Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / гуманитарные науки / междисциплинарные связи / влияние / развитие / pedagogy / education / humanities / interdisciplinary connections / influence / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханевская Галина Валентиновна, Миронова Светлана Петровна

В статье рассматриваются междисциплинарные связи педагогики с другими областями знания гуманитарной направленности. Указывается на необходимость учитывать междисциплинарные связи в образовательном процессе. Отмечается, что знание других наук помогает педагогам лучше понимать как учащихся, так и самих себя. Выявляются междисциплинарные связи педагогики, свидетельствующие о переносе педагогических идей в другие области знания. Кроме этого, подчеркивается, что наличие связей между педагогическими и другими дисциплинами дает возможность расширить научный диалог. В заключении исследования отмечается, что образование и обучение должны быть интердисциплинарными. Также даются примеры из практики, иллюстрирующие связь педагогики с другими предметами. Междисциплинарные связи педагогики с другими предметами является неотъемлемой частью развития образовательного процесса в целом. Таким образом, связь педагогики с другими дисциплинами играет важную роль в формировании целостной и комплексной системы образования, способствует эффективному использованию разных предметов в обучении, а также формированию социально-значимых навыков и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханевская Галина Валентиновна, Миронова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the interdisciplinary connections of pedagogy with other fields of knowledge of humanitarian orientation. It is pointed out the need to take into account interdisciplinary connections in the educational process. It is noted that knowledge of other sciences helps teachers to better understand both students and themselves. Interdisciplinary connections of pedagogy are revealed, indicating the transfer of pedagogical ideas to other fields of knowledge. In addition, it is emphasized that the presence of links between pedagogical and other disciplines makes it possible to expand the scientific dialogue. The conclusion of the study notes that education and training should be interdisciplinary. Practical examples illustrating the connection of pedagogy with other subjects are also given. Interdisciplinary connections of pedagogy with other subjects is an integral part of the development of the educational process as a whole. Thus, the connection of pedagogy with other disciplines plays an important role in the formation of a holistic and integrated education system, promotes the effective use of various subjects in teaching, as well as the formation of socially significant skills and competencies.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ»

авангарда. В нашей стране в анимации проявлялись больше агитационно-просветительские и дидактических функций [4]. Это привело к созданию разных школ и разных подходов.

Выводы. В результате проделанной работы был проведён анализ существующих программ курсов профессиональной переподготовки по специальности художник-аниматор. Выявлены их особенности и проанализированы на соответствие требованиям профессионального стандарта. Была разработана собственная программа профессиональной подготовки. После её реализации была проведена корректировка содержания и методических подходов с целью оптимизации учебного процесса.

Полученные результаты позволили создать усовершенствованную программу и повторно апробировать полученные данные и проверить новые подходы в обучении на курсах профессиональной переподготовки. Это дало планируемый эффект. В то же время полученная программа требует дополнительных усовершенствований с учетом изменяющихся условий, как в анимационной отрасли, так и с учётом спроса со стороны общества.

Литература:

1. Бахметьев, Д.А. Создание учебного анимационного фильма как способ активации познавательной деятельности студентов / Д.А. Бахметьев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2015. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sozdanie-uchebnogo-animatsionnogo-filma-kak-sposob-aktivatsii-poznavatelnoy" deyatelnosti-studentov (дата обращения 12.04.2023)

2. Профессиональный стандарт 04.008 "Художник- аниматор". - URL: https://classinform.ru/profstandarty/04.008-hudozhnik-animator.html

3. Хитрук, Ф.С. Профессия - аниматор / Ф.С. Хитрук. (В 2 тт., т. 1). -М.: Гаятри, 2007. - 304 с.

4. Петрухина, О.В. Методы и средства прикладной анимации в России на рубеже 1940-1960-х гг. / О.В. Петрухина // Человек и культура. - 2019. - № 1. - С. 1-10. - DOI: 10.25136/2409-8744.2019.1.28734. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28734

Педагогика

УДК 378.2

доцент Хаиевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются междисциплинарные связи педагогики с другими областями знания гуманитарной направленности. Указывается на необходимость учитывать междисциплинарные связи в образовательном процессе. Отмечается, что знание других наук помогает педагогам лучше понимать как учащихся, так и самих себя. Выявляются междисциплинарные связи педагогики, свидетельствующие о переносе педагогических идей в другие области знания. Кроме этого, подчеркивается, что наличие связей между педагогическими и другими дисциплинами дает возможность расширить научный диалог. В заключении исследования отмечается, что образование и обучение должны быть интердисциплинарными. Также даются примеры из практики, иллюстрирующие связь педагогики с другими предметами. Междисциплинарные связи педагогики с другими предметами является неотъемлемой частью развития образовательного процесса в целом. Таким образом, связь педагогики с другими дисциплинами играет важную роль в формировании целостной и комплексной системы образования, способствует эффективному использованию разных предметов в обучении, а также формированию социально-значимых навыков и компетенций.

Ключевые слова: педагогика, образование, гуманитарные науки, междисциплинарные связи, влияние, развитие.

Annotation. The article examines the interdisciplinary connections of pedagogy with other fields of knowledge of humanitarian orientation. It is pointed out the need to take into account interdisciplinary connections in the educational process. It is noted that knowledge of other sciences helps teachers to better understand both students and themselves. Interdisciplinary connections of pedagogy are revealed, indicating the transfer of pedagogical ideas to other fields of knowledge. In addition, it is emphasized that the presence of links between pedagogical and other disciplines makes it possible to expand the scientific dialogue. The conclusion of the study notes that education and training should be interdisciplinary. Practical examples illustrating the connection of pedagogy with other subjects are also given. Interdisciplinary connections of pedagogy with other subjects is an integral part of the development of the educational process as a whole. Thus, the connection of pedagogy with other disciplines plays an important role in the formation of a holistic and integrated education system, promotes the effective use of various subjects in teaching, as well as the formation of socially significant skills and competencies.

Key words: pedagogy, education, humanities, interdisciplinary connections, influence, development.

Введение. Педагогика имеет множество связей с другими науками, которые влияют на эффективность обучения и воспитания. Достижение эффективных научных исследований, разработка педагогических технологий и новаторство возможно при существовании межпредметных связей и межнаучного системного подхода к предмету изучения.

Педагогика взаимодействует с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика. Такое взаимодействие помогает ей развиваться, совершенствоваться и укреплять свои связи Г21.

Изложение основного материала статьи. Связь педагогики с другими науками обусловлена ее предметом и задачами и включает в себя следующие компоненты:

• Философия. Философия является основой педагогики, так как она определяет ценности, принципы и идеалы обучения и воспитания.

• Психология. Психология изучает психологические процессы, которые происходят у учеников в процессе обучения и воспитания. Педагогика использует знания психологии для эффективных методов обучения и воспитания.

• Медицина. Медицина изучает как здоровье, так и заболевания, которые могут повлиять на процесс обучения и здоровье учащихся. Педагогика использует знания медицины для обеспечения здоровья и безопасности учащихся в образовательном учреждении.

• Социология. Социология изучает социальные структуры и отношения, которые могут повлиять на обучение и воспитание. Педагогика использует знания социологии для создания адаптивной и инклюзивной среды для обучения и воспитания.

• Лингвистика. Лингвистика изучает язык и его использование в обществе. Педагогика использует знания лингвистики доя разработки эффективных методов обучения языку.

• Информатика. Информатика изучает компьютеры и средства обработки информации. Педагогика использует знания информатики для использования новых технологий в обучении.

• Литература. Педагогика связана с литературой через литературное образование и использование литературных произведений в обучении.

• История. Педагогика и история связаны через историю образования, образовательных систем и педагогических методик.

Самым первым и основным источником развития педагогики являлась философия. Это база и двигатель развития педагогики. Педагогика и философия имеют тесную связь, поскольку используют одни и те же принципы для развития интеллектуальных, эмоциональных, физических и социальных качеств человека. Философия занимается вопросами сущности общества и человека, педагогика - образованием и воспитанием общества, которые направлены на развитие, как личности индивида, так и формирование общей культуры общества.

Педагогические теории базируются на философских идеях о нравственности, культуре, ценностях, свободе, правах человека, государстве. Философия в свою очередь вырабатывает понимание человеческой природы, этики и морали, формируя фундаментальные принципы, на которых развиваются педагогические стратегии.

Философия предоставляет педагогической науке философские концепции, которые отражают взгляды на воспитание личности и ее место в мире. Такая связь позволяет педагогам разрабатывать новые педагогические стратегии и методики, а также оценивать, как эффективно они работают в различных ситуациях и применяются в образовательном процессе.

Философия и педагогика взаимосвязаны как науки, потому что обе занимаются вопросами развития личности, социального прогресса, о ценностях знаний и образования. Философия исследует фундаментальные проблемы существования, морали и нравственности, новых знаний, чтобы помочь педагогике в разработке новых учебных программ, развитию новых методов и подходов в образовании, которые могут помочь эффективному формированию личности.

Педагогика, в свою очередь, использует результаты философских исследований в своей практике, стремясь к развитию человека как индивидуума и члена общества в разных социальных и культурных контекстах. Таким образом, философия и педагогика взаимодействуют, обогащая друг друга и создавая более эффективные и глубокие методы подготовки нового поколения.

Связь педагогики и психологии заключается в том, что педагогика использует знания психологии для понимания и обучения личности ребенка, а психология дает педагогам возможность развивать эффективные методы обучения и воспитания.

Педагогика помогает в решении психологических проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, а также развивает эффективные методы работы с обучающимися.

В свою очередь, психология исследует психические процессы, влияющие на обучение и воспитание ребенка, а также на его личностное развитие. Она изучает механизмы формирования личности и описывает эти процессы с научной точки зрения.

Таким образом, педагогика и психология работают в тесном взаимодействии друг с другом. Знание психологии помогает педагогам лучше понимать личностные особенности учащихся и развивать индивидуальный подход к каждому ребенку, тем самым, улучшая эффективность обучения и воспитания.

Связь педагогики и медицины выражается в том, что обе науки нацелены на развитие и улучшение качества жизни людей. С одной стороны, педагогика занимается воспитанием и обучением, формированием личности ребенка и подростка, развитием интеллектуальных и творческих способностей. А медицина заботится о здоровье человека, его физическом и психическом состоянии, профилактике и лечении заболеваний.

Однако связь педагогики и медицины не ограничивается только сходством целей. Педагогика и медицина используют схожие подходы и методы, такие как наблюдение, диагностика, планирование и контроль. Например, при работе с детьми с особенностями развития, специалисты обоих направлений используют индивидуальный подход, учитывающий особенности развития ребенка и его потребности.

Также в области педагогики и медицины существуют пересечения в плане совместной работы. Например, в школах и детских садах работают медицинские работники, обеспечивающие здоровье детей и проводящие медицинские осмотры, а педагоги и психологи могут консультироваться у врачей по вопросам развития ребенка и оценки его физического и психологического состояния.

Из этого следует, что связь педагогики и медицины проявляется в том, что обе науки заботятся о здоровье и благополучии человека, используют подобные методы работы и сотрудничают в указанных выше направлениях.

Прослеживается взаимосвязь между педагогикой и социологией, так как обе науки изучают социальные процессы и явления. Они объединяются в области исследования социальной педагогики, которая изучает социально-педагогические процессы и феномены взаимодействия социума и образования.

Социология помогает педагогике анализировать социальные процессы и изменения, которые могут повлиять на обучение и воспитание детей. Она изучает общественную среду, в которой развивается личность, и определяет, какие социальные факторы могут влиять на развитие ребенка [3, С. 101.

Педагогика изучает процессы образования и воспитания, поэтому ее исследования помогают социологии лучше понимать, как эти процессы влияют на развитие общества в целом.

Связь педагогики и лингвистики заключается в их общей задаче - изучении языка как средства общения и его использования в обучении. Лингвисты изучают языковые структуры и особенности языка, а педагоги разрабатывают методы обучения языку и помогают обучающимся овладевать им.

Педагоги используют лингвистические результаты в своей работе, чтобы помочь понимать и использовать языковые структуры и правила. Лингвисты также помогают педагогам разрабатывать учебные материалы и методики работы с разными категориями обучающихся.

Существует множество общих областей, в которых педагогика и лингвистика пересекаются. Например, обе науки ориентированы на изучение языкового развития детей, педагоги и лингвисты работают над созданием методик развития языковых навыков у детей разного возраста.

Другой общей областью взаимодействия педагогики и лингвистики является изучение второго языка. Лингвисты изучают особенности языка доя того, чтобы педагоги могли эффективно преподавать его не носителям языка.

Так, связь между педагогикой и лингвистикой весьма тесна, поскольку обе науки ориентированы на изучение и преподавание языка.

Существует связь между педагогикой и информатикой. Обе области занимаются обучением и передачей знаний, навыков и умений. Однако информатика является инструментом, который педагогика может использовать для улучшения процесса обучения.

Информатика может быть использована в педагогике для организации учебных материалов, улучшения доступности учебной информации и облегчения процесса обучения в целом. Программное обеспечение может помочь педагогам создавать интерактивные уроки, видеоуроки и интерактивные задания, которые могут увеличить мотивацию учащихся и помочь им лучше понимать тему изучения.

Информатика также может применяться для оценки учеников. Можно использовать программное обеспечение для тестирования, оценки и мониторинга успеваемости учащихся.

Кроме того, информатика может помочь педагогам проследить прогресс обучающихся и узнать, что работает для них лучше всего, включая анализ данных об успехах учащихся, выборку фидбека и создание индивидуальных планов обучения.

Информатика может быть удобным инструментом для педагогов в создании новых методик обучения, улучшении процесса обучения и установки более определенных целей.

Связь педагогики с литературой также весьма тесная. Литература является важным компонентом образования, так как помогает развивать воображение, эмпатию, креативность, эстетический и нравственный вкус личности учеников.

Литература в образовании может использоваться как отдельный предмет, а также как дополнительный материал. Использование литературы во всех аспектах образования, начиная с начальной школы и заканчивая университетом, позволяет ученикам и студентам освоить ряд принципиальных навыков, которые не получается приобрести из других учебных материалов. К ним можно отнести следующие:

• Развитие общекультурных компетенций. Знакомство с произведениями мировой литературы позволяет понимать историю и культуру разных народов, формировать эстетический вкус и развивать интеллектуальные интересы.

• Развитие навыков коммуникации и эмпатии. Изучение литературы помогает ученикам развивать навыки коммуникации и эмпатии, учиться пониманию взглядов, мнений и чувств у других людей, улучшать умение выражать свои мысли и идеи.

• Развитие языковых навыков. Литература является одним из лучших инструментов для изучения языков. Ученики изучают новые слова и выражения, которые они могут использовать в речи.

• Развитие эстетического вкуса. Литература помогает формированию эстетического вкуса и критического мышления. Читатели могут учиться анализу произведений, оценке качества текста, и формированию собственного мнения.

• Развитие навыков творческого и критического мышления. Чтение литературных произведений помогает развивать навыки творческого и критического мышления, что может быть очень полезно в будущей жизни учеников.

В итоге, связь педагогики с литературой является очень важной и полезной для формирования целостной, гармонично развитой личности учеников и студентов.

Выводы. Связь педагогики с другими дисциплинами является необходимой для формирования целостной и комплексной системы образования. Каждый учебный предмет имеет свои особенности и может внести свой вклад в развитие личности обучающихся. Например, математика помогает развитию логического мышления и аналитических способностей, физика - умению работать с научным материалом, строить гипотезы и проверять их на практике.

Изучение и применение педагогических принципов и методов помогает более эффективно использовать учебные дисциплины в обучении, создавая комфортные условия для учеников. Например, применение деловых игр в математике, дискуссионных методов в истории, проектных методов на уроках биологии и технологии. Это способствует созданию более интересной и результативной образовательной среды Г1, С. 10, 251.

Также важна междисциплинарная связь педагогики с предметами в контексте формирования социально-значимых навыков и компетенций. Например, изучение иностранных языков может помочь развить коммуникативные навыки и межкультурное понимание, изучение физики может привести к формированию гражданской позиции в области экологии и энергосбережения.

Таким образом, междисциплинарная связь педагогики с другими дисциплинами играет важную роль в формировании целостной и комплексной системы образования, способствует эффективному использованию предметов в обучении, а также формированию социально-значимых навыков и компетенций.

Литература:

1. Лапшин, ИИ История педагогических теорий / И.И. Лапшин. - Санкт-Петербург, 1912. - 356 с.

2. Писарева, Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / Т.А. Писарева. - Москва: Эксмо, 2008. - 126 с.

3. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. — Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

Педагогика

УДК 378

доцент Хаиевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается эволюция системы воспитания и образования в первобытном обществе: от примитивной передачи знаний и навыков от родителей до профессионального обучения с целью сохранения и развития традиций, культурных достижений и инноваций. Уделяется внимание влиянию окружающей среды, общественных условий и культурных традиций на развитие воспитания и образования человека в первобытном обществе. Приводятся методы обучения, включая демонстрацию, языковый обмен и имитацию, а также подчеркивается важность развития индивидуальных навыков и способностей для лучшей адаптации человека в обществе, исходя из особенностей тех времен. Указываются исторические факты, которые предшествовали и были связаны с созданием первобытных образовательных систем, а также на их развитие. В статье анализируются некоторые аспекты текущей системы образования в мире. Особое внимание уделяется роли родителей и старших в образовании и воспитании детей в первобытном обществе. Рассматриваются традиции обучения, передачи знаний и навыков от одного поколения к другому. Даны примеры из разных культурных традиций и достижений, использование различных методов и подходов в обучении. Обсуждается взаимосвязь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.