Научная статья на тему 'Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований'

Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТНЫЙ СЕКТОР / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Татьяна Владимировна

Определены направления и инструменты межбюджетного регулирования в бюджетной системе субъекта Российской Федерации и их влияние на состояние бюджетного сектора в условиях реформирования. Отмечены тенденции в динамике межбюджетных трансфертов в Иркутской области. Представлены показатели комплексной оценки управления бюджетными средствами муниципальных образований для расчета межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований»

СОРОКИНА Татьяна Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов

Байкальский государственный университет экономики и права

664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактные телефоны: (3952) 24-10-82, 20-84-60 е-таИ: natvros@maiL.ru

Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований1

Ключевые слова: межбюджетные отношения; муниципальные образования; регулирование; местные бюджеты; трансферты; бюджетный сектор; эффективное управление бюджетными средствами.

Аннотация. Определены направления и инструменты межбюджетного регулирования в бюджетной системе субъекта Российской Федерации и их влияние на состояние бюджетного сектора в условиях реформирования. Отмечены тенденции в динамике межбюджетных трансфертов в Иркутской области. Представлены показатели комплексной оценки управления бюджетными средствами муниципальных образований для расчета межбюджетных трансфертов.

Реформирование государственных и муниципальных финансов в России характеризуется существенными изменениями бюджетной политики и инструментов ее воздействия на социальную сферу посредством финансового обеспечения и бюджетного регулирования. В условиях сохранения высокой централизации бюджетных ресурсов на федеральном и региональном уровнях и внедрения новых бюджетных технологий усиливается необходимость гибкого и целенаправленного влияния межбюджетных трансфертов на результативность управления расходами местных бюджетов.

Развитие межбюджетных отношений в бюджетной системе субъекта Российской Федерации существенно корректируется направленностью трансформационных преобразований бюджетного процесса и бюджетного сектора в части обеспечения сбалансированности и ликвидности бюджетов муниципальных образований, а также эффективности использования бюджетных средств органами местного самоуправления.

Формирование межбюджетных отношений и распределение трансфертов часто сопровождаются возникновением противоречий между интересами органов региональной и муниципальной власти. В их основе лежит стремление отдельных муниципалитетов к финансовой самостоятельности, определяющей способность обеспечивать население бюджетными услугами надлежащего качества и объема. В свою очередь, субъект Федерации изыскивает возможности через предельно допустимую централизацию бюджетных средств создать условия для максимального выравнивания всех муниципалитетов. В то же время социально-экономическая политика региона, направленная на повышение уровня жизни населения, предполагает заинтересованность региональных органов власти в развитии муниципальной экономики и социальной сферы.

Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, ставит распределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной систе-

1 Печатается при поддержке проекта Г-10 «Управление финансовыми ресурсами муниципальных образований в условиях модернизации экономики и реформирования муниципальных финансов» на 2011-2015 гг.

© Сорокина Т. В., 2011

мы в прямую зависимость от результативности деятельности муниципальных властей. На большую поддержку регионального центра могут рассчитывать те муниципальные образования, которые эффективнее управляют бюджетными средствами.

По данным исследования различных способов межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации определена целевая направленность использования инструментов обеспечения сбалансированности доходных и расходных полномочий органов местного самоуправления, сглаживания бюджетной асимметрии муниципальных образований и стимулирования эффективного управления бюджетными средствами (рис. 1).

Рис. 1. Направления и инструменты межбюджетного регулирования в бюджетной системе субъекта Российской Федерации

С позиции структурирования источников и методов финансового обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления состояние организаций бюджетного сектора зависит от определенных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из вышестоящего бюджета.

Межбюджетное взаимодействие в региональных бюджетных системах, осуществляемое в настоящее время на основе Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. [1] и Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. [2], должно учитывать комплексное использование регулирующих возможностей различных видов межбюд-жетных трансфертов.

Анализ структуры и динамики межбюджетных трансфертов в Иркутской области выявил направления и пропорции реализации областного закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» [3]. Возможности бюджетного регулирования характеризуют состав и объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. Динамика расходов областного бюджета Иркутской области по разделу «Межбюджетные трансферты» свидетельствует о значительной доле общей величины перераспределяемых между бюджетами ресурсов и их росте в 2007-2010 гг. (рис. 2). Это связано с тем, что усилилась централи-

зация бюджетных средств на региональном уровне за счет снижения в 2009 г. норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в местные бюджеты, а также отмены прочих единых нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов. С 2009 г. доля областного бюджета в структуре консолидированного бюджета Иркутской области увеличилась до 77,4%. Около 1/10 объема расходов местных бюджетов покрывается дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности.

м Доля межбюджетных трансфертов в объеме расходов областного бюджета

I-' ■' ■' I Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в финансировании расходов местных бюджетов

ииия Доля иных межбюджетных трансфертов в финансировании расходов местных бюджетов Темп роста межбюджетных трансфертов

Рис. 2. Структура и динамика межбюджетных трансфертов в Иркутской области, по данным Министерства финансов Иркутской области [4]

Принципиально другое значение имеют межбюджетные трансферты, предоставляемые для финансовой поддержки муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих эффективное управление бюджетными средствами. Данный вид трансфертов является новой формой межбюджетных отношений в Иркутской области, которая, несмотря на незначительный удельный вес в общем объеме источников финансирования расходов местных бюджетов (2,7% в 2010 г. и 1,8% в 2011 г.), создает основу для повышения результативности деятельности в области муниципальных финансов. Основной целью межбюджетного регулирования посредством этих трансфертов является стимулирование:

1) соблюдения органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства;

2) расширения доходной базы местных бюджетов;

3) рационального использования бюджетных средств;

4) сбалансированности местного бюджета.

Исходя из вышесказанного предложенные нами показатели оценки эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований можно объединить в три группы (см. таблицу).

Структурный состав показателей комплексной оценки эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований

Иркутской области в 2011 г.

Оценка деятельности в области доходов Оценка деятельности в области расходов Оценка долговой политики и управления сбалансированностью

Показатель I Удельный вес, % Показатель II Удельный вес, % Показатель III Удельный вес, %

Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста собственных налоговых доходов местных бюджетов 20 Сокращение просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам за оцениваемый период 15 Доля бюджетов 1-го муниципального образования, нарушивших требование п. 3 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ 5

Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста налоговых доходов областного бюджета, собираемых на территории соответствующего муниципального образования 10 Сокращение просроченной кредиторской задолженности по иным расходам за оцениваемый период 5 Отсутствие просроченной задолженности по бюджетным кредитам муниципального образования, в отношении которых ранее была проведена реструктуризация обязательств (задолженности) 5

Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста собственных неналоговых доходов местных бюджетов 20 Сокращение просроченной дебиторской задолженности за оцениваемый период 10 Коэффициент сбалансированности 10

Итого 50 Итого 30 Итого 20

Повышению самостоятельности в проведении собственной бюджетной политики способствует то, что муниципальные районы, среди которых распределены межбюд-жетные трансферты, обязаны в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления методикой распределить 30% общего объема полученных межбюджетных трансфертов между городскими и сельскими поселениями, входящими в состав соответствующего муниципального района.

Сравнительный подушевой показатель и темп роста собственных налоговых доходов местных бюджетов отражают результативность всех способов увеличения поступлений по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, используемых органами местного самоуправления соответствующей территории. Таким образом, существенное преимущество получают муниципалитеты, в которых растет собираемость данных налогов и расширяется доходная база, например, посредством поддержания активности населения по регистрации прав собственности на земельные участки и другое недвижимое имущество.

Оценка динамики поступления налоговых доходов областного бюджета отражает взаимосвязь финансово-бюджетных потоков между муниципальными образованиями и региональным центром по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единому сельскохозяйственному налогу.

Одним из источников увеличения финансовой самостоятельности муниципальных образований являются неналоговые доходы. В связи с этим при расчете темпа роста собственных неналоговых доходов местных бюджетов и аналогичного подушевого показателя учитывается деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом и получения доходов от его использования и реализации. От наличия, величины и динамики кредиторской и дебиторской задолженности

зависят полнота и своевременность обеспечения органами местного самоуправления своих расходных обязательств, финансовое состояние бюджетного сектора и качество предоставляемых населению муниципальных услуг. Определить это позволяют коэффициенты соотношения просроченной кредиторской задолженности по социально значимым и иным расходам, а также дебиторской задолженности на начало и конец оцениваемого периода.

Первоначальное условие предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов Иркутской области в случае соблюдения в них, а также в городских и сельских поселениях, входящих в состав соответствующего муниципального района, предельных значений дефицита местного бюджета (п. 3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) создает возможности для выделения территорий, которые ведут серьезную работу по обеспечению сбалансированности своих бюджетов и соблюдению бюджетного законодательства [5].

Предложенные показатели разработаны с учетом требований, предъявляемых к расчетам межбюджетных трансфертов, а именно: точности, объективности и оперативности информации. Используются данные текущей и годовой бюджетной отчетности муниципальных образований (фактически проводится ее мониторинг и анализ) и официальные материалы органов государственной статистики (например, численность населения). Однако в представленной методике расчета размера трансферта не учтены показатели, характеризующие реализацию реформы бюджетного процесса в муниципальном образовании на основе бюджетирования, ориентированного на результат. Для этого необходимо, помимо отдельных элементов мониторинга результативности бюджетного менеджмента, внедрить контроль качества бюджетного процесса и трансформации бюджетного сектора на муниципальном уровне.

Безусловно, ограниченный ст. 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовыми возможностями региональной власти размер иных межбюджетных трансфертов не может решить проблему несбалансированности доходных и расходных полномочий органов местного самоуправления [5]. Вместе с тем это реальный инструмент премирования эффективного менеджмента в области муниципальных финансов.

Источники

1. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1123-р).

2. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р).

3. О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты : Закон Иркутской области № 56-ОЗ от 23 июля 2008 г. (с изм. и доп.).

4. Официальный сайт Министерства финансов Иркутской области. Режим доступа : www.gfu.ru.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.