Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И СИСТЕМНЫЙ ИНСАЙТ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И СИСТЕМНЫЙ ИНСАЙТ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ИНСАЙТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поддьяков Александр Николаевич

Статья посвящена анализу возможностей и ограничений междисциплинарной позиции исследователя. Автор описывает историю возникновения понятия междисциплинарного инсайта. Приводятся конкретные примеры возникновения таких инсайтов на стыке между психологией, физикой и математикой. Публикация первого варианта статьи: Поддьяков А. Н. Междисциплинарная позиция исследователя и системный инсайт [Электронный ресурс]. Троицкий вариант - Наука. - 2021. - 05 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY PERSPECTIVE OF THE RESEARCHER AND INSIGHT: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

The article is devoted to the analysis of possibilities and limitations of the researcher's interdisciplinary position. The author describes the history of the concept of interdisciplinary insight. Specific examples on the origin of such insights, at the interface between psychology, physics and mathematics, are given. Publication of the first version of the article: Poddiakov A. Interdisciplinary Perspective of the Researcher and Systemic Insight. 2021.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И СИСТЕМНЫЙ ИНСАЙТ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

 Общество, культура, наука, образование

iTlrr Исследование исследования

Междисциплинарная позиция исследователя и инсайт: возможности и ограничения1

Interdisciplinary Perspective of the Researcher and Insight: Opportunities and Limitations1

Поддьяков

Александр Николаевич,

доктор психологических наук, профессор Департамента психологии НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС, г. Москва

e-mail: apoddiakov@ hse.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей и ограничений междисциплинарной позиции исследователя. Автор описывает историю возникновения понятия междисциплинарного инсайта. Приводятся конкретные примеры возникновения таких инсайтов на стыке между психологией, физикой и математикой. Ключевые слова: междисциплинарность, междисциплинарные исследования, междисциплинарный инсайт

Abstract. The article is devoted to the analysis of possibilities and limitations of the researcher's interdisciplinary position. The author describes the history of the concept of interdisciplinary insight. Specific examples on the origin of such insights, at the interface between psychology, physics and mathematics, are given. Keywords: interdisciplinarity, interdisciplinary research, systemic insight

Междисциплинарные исследования объявлены значимыми институционально — по ним проводятся конкурсы научных фондов. Прежде чем получить такое официальное признание, они с разной степенью успешности проводились в областях взаимодействия разных наук — в том числе, казалось бы, мало связанных друг с другом. Меня, как психолога, интересует восприятие междисциплинарной исследовательской позиции самими исследователями: и теми, кто ощущает себя

Публикация первого варианта статьи: Поддьяков А. Н. Междисциплинарная позиция исследователя и системный инсайт [Электронный ресурс]. Троицкий вариант — Наука. — 2021. — 05 окт. — Режим доступа: https://trv-science.ru/2021/10/mezhdisciplinarnaya-poziciya-issledovatelya-i-sistemnyj-insajt/. (Согласно распоряжению Минюста, материал издания «Троицкий вариант» произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Publication of the first version of the article: Poddiakov A. Interdisciplinary Perspective of the Researcher and Systemic Insight. 2021.

Междисциплинарная позиция исследователя и системный инсайт: возможности и ограничения

Поддьяков Александр Николаевич

междисциплинарщиками, и теми, кто работает строго в одной области и к междисциплинарности относится резко критически. В ответ на реплику, что самое интересное происходит на стыках между науками, один ученый высказался примерно так: «Между стыками растет бурьян».

А вот что говорит Сергей Нечаев, исследователь, занимающий междисциплинарную позицию, доктор физико-математических наук (Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН, директор Лаборатории Понселе, Франция): «Наверное, если сформулировать в одном слове, в чем моя наиболее сильная сторона, я бы сказал, что в каком-то смысле я переводчик: я знаю кое-что в разделе физики, который относится к теории сложных систем,, интересуюсь вопросами, выходящими за рамки моих непосредственных интересов, и, возможно, чувствую некоторые современные тенденции. При этом я также имею представление о том,, что происходит в современной математике, в частности, в низкоразмерной топологии и теории графов, а также слежу за новыми результатами в геномике, связанными с укладкой ДНК. <...> Из взгляда на объект исследования с разных точек зрения может родиться синтетическое понимание: вы смотрите на один и тот же объект глазами физика, математика и биолога. И если все это происходит в одном лице, то может родиться некоторое новое качество. Тем не менее, у меня нет однозначного ответа на вопрос, как относиться к междисциплинарности. Довольно часто, как я говорил, это дает новые результаты, но так бывает не всегда. Свежий взгляд -это, на самом деле, не всегда хорошо. Иногда неофиты тратят время, не зная, что что-то уже открыто в той области, которая их вдруг стала интересовать, и переоткрывают с пеной у рта уже известные вещи. Но все же чаще междисциплинарность вносит какую-то изюминку, которая вдруг дает новый толчок уже хорошо известной области. Наука становится все более междисциплинарной, и это позитивная тенденция, но нужно быть осторожным, потому что на этом фоне возникает также и много непрофессиональных работ» [Математические прогулки, 2016].

Со своей стороны я могу перечислить некоторые минусы междисциплинарности, с которыми сталкивался сам.

1. Идею не понимает специалист в той области, в которую междисциплинарщик, с точки зрения данного специалиста, проводит необоснованную экспансию. Пример: мне досталось в Сети за мои нетранзитивные шестерни, находящиеся в отношениях «камень, ножницы, бумага», от специалиста по зубчатым передачам, который счел их невозможными [Поддьяков, 2019]. Они не только возможны, но и реализованы в материале, я их использовал в экспериментах на понимание нетранзитивных отношений. Для меня эти конструкции важны не только сами по себе, но и в более широком контексте — обучения физике и математике на так называемых патологиях2, показа возможностей неожиданных Кондорсе-подобных структур3 и поддержки философских идей, связанных с нетранзитивностью

Alexander

Poddiakov,

Doctor of Psychology, Professor of the School of Psychology, National Research University Higher School of Economics, Chief Researcher of the Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences (RAS), Leading Researcher of the School of Anthropology of Future, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

В математике патологическими называют контринтуитивные примеры, специально сконструированные, чтобы проблематизировать, поставить под сомнение свойства, связи, отношения, воспринимаемые как незыблемые. См. также: Sriraman В., Dickman В. Mathematical pathologies as pathways into creativity // ZDM: The International Journal on Mathematics Education. 2017. Vol. 49.

3 Структуры типа «А, В, С; В, С, А; С, А, В» воспроизводящие на другом материале парадокс голосования Кондорсе.

Общество, культура, наука, образование

Исследование исследования

Рисунок 1. Экспериментальная установка -исследовательская игрушка-головоломка для изучения физического мышления и экспериментирования у детей (1 - левая башня, 2 - контейнер-труба, 3 - центральная башня, 4 - шар на подставке, 5 - блок, 6 - правая башня, 7 - яма, 8 - нить, 9 - тележка, 10 - правый тупик, 11 - кнопка, 12 - правая рукоятка, 13 - центральная рукоятка, 14 - левая рукоятка)

(дискуссии о нетранзитивности идут как среди философов, так и логиков, экономистов и представителей других дисциплин).

Посылка же критики была примерно такой: ты — психолог, куда ты в механику, да еще в зубчатые передачи... Но я все ж таки психолог, изучающий мышление и понимание сложности, делающий доклады на международных сборищах по математической психологии и обучению математике, член редсовета журнала Mathematical thinking and learning из первого квартиля (как бы кто к этим квартилям ни относился). Изобретал и собственноручно конструировал вот такие экспериментальные установки — исследовательские игрушки-головоломки для изучения мышления (Рис. 1). Неужели это не требует знания механики?

В обмене интернет-репликами такую аргументацию против базового «А ты кто такой?» не развернешь — не тот формат. И без этого не все участники обсуждения согласились с критиком.

2. Вариант получше, чем предыдущий, причем он возможен с другими исследователями из той же области, что и монодисци-плинарщик-критик. Междисциплинарщик воспринимается как интересный персонаж, трикстер, посредник между научными мирами — со всеми положительными и отрицательными коннотациями слова «трикстер» (культурный герой и ловкач), сравним с переводчиком по С. Нечаеву. Добавлю, что переводчик тоже может восприниматься как фигура неоднозначная: отношение к нему может быть положительно-настороженным.

3. Безотносительно к отношениям: исследователь, занимающий междисциплинарную позицию, может не понимать профессиональных скрытых отсылок и намеков разной важности в текстах, докладах, неформальном общении, поскольку не получил базового образования в той области, в которую вовлекся как междисциплинарщик. При всем том, мне нравится междисциплинарная позиция исследователя. К синтетическому пониманию Сергея Нечаева я добавлю возможность междисциплинарного инсайта (популярно об инсайте см. Спиридонов, 2017; Спиридонов, 2020). Вот пример междисциплинарного инсайта.

Я делал интерактивный исследовательский объект-головоломку, который должен был работать следующим образом. Это был своего рода «домик» с горизонтальным рядом из шести затемненных окошек. Напротив каждого окна располагалась кнопка. Когда нажимаешь на кнопки,

Междисциплинарная позиция исследователя и системный инсайт: возможности и ограничения

Поддьяков Александр Николаевич

окна освещаются, и в них становятся видны изображения сказочных персонажей. Участнику кажется, что каждой кнопке должно соответствовать какое-то одно окно. На самом деле зависимость другая. При нажатии любой одной кнопки всегда загорается одно левое окно, при нажатии любых двух кнопок, независимо от их расположения, загораются два левых окна, при нажатии любых трех кнопок — три левых окна и т. д. Участник должен был преодолеть свою установку на связь «одна нажатая кнопка — одно загоревшееся окно», начать осуществлять одновременные нажимы на кнопки в разном количестве и выявить закономерность, которую можно назвать «сложение» (Рис. 2а). Результаты эксперимента с участием детей описаны в [Поддьяков, 2021].

Заканчивая этот объект и доделывая электрическую схему с уже припаянными диодами (знать, что такое диоды, и уметь паять бывает иногда полезно для психолога-междисциплинар-щика), я внезапно понял (это и был инсайт, меня «озарило»): если поменять полярность подключения источника питания и вставить в схему несложный переключатель, я получу еще два режима работы объекта и две зависимости, которые будет изучать участник (например, другой экспериментальной серии); две другие математические задачи.

А именно — возник режим, который можно назвать «номерное соответствие»: при нажатии любой одной кнопки загорается первое окно слева, при нажатии любых двух кнопок — второе окно слева, любых трех кнопок — третье окно слева и т. д. А также появился самый сложный режим — «вычитание»: при нажатии любой одной кнопки загораются все шесть окон, при нажатии любых двух кнопок загорается уже меньше окон справа — только пять, при нажатии любых трех кнопок — четыре окна справа, и т. д.

Получилось, что объект может работать в трех режимах: «сложение», «вычитание», «номерное соответствие», а это все разные мыслительные задачи. Я увидел инженерный ход с переключателем, потому что мыслил и как психолог-разработчик будущей проблемной ситуации.

Представим, что работу по конструированию этого объекта выполнял бы добросовестный инженер по заказу психолога-разработчика. Ему, скорее всего, в голову не пришла бы возможность чуть расширенного технического решения, столь много дающего для психологического эксперимента. А психолог не увидел бы возможность новых режимов, потому что она не «напрашивалась» бы при виде электрической схемы. Нужно было существовать в нескольких позициях одновременно.

Это пример междисциплинарного инсайта. Такой инсайт «пронизывает» все уровни работы над комплексной проблемой. У меня он был связан с тем, что я находился одновременно в трех позициях (они образовывали единство): а) психолога — разработчика исследовательской проблемной ситуации для

а)

б)

в)

Рисунок 2. Работа экспериментального объекта-головоломки в режимах: «сложение»(а) - сколько любых кнопок нажмешь, столько окон слева загорится;

«номерное соответствие» (б) - сколько любых кнопок нажмешь, такое по счету окно слева загорится;

«вычитание» (в) - количество загоревшихся окон справа равно семь минус количество любых нажатых кнопок

Общество, культура, наука, образование

Исследование исследования

будущих участников эксперимента; б) математика (зависимости были математическими, причем нетривиальными для участников); в) инженера, делающего реальный объект.

Субъективно я не могу сказать, что вначале я понял возможность изменения электрической схемы, а потом, хотя и очень быстро, — ее возможности по созданию новых познавательных задач для участника; это произошло одновременно. Но и объективно: а) понимание возможности изменения электрической схемы и б) понимание резко возросших возможностей ее использования в психологическом эксперименте должно было произойти одновременно — как понимание в герменевтическом круге.

Инсайт следующего уровня — формулировка произошедшего как междисциплинарного инсайта и введение этого понятия в психологию мышления [Поддьяков, 2021].

В целом мой опыт показывает мне, что в сложной деятельности может происходить взаимосвязанная динамика, идущая от размышлений и инсайтов «верхнего уровня», которые связаны с предположением о возможности продвижения в новом, ранее не просматривавшемся направлении проблематики, и от размышлений и инсайтов «нижнего уровня», связанных с изобретением нюансов конструкций. Представляется, что введение при этом понятия комплексного, или междисциплинарного, инсайта может обладать значительным эвристическим потенциалом.

Это лишь один кейс из практики существования в междисциплинарной позиции.

Я хотел бы пригласить исследователей, занимающих междисциплинарную и трансдисциплинарную позицию (здесь мы не будем делать различие между транс- и междисциплинарно-стью4), высказаться на тему своего отношения к ней — написать об особенностях этой исследовательской позиции, ее преимуществах и возможных недостатках, интересных случаях, связанных с междисциплинарностью, — или о чем-то другом, о чем нужно рассказать. Ш

Литература:

Математические прогулки, 2016 — Математические прогулки: Сергей Нечаев // Постнаука: эл. журнал. Дата публикации: 11.11.2016. Режим доступа: https://postnauka.ru/talks/69076.

Поддьяков, 2019 — Поддьяков А. Н. От нетранзитивности спермы к нетранзитивным композитам // Троицкий вариант — Наука, 2019. № 276. С. 11.

Поддьяков, 2021 — Поддьяков А. Н. Конструирование проблемных ситуаций и задач как творчество. Доклад на заседании Лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН 21 июня 2021 года // Режим доступа: hse.ru/pubs/share/direct/content_ documentZ480081534.pdf.

Спиридонов, 2017 — Спиридонов В. Ф. Современные исследования инсайта // Постнаука: эл. журнал. Дата публикации: 15.09.2017. Режим доступа: https://postnauka.ru/video/80329.

Спиридонов, 2020 — Спиридонов В. Ф. Механизмы озарения // Постнаука: эл. журнал. Дата публикации: 03.02.2020. Режим доступа: https://postnauka.ru/video/154831.

4 Об особенностях трансдициплинарных исследовательских движений, связанных с психологией, см.: Гусельцева М. С. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. М.: Акрополь, 2019. — Гл. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.