МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-
ИСКУССТВОВЕДОВ
Карпов Александр Владимирович
доцент, кандидат культурологии, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», доцент кафедры искусствоведения,
РФ, Санкт-Петербург E-mail: KarpovA [email protected]
INTERDISCIPLINARY APPROACHES IN CONTEMPORARY THEORY AND ART HISTORY: ISSUES IN TEACHING AND LEARNING MASTER
OF ART HISTORY
Karpov Aleksandr
Ph. D. in Culture Studies, docent, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Department of Theory and History of Art, Professor, Russia, Saint-
Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье представлены основные концепции, определяющие принципы интерпретации изобразительного искусства в контексте научных подходов, сформировавшихся в других областях гуманитарного знания. Обоснована концепция, структура и содержание учебной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства», ее место и значение в структуре подготовке магистров-искусствоведов.
ABSTRACT
The paper reviews the main theories underlying the principles of interpretation of pictorial artworks within the context of approaches evolved in other humanitarian disciplines. Also, the concept, structure and contents of academic subject «Interdisciplinary Approaches in the Contemporary Theory and History of Art» as well as its place and role for teaching masters of art in art history and theory are presented in this paper.
Ключевые слова: теория искусства; история искусства; философия искусства; эстетика; культурология; религиоведение; теория социальных коммуникаций; высшее образование.
Keywords: art theory; art history; philosophy of art; aesthetic; cultural studies; religious studies; the theory of social communications; higher education.
Принцип междисциплинарности в современном гуманитарном знании принято понимать как одновременное присутствие в конкретном научном исследовании разных методологических парадигм, отвечающих за свой «предмет» общего «поля» исследования, что выражает тенденцию к интеграции научного познания (в отличие от тенденций к его дифференциации). В искусствознании таковым «полем» является вся художественная практика, включающая, по крайней мере, три аспекта: само художественное произведение, процесс его создания и последующее его использование, что и обеспечивает включение в искусствознание смежных дисциплин. «Поле» междисциплинарных исследований в структуре современного искусствоведения весьма обширно: от социологии и психологии до семиотики и лингвистики. Подобная сложность предопределяет трудности в освоении данной предметной области научно-педагогической практикой. Действующий ФГОС ВПО по направлению подготовки 035400 «История искусств (квалификация — магистр)» подразумевает, что выпускник магистратуры должен быть способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; к владению современными научными стратегиями и методологическими принципами исследования истории искусства; к анализу историко-культурных, формально-образных, семантических, социокультурных и иных аспектов истории искусства.
На формирование этих компетенций направлена учебная дисциплина «Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства», являющейся одной базовых профессиональных дисциплин в системе подготовки магистров истории искусств. Целевая установка учебной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» — формирование у магистрантов системных знаний в сфере междисциплинарных связей современного искусствоведения с другими гуманитарными науками.
Предметом изучения учебной дисциплины являются основные концепции, определяющие интерпретацию произведений искусства в контексте междисциплинарных научных подходов, сформировавшихся в других областях гуманитарного знания: философии, эстетики, литературоведении, психологии, социологии, культурологии, религиоведения и т. д.
Задачи дисциплины:
• показать значение междисциплинарных связей искусствоведения в структуре современного гуманитарного знания;
• сформировать у студентов умения и навыки исследовательской работы в области междисциплинарных искусствоведческих исследований;
• расширить знания студентов по всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства, теории и методологии истории искусства;
• раскрыть основные проблемы и концепции междисциплинарных исследований искусства, выявить общие и особенные их характеристики.
Задачи дисциплины предполагает наличие в ней, как минимум, пяти основных разделов, отражающих соответственно, философско-эстетические, культурологические, филологические, коммуникативные, религиоведческие аспекты современного искусствоведения. Естественно, этот перечень не является конечным, вне его остается ряд аспектов, распределенных, например, между дисциплинами «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» [14], «Семиотика искусства», «Современная эстетическая теория».
Во-первых, характеристика философско-эстетических подходов в современном искусствоведении [33; 1; 4; 8; 13; 16; 17; 22; 23; 32], что предполагает рассмотрение следующих аспектов:
• общефилософские аспекты истории и теории искусства (особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности; онтологический, семиотический и функциональный критерии классификации искусства; философия искусства и теоретическое искусствознание: проблема границ и методов);
• классическая философия искусства (зарождение и развитие эстетических представлений в Античности, Средневековье и Возрождении; смысл искусства в классической эстетике и философии искусства; природа художественного образа в классической философии искусства; представление о назначении художника; эстетический опыт как содержание искусства; эстетические критерии оценки искусства; философия искусства Гегеля как завершение классической философии искусства; искусство как особая форма общественного сознания в философии марксизма и переход к неклассической философии искусства; основные категории классической философии искусства).
• неклассическая философия искусства (феноменология, неопозитивизм, экзистенциализм, структурализм и герменевтика как основные тенденции философской мысли ХХ века; феноменологическая эстетика; психоаналитическая философия искусства; философия структурализма о художественных феноменах; опыт русской «формальной школы»; герменевтика как теория познания текстов; семантическая философия искусства; антиэссенциализм, неопрагматизм, контекстуализм и институциональная теория как основные направления неклассической философии искусства и эстетики середины — второй половины ХХ века).
• постнеклассическая философия искусства (постструктурализм и его основные понятия: язык, текст, письмо, ризома и другие; деконструкция как метод интерпретации текста; основные черты эстетики постмодернизма: симулякр, ирония, маргинальное, пастиш, деструктивность, чувствительность, шок, хаос, цитатность, стилевой и жанровый синкретизм, игра; искусство как хаос смыслов; теоретики и практики постмодернизма).
Во-вторых, рассмотрение культурологических проблем современного искусствоведения [34; 35; 3; 10; 11; 12; 15; 18; 19; 24; 27], включающих в себя следующие аспекты:
• искусство как феномен культуры (культура как контекст самоопределения искусства; взаимосвязь искусства с другими элементами культуры художественное сознание как культурологическая проблема;
диалектика общекультурного и художественного факторов истории искусства; культурный статус художественного произведения);
• культурологический анализ искусства в проблемном поле современной междисциплинарности (контекст различных исторических эпох; контекст различных феноменов культуры; соотнесение текста произведения искусства с современным или историческим контекстом);
• искусство и картина мира (искусство в формировании картины мира; социокультурные смыслы искусства; историческая динамика искусства в контексте культуры: мифология, религия, философия, повседневность, идеология, технология).
• отдельные проблемы культурологии искусства (искусство в аспекте проблем цивилизационной идентичности; типология искусства — типология культур; культура как предмет рефлексии искусства; метафоры культуры как язык искусства; идеи и образы культуры в истории искусства).
• Искусство как сфера культурно-исторической памяти (понятие «память» в теории искусства и методологии искусствознания; история искусства в контексте социальной памяти; воздействие искусства на социальную память; художественное переживание как взаимодействие индивидуальной и социальной памяти);
• культурно-антропологические аспекты истории искусства (цель и смысл искусства в антропологическом измерении; антропология образа и визуальности; телесность как аспект художественности);
• искусство и игра как феномены культуры (эстетическое измерение игровой деятельности; типология игры; игра как принцип художественного творчества в философии искусства; игровое начало в искусстве: уровень содержания, уровень художественной формы; контексты игрового начала в художественном творчестве).
Третья междисциплинарная сфера взаимодействия искусствоведения и других отраслей гуманитарного знания — это филологические аспекты
современного искусствоведения [6; 11; 18; 29; 31], предполагающие обращение к следующим проблемам:
• мифопоэтический подход в истории и теории искусства (мифическое и мифологическое: аспекты взаимодействия; мифологизм и творчество; мифологические аспекты текстуальности; миф как первоисточник искусства; миф в стуктуре художественной образности произведения искусства).
• понятие «поэтика» как литературоведческая и искусствоведческая категория (поэтика как научная дисциплина (общая поэтика, описательная поэтика, историческая поэтика); поэтика как общегуманитарная категория; культурологическая характеристика поэтики: поэтика как выражение целостности искусств; место литературы в системе искусств; художественный образ и культурные коды литературы).
• филологическая герменевтика в исследования истории искусства (сфера филологической герменевтики; герменевтический опыт как осознание принадлежности к традиции и осознание исторической дистанции; герменевтический круг; рецептивная эстетика как общегерменевтическая модель; культурно-историческая обусловленность художественного смысла; иконология и филологические методы изучения искусства).
В-четвертых, анализ искусство в контексте теории социальных коммуникаций [2; 7; 9; 18; 20; 21; 25; 26; 28], опираясь на следующие аспекты:
• понятие «художественная коммуникация» (художественная коммуникация как движение художественных смыслов в социальном пространстве и времени; социально-коммуникационные циклы функционирования художественной коммуникации; художник и аудитория искусства в системе социальных коммуникаций; типология художественных коммуникаций; информационный подход в искусствоведении: художественная информация и научная информация).
• Семантика и семиотика художественных коммуникаций (семиотическое пространство художественных коммуникаций синтактика, семантика, прагматика; художественный смысл, язык, знак, текст, код, символ в системе
художественных коммуникаций; коммуникационные знаки и их классификация; смысл как измерение коммуникации).
Пятая проблема — это осмысление искусства в контексте религиозного сознания [1; 5; 15; 30], что предполагает обращение к следующим темам:
• религиоведческие аспекты теории и истории искусства (понятие «религиозное искусство», понятие «религиозные сюжеты и образы в искусстве»; искусство в системе культа; сакральное, иррациональное и трансцендентное как аспекты творчества и художественности; творчество как ритуал; религиозное искусство и эстетический идеал, религиозное сознание и художественное сознание).
• история и теория искусства в контексте русской религиозной эстетики и философии (русская религиозная эстетика как выражение сущностных проблем духовной культуры; основные идеи русской религиозной эстетики; философия иконы; влияние религиозной эстетики на эстетическое сознание в России).
Учебная дисциплина акцентирует внимание на историко-теоретических аспектах темы, прикладные аспекты (например, исследование конкретного произведения искусства в ракурсе различных методологических подходов) могут составлять содержание отдельных дисциплин по выбору студента и входить в содержание научно-исследовательских и научно-производственных практик.
Самостоятельная работа по дисциплине «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» заключается в освоении достаточно обширного теоретического, историографического, историко-художественного и эмпирического материала. Выполнение ряда заданий по дисциплине рассчитано на самостоятельную работу студентов в библиотеках, в сети Интернет, на выставках и экспозициях. Самостоятельная работа позволяет студенту:
1. проверить собственную подготовку по основным темам курса, способность ориентироваться в своеобразии методологических подходов различных дисциплин в современном искусствоведении (философия, эстетика, культурология, филология, религиоведение, теория коммуникации),
2. понимать специфику функционирования профессиональной искусствоведческой терминологии в контексте различных методологических парадигм;
3. развить навыки анализа, как отдельного произведения искусства, так и художественно-исторического процесса в контексте философско-эстетических, культурологических, филологических, религиоведческих и иных аспектов современного искусствознания.
Список литературы:
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Академический проект, 2011. — 452 с.
2. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско -эстетической мысли. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1999. — 276 с.
3. Бельтинг Х. Антропология образа (главы из книги) // Искусствознание. — 2005. — № 1. — С. 68—106.
4. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 704 с.
5. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Новый акрополь, 2014. — 216 с.
6. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. — 680 с.
7. Грачев В.И. Коммуникации-ценности-культура (опыт информационно -аксиологического анализа) / В.И. Грачев. СПб.: Астерион, 2006. — 248 с.
8. Грэм Г. Философия искусства. М.: Slovo/Слово, 2004. — 256 с.
9. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. -СПб.: Акад. проект, 2000. — 184 с.
10. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. — 464 с.
11. Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: критический анализ современных герменевтических концепций. М.: Искусство, 1984. — 238 с.
12. Искусство как сфера культурно-исторической памяти / Отв. ред. Л.Ю. Лиманская. М.: Изд-во РГГУ, 2008. — 395 с.
13. Капустина Л.Б. Философия и искусство: логика паратекста. СПб.: Петрополис, 2004. — 216 с.
14. Карпов А.В. Учебная дисциплина «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» в структуре подготовки магистров-искусствоведов // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе. Махачкала: НИЦ «Апробация», 2014. — С. 42—45.
15. Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический, искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 1024 с.
16. Кривцун О.А. История искусства и философия истории // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2005. — С. 115—129.
17. Лиссман К.П. Философия современного искусства: введение. СПб.: Гиперион, 2011. — 248 с.
18. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб., 1998. — 716 с.
19. Манкевич И.А. Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. — 2007. — № 5. — С. 17—23.
20. Манкевич И.А. Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: мат-лы межд. науч. конф. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург /СПбГУ. СПб., 2001. — С. 83—87.
21. Манкевич И.А. Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания: Опыт построения концептуальной модели // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб. статей/ СПбГУКИ. СПб., 2005. — С. 68—75.
22. Никитина И.П. Философия искусства. М.: Омега-Л, 2010. — 559 с.
23. Очерки эстетики и теории искусства / Отв. ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. М.: Канон+, 2013. — 448 с.
24. Пелипенко А.А. Искусство в зеркале культурологии. СПб.: Нестор-История, 2009. — 318 с.
25. Раппопорт С.Х. Художественные коммуникации и языки искусства // Языки науки — языки искусства. М., 2000. — С. 40—49.
26. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетическая функция культуры. М.: Наука, 1979. — 231 с.
27. Современное искусствоведение в системе гуманитарного знания: Монография / Науч. ред. А.В. Карпов. СПб.: СПбГУП, 2012. — 356 с.
28. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002. — 461 с.
29. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 639 с.
30. Философия русского религиозного искусства / Сост. Н.К. Гаврюшин. М.: Республика, 1993. — 400 с.
31. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. — 240 с.
32. Шехтер Т.Е. Искусство как пространство смыслов: избранные работы по теории и истории искусства / Науч. ред. и сост. А.В. Карпов СПб.: СПбГУП, 2014. — 376 с.
33. Art in Theory 1900—2000: An Anthology of Changing Ideas / Edited by Charles Harrison & Paul Wood. 2nd ed. London: Blackwell Publishing, 2012. — 1258 p.
34. D'Alleva Anne. Methods & Theories of Art History. Second Edition. London: Laurence King Publishing, 2012. — 186 p.
35. Hatt Michael and Klonk Charlotte. Art History: A critical introduction to its methods. Manchester University Press, 2006. — 250 p.