Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / PROJECT ACTIVITIES / INTEGRATED THINKING / INTERDISCIPLINARY PROJECT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреднева Надежда Анатольевна

Рассматриваются особенности, принципы и этапы междисциплинарной интеграции в проектной деятельности студентов. Делается вывод о том, что междисциплинарный проект помогает формировать профессиональные компетенции, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки и уровня конкурентоспособности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреднева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS

The article deals with the peculiarities, principles and stages of the interdisciplinary integration in project activities of students. There is concluded that the interdisciplinary project helps to develop the professional competences providing the improvement of the quality of the professional training and the levels of the competitiveness of future specialists.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

известия вгпу

расширении знаний в области психологии человека, формирование навыков ведения диалога. Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой целостной технологии подготовки студентов педвуза к вожат-ской деятельности, что предполагает разработку последовательности работы со студентами на основе принципов педагогики диалога и с учетом многомерности содержания диалогических ситуаций.

Список литературы

1. Белова С.В. Педагогика Диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: моногр. M.: АПКиППРО, 2006.

2. Куркин Е.Б. Mодель образования для сложного мира // Нар. образование. 2019. № 4. С. 114123.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. M.: Изд-во ПСтгу, 2013.

4. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога: автореф. ... д-ра пед. наук. M., 2018.

5. Тихоненков Н.И., Чандра MTO. Деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря // Изв. Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та. 2019. № 1. С. 18-22.

6. Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. M.: Синдбад, 2018.

7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. M.: Пед. о-во России, 2000.

* * *

1. Belova S.V. Pedagogika Dialoga: teoriya i praktika postroeniya gumanitarnogo obrazovaniya: mo-nogr. M.: APKiPPRO, 2006.

2. Kurkin E.B. Model' obrazovaniya dlya slozh-nogo mira // Nar. obrazovanie. 2019. № 4. S. 114-123.

3. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya raz-vitiya cheloveka: razvitie sub»ektivnoj real'nosti v ontogeneze: ucheb. posobie. M.: Izd-vo PSTGU, 2013.

4. Stepanov P.V. Struktura vospitatel'noj deya-tel'nosti pedagoga: avtoref. ... d-ra ped. nauk. M., 2018.

5. Tihonenkov N.I., Chandra M.Yu. Deyatel'nost' vozhatogo v usloviyah vospityvayushchej sredy det-skogo ozdorovitel'nogo lagerya // Izv. Volgogr. gos. soc.-ped. un-ta. 2019. № 1. S. 18-22.

6. Harari Yu. Homo Deus. Kratkaya istoriya bu-dushchego. M.: Sindbad, 2018.

7. Shchurkova N.E. Novoe vospitanie. M.: Ped. o-vo Rossii, 2000.

Dialogue pedagogy as the basis of the educational work of counselors

The article deals with the peculiarities of the educational work of counselors from the position of the humanitarian approach in education and the ideas of the psychological and pedagogical anthropology. There is considered the contents of the counselors' training to the work with children based on the principles of the dialogue pedagogy. There are demonstrated the developed dialogic situations by the author that allow to develop the dialogics of future counselors as the personal quality and the experience of the dialogic relations with children.

Key words: educational work, dialogue educational environment, dialogue pedagogy, counselors dia-logics, counselors work, dialogic situation.

(Статья поступила в редакцию 23.03.2020)

н.А. БРЕДнЕвА (липецк)

междисциплинарная интеграция в проектной деятельности студентов

Рассматриваются особенности, принципы и этапы междисциплинарной интеграции в проектной деятельности студентов. Делается вывод о том, что междисциплинарный проект помогает формировать профессиональные компетенции, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки и уровня конкурентоспособности будущих специалистов.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, проектная деятельность, интегрированное мышление, междисциплинарный проект, конкурентоспособность.

Одним из требований, предъявляемых к учреждениям высшего образования сегодня, является воспитание личности, обладающей мобильным сознанием, умеющей синтезировать знания из различных наук и применять их для решения профессиональных задач. Современный мир немыслим без интеграции, развитое интегрированное мышление - важный компонент современного конкурентоспособного специалиста.

О Бреднева Н.А., 2020

педагогические науки

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью разработки методологических основ междисциплинарной интеграции в проектной деятельности в связи с широким распространением метода проектов в учебном процессе. Целями и задачами исследования являются рассмотрение особенностей, разработка принципов и этапов междисциплинарной интеграции в ходе проектной деятельности студентов в вузе.

Понятие «интеграция» относится к общенаучным. В «Философском энциклопедическом словаре» оно толкуется как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей и элементов» [2, с. 210]. Сегодня интеграция - неотъемлемая часть образовательной системы. В современных исследованиях по педагогике феномен педагогической интеграции определяют как процесс согласования содружества учебных дисциплин с точки зрения отражения ими единых, непрерывных и целостных явлений профессиональной деятельности [5], как процессы объединения учебных дисциплин относительно познавательных и технологических проблем [3]. В трактовке междисциплинарной интеграции мы придерживаемся позиции В.Н. Максимовой, которая рассматривает межпредметные связи как один из принципов обучения, предполагающий интеграцию в ходе неразрывного процесса путем слияния в одном синтезированном курсе разделов разных учебных предметов, научных понятий и методов их изложения для раскрытия межпредметных учебных проблем [1].

Междисциплинарная интеграция основана на взаимопроникновении содержания разных учебных дисциплин и создании единого образовательного пространства, обладающего целостным потенциалом развития с помощью использования инновационных педагогических и дидактических методов и организационных форм обучения и формирования компетенций [4].

Единое образовательное пространство в условиях интеграции включает в себя следующие компоненты:

- интегрированные формы работы - лекции, семинары, практические занятия, конференции;

- преподаватель(ли), руководящий(ие) интегрированной учебной деятельностью обучаемых;

- студенты, осуществляющие междисциплинарную интеграцию;

- продукты интегрированной деятельности (проекты).

Целями междисциплинарной интеграции являются:

- закрепление и углубление знаний по объединяемым дисциплинам;

- овладение интегрированными умениями и навыками;

- представление результатов междисциплинарной интеграции (проект, научно-исследовательская работа и т. д.).

В ходе учебного процесса в вузе, в отличие от школы, интеграция представляет собой объединение профильных и непрофильных дисциплин («История», «Иностранный язык», «Культура речи», «Информатика» и т. д.). Что это дает студенту? Во-первых, будущий выпускник воспринимает свою профессию через призму других дисциплин и в связи с ними расширяет представление о будущей специальности, рассматривает ее под другим углом, с новой точки зрения. Во-вторых, профессиональные знания становятся более глубокими и насыщенными благодаря синтезу наук. В-третьих, интеграция активизирует познавательные процессы студентов. Кроме того, интеграция способствует созданию у обучаемых целостного представления об окружающей действительности и формированию универсального мировоззрения.

на интегрированных занятиях у студентов формируются следующие компетенции:

- мотивационно-ценностные (осознание важности изучаемой темы, повышение мотивации к общим и специальным дисциплинам);

- общекультурные (повышение общего культурного уровня за счет привлечения знаний из разных наук);

- информационно-технологические (приобретение и расширение навыков работы с информационными технологиями).

Как показали исследования и наблюдения, студенты затрудняются переносить знания из одних предметных областей в другие, объединять их, использовать общие дисциплины для изучения специальных. Обучаемым не хватает самостоятельности и гибкости мышления. Это происходит из-за недостаточного опыта интегрированной деятельности, несогласованности занятий по разным предметам, неразвитых интегрированных умений и навыков. Решением данной проблемы могут стать междисциплинарные проекты, конференции и т. д.

Для объединения дисциплин необходимо интегрированное мышление. Интеграция предполагает всесторонний анализ и синтез явлений, объемное восприятие, глубокую память, т. к. требуется извлечь или приобрести знания из нескольких наук, более широкое во-

известия вгпу

ображение и представление, поскольку интегрированные явления нужно вообразить в своем сознании. Интеграция позволяет задействовать не только левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление и анализ, но и правое, отвечающее за чувственное познание и интуицию. Формирование данного вида мышления реализуется на интегрированных занятиях. При междисциплинарной интеграции возрастают объем и темп изучаемого материала, что концентрирует внимание обучаемых и активизирует их познавательную деятельность.

Интегрированные занятия вызывают интерес у студентов благодаря своей нестандартности и оригинальности. Снимаются утомление и напряжение, занятия проходят более свободно, успешно и качественно.

Результатами интегрированной учебной деятельности становятся:

- повышение мотивации студентов к учебе в целом;

- возрастание интереса обучаемых к изучению как профильных, так и непрофильных дисциплин;

- осознание студентами связей между общими и специальными предметами.

Мы используем междисциплинарную интеграцию в рамках проектной деятельности, которая осуществляется в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». В качестве результата своей работы студент представляет интегрированный проект в виде доклада с презентацией на иностранном языке, в котором он показывает свое решение профессиональной задачи - проект детского сада или школы будущего, свою концепцию будущей профессиональной деятельности.

Интегрированная проектная деятельность включает в себя такие этапы, как 1) постановка профессиональной проектной задачи; 2) решение задачи - создание проекта; 3) представление результатов (презентация проекта); 4) подведение итогов проектной деятельности.

Постановку проектной задачи осуществляет, как правило, педагог. он дает задание -создать проект на профессиональную тему, которую студент выбирает в соответствии со своими предпочтениями и интересами. Функция педагога - организующая, консультативная, координирующая, контролирующая. он определяет вектор интегрированной проектной работы студента.

Решение профессиональной задачи представляет собой создание междисциплинарного проекта (например, детского сада, школы

будущего - от разработки здания до педагогических принципов, используемых в работе) и подразумевает интеграцию знаний:

- по специальным дисциплинам, таким как «Психология», «Педагогика», «Детская психология», «Физиология», «Музыка», «Изобразительное искусство» и т. д., в зависимости от будущей специальности студента;

- по иностранному языку, поскольку проект реализуется в рамках дисциплины «Иностранный язык»;

- по информационным технологиям (работа в сети Интернет, создание презентаций, применение программ Power Point, Corel Draw, Adobe Photoshop, Microsoft Publisher и т. д.).

Представление результатов осуществляется на междисциплинарных конференциях.

После презентации наступает этап подведения итогов проектной деятельности. Студенты обсуждают доклады, делятся впечатлениями.

Для повышения эффективности предложенной педагогической технологии и создания высококачественных проектов мы обращаемся к следующим принципам интегрированной проектной деятельности:

1) опоре на профессиональную компетентность;

2) интеграции нескольких специальных дисциплин в проекте;

3) объединению профильных и непрофильных дисциплин;

4) использованию иностранного языка как средства овладения будущей специальностью;

5) активному привлечению информационных технологий;

6) поступенному характеру проектной деятельности - от простых проектов к сложным мультимедийным.

Рассмотрим вышеперечисленные принципы более подробно.

Опора на профессиональную компетентность предполагает активное привлечение знаний по специальности в проект. Решая проблему, студент расширяет свой профессиональный кругозор, овладевает новыми знаниями, знакомится с профессиональными сайтами, в том числе на иностранном языке, учится анализировать и синтезировать информацию по своему профилю. Повышаются интерес и мотивация к будущей профессиональной деятельности, т. к. обучаемый самостоятельно приобретает знания по специальности, активно использует их в проекте. Студент получает навыки поиска профессиональной инфор-

педагогические науки

мации и преобразует ее в практический продукт (проект).

Интеграция нескольких профессиональных дисциплин способствует более широкому и целостному взгляду на будущую специальность, позволяет детально рассмотреть проблему и решить ее с максимальным привлечением знаний по специальности.

В междисциплинарном проекте важна интеграция профильных и непрофильных дисциплин (таких как «Иностранный язык», «Культура речи», «История», «Информатика» и др.). Именно такая многоуровневая интеграция дает студентам возможность осознания будущей специальности во взаимосвязи с другими науками, а также позволяет приобретать профессиональные знания посредством непрофильных дисциплин (например, с помощью иностранного языка можно читать статьи зарубежных ученых).

Создавая междисциплинарный проект, студенты используют иностранный язык как средство овладения будущей специальностью. Работа над проектом дает им шанс познакомиться с иноязычными сайтами, узнать о деятельности коллег из других стран. Студенту становятся доступны аутентичные материалы. он получает опыт использования иностранного языка для решения задач по своему профилю, учится находить информацию на иностранном языке и переводить ее. Все это убеждает обучаемых в том, что иностранный язык способен расширить их профессиональный кругозор.

В настоящее время любая деятельность, в том числе проектная, неотделима от последних достижений в области информационных технологий. Каждый проект требует их активного привлечения. Таким образом, студент приобретает навыки использования компьютерных технологий в профессиональных целях, повышает уровень информационной культуры.

Формирование интегрированных проектных умений и навыков следует проводить по-ступенно, от простого проекта к сложному. Первым может быть мини-проект с презентацией на иностранном языке - «Мои достижения в ... (спорте, искусстве и т. д.)». Второй -групповой мультимедийный междисциплинарный проект с решением профессиональной задачи и презентацией результатов. третий - индивидуальный проект. Защита проектов проходит на междисциплинарных конференциях. Студенты представляют свою работу на иностранном языке, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении проектов, оцени-

вают их. Объявляется конкурс на самый креативный проект. Так происходит целенаправленное и последовательное развитие интегрированных проектных навыков и умений.

Междисциплинарные проекты способствуют активизации познавательной деятельности студентов - развитию мышления (логического, критического, проектного, интегрированного), восприятия, внимания, памяти, воображения, речи; повышению уровня общей и профессиональной культуры.

таким образом, интегрированный проект обладает большим потенциалом в плане формирования у студентов профессиональных компетенций, помогает осуществлять творческий и профессиональный рост, позволяет осознать связи между профильными и непрофильными дисциплинами. Развитые проектные умения и навыки, интегрированное мышление, несомненно, повысят уровень конкурентоспособности будущего специалиста.

Список литературы

1. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1998.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983.

3. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998.

4. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестн. Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. Сер. 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1(2). С. 47-51.

5. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. карачаевск, 2003.

* * *

1. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi v processe obucheniya. M.: Prosveshchenie, 1998.

2. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. M.: Sov. encikl., 1983.

3. Chapaev N.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoj integracii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 1998.

4. Shestakova L.A. Teoreticheskie osnovaniya mezhdisciplinarnoj integracii v obrazovatel'nom processe vuzov // Vestn. Mosk. un-ta im. S.Yu. Vitte. Ser. 3: Pedagogika. Psihologiya. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2013. № 1(2). S. 47-51.

5. Shoshtaeva E.B. Integral'naya tekhnologiya obucheniya kak osnova povysheniya kachestva obra-zovatel'nogo processa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Karachaevsk, 2003.

известия вгпу

Interdisciplinary integration in project activities of students

The article deals with the peculiarities, principles and stages of the interdisciplinary integration in project activities of students. There is concluded that the interdisciplinary project helps to develop the professional competences providing the improvement of the quality of the professional training and the levels of the competitiveness offuture specialists.

Key words: interdisciplinary integration, project activities, integrated thinking, interdisciplinary project, competitiveness.

(Статья поступила в редакцию 17.03.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цзян гуаньнань

(москва)

самостоятельная работа учащихся в китае во время карантина из-за коронавируса как необходимая составляющая саморазвития

Рассматривается опыт китайских учащихся, которые самостоятельно занимаются дистанционным онлайн-обучением во время карантина из-за коронавируса. Подчеркивается степень принятия онлайн-обучения учащимися разного уровня и возраста, обращается внимание на продуктивность обучения, всестороннее улучшение, повышение качества обучения. Придается большое значение обучению учителей, изменению роли учителей в учебном процессе.

Ключевые слова: самостоятельность, саморазвитие, самообразовательная деятельность, дистанционное обучение, онлайн-об-учение, домашнее обучение, новые условия, платформа.

2020 год - необычный год для руководителей Китая и для китайского народа. В конце января в провинции Хубэй началась вспышка инфекционного заболевания, источником которого явился коронавирус. В течение короткого времени вирус распространился по всему Китаю, и было много случаев заражения

за рубежом. это произошло во время традиционного китайского новогоднего праздника, все детские сады, школы и университеты не работали, все учащиеся были на каникулах. По мере распространения эпидемии правительство по всему региону издало чрезвычайные уведомления, призывающие отменить все мероприятия, где собирались люди. Были временно закрыты все общественные заведения, кроме необходимых для жизнеобеспечения, таких как аптеки и продовольственные магазины. Впоследствии Министерство образования также издало распоряжение временно закрыть все учебные заведения, репетиторские организации, отложить начало учебного процесса в детских садах, школах, университетах и строго ограничить возвращение учащихся в университеты. Были отложены на неопределенный срок сдача государственных экзаменов для поступления в магистратуру, сдача тестов для определения уровня владения каким-либо иностранным языком, а также другие виды испытаний.

отсрочка начала учебного процесса беспокоила всех родителей, учителей и Министерство образования КНР. В этой сложной ситуации было необходимо найти пути решения проблемы обучения учащихся дома. Спасительным и перспективным решением, выходом из такой непростой ситуации стала самообразовательная деятельность учащихся. однако необходимо было озаботиться эффективностью самообразовательной деятельности в новых, созданных эпидемией коро-навируса условиях домашнего обучения учащихся.

Ведущая группа Министерства образования КНР по противодействию проблемам, связанным с эпидемией коронавирусной пневмонии, в начале февраля выпустила несколько уведомлений, в которых содержится призыв к использованию онлайн-платформы, в связи с «приостановкой занятий не прекращать учебу, продолжать обучение без промедления» [1], а также предложила спецификации и порядок онлайн-обучения. Например, одно из требований гласит, что «учителям нельзя практиковать онлайн-обучение сверх предела, нельзя преподавать во время перерывов» [5]. «Университеты должны полностью взаимодействовать с платформой учебных программ в организациях онлайн-обучения и выбирать лучшие планы, которые соответствуют реальным

© Цзян Гуаньнань, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.