальный письменный опрос по контрольной карточке - 9-12 мин.

Периодичности и формы контроля навыков курсантов. Проблема формирования навыков во многом сопряжена с проблемой не столько его формирования, сколько с проблемой поддержания его у курсантов длительное время на заданном уровне. Известно, что каждый из навыков проходит в своем формировании ряд этапов (приобретение, выработка, совершенствование), полная реализация которых возможна лишь в системе. Поэтому целесообразно текущий контроль навыков курсантов осуществлять на каждом практическом занятии в виде выполнения профессиональных действий. При этом, если результаты текущего контроля сигнализируют нам о наличии срыва (отклонения) процесса усвоения, то необходимо осуществить анализ причин срыва и скорректировать учебный процесс с целью устранения недостатков. Таким образом, текущий контроль дает нам информацию для текущего управления учебным процессом, а значит, от его системности зависит и успешность управления.

Текущий самоконтроль. Самоконтроль является важной формой, так как он разгружает преподавателя от большого объема текущих проверок и комментирования успехов обучаемых. Он имеет большое воспитательное значение. Каждому курсанту доверяется осуществлять контроль успешности своего учения. Отсутствие морального давления за допущенные ошибки во время выполнения задания способствует более прочному усвоению знаний и навыков. Вырабатывается сознательное и критическое отношение к собственным успехам. Текущий самоконтроль необходимо осуществлять перед каждым полевым занятием в часы, отведенные распорядком дня для самостоятельной работы курсантов в специализированных классах с использованием тренажерных средств, обучающих и контролирующих программ. Условием перехода к изучению следующей дозы учебного материала или действия является выполнение всех заданий текущего самоконтроля. В ходе данного этапа контроля оценка в баллах не выставляется. В этом и проявляется обратная связь, позволяющая скорректировать для любого курсанта, независимо от числа и характера ошибок, усвоение учебного материала.

Рубежный контроль. Рубежный контроль целесообразно проводить через значительные интервалы изучения предмета (группа тем, раздел) не только для оценки результатов обучения, но и для оценки прочности усвоения полученных знаний и навыков. На проведение рубежного контроля знаний целесообразно выделять до 30 минут за счет предусмотренной учебным планом контрольной работы или за счет времени самостоятельной работы перед 4-6 часовым полевым занятием. Такая организация контроля позволит нам достаточно экономно осуществить контроль, его обобщение и информирование курсантов о его результатах. Рубежный контроль характеризуется как имеющий неполную обратную связь, так как корректирующее воздействие на курсантов, показавших низкие результаты, можно организовать и провести только в дополнительное время, вне учебного процесса. Оценку знаний целесообразно осуществлять с применением аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ). Оценка навыков целесообразно осуществлять в соответствии с требованиями, применяемыми при оценке нормативов по специальной подготовке. Применение рубежного и текущего контроля существенно влияет на роль, организацию и методику проведения итогового контроля, который осуществляется на третьем этапе.

Итоговый контроль (экзамены в конце семестра, учебного года, всего обучения в ввузе). Цель - определить уровень подготовки курсанта к профессиональной деятельности. СМДК требует разработки и реализации новой целевой формы контроля - комплексного экзамена по нескольким дисциплинам кафедры (нескольких кафедр), объединенных одной целевой установкой контроля готовности курсантов к профессиональной деятельности. Охват в рамках экзамена нескольких дисциплин, формирующих специалиста, не предполагает пропорционального увеличения числа контрольных вопросов, так как предварительно собранные данные устраняют недостаточность информации о том, какие разделы и в какой степени усвоены курсантом. Целесообразным видится формулирование контрольных вопросов в форме, выявляющей не столько наличие знаний, сколько умений творчески их применять в различных условиях. Экзамен должен предусматривать совместную проверку теоретических знаний и практических навыков курсантов в один день. Контроль знаний - с использованием АПИМ. Время проверки учебной группы - 80 мин. Контроль навыков - решение профессиональных задач. Оценка - в соответствии с требованиями сборника нормативов. Результаты контроля на данном этапе используются для корректирования учебного процесса и выдачи курсантам (выпускникам) рекомендаций по устранению недостатков в профессиональной подготовке. Определившись с периодичностью и формами контроля, экспертная группа определяет: перечень средств контроля и самоконтроля (тренажёры, компьютерные программы; комплекты приборов, образцы вооружения и техники). Единый подход к оценке военно-специальной подготовки достигается разработкой рабочей группой плана контроля военно-специальной подготовки курсантов по дисциплинам кафедры и графика самоконтроля военно-специальной подготовки курсантов, который должен доводиться до курсантов в начале семестра.

Четвёртый этап - этап разработки учебно-методических материалов СМДК. В ходе комплексной работы всех групп (рабочей, экспертной, технической) разрабатываются: подробный перечень знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у курсантов в ходе учебного процесса. Документально перечень должен оформляться в виде методической разработки кафедры «Требуемый объем к уровню военно-специальной подготовки курсантов . курса по дисциплинам кафедры в объеме должности»; тесты для текущего контроля, АПИМ для рубежного и итогового контроля и самоконтроля; программа комплексного экзамена; меры мотивации и методической подготовки преподавателей и курсантов к реализации проекта СМДК. Как показывает практика, осуществление комплекса организационных, методических и административных мероприятий еще не решает полностью вопросов внедрения. Успешность перестройки преподавания и контроля в ходе его во многом зависит от психологического климата в коллективе. В процессе внедрения неизбежны погрешности и неудачи. Разобраться в них, предупредить появление ошибок в будущем возможно лишь в атмосфере дружеского сотрудничества. Поэтому создание соответствующего психологического климата в педагогическом коллективе кафедры следует отнести к ведущим принципам оптимизации внедрения СМДК. Необходимо подчеркнуть, что важным фактором, обеспечивающим соответствие системы контроля требованиям подготовки военного специалиста, является заинтересованное и сознательное участие не только преподавателей, но и курсантов. Это предопределяет необходимость внедрение комплекса мер морального и материального воздействия на курсантов с целью стимулирования их к формированию своих военноспециальных знаний - навыков, который может включать: наглядное отображение результатов контроля на специальных стендах кафедры и в стенной печати подразделений; награждение грамотами за призовые места в соревнованиях на лучшего специалиста; освобождение от итогового контроля (при отличных результатах в ходе контрольных

работ, рубежного контроля, практических занятий и учений); другие формы поощрения в соответствии с положениями Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ; лишение денежной премии при неудовлетворительном итоговом контроле.

Пятый этап - опытно-экспериментальный. Этап осуществляется технической группой, которая: разрабатывает программу проведения педагогического эксперимента; осуществляет входной, текущий, рубежный и итоговый контроль с применением СМДК и без неё; обрабатывает результаты контроля, оценивает эффективность; осуществляет оформление отчёта [13].

Таким образом, предложенная методика создания кафедральной СМДК, формулирование её принципов, функций и задач и на этой базе реальное ее проектирование создают условия для практического ее внедрения.

Литература

1. Архангельский, С.И. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса / С.И. Архангельский. - М.: Знание, 1989. - 42с.

2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебное пособие / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368с.

3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.

4. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 144с.

5. Волошин, А.К. Моделирование военного специалиста / А.К.Волошин. - Л: Изд-во воен. инженер. ин-та, 1987. - 31с.

6. Обзор состояния образовательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства Обороны РФ: Директива заместителя Министра Обороны РФ от 15 марта 1999г. - М.: МО, 1999. - 9с.

7. Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в 2001г. и задачи на 2002г.: Приказ Министра Обороны РФ от 20 ноября 2001г. - М.: МО, 2001. - 40с.

8. Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в 2002г. и задачи на 2003г.: Приказ Министра Обороны РФ от 2002г. - М.: МО, 2002. - 37с.

9. Руководство по организации работы высшего военного учебного заведения Министерства Обороны: Приказ Министра Обороны РФ от 22 марта 2003г. - М.: Воениздат, 2003. - 69с.

10. Толок, Ю.И. О диагностике готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности / Ю.И. Толок, Т.В. Толок // Сб. стат. 10 Междунар. науч.-метод. конфер. - Пенза, 2003. - С. 441-443.

12. Толок, Ю.И. Общие принципы построения единой системы контроля готовности курсантов к профессиональной деятельности / Ю.И.Толок, Т.В.Толок // Сб. докл. 16 Всерос. конф. - Казань, 2004. - С. 162-163.

13. Толок, Ю. И. Разработка системы контроля подготовки специалиста в ввузе артиллерийского профиля: Отчет о НИР (итоговый) / Ю.И. Толок; Казан. филиал воен. артил. ун-та. - №1-01-623; Инв. №207. - Казань, 2003. -173с.

14. Формирование модели специалиста с высшим образование: сборн. типов. методик. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984. - 198с.

15. Чистяков, А. В. Единый государственный экзамен как независимая экспертиза качества подготовки учащихся в непрерывном образовании / А.В. Чистяков // Сборник статей Х Международной научн.-метод. конфер. - Пенза, 2003. - С.470-473.

16. Шадриков, В.В. Централизованное тестирование: состояние и перспективы / В.Шадриков, Н.Розина // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С.27-31.

© Ю. И. Толок - канд. пед. наук, доцент КВВКУ; Т. В . Толок - ст. преподаватель каф. МИД КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.