Научная статья на тему 'Метрополитен как один из источников электромагнитного шума'

Метрополитен как один из источников электромагнитного шума Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ / MAGNETIC INDUCTION / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ / ELECTROMAGNETIC FIELD / ТЕХНОГЕННЫЙ МАГНИТНЫЙ ШУМ / MAN-MADE MAGNETIC NOISE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тягунов Д.С.

В статье рассмотрен магнитный шум Екатеринбургского метрополитена как одного из источников техногенного шума в диапазоне частот 0,01?20 Гц, дающий существенный вклад в общий электромагнитный шум города. На представленных Фурье спектрограммах показано, что импульсные сигналы от электропоездов метро носят случайный характер. Сделан вывод, что импульсные помехи, создаваемые электропоездами метро, имеют сложную структуру и в разы могут превышать среднюю амплитуду городского магнитного шума, особенно в часы пик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Тягунов Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNDERGROUND AS ONE OF THE SOURCES OF ELECTROMAGNETIC NOISE

The article considers the magnetic noise of Ekaterinburg metro as one of the sources of anthropogenic noise in the frequency range 0.01?20 Hz, giving a significant contribution to the total electromagnetic noise of the city. In the presented spectrograms Fourier it is shown that the pulse signals from the trains of the metro are random. The conclusion is made that the impulse noise generated by the subway trains, have a complex structure and at times can exceed the average amplitude of the magnetic noise of the city, especially during peak hours.

Текст научной работы на тему «Метрополитен как один из источников электромагнитного шума»

Кроме этого, по картам распределения температуры воды также в период охлаждения озера, начиная со второй половины сентября по первую половину ноября, определяются до 4-6 вихрей антициклонического или грибовидного характера у западного побережья в Северной котловине озера Байкал. Время их существования может достигать 2 месяцев. Они могут несколько раз за указанный период ослабевать или распадаться и затем повторно развиваться. Размеры некоторых из этих вихревых образований могут доходить до 30 км в поперечнике.

Дислокация данных вихрей в Северной котловине озера может в период охлаждения водоёма может быть связана с ослабеванием циклонической циркуляции в данной котловине в указанный период, а также с тем, что по сравнению с другими котловинами в Северной чаше озера циклоническая циркуляция имеет меньшие значения скорости [2] и является менее устойчивой. В Центральной и Южной котловинах озера также образуются вихри в период охлаждения водоёма, но данные структуры имеют намного меньшие размеры, повторяемость и контрасты температуры с окружающими водами на поверхности данных акваторий, что делает их идентификацию и исследование их динамики по данным радиометра AVHRR затруднительными.

Все из указанных вихревых образований, как в Северной котловине, так и в Центральной, напротив полуострова Святой Нос, формируются за крупными мысами, выступающими в озеро на несколько километров. Согласно [5] генерация обозначенных вихрей может быть ассоциирована с неустойчивостью струйных вдольбереговых течений.

Литература

1. Сутырина Е. Н. Изучение внутренних водоёмов и водосборов с применением данных дистанционного зондирования Земли. Иркутск: ИГУ. 2014. 133 с.

2. Аргучинцев В. К., Аргучинцева А. В. Моделирование мезомасштабных гидротермодинамических процессов и переноса антропогенных примесей в атмосфере и гидросфере района оз. Байкале. Иркутск: ИГУ, 2007. 255 с.

3. Байкал: атлас. - М.: СО РАН, 1993. 160 с.

4. Русинек О. Т., Уфимцев Г. Ф., Фиалков В. А. Характеристика движения водных масс в прибрежной зоне озера // Байкальский ход (научная экспедиция по Байкалу). - Новосибирск, 2009. - С. 95-98.

5. Филатов Н. Н. Гидродинамика озер. СПб.: Наука, 1991. 196 с.

References

1. Sutyrina E. N. Izuchenie vnutrennih vodojomov i vodosborov s primeneniem dannyh distancionnogo zondirovanija Zemli. Irkutsk: IGU. 2014. 133 p.

2. Arguchincev V. K., Arguchinceva A. V. Modelirovanie mezomasshtabnyh gidrotermodinamicheskih processov i perenosa antropogennyh primesej v atmosfere i gidrosfere rajona oz. Bajkale. Irkutsk: IGU, 2007. 255 p.

3. Bajkal: atlas. M.: SO RAN, 1993. 160 p.

4. Rusinek O. T., Ufimcev G. F., Fialkov V. A. Harakteristika dvizhenija vodnyh mass v pribrezhnoj zone ozera // Bajkal'skij hod (nauchnaja jekspedicija po Bajkalu). Novosibirsk, 2009. P. 95-98.

5. Filatov N. N. Gidrodinamika ozer. SPb.: Nauka, 1991. 196 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.033 Тягунов Д.С.

Кандидат технических наук, Институт геофизики Уральского отделения Российской академии наук МЕТРОПОЛИТЕН КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ШУМА

Аннотация

В статье рассмотрен магнитный шум Екатеринбургского метрополитена как одного из источников техногенного шума в диапазоне частот 0,01^20 Гц, дающий существенный вклад в общий электромагнитный шум города. На представленных Фурье спектрограммах показано, что импульсные сигналы от электропоездов метро носят случайный характер. Сделан вывод, что импульсные помехи, создаваемые электропоездами метро, имеют сложную структуру и в разы могут превышать среднюю амплитуду городского магнитного шума, особенно в часы пик.

Ключевые слова: магнитная индукция, электромагнитное поле, техногенный магнитный шум.

Tyagunov D.S.

PhD in Engineering, Institute of Geophysics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences THE UNDERGROUND AS ONE OF THE SOURCES OF ELECTROMAGNETIC NOISE

Abstract

The article considers the magnetic noise of Ekaterinburg metro as one of the sources of anthropogenic noise in the frequency range 0.01^20 Hz, giving a significant contribution to the total electromagnetic noise of the city. In the presente d spectrograms Fourier it is shown that the pulse signals from the trains of the metro are random. The conclusion is made that the impulse noise generated by the subway trains, have a complex structure and at times can exceed the average amplitude of the magnetic noise of the city, especially during peak hours.

Keywords: magnetic induction, electromagnetic field, man-made magnetic noise.

На сегодняшний день в современных крупных мегаполисах расположены не только разнообразные производственные предприятия, городской и пригородный авто/электро транспорт, но некоторые из них имеют линии метро. С момента электрификации городского электротранспорта резко возрос уровень помех для проведения геомагнитных измерений.

Для питания электропоездов метро используется контактная сеть с мощной электрической тягой, что приводит к потреблению большого количества электрической энергии этого вида транспорта, особенно в моменты включения/выключения двигателей.

Цель данной статьи - рассмотреть величину импульсного сигнала создаваемого токовыми переключениями электропоездов в электрифицированной линии Екатеринбургского метрополитена, как одного из основных источников техногенного электромагнитного шума низких частот и оценить его вклад в общий электромагнитный шум города.

Для измерения вариаций городского низкочастотного электромагнитного шума вызванного переключениями токовой нагрузкой линии метро был применен трех компонентный магнитометр. В качестве датчиков магнитного поля использованы магнитомодуляционные преобразователи магнитной индукции, выполненные на основе аморфных ферромагнитных сердечников, работающих в режиме автопараметрического усиления. Собственный магнитный шум датчиков составляет 0.1 пТл*Гц-1/2, коэффициент преобразования без внешнего усиления 0.16 мВ/нТл, полоса частот измеряемого магнитного поля 0.01 Гц ^ 200 Гц. Аналоговый электрический сигнал с датчиков поступает на 24 -х разрядный программируемый аналого-цифровой преобразователь АЭ7734ЕВ2, соединенный с переносным компьютером (ноутбук). Частота дискретизации измеряемого сигнала - 470 Гц. Наблюдение вариаций измеряемого магнитного поля ведется в реальном масштабе времени, отображается на экране компьютера и записывается на электронный носитель информации в виде отдельного текстового файла [1].

Измерения магнитной индукции электромагнитного шума метрополитена проводились в рабочие дни и в утреннее время, когда большая часть людей едет на работу. Датчики, закрепленные на немагнитном штативе, располагались на поверхности земли около подходов к спуску в метро и на расстоянии до 20 м от самой линии метро. При этом, горизонтальная компонента Вх была направлена по магнитному меридиану, горизонтальная компонента Ву ортогональна магнитному меридиану, компонента В2 устанавливалась вертикально. Длительность времени записи определялась минимальным периодом регистрируемой частоты и количеством периодов. Для измерений шумового сигнала измерения в каждой точке проводились 30 мин.

В Екатеринбурге находится одна линия метро с девятью станциями, которые имеют разную глубину. Четыре станции глубиной от 8 до 12 метров, пять других - от 30 до 42 метров.

На рис. 1 показан фрагмент записи амплитуды трех составляющих магнитного шума в полосе частот 0.0Н200 Гц, полученный в центральной части города, вблизи станции метро «Геологическая». Глубина станции 30 метров. Точка измерения располагалась на территории дендропарка в 20 метрах от линии метро.

Рис. 1 - Фрагмент утренней записи амплитуды составляющих магнитного шума вблизи станции метро

«Геологическая» в полосе частот 0.01^200 Гц

Из рис. 1 видно, что импульсные помехи от электрического транспорта метрополитена имеют амплитуду магнитного шума от пика до пика по горизонтальным составляющим Вх=2000 нТл, Ву=2500 нТл; вертикальной составляющей В2=10000 нТл. Средняя амплитуда шумовой дорожки для Вх=200 нТл, Ву=300 нТл, В2=800 нТл.

На рис. 2 показан фрагмент записи амплитуды трех составляющих магнитного шума в полосе частот 0.01^200 Гц, полученный на окраине города, вблизи станции метро «Машиностроителей». Глубина станции 8 метров. Точка измерения располагалась в 10 метрах от линии метро.

Рис. 2 - Фрагмент утренней записи амплитуды составляющих магнитного шума вблизи станции метро «Машиностроителей» в полосе частот 0.0Н200 Гц

Импульсные помехи от электрического транспорта метрополитена станции «Машиностроителей» (рис. 2) имеют амплитуду магнитного шума для Вх=3000 нТл, Ву=4000 нТл, Б2=6500 нТл. Средняя амплитуда шумовой дорожки для Вх=100 нТл, Ву=200 нТл, В,=500 нТл.

В утреннее время поезда Екатеринбургского метро двигаются с четырех минутным интервалом и временем стоянки на станциях 2 минуты. На представленных фрагментах записей рис. 1 и рис. 2 четко видно, что за 30 минут измерений проявились импульсные сигналы от шести поездов подходящих к станциям и отходящих от них. На компонентах магнитной индукции эти сигналы отображаются в виде тонких линий высокой амплитуды. При детализации записи шумовой дорожки форма импульсных сигналов имеет более сложную структуру (рис. 3).

Рис. 3 - Детализация минутных импульсных сигналов вертикальной составляющей фрагмента утренней записи

станции метро «Геологическая»

На записях рис. 1 и рис. 2 также видно, что импульсные помехи, создаваемые этим видом транспорта, в разы превышают среднюю амплитуду шумовой дорожки городского магнитного шума.

На рис. 4 представлены спектры фрагмента утренней записи трех составляющих магнитного шума, записанные вблизи станции метро «Геологическая».

0 9 0 8 ■г о.в <2

1

1

0.3 0.2- 1

■к,

0.1 | | . .

0.9 0.8

£ ПК

к 0.6 ¿Г 0 5 \

1

0.20, 1

к .........\.........(........1........1.........

1

1 ц 0.9

1

Вг. нТл ооооооос о^ми^мочо _______ 1

I

1

н

■1

ш кии*

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 Гц

Рис. 4 - Спектры трех составляющих фрагмента записи магнитного шума, полученные вблизи станции метро

«Геологическая»

Максимальная амплитуда на частоте 50 Гц спектров рис. 4 составляет: Вх=2 нТл; Ву=4 нТл; Вг=2.5 нТл. На частоте 100 Гц: Вх, Ву=0.1 нТл; В2=0.4 нТл. На частоте 150 Гц: Вх=0,45 нТл; Ву=0.7 нТл; В2=0.4 нТл. В результате спектральной обработки видно, что максимальный уровень магнитного шума находится на частоте 50 Гц и ее кратных гармониках. В местах, где отсутствует линия метро, магнитный шум сосредоточен, в основном в области промышленной частоты 50 Гц за исключением низкочастотного шума. Также из рисунка видно, что амплитуда магнитного шума на шумовых дорожках составляющих магнитной индукции Вх и Ву монотонно уменьшается в область высоких частот с 10 Гц, составляющей В2 с 20 Гц.

Электромагнитные импульсы, создаваемые электропоездами метро, явно на спектрограммах не проявляются. Это объясняется тем, что импульсы носят случайный характер. Следует отметить, что приведенные спектры магнитного шума аналогичны записям спектров для других станций.

Для сравнения по станциям Екатеринбургского метро в табл. 1 приведены данные амплитуды магнитного шума по каждой составляющей и модулю магнитной индукции.

Таблица 1

Название станции Глубина станции, метры Вх Ву В2 |В|

Проспект Космонавтов 8 800 1200 2500 2886

Уралмаш 8 3500 6000 3000 7566

Машиностроителей 8 3000 4000 6500 8200

Динамо 35 500 400 800 1000

Площадь 1905 года 35 2500 2000 7000 7697

Геологическая 30 2000 2500 10000 10500

Чкаловская 40 5600 4000 3000 7507

Ботаническая 12 4000 5000 6000 8774

Из табл. 1 видно, что четкой зависимости амплитуды магнитного шума с глубиной станций не прослеживается. При этом, средний порядок по модулю магнитной индукции для большинства станций примерно один.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Вклад магнитного шума электропоездов метрополитена в общий электромагнитный шум города на частотах 0,01^200 Гц может составлять 10000 нТл и более, особенно в часы пик. Электромагнитные импульсы, создаваемые электропоездами метро, на Фурье спектрограммах не проявляются, так как носят случайный характер. Импульсные сигналы, создаваемые этим видом транспорта, имеют сложную структуру.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 16-35-60004.

Литературы

1. Сокол-Кутыловский О.Л., Тягунов Д.С. Аппаратура для регистрации магнитного поля низких частот. Уральский геофизический вестник. № 4(13) (сб. статей) Екатеринбург: УрО РАН, 2007. С. 69-73.

References

1. Sokol-Kutylovskij O.L., Tyagunov D.S. Apparatura dlya registracii magnitnogo polya nizkih chastot. Ural'skij geofizicheskij vestnik. № 4(13) (sb. statej) Ekaterinburg: UrO RAN, 2007. S. 69-73.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.035 Хромых Л.Н.1, Литвин А.Т.2, Никитин А.В.3 1 Доцент, 2,3студент, Самарский государственный технический университет ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ РАСТВОРИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДОБЫЧИ ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТИ

И ПРИРОДНОГО БИТУМА

Аннотация

В статье представлен обзор современных технологий применения реагентов-растворителей при добыче высоковязкой нефти и природного битума. Приведены примеры современных российских технологий и зарубежный опыт. Приводятся примеры использования реагентов-растворителей как составляющей технологий добычи нефти в таких процессах как VAPEX, циклическая обработка призабойных зон пласта паром и растворителем, так и для борьбы с отложения асфальтенов, смол и парафинов при подъеме продукции скважин на дневную поверхность и дальнейшей транспортировки нефти. Также в работе приведены критерии подбора реагентов-растворителей для промышленного внедрения.

Ключевые слова: высоковязкая нефть, битум, реологические свойства, растворитель.

Khromykh L.N.1, Litvin A.T.2, Nikitin A.V.3

1Associate professor, 2Student, Samara State Technical University THE REVIEW OF THE USE OF SOLVENTS IN THE PRODUCTION OF HEAVY OIL AND NATURAL

BITUMEN

Abstract

There is the review of modern technologies of reagents-solvents utilization in heavy oil and natural bitumen production presented in this paper. Some field cases of current Russian and foreign technologies have been presented in this paper. A lot of examples of using of reagents-solvents, as a component of oil production technologies in such processes as VAPEX, cyclic steam and solvent well stimulation presented in this work. Reagents-solvents also can be used to prevention " the deposits of asphaltenes, resins and waxes during the production process and further oil transportation. Also in the paper contains criteria for selection of reagents-solvents for industrial implementation.

Keywords: heavy oil, bitumen, rheological properties, solvent.

В настоящее время в старых нефтедобывающих провинциях остро стоит вопрос добычи высоковязкой нефти (ВВН) и природного битума (ПБ) в условиях необходимости поддержания текущего уровня добычи. На сегодняшний день различными исследователями и специалистами ведутся работы по изучению реологических свойств высоковязких нефтей, их компонентного состава для обоснования высокоэффективных технологий повышения нефтеотдачи пластов и эксплуатации скважин на таких сложных объектах разработки [6, 7, 9, 13, 15].

В ряде работ указывается зависимость реологических свойств ВВН от температуры. Однако, не всегда возможно повышать температуру продуктивного пласта или хотя бы призабойной зоны до высоких значений, при которых проявление нефтью неньютоновских свойств практически исчезает. Согласно промысловому опыту, наиболее эффективным термическим воздействием на продуктивные пласты является закачка перегретого пара [1]. Закачка теплой воды практически не оказывает влияния на коэффициент вытеснения. На рисунке 1 представлена зависимость вязкости ВВН Печерского месторождения от температуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.