Научная статья на тему 'Междисциплинарные исследования в работе историка: III Ганзейская Летняя школа в Великом Новгороде'

Междисциплинарные исследования в работе историка: III Ганзейская Летняя школа в Великом Новгороде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Caurus
Область наук
Ключевые слова
Великий Новгород / Ганзейский союз / Балтийский регион / студенческая наука / Veliky Novgorod / Hanseatic League / Baltic Region / students’ research

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грохотова В. В.

Обзор посвящен проведению Всероссийской научно-практической летней школы «Русский Северо-Запад и Ганза в свете междисциплинарных исследований», прошедшей со 2 по 9 июля 2023 года в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary research in the work of a historian: III Hanseatic Summer School in Veliky Novgorod

The review is devoted to the All-Russian Scientific and Practical Summer School "The Russian Northwest and the Hansa in the light of interdisciplinary research", held from July 2 to 9, 2023 at the Humanitarian Institute of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные исследования в работе историка: III Ганзейская Летняя школа в Великом Новгороде»

ХРОНИКА

УДК 001.891:94(470.24) ББК 19+63.3(4Нов)

Эй!: 10.34680/Caurus-2024-3(1)-76-82

В. В. Грохотова

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ ИСТОРИКА: III ГАНЗЕЙСКАЯ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

Международные отношения в Балтийском регионе -- одна из ведущих тем исследований, которые проводятся на кафедре всемирной истории и международных отношений Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Деятельность научного коллектива, которым руководит профессор кафедры доктор исторических наук М. Б. Бессуднова, включает и активную работу по формированию в Новгородском государственном университете коммуникативной площадки исследователей истории русско-ганзейских отношений. Так, проводимые раз в два года «Балтийские исторические чтения» стали местом общения экспертного сообщества, а ежегодные конференции «Ганзейский союз: от зарождения к возрождению» собирают в Великом Новгороде молодых историков (студентов, магистрантов, аспирантов). Важное значение в транслировании результатов исследовательской работы коллектива, расширении знаний по истории русско-ганзейских отношений имеет проведение ежегодной Всероссийской научно-практической Летней школы1.

3 июля 2023 года стартовала !!! Всероссийская научно-практическая летняя школа «Русский Северо-Запад и Ганза в свете междисциплинарных исследований». В работе школы приняли участие 35 участников из университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Екатеринбурга, Архангельска, Севастополя, Ижевска, Великого Новгорода и Минска.

Организаторы школы предусмотрели чтение курса лекций по истории международных отношений средневекового русского Северо-Запада, уделив особе внимание русско-ганзейским отношениям. Занятия проводили как преподаватели НовГУ, сотрудники Новгородского музея, так и коллеги из научных и образовательных учреждений из Санкт-Петербурга и Пскова.

Программа школы включила проведение практических занятий,

предусматривающих работу со средневековыми оригинальными документами в архивах Новгорода; индивидуальную и групповую исследовательскую работу; изучение современных методик и методов работы с историческими источниками и, конечно, культурно-ознакомительную программу, включающую знакомство с

1 О предыдущих мероприятиях смотрите отчеты М. Б. Бессудновой [Бессуднова, 2021], В. А. Якуниной [Якунина, 2022] и В. В. Грохотовой [Грохотова, 2022].

архитектурными и археологическими достопримечательностями Великого Новгорода и Пскова.

Открытие Летней школы состоялось 3 июля. С приветственным словом к участникам обратился и.о. директора Гуманитарного института НовГУ Д. Е. Крапчунов, отметивший важность формирования в Новгороде площадки для встречи молодых исследователей, обеспечение междисциплинарного подхода в изучении истории. Председатель комитета по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода О. В. Васильева подчеркнула важность сотрудничества университетского сообщества и органов власти в расширении интереса к истории Новгородской земли. Начальник отдела аспирантуры и молодежной науки О. В. Алексеева особо выделила активную работу в организации Летних ганзейских школ Исторического студенческого научного общества.

После приветственных слов научную программу открыла доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ М. Б. Бессуднова. В своей лекции «Ганза и Новгород: история взаимоотношений» лектор представила «Феномен Ганзы» : рассказала о том, что такое Ганза, сделала обзор современной российской и зарубежной историографии по проблеме, остановилась на особой роли Новгорода в русско-ганзейских отношениях, особенностях регулирования торговых отношений в рамках традициях «старины» и о феномене «необычной торговли», охарактеризовала многогранность русско-ганзейских взаимоотношений как особого коммуникативного пространства, не ограничивавшегося только торговыми отношениями.

Продолжила образовательную часть программы Т. В. Володина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ, с лекцией «Некоторые элементы европейских стилей в архитектуре и изобразительном искусстве средневекового Новгорода". На примере различных архитектурных сооружений Великого Новгорода, таких как Софийский собор, церковь Николы на Липне, церковь Спаса на Нередице и других, лектор показала влияние западноевропейского стиля на искусство средневекового Новгорода.

Продолжением программы стала автобусная экскурсия по историческим местам в окрестностях Новгорода. Участники школы побывали на Рюриковом городище, посетили церковь Спаса на Нередице, церковь Успения на Волотовом поле и завершилась экскурсия у церкви Федора Стратилата на Ручью. Включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО перечисленные памятники представляют собой уникальные исторические объекты, об истории и особенности каждого из которых рассказал слушателям старший научный сотрудник отдела хранения и изучения вещественных памятников Новгородского музея-заповедника, хранитель фонда сфрагистики, фалеристики В. А. Волхонский.

Программа второго дня была посвящена письменным источникам истории Северо-Запада. Лекцией на тему «Западноевропейская старопечатная книга в собрании Новгородской духовной семинарии» выступил Н. В. Салоников, к.и.н., доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ. В рамках лекции слушатели познакомились с историей создания Новгородской духовной семинарии, ее местом и ролью в развитии образования в России. Особое внимание было уделено

знакомству с библиотекой семинарии, значительную часть которой составила библиотека Феофана Прокоповича, подаренная своему сподвижнику Петром ! и являвшаяся трофеем Северной войны. Слушатели получили возможность познакомиться с каталогом библиотеки, узнать о судьбе коллекции и ее отдельных экземплярах. Тему продолжил Д. И. Вебер, к. и. н., доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ, который на примере издания «Упражнения по гигиене» Пьера Гонтье (Лион, 1668) представил уникальный сюжет о судьбе книги, название которой не соответствует содержанию. Титульный лист книги П. Гонтье был подклеен к сочинению медика и профессора Тулузского университета Франсуа Бойля, посвященное описанию физических явлений. Докладчик показал на примере этого экземпляра возможность реконструирования истории бытования книги.

Завершил лекционную часть программы этого дня И. А. Мельников, кандидат культурологии, с. н. с. отдела развития Новгородского государственного музея-заповедника, доцент кафедры истории России и археологии НовГУ, выступивший с темой «Западнорусские влияния в издательской деятельности Московского печатного двора XVII в.». Слушатели познакомились с историей развития книгопечатания в России, учреждения Московского печатного двора, западноевропейском влиянии на становление и развитие книжности в России.

Вторая половина дня была посвящена знакомству участников с историческими памятниками Великого Новгорода. Экскурсия по Владычной (Грановитой) палате, уникальному памятнику архитектуры XV века, построенному в стиле кирпичной готики и расположенному на территории Новгородского детинца, дала возможность участникам увидеть одну из старейших сохранившихся гражданских построек Руси, оценить представленную уникальную коллекцию декоративно-прикладного искусства.

Лекция-экскурсия в Алексеевскую (Белую) башню завершила день. И. В. Хохлов, к. и. н., в. н. с. отдела комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника рассказал о фортификационной системе средневекового Новгорода, об истории сооружения Алексеевской башни, порядке несения службы гарнизона Белой башни, его вооружении и составе, о событиях, связанных со штурмом города шведским корпусом Якоба Делагарди. Особый интерес вызвала интерактивная часть экскурсии, позволившая участникам прикоснуться к предметам быта эпохи, доспехам и оружию ХУ-ХУ!!! вв.

5 июля, третий день школы, участники провели в Пскове. Начали с пешей лекции-экскурсии «Новый Торг Пскова и новые приоритеты Балтийской торговли», которую провел археолог Археологического центра Псковской области С. А. Салмин. Продолжилось знакомство с древним Псковом Экскурсией в Поганкины палаты и лекцией «"Торговый дом" Поганкиных: секреты успеха и причины гибели», которые провел М. Ю. Колпаков, к.и.н., начальник Исторического отдела Псковского музея-заповедника.

После обеда участники школы посетили Археологический центр Псковской области. С. А. Салмин, сотрудник Археологического центра Псковской области и Е. В. Салмина, к.и.н., с.н.с. Археологического центра Псковской области, рассказали о результатах своих исследований, поделились предположениями о местонахождении

нового Псковского торга. Завершился день пешей экскурсией к месту обзора Немецкого двора.

Четвертый день работы Летней школы, 6 июля, организаторы назвали «Ганза и Северо-Запад: о чем говорят источники?». А. В. Ушаков, ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений, сотрудник научно-исследовательского центра НовГУ, прочел лекцию «Ганзейский союз в Средневековье и раннее Новое время: история, источники и специфика функционирования».

Продолжилась ганзейская тема практическим занятием «Как читать ганзейские рукописи?» Для проведения практики по ганзейской палеографии участников разделили на команды, наставниками которых стали А. В. Ушаков и В. А. Якунина, ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений, сотрудник научно-исследовательского центра НовГУ. Участники школы узнали не только об эволюции графических форм букв и шрифтов, письменных знаков, о системах сокращений и их графическом обозначении, но и сами попробовали прочитать ганзейские рукописи.

Вторая половина дня прошла в Инновационном научно-технологическом центре «Интеллектуальная электроника - Валдай». Слушатели школы узнали о направлениях научно-технологической деятельности, осуществляемой на территории образовательной площадки эпохи цифровой экономики, посетили инновационные залы и лаборатории центра.

По задумке организаторов каждый участник школы был закреплен за одним из преподавателей-кураторов и в составе команды принимал участие в разработке проекта научной работы в соответствии с проблематикой школы. Итоговый проект предстояло вынести на обсуждение и защиту в последний день работы школы. В стенах ИНТЦ «Интеллектуальная электроника - Валдай» участники школы под руководством кураторов начали работу по разработке проектов.

—г «

7 июля, шестой день школы продолжился знакомством с междисциплинарными подходами в работе историка. Программа дня была посвящена междисциплинарным исследованиям в исторической науке. Программу открыла А. В. Корчилава, м.н.с. Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников СПбИИ РАН, лекцией «Проектирование и реализация базы данных для исторических исследований». Лекция была подкреплена практической частью, в ходе которой участники школы получили навыки создания баз данных, которые они смогут применять в своих исследованиях.

Во второй половине дня состоялась лекция Е. И. Носовой «Естественнонаучные методы работы с рукописными памятниками», в ходе которой лектор увлекательно рассказала о том, как и зачем историку в своих работах применять естественнонаучные методы, продемонстрировала на конкретных примерах, что может дать применение данных методов в историческом исследовании.

Программа дня завершилась походом в Реставрационную мастерскую Грековых, где участникам показали рабочее пространство мастерской, рассказали о жизни и деятельности Грековых, показали документальный фильм о жизни и подвиге знаменитых реставраторов.

После экскурсии участникам школы предложили пройти Ганзейский квест -проект, разработанный участниками предыдущей ганзейской школы. Апробация прошла успешно, руководители школы рекомендовали проект к внедрению.

Следующий день, 8 июля, был посвящен междисциплинарным подходам в гуманитарном знании. В первой половине дня перед участниками с двумя лекциями «Особенности сохранности археологических и этнографических предметов из металла» и «Общая методология реставрации музейного металла» выступила С. Г. Буршнева, художник-реставратор высшей категории произведений из металла Государственного Эрмитажа. Лектор познакомила слушателей с базовыми понятиями методологии сохранения и реставрации предметов из металла, на примерах из практики рассказала о тонкостях каждого из методов реставрации металла, об ошибках, которые допускаются неопытными исследователями.

После обеденного перерыва участникам была предложена лекция «Искусственный интеллект и компьютерные технологии в гуманитарном знании» О. Ю. Лашманова, к.т.н., научного руководителя и исполнительного директора Лаборатории Искусство и искусственный интеллект" (Европейский университет в Санкт-Петербурге). Лектору удалось простыми словами разъяснить специфику и сложности машинного обучения, то, как устроена нейронная сеть. Кроме того, лектор продемонстрировал возможности применения искусственного интеллекта и компьютерных технологий в гуманитарных исследованиях на примере успешных проектов, реализуемых на базе Лаборатории Европейского университета.

Вечером участники школы посетили один из археологических раскопов Великого Новгорода. Экскурсию проводил О. М. Олейников, к.и.н., научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН. Слушатели ознакомились с процессом закладки раскопа, а также смогли не только увидеть богатый комплекс археологических находок, но и прикоснуться к ним.

Завершающий день работы Летней школы традиционно посвящен представлению и защите проектов. Участникам были предложены темы по истории Ганзы, наставниками по которым выступили А. В. Ушаков, ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ и В. А. Якунина, ассистент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ; по интеллектуальной истории, руководство которыми осуществляли Д. И. Вебер, к.и.н., доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ, и Н. В. Салоников, к.и.н., доцент кафедры всемирной истории и международных отношений НовГУ; кроме того были предложены идеи социальных проектов, связанных с распространением и продвижением результатов исторических научных исследований, наставником по которым стала В. В. Грохотова, к.и.н., завкафедрой всемирной истории и международных отношений НовГУ. В результате к защите было представлен0 10 проектов, среди которых «Сравнительная характеристика уставов четырех ганзейских контор», «Историография русско-ганзейской торговли второй половины XVI века», «Любекская торговля в Швеции в XV веке», «Ведомость Новгородской архиерейской школы 1727 года как источник по истории образования петровского времени», «Книги немецких типографов XVII века в библиотеке архиепископа Феофана (Прокоповича)», «Правовые основы функционирования

Ганзы», разработка настольной игры для школьников «Ганзейские купцы». Участники школы успешно защитили проекты, обсуждение носило активный, конструктивный характер, а организаторы отметили высокий уровень предложенных проектов. Как и в прошлом году, некоторые проекты, начало которым было положено в ходе Летней школы, получили свое практическое продолжение. Так в результате подготовки проекта участники школы из Московского государственного университета, Православного Свято - Тихоновского государственного университета, Севастопольского государственного университета включились в работу по созданию базы данных владельческих записей на книгах из библиотеки архиепископа Феофана Прокоповича в рамках реализации совместного проекта «Книжная культура и практики чтения в России XVIII столетия на примере библиотеки Новгородской духовной семинарии» (в рамках Стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности») Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого и Российской Национальной библиотеки.

Завершилась школа торжественным вручением сертификатов участникам школы и благодарственных писем приглашенным лекторам.

Опыт развития молодежной науки, трансляции результатов научных исследований студенческой молодежи и вовлечения молодых исследователей в научную деятельность еще раз подтверждает важную роль этой деятельности в формировании будущего отечественной исторической науки.

Информация о статье

Автор: Грохотова Валентина Владимировна - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всемирной истории и международных отношений, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия; ORCID: 0000-0002-8838-7590; e-mail: [email protected]

Заголовок: Междисциплинарные исследования в работе историка: III Ганзейская Летняя школа в Великом Новгороде

Аннотация: Обзор посвящен проведению Всероссийской научно-практической летней школы «Русский Северо-Запад и Ганза в свете междисциплинарных исследований», прошедшей со 2 по 9 июля 2023 года в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Ключевые слова: Великий Новгород, Ганзейский союз, Балтийский регион, студенческая наука

Библиографический список

Бессуднова М. Б. (2021). «Ганзейская» летняя школа на базе Новгородского государственного университета им.

Ярослава Мудрого. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. № 2 (30). С. 189-191. Грохотова В. В. (2022). Международная научно-практическая летняя школа «Новгород в системе ганзейских

отношений в Средние века». Caurus. Том 1. № 2. С. 116-122. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-116-122. Якунина В. В. (2022). Ганзейская и балтийская проблематика в студенческих мероприятиях Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого в 2021-2022 уч. году. Caurus. Том 1. № 1. С. 123128. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(1)-123-128.

Information about the article

Author: Valentina V. Grokhotova — Head of the Department of World History and International Relations, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia; ORCID: 0000-0002-8838-7590; e-mail: [email protected]

Title: Interdisciplinary research in the work of a historian: III Hanseatic Summer School in Veliky Novgorod

Abstract: The review is devoted to the All-Russian Scientific and Practical Summer School "The Russian Northwest and the Hansa in the light of interdisciplinary research", held from July 2 to 9, 2023 at the Humanitarian Institute of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Keywords: Veliky Novgorod, Hanseatic League, Baltic Region, students' research

References

Bessudnova M. B. (2021). «Ganzeiskaya» letnyaya shkola na baze Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo [«Hanseatic» summer school at the Novgorod State University named after Yaroslav the Wise]. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. No 2 (30). Pp. 189-191. (In Russian).

Grokhotova V. V. (2022). Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya letnyaya shkola «Novgorod v sisteme ganzeiskikh otnoshenii v Srednie veka» [International Scientific and Practical Summer School "Novgorod in the System of Hanseatic Relations in the Middle Ages"]. Caurus. Vol. 1. No 2. Pp. 116-122. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(2)-116-122. (In Russian).

Yakunina V. A. (2022). Ganzeiskaya i baltiiskaya problematika v studencheskikh meropriyatiyakh Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo v 2021-2022 uch. godu [Hanseatic and Baltic issues in student activities of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University in the 2021—2022 academic year]. Caurus. Vol. 1. No 1. Pp. 123-128. DOI: 10.34680/Caurus-2022-1(1)-123-128. (In Russian).

Для цитирования статьи:

Грохотова В. В. Междисциплинарные исследования в работе историка: III Ганзейская Летняя школа

в Великом Новгороде. Caurus. 2024. Т. 3. № 1. С. 76-82. DOI: 10.34680/Caurus-2024-3(1)-76-82

For citation:

Grokhotova V. V. Interdisciplinary research in the work of a historian: III Hanseatic Summer School in

Veliky Novgorod. Caurus. 2024. Vol. 3(1). P. 76-82. (in Russian) DOI: 10.34680/Caurus-2024-3(1)-76-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.