Мозаика-Синтез, 2010. - 144с.
4. Файзуллаева, Е.Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» / под ред. И.А. Лыковой. - Москва: Цветной мир, 2021. - 88 с.
5. Файзуллаева, Е.Д. Совместная деятельность взрослого и ребёнка как средство развития их субъектности / Е.Д. Файзуллаева // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: матер. Научно-практ. семинара (Новосибирск, 16-17 апреля 2015 г.) / под ред. Г.С. Чесноковой, И.А. Федорченко. - Новосибирск: НПГУ, 2015. -С. 21-24
Педагогика
УДК 372.881.1
старший преподаватель Николаева Ольга Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования цифровой и иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов. Целью статьи является описание разработанной в Петрозаводском государственном университете методики междисциплинарного обучения в цифровой среде. В статье обосновывается важность и востребованность указанных компетенций в будущей профессиональной деятельности выпускников. Анализируются существующие подходы к междисциплинарному построению курсов на основе иностранного языка. Отмечается эффективность организации междисциплинарного обучения с использованием цифровых технологий для формирования универсальных и профессиональных компетенций студентов. В качестве содержательной основы обучения иностранному языку в вузе предлагается использовать материалы профессионально ориентированной направленности. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании практического опыта междисциплинарного обучения студентов-нелингвистов гуманитарного профиля с целью формирования у них умения выступать по профессионально ориентированной тематике в соответствии с требованиями англоязычного дискурса. Деятельность студентов в рамках данного подхода организуется в несколько этапов, содержание и задачи которых представлены в статье. Самостоятельная работа студентов занимает важное место в описываемом подходе и реализуется на каждом этапе их деятельности. На основании данных, полученных в ходе апробации данного подхода к обучению студентов гуманитарных направлений подготовки, автор делает вывод эффективности использования междисциплинарного подхода при организации обучения иностранному языку в вузе, способствующего формированию у студентов цифровой и коммуникативной компетенций. Автор считает возможным использовать предложенный подход при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.
Ключевые слова: междисциплинарное обучение, цифровая среда, цифровая история, командная работа, межгрупповое сотрудничество, индустрия туризма, иностранный язык.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming digital and foreign language communicative competence of non-linguistic students. The aim of the article is to describe the methodology of interdisciplinary learning in digital environment developed at Petrozavodsk State University. The article substantiates the importance and demand for these competences in the future professional activity of graduates. The existing approaches to the interdisciplinary construction of courses based on a foreign language are analyzed. The efficiency of the organization of interdisciplinary training with the use of digital technologies for the formation of universal and professional competences of students is noted. It is proposed to use professionally oriented materials as a content basis of foreign language teaching in higher education institutions. The practical significance of the conducted research lies in the description of practical experience of interdisciplinary training of students-non-linguists of humanitarian profile in order to form their ability to speak on professionally oriented topics in accordance with the requirements of English-language discourse. The students' activity within the framework of this approach is organized in several stages, the content, and tasks of which are presented in the article. Students' independent work takes an important place in the described approach and is realized at each stage of their activity. Based on the data obtained during approbation of this approach to teaching students of humanitarian directions of training, the author concludes the effectiveness of the use of interdisciplinary approach in the organization of foreign language teaching in higher education, contributing to the formation of students' digital and communicative competence. The author considers it possible to use the proposed approach in the organization of the foreign language education process for students of technical and natural sciences.
Key words: interdisciplinary learning, digital environment, digital story, teamwork, inter-group cooperation, tourism industry, foreign language.
Введение. Отличительной чертой современного уровня развития системы образования, нацеленного на подготовку компетентных кадров, обладающих высокой квалификацией, способных выдерживать жесткую конкуренцию на рынке труда, демонстрирующих развитую коммуникативную компетенцию, умеющих организовать междисциплинарное сотрудничество для выполнения общей задачи, является активное применение информационных и цифровых технологий. В этой связи вузы стремятся создать условия для эффективной реализации потенциальных возможностей обучающихся, которые в будущем будут востребованы работодателями. По мнению современных специалистов, человек, обладающий необходимыми знаниями, представляет собой ценный «человеческий капитал», он способен более эффективно справляться со стоящими перед ними задачами, а также выполнять сложную и ответственную работу. Кроме того, наиболее востребованными являются инициативные специалисты, быстро осваивающие инновационные технологии [5]. Не вызывает сомнений, что высшее образование играет ведущую роль в развитии личности, формировании профессиональных и универсальных компетенций. Современные образовательные программы нацелены на развитие критического мышления, становление исследовательских навыков и способности к непрерывному обучению, гибкости и адаптивности, необходимых в быстро меняющемся мире [7]. Во всех сферах профессиональной деятельности от специалистов требуется уверенное владение цифровыми компетенциями, поэтому в современном мире цифровизация высшего образования входит в число основных трендов его развития наряду с глобализацией, интернационализацией, гибкостью и индивидуализацией образовательных программ. Вышесказанное обусловливает необходимость адаптации традиционных методов преподавания к условиям цифрового обучения, широкое применение различных инструментов цифровой дидактики в практической
деятельности педагогов [6]. Цель статьи - описать практический опыт формирования цифровой и коммуникативной компетенций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки в процессе междисциплинарного обучения.
Изложение основного материала статьи. Актуальным направлением развития современной лингводидактики является переход к активному использованию цифровых технологий обучения. Цифровая дидактика как раздел педагогики изучает методы и технологии обучения с использованием цифровых технологий, включает разработку и использование электронных учебников, онлайн-курсов, мобильных приложений для обучения, а также создание виртуальной обучающей среды с целью повышения эффективности обучения, его доступности и индивидуализированности [10]. Анализ релевантной литературы показал, что использование цифровых технологий позволяет не только осуществить более персонализированный подход в обучении иностранным языкам, настроить индивидуальную программу обучения, основанную на уровне знаний и потребностях отдельного обучающегося, но и более точно отслеживать прогресс учащихся и адаптировать обучение под их потребности [6]. Цифровая дидактика включает в себя ряд принципов, которые помогают оптимизировать и эффективно использовать цифровые технологии. К наиболее важным относятся такие принципы, как адаптивность (возможность автоматически адаптировать обучающий контент для каждого конкретного ученика, учитывая его потребности, интересы и уровень знаний), интерактивность (возможность активного взаимодействия с обучающим контентом и другими участниками образовательного процесса в виде игр, задач с выбором варианта ответа, учебных видео с возможностью взаимодействия и т.д.), коллаборация (возможность эффективно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса, в том числе и удаленно, обмениваться идеями, комментировать работы других учеников, создавать совместные проекты), персонализация (позволяет учителям индивидуализировать обучение для каждого ученика, учитывая его индивидуальные потребности, ритм обучения, интересы и стиль обучения через различные цифровые инструменты и адаптивные программы), постоянное развитие и обновление, а также насыщенность образовательной среды и полимодальность (мультимедийность) [8].
Коллаборативная работа в цифровой среде обладает большим потенциалом, если она организуется на основе междисциплинарного подхода. Исследователи сходятся во мнении, что междисциплинарность является важным аспектом современного образования, поскольку она позволяет студентам получить более широкое представление о предмете и научиться применять знания из разных областей. Междисциплинарный подход также помогает развивать критическое мышление и способность к решению сложных проблем. Кроме того, междисциплинарное образование может способствовать созданию новых областей знаний и инноваций. Достоинствами такого подхода к обучению признаются расширение кругозора (студенты получают знания из различных областей, что обогащает их фоновые знания и делает их более конкурентоспособными на рынке труда), развитие критического мышления (студенты анализируют и синтезируют информацию из разных источников, что развивает их критическое мышление), формирование навыка решения сложных проблем (междисциплинарные команды могут решать более сложные проблемы, чем узкоспециализированные группы, благодаря способности видеть проблему с разных точек зрения), создание инноваций (за счет объединения знаний и опыта из разных областей для решения задач) [3]. Тем не менее, специалисты предупреждают об опасности потери личного контакта между преподавателем и учеником при использовании цифровой среды, когда ученики часто остаются один на один с программами и приложениями, что может привести к недостаточному практическому опыту и недооценке роли коммуникации в обучении языку [6].
Среди примеров успешной реализации цифровых технологий и междисциплинарного подхода на основе изучения иностранного языка можно назвать использование «модульного образования» преподавателями Самарского архитектурно-строительного института и Самарского государственного технического университета [9]. Серостанова H.H. и Чопорова E.H. описывают примеры современных технологий, помогающие в изучении иностранного языка, например, мобильные приложения, онлайн-платформы с интерактивными упражнениями и видеоуроками, а также использование виртуальной реальности для создания ситуаций, имитирующих языковую практику [6]. Жиронкина О.В. и Рольгайзер A.A. разработали профессионально ориентированный кейс с применением цифровых инструментов, разработанный на стыке общеобразовательных и профессиональных дисциплин, реализуемый в Кемеровском государственном университете [1]. Педагоги Астраханского государственного медицинского университета рассматривают междисциплинарное обучение как процесс, способствующий развитию способности к анализу и синтезу информации с позиций нескольких дисциплин. В качестве наиболее эффективных форм названы перевод специальных научных текстов, изучение теоретических вопросов на иностранном языке, написание рефератов для формирования навыков работы с оригинальной англоязычной литературой по специальности, написание конспектов, а также проведение мини-конференций и ролевых игр [2]. В Сибирском юридическом институте МВД России успешно реализуется курс «Policing: Crime Investigation», построенный на принципах междисциплинарной интеграции, где также реализованы принципы проблемности, деятельностной ориентации, профессиональной ориентированности, аутентичного образовательного контекста, ориентации на личность обучающегося [4].
С учетом вышесказанного и с опорой на теоретико-методологические принципы междисциплинарного обучения в цифровой среде на базе ресурсного центра современных методик обучения иностранным языкам кафедры иностранных языков гуманитарных направлений разработана система междисциплинарных профессионально ориентированных мероприятий, проводимых в формате круглого стола, мастер-классов, дискуссий, ворк-шопов и тд. В рамках данной статьи будет представлен традиционный круглый стол «Карелия туристская», в 2023 году состоявшийся в медиа пространстве уже в четвёртый раз.
Участники - в мероприятии приняли участие 80 бакалавров 1 и 2 курсов и 15 магистрантов Института физической культуры, спорта и туризма и Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Целью мероприятия стало развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов, а также их цифровых компетенций и необходимых универсальных и профессиональных умений для осуществления проектной деятельности (планирование, работа с источниками, презентационные навыки). Кроме того, воспитание патриотического отношения к родному для многих региону, республике Карелия, через подготовку цифровых историй, затрагивающих разные аспекты туристского дискурса, дало возможность будущим специалистам индустрии гостеприимства обменяться опытом привлечения туристов в наш северный регион со студентами других направлений подготовки. Виды деятельности студентов - в процессе работы студенты занимались созданием цифровых проектов (Digital Stories), а также участвовали в обсуждении цифрового контента в формате круглого стола.
Ниже в таблице 1 представлена схема совместного обучения студентов в рамках дисциплины «Иностранный язык» через командную работу в групповом проекте «Карелия туристская» в цифровом формате.
Таблица 1
Этапы проведения профессионально-ориентированного межгруппового проекта на английском и немецком языках бакалавров и магистрантов направления «Туризм»
Этапы проведения межгруппового проекта Формируемые компетенции
1. Планирование и подготовка цифровых проектов, проведение первого тура конкурсного отбора при участии экспертного жюри. • коммуникативная компетенция, • цифровая компетенция, • межкультурное взаимодействие, • самоорганизация, • системное и критическое мышление, • командная работа, • лидерство.
2. Совместный просмотр, отбор и обсуждение студентами лучших цифровых проектов, прошедших во второй тур, в формате круглого стола.
3. Подведение итогов мероприятия, награждение лучших работ, рефлексия.
Этапы проведения - 1) на первом этапе участниками мероприятия были разработаны, подготовлены и представлены на суд компетентного жюри 46 цифровых историй (Digital Stories), посвященные этнокультурному потенциалу республики Карелия как фактору, способному перерасти в конкурентное преимущество нашего региона в сфере туризма. 2) На втором этапе состоялся совместный просмотр и подробное, всестороннее обсуждение в формате круглого стола десяти лучших цифровых проектов, прошедших во второй тур.
В ходе дискуссии студенты выступали с сообщениями и делились друг с другом впечатлениями об увиденном на английском и немецком языках, пробуя свои силы не только в качестве выступающих, но и в качестве переводчиков. Таким образом, участники круглого стола получили возможность сделать доступными материалы своего исследования для своих коллег, не знающих второй иностранный язык.
Цифровые проекты затронули самые различные аспекты туристического дискурса: так, прозвучали увлекательные рассказы о необычных памятниках и зданиях Петрозаводска, о туристском потенциале севера и юга Карелии, о специфике карельского этнокультурного и экологического туризма на примере обзорных экскурсий по столице республики, по национальным паркам и памятникам природы Карелии и многое другое. Все эти необычные выступления-истории вызвали оживлённую дискуссию и получили большое одобрение у студентов как с точки зрения содержания, так и в отношении своей лингвистической составляющей.
Кроме того, участники круглого стола «Карелия туристская» обратили особое внимание на необычный формат цифровых презентаций на иностранном языке, выполненных в русле научного-популярного дискурса, и важные особенности, присущие такого рода выступлениям: чёткость и ясность структуры, логика выстраивания и подачи материала, высокая информативность сообщений и наличие ясно сформулированных выводов по заявленной теме. Студенты отметили также нестандартное визуальное оформление цифровых историй.
Итоги - по результатам обсуждения и голосования были определены лучшие работы, авторы которых были награждены дипломами мероприятия.
На этапе рефлексии студенты проанализировали результаты своей деятельности, отметили, что получилось, а какие моменты требуют доработки, а также сформулировали выводы, которые необходимо сделать на будущее. Следует отметить, что участники очень позитивно оценили свой опыт, полученный в ходе мероприятия. Приведём несколько отзывов, полученных по окончании круглого стола: «Меня приятно удивило, насколько высокие знания по истории нашего края смогли показать студенты других направлений подготовки, насколько хорошо они владеют не только английским, но и немецким языком. Для нас, студентов, подобные мероприятия кажутся невероятно полезными. Прежде всего, играет роль сам соревновательный момент, который изначально подталкивает подтягивать свои знания и навыки языка до уровня лучших студентов. Кроме этого, в ходе работы над проектами мы смогли выявить лакуны в наших знаниях по истории Карелии и теперь обязательно поспешим их восполнить! Да и вообще это помогло выйти за привычные рамки обучения, применить навыки в новой форме, повысить свою «цифровую грамотность», ведь не так просто оказалось отбирать материал, писать сценарий, работать над монтажом готового проекта в рамках такого необычного жанра, как цифровая история. Хочется побольше участвовать в подобных мероприятиях, чтобы, выйдя из стен университета и приступив к профессиональной деятельности, мы не растерялись и в любой ситуации сохраняли спокойствие и держали ситуацию под контролем».
"Мне очень понравилась форма подачи материала: нам не просто давали информацию, а было много интерактива, поэтому мне многое запомнилось. Раньше я не планировала изучать немецкий язык как второй иностранный, но теперь рассматриваю такую возможность. Сложно было в конце выделить лучший проект - все участники проделали большую работу и показали себя с лучшей стороны. Спасибо организаторам, хотелось бы принимать участие в таких мероприятиях в дальнейшем». Таким образом, междисциплинарный формат мероприятия в очередной раз подтвердил необходимость изучения иностранных языков для лучшего понимания информации вне связи с определенной, строго ограниченной сферой профессиональной деятельности, для плодотворного обмена опытом, а также для формирования у студентов в процессе обучения иностранному языку необходимых в их будущей профессиональной деятельности цифровых компетенций.
Для оценки эффективности был проведен опрос, в ходе которого 95 бакалавров и магистрантов гуманитарного профиля ответили на вопросы анкеты открытого и закрытого типов. 93,7% студентов отметили у себя существенное повышение коммуникативной компетенции, в том числе в сфере академического и профессионального общения (существенно расширился лексический запас, лучше стали понимать английскую речь, пропал страх говорения и так далее). Такого результата удалось достичь благодаря отбору релевантного профессионально-ориентированного материала для подготовки цифрового проекта, оцениванию своих и чужих выступлений, выполнению последовательного перевода с иностранного языка и обратно, а также вопросно-ответных заданий в ходе работы круглого стола. Более половины участников (55,6%) заявили о том, что смогли преодолеть страх публичного выступления на иностранном языке именно в процессе работы над цифровыми проектами и их оценивания. Кроме того, многие обучающиеся (84,2%) заявили, что благодаря работе над таким нетривиальны проектом, как цифровая история, у них повысилась мотивация и появилось желание изучать, как минимум, два иностранных языка, а также активно применять их в профессиональной сфере. Тем не менее, чуть более 10 % процентов опрошенных бакалавров и магистрантов (11,3%) с сожалением отметили у себя невысокий уровень самоорганизации и таймменеджмента, что связано, вероятно, с не полностью сформированным умением расставлять приоритеты, здраво оценивать свои возможности и распределять время, а также взаимодействовать со значительными массивами информации.
Выводы. Таким образом, результаты проанализированного выше междисциплинарного профессионально ориентированного мероприятия позволяют сделать вывод, что внедрение цифровой образовательной среды, позволяющей учащимся в режиме реального времени получать доступный и достоверный цифровой контент, находясь в любой точке
мира, а также представлять выполненные индивидуальные и групповые проекты и получать по ним обратную связь, способствует формированию коммуникативной и цифровой компетенций, столь необходимых для будущих специалистов гуманитарной сферы. Использование инструментов цифровой дидактики, а именно технологии обучения профессиональному общению оказалась эффективной при обучении бакалавров гуманитарных направлений подготовки, способствуя формированию у них цифровых компетенций, что наглядно показывает ставший уже традиционным круглый стол «Карелия туристская». Представляется возможным применение данной технологии при организации образовательного процесса по иностранному языку студентов технических и естественнонаучных направлений.
Литература:
1. Жиронкина, О.В. Междисциплинарный подход при обучении иностранному языку в вузе / О.В. Жиронкина, A.A. Рольгайзер // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - №3 (50). - С. 146-163
2. Коннова, О.В. Междисциплинарный подход к обучению профессионально ориентированному языку / О.В. Коннова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - №7 (133). - URL: https://research-journal.org/archive/7-133-2023-july/10.23670/IRJ.2023.133.7 (дата обращения: 12.11.2023). - DOI: 10.23670/IRJ.2023.133.7
3. Крупченко, А.К. Методология междисциплинарного иноязычного образования специалиста / А.К. Крупченко, K.M. Иноземцева // Языковое образование сегодня - векторы развития: сборник трудов конференции. - Екатеринбург, 18-19 апреля 2014. - Екатеринбург: Урал, гос.пед. ун-т, 2014. - С. 102-116
4. Куприянчик, Т.В. Междисциплинарная интеграция как методический принцип обучения иностранному языку для специальных целей /Т.В. Куприянчик // Современные наукоемкие технологии. - 2021. -№ 11-1.-С. 168-172
5. Лазарев, Г.И. Глобальные вызовы современной образовательной системе. Каким будет ответ университетов? / Г.И. Лазарев // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №2. - С. 8-14
6. Серостанова, H.H. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования / H.H. Серостанова, Е.И. Чопорова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30254 (дата обращения: 12.11.2023)
7. Современные вызовы образования и психология формирования личности: монография / H.A. Казибекова, Э.Ш. Мусаева, A.A. Киселев и др.; гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022.-172с.
8. Цифровая дидактика: 11 основных принципов // Электронно-библиотечная система Лань. - 2022. - URL: https://lala.lanbook.com/cifrovaya-didaktika-ll-osnovnyh-principov?ysclid=loco6kliji588375878 (дата обращения: 12.11.2023)
9. Чиркунова, Е.К. Междисциплинарный подход - новое качество высшего образования / Е.К. Чиркунова // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 525-529
10. Что такое цифровая дидактика // Skillbox Media. - 2022. - URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovaya-didaktika/?ysclid=loco7196yl47227703 (дата обращения: 12.11.2023).
Педагогика
УДК 371.72
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Омаров Магомедали Магеррамович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр Шихшабеков Шихшабек Юсупович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры спортивных игр Магомедов Гусей Камилович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования мотивации школьников на внеурочных занятиях по физкультурно-спортивной деятельности. Автор подчеркивает, что для достижения цели физического воспитания важную роль играет создание комфортной образовательной среды во внеурочной деятельности по физической культуре. Немаловажное значение для решения воспитательных задач, формирования мотивов, стимулирующих дальнейшие занятия, имеют спортивные звания и награды. Привлекая школьников, занимающихся во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, задача педагога заключается в умственном развитии занимающихся. Автор пришел к выводу, огромное значение несет комфортная образовательная среда во внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Особенности и всё многообразие средств на занятиях внеурочной деятельностью физкультурно-спортивной направленности должно быть нацелено на повышение воспитательно-образовательного процесса у школьников.
Ключевые слова: формирование, мотивация, школьник, внеурочные занятия, деятельность, физическая культура, спорт.
Annotation. The article considers the process of formation of schoolchildren's motivation in extracurricular physical education and sports activities. The author emphasises that the creation of a comfortable educational environment in extracurricular activities in physical education plays an important role in achieving the goal of physical education. Sports titles and awards are of no small importance for the solution of educational tasks, formation of motives stimulating further activities. Involving schoolchildren engaged in extracurricular activities of physical culture and sports orientation, the task of the teacher is the mental development of those involved. The author came to the conclusion that a comfortable educational environment in extracurricular activities of physical culture and sports orientation is of great importance. Peculiarities and all variety of means in extracurricular activities of physical culture and sports orientation should be aimed at increasing the educational process of schoolchildren.
Key words: formation, motivation, schoolchild, extracurricular activities, activity, physical culture, sport.
Введение. В современных условиях жизни школьников, которая отличается очень низкой физической активностью, в связи с чем, одной из важнейших проблем родителей и педагогов является задача - как оторвать детей от улицы, компьютера, от вредных увлечений, от телевизора и смартфона, как избавить их от бездеятельности, от лени и тем самым создать комфортную образовательную среду. Конечно же, школьник, который активно занимается физическими