Научная статья на тему 'Междисциплинарность, антропоцентричность, комплексность как основные составляющие интегративного метода исследования языковых репрезентаций эмоций'

Междисциплинарность, антропоцентричность, комплексность как основные составляющие интегративного метода исследования языковых репрезентаций эмоций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕТОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / THE INTEGRATIVE METHOD / INTERDISCIPLINARY / ANTHROPOCENTRICITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белая Е. Н.

Анализируется развитие интегративного метода с целью исследования лингвистических представлений эмоций, охватывающих такие элементы, как междисциплинарность, антропоцентризм и комплексность. Междисциплинарность относительно лингвистических представлений эмоций полагается на данные от психологии и познавательной семантики. Идея антропоцентризма языка показана в понимании человека как ориентир в анализе языковых явлений. Комплексность из анализа находится во взаимодействии между лексикой, грамматикой, прагматикой и стилистикой, обозначая и выражая эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary, anthropocentricity, comprehensiveness as the basic components of the integrative method of research language representations emotions

This article focuses on the development of an integrative method to investigate linguistic representations of emotions encompassing such elements as interdisciplinary, anthropocentrism, and comprehensiveness. Interdisciplinary with respect to linguistic representations of emotions relies on data from psychology and cognitive semantics. The idea of anthropocentricity of language is revealed in understanding a human being as a reference point in the analysis of language phenomena. Comprehensiveness of the analysis lies in the interaction between lexis, grammar, pragmatics, and stylistics when denoting and expressing emotions.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарность, антропоцентричность, комплексность как основные составляющие интегративного метода исследования языковых репрезентаций эмоций»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 209-212.

УДК 159.953.5:001.895 Е.Н. Белая

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ, КОМПЛЕКСНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ЭМОЦИЙ

Анализируется развитие интегративного метода с целью исследования лингвистических представлений эмоций, охватывающих такие элементы, как междисциплинарность, антропоцентризм и комплексность. Междисциплинарность относительно лингвистических представлений эмоций полагается на данные от психологии и познавательной семантики. Идея антропоцентризма языка показана в понимании человека как ориентир в анализе языковых явлений. Комплексность из анализа находится во взаимодействии между лексикой, грамматикой, прагматикой и стилистикой, обозначая и выражая эмоции.

Ключевые слова: интегративный метод, междисциплинарность, антропоцентрич-ность.

Введение

В современной лингвистике, в тех ее разделах, предметом которых является семантика разнообразных средств репрезентаций явлений действительности, сложились относительно новые подходы, методы, методики исследования. Многими учеными развивается идея, согласно которой будущее науки за интегративным, многоаспектным, комплексным исследованием феноменов языка и речевой коммуникации. Тенденция, теперь уже закономерность, обращения ученых-гуманитариев как к теоретическим воззрениям языковедов, так и непосредственно к созданной ими обширной эмпирической базе свидетельствует о релевантности языковых фактов для адекватного всестороннего научного объяснения мира и о явно выраженной интеграции наук, расширяющей горизонты человеческого познания действительности. По мнению Н.А. Красавского, интегрирование наук правомерно определить как закономерный и необходимый процесс эволюции человеческой цивилизации, задающий векторы дальнейшего успешного развития научного знания вообще и гуманитарного в частности [1].

Известно, что термин «интеграция» применяется для характеристики процесса сближения и связи наук. В настоящей статье интегративный метод определяется как сочетание разных идей, приемов анализа языкового материала, базирующийся на одной приоритетной идее,

которая заключается в признании тесной связи всех языковых процессов и явлений с философией, психологией, культурой, социальной жизнью. Кроме того, эта идея предполагает использование множества конкретных методов и методик. Основными признаками интегративного метода, посредством которого должны исследоваться языковые репрезентации чувства любви, являются междисциплинарность, антропоцентричность и комплексность. Кратко охарактеризуем названные признаки разрабатываемого нами метода исследования.

1. Междисциплинарность применительно к изучению интересующего нас объекта мыслится как опора на данные психологии в той части, которая содержит научные интерпретации эмоций человека вообще и базовых эмоций в частности. Фундаментальное изучение психологами эмоций выявило следующие основные характеристики этого феномена:

© Е.Н. Белая, 2012

1) существуют базовые и периферийные эмоции [2];

2) эмоции характеризуются на шкале интенсивности [3];

3) они могут быть осознанными или неосознаваемыми;

4) эмоции образуют единство полярностей (положительные и отрицательные) [2-5].

Считается, что базовыми можно назвать те эмоции, которые отчетливо обнаруживаются и идентифицируются человеком [6; 7]. В основе теории базовых эмоций К. Изарда лежат следующие тезисы:

1) базовые эмоции образуют основную мотивационную систему человеческого существования;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальной мотивацией и подразумевает специфическую форму переживания;

3) эмоциональные процессы взаимодействуют с перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние [7].

Количество выделяемых психологами эмоций, относимых к базовым, варьирует от работы к работе [5-8]. Вместе с тем достаточно легко выделяется ядро предлагаемых списков (радость, печаль, страх, гнев, удивление), которое и представляет собой главный экстралингвистический объект в настоящем исследовании.

Принцип экстралингвистического обоснования выбора объекта исследования сочетается с принципом характеристики его лингвокультурологического аспекта. Известно, что развитие культуры не может найти своей полной реализации без языка, который в своих основных функциях и служит инструментом выражения культурных смыслов. Эмоции человека запечатлены в идиомах, паремиологическом фонде языка, в образное основание которых включены символы, эталоны, мифологемы, архетипы, а также другие знаки, входящие или претендующие на такое вхождение в «симбола-рий культуры» [9].

Интегративность теоретической базы настоящего исследования проявляется также в том, что наш объект выделяется и определяется в понятиях и терминах когнитивной семантики. Понятие репрезентации является ключевым для когнитивной науки. «Репрезентация - это и сам процесс представления мира человеком, и единица этого представления, замещающая представляемое либо в психике человека, либо в языковом оформлении некоторого знания, т. е. вербальная, языковая репрезентация» (выделено мной. - Е.Б.) [10]. Репрезентации базовых эмоций представляют собой ментально-языковые образования, концептуальное содержание и структуру которых можно разложить на определенные компоненты, каждый из которых обосновывается природой репрезентируемого феномена и

соответствует ей: характер эмоции, ее субъект, причина ее возникновения, механизмы протекания, изменения, степень интенсивности переживания, сопутствующие ему и отображаемые языком оценки, ассоциации, внешние проявления эмоции (ее симптомы).

Семантические единицы и структуры языка участвуют в речевых репрезентациях эмоций. Именно поэтому в настоящей работе интегративность мыслится так же, как необходимость исследования выделенного объекта в функционально-прагматическом аспекте. Обозначения эмоций являются эмотивным выразительным средством в текстах, так как они служат не только для описания, но и выражения эмоций человеком, их оценок вербальными средствами. Ментальная и психологическая природа эмоции, ее роль в смысловой организации текста, в репрезентации когнитивных компонентов определяется наличием эмотивной подсистемы концептуальной системы авторского сознания [11]. С данным тезисом одного из исследователей авторского сознания в тексте, Л.О. Бутаковой, нельзя не согласиться.

2. Интегративный метод исследования языковых репрезентаций базовых эмоций человека основывается на приоритетной идее антропоцентричности языка, которая обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных языковых явлений [12]. В русле ан-тропоцентристской семантической парадигмы в языкознании разрабатываются различные подходы (Е.С. Кубрякова, Ю.С. Степанов, Ю.Н. Караулов, Б.А. Серебренников, Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, Ю.Д. Апресян, В.В. Колесов, Л.Г. Бабенко, М.В. Пименова, М.П. Одинцова, Н.В. Орлова, Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц, О.В. Коротун и др.), опирающиеся на постулат существования языковой картины мира, которая понимается как «.представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях - языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, т. е. заложенная в системных значениях слов и их сочетаний информация о мире»> (выделено мной. - Е.Б.) [13].

Для разработки теоретических основ антропоцентристского подхода к исследованию выделенного языкового объекта для нас особенно существенна внутренняя связь языка с психологией человека. Продолжая сказанное выше, добавим, что эмоции и в психологии, и в семантике интерпретируются как особый класс субъективных психологических состояний человека, отражающих в форме непосредственных переживаний процессы и результаты человеческой деятельности и взаимоотношений человека с окружающим миром. В эмоциях человек проявляется в разных своих ипостасях: не только как существо чувствующее, но и мыслящее и материально-телес-

Междисциплинарность, антропоцентричность, комплексность..

211

ное. В возникновении, развитии и проявлении эмоций человека, как об этом свидетельствуют психологи, принимают участие восприятие, физиологические реакции, интеллект, моторика, мимика, речь. Естественный язык, «обслуживая» сферы речемыслительной и коммуникативной деятельности человека, одновременно репрезентирует, означивает и его эмоциональную сферу, располагая для этого специальной системой средств и правил.

3. Интегративное исследование языковых репрезентаций базовых эмоций человека неизбежно приобретает комплексный характер. В отечественном языкознании есть исследования, которые носят комплексный характер. Так, в работе В.И. Шаховского реализован авторский вариант комплексного и коммуникативно ориентированного подхода к исследованию языковых и текстовых репрезентаций эмоций, который включает паралингвистический, лингвистический, лингвостилистический аспекты [14]. Работа О.Е. Филимоновой, посвященная исследованию языка эмоций в английском тексте, также носит комплексный характер, объединяющий исследовательский аппарат семантики, прагматики, стилистики [14]. Работа Н.Р. Афанасьевой посвящена основам комплексного исследования образных репрезентаций внутреннего мира человека. Реализация комплексного метода обеспечивается посредством когнитивного, собственно семантического, семан-тико-синтаксического и прагмастилистиче-ского аспектов их изучения, а также выявления взаимосвязи между полученными разноаспектными результатами анализа. Комплексный метод в работе Н.Р. Афанасьевой направлен на решение задачи лингвоантропологического моделирования системы образных репрезентаций внутреннего мира человека. Моделирование понимается автором работы вслед за авторами имеющихся в этой области теоретических подходов как способ лингвистического изучения, при котором создается «мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (в упрощенном виде) поведение оригинала (ЛЭС), описательно представляющее изучаемый объект его обобщенными характеристиками» [15]. Что касается настоящей работы, то и она опирается на связь метода с объектом, проблематикой и аспектами исследования. Языковые и речевые репрезентации базовых эмоций человека выделяются как постулируемый фрагмент языковой картины мира. Мы исходим из того, что лексика, грамматика, прагматика, стилистика взаимодействуют при обозначении и выражении эмоций, что и находит отражение в межуровневом и многоаспектном характере методик, понятий, категорий, участвующих в описании. В соответствии с данным исходным тезисом

необходимо выделить и исследовать с точки зрения концептуализации эмоций лексикосемантический уровень, представленный значениями номинативных лексических и фразеологических единиц языка, семанти-ко-синтаксический уровень, представленный грамматическими и лексико-синтаксическими значениями моделей предложений, и прагмастилистический уровень в их единстве и взаимодействии. На лексическом уровне исследования должны быть описаны лексико-семантические парадигмы номинаций и фразеологических единиц, характеризующих базовые эмоции человека. Лексемы и фразеологизмы с семантикой базовых эмоций человека входят в синтаксические структуры, основными элементами которых являются семантический субъект, обозначающий реального исполнителя действия или носителя признака, состояния, и семантический предикат выражающий действие, признак субъекта (Е.В. Падучева, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, Т.В. Шмелева, Т.В. Булыгина, О.Н. Селиверстова и др.). Синтаксические структуры, реализуясь в речи, приобретают дополнительные коммуникативно обусловленные смыслы. Таким образом, каждый из названных уровней репрезентирует те или иные аспекты и параметры эмоций.

Исследование языковых репрезентаций базовых эмоций человека может быть осуществлено на материале как одного языка, так и двух и более, т. е. в сопоставительном аспекте. Сопоставление является частью комплексного подхода к изучению однопорядковых явлений. Основной метод сопоставления - сравнение, которое выявляет отношение тождества и различия. Сходства и различия значений языковых единиц в сравниваемых языках диалектически связаны в рамках сопоставительного анализа. В разных языковых картинах мира обнаруживаются универсальные черты и черты национально-культурные, к сфере языковых репрезентаций чувства любви этот тезис вполне применим.

Все изложенное выше обусловливает цель предпринятого исследования: теоретически обосновать, апробировать и верифицировать концепты базовых эмоций человека, включающих семантико-когнитивный, лингвокультурологический и прагмастили-стический подходы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград : Перемена, 2001. 495 с.

[2] Parret H. Les passions. Bruxelles, 1986. P. 418.

[3] Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций (вступ. ст.) // Психология эмоций. Тексты. М. : Изд-во МГУ, 1984.

[4] Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 152-161.

[5] Ekman P., Friesen W. The repertoire of nonverbal behavior // Nonverbal communication, interaction, and gesture. Selections from Semiotica. The Hague ; Paris ; N. Y., 1981. P. 57-106.

[6] Джемс У. Что такое психология? // Психология эмоций. Тексты. М. : Изд-во МГУ, 1993. С. 86-96.

[7] Изард К. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2000. 464 c.

[8] Oatley K. Best Laid Schemes: the Psychology of Emotions. Cambridge, 1992.

[9] Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический, лингвокультурологический аспекты. М. : Языки русской культуры, 1996. 288 c.

[10] Филимонова О. Е. Язык эмоций в английском тексте. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. 259 c.

[11] Бутакова Л. О. Авторское сознание в поэзии и в прозе: когнитивное моделирование. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2001. 283 с.

[12] Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века // Язык и наука конца XX века. М. : Наука, 1995. С. 144-238.

[13] Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2002.

[14] Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 190 с.

[15] Афанасьева Н. Р. Основы комплексного исследования образных репрезентаций внутреннего мира человека (на материале русской и англоязычной психологической прозы) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.