Научная статья на тему 'МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова Галина Юрьевна, Кольцова Валентина Георгиевна

Статья посвящена исследованию метрологического обеспечения таможенного контроля. Авторами рассматривается вопрос внедрения технологии межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы с иными федеральными органами государственной власти, что позволит в режиме реального времени получать актуальную информацию по метрологии и техническому регулированию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METROLOGICAL SUPPORT OF CUSTOMS CONTROL

The article is devoted to topical issues of technical reg ulation of customs operations and metrological support of the activities of customs authorities. The issue of introducing the technology of interdepartmental interaction of the Federal Customs Service with other federal bodies is being considered, which allows receiving up to date information on technical regulation and metrology, which is necessary and sufficient for making decisions during customs control

Текст научной работы на тему «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 339

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ-ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Федотова Галина Юрьевна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры таможенного администрирования, канд. техн. наук, доцент, e-mail: fedotova-gy@ranepa.ru

Кольцова Валентина Георгиевна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры таможенного администрирования, канд. техн. наук, доцент, e-mail: koltsova-vg@ranepa.ru

Статья посвящена исследованию метрологического обеспечения таможенного контроля. Авторами рассматривается вопрос внедрения технологии межведомственного взаимодействия Федеральной таможенной службы с иными федеральными органами государственной власти, что позволит в режиме реального времени получать актуальную информацию по метрологии и техническому регулированию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля

Ключевые слова: таможенный контроль; метрологическое обеспечение; техническое регулирование; электронное правительство

METROLOGICAL SUPPORT OF CUSTOMS CONTROL

Fedotova Galina Yu.

North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Technical Sciences, Docent, e-mail: fedotova-gy@ranepa.ru

Koltsova Valentina G.

North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, e-mail: koltsova-vg@ ranepa.ru

The article is devoted to topical issues of technical reg ulation of customs operations and metrological support of the activities of customs authorities. The issue of introducing the technology of interdepartmental interaction of the Federal Customs Service with other federal bodies is being considered, which allows receiving up-to-date information on technical regulation and metrology, which is necessary and sufficient for making decisions during customs control

Keywords: customs control; technical regulation; metrological support; e-government

Для цитирования: Федотова Г.Ю., Кольцова В.Г. Метрологическое обеспечение таможенного контроля // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2021. № 3 (79). С. 66-70.

Содействие развитию международной торговли при одновременном ужесточении контроля соблюдения законодательства - некоторые из целей Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России), для достижения которых принята Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия-2030), позволяющая обеспечить качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на принципах управления рисками [1].

При применении принципов управления рисками в деятельности таможенной службы одной из наиболее критических областей является выявление соблюдения организациями законных требований. Данный принцип применяется в различных областях таможенного контроля, включая физическую проверку товаров, требование предоставления сведений, определение сроков и методов представления отчетности, сроков и форм сбора платежей.

Использование документального контроля

(управления информацией), мониторинга и оценки соблюдения требований является менее навязчивым и, следовательно, более содействующим методом, чем использование физических проверок. Аналогичным образом таможенный контроль, осуществляемый после выпуска товаров, является эффективным методом проведения проверок для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

П. 6 ст. 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлено, что проверка таможенных документов и сведений проводится, например, путем сопоставления сведений, заявленных в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия, а также из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки [2].

В рамках реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона от 27.08.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в целях реализации контрольных функций, осуществляемых таможенными органами, организован межведомственный информационный обмен с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) [3].

Таким образом, вопрос внедрения технологии межведомственного взаимодействия ФТС России с иными федеральными органами является актуальным и позволяет в режиме реального времени получать информацию по метрологии и техническому регулированию, необходимую и достаточную для принятия решений при проведении таможенного контроля.

Целью статьи является анализ и определение особенностей метрологического обеспечения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:

- изучить особенности метрологического обеспечения таможенного контроля и проанализировать нормативно-правовую базу, необходимую для реализации межведомственного информационного обмена;

- выявить проблемы метрологического обеспечения таможенного контроля, с которыми сталкиваются таможенные органы и участники ВЭД;

- проанализировать недостатки применяемых методов метрологического обеспечения таможенного контроля и предложить пути решения проблем.

В 2018 г. ФТС России проведен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования по обеспечению возможности получения таможенным органам в режиме онлайн актуальной информации, необходимой для таможенного контроля - разрешительных документов и сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Например, для организации таможенного контроля и таможенной экспертизы наиболее активно используют информационные ресурсы Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромтор-га России), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) и др.

Результатом практики обмена информацией в электронном виде между ФТС России и ФОИВ является сокращение перечня документов, ускорение и упрощение совершения таможенных операций.

Вместе с тем реализации межведомственного информационного обмена присущи следующие

недостатки:

- для получения информации должностные лица таможенных органов вручную вводят запросы, необходимые для соответствующего вида контроля, которые зачастую дублируются в каждом программном средстве;

- срок таможенного контроля может зависеть от поддержания в работоспособном состоянии программных средств перечисленных ведомств;

- по каждому виду государственного контроля отсутствует не возможность проведения автоматического мониторинга.

Рассмотрим опыт информационного взаимодействия ФТС России и Росстандарта.

Как известно, Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Ростехрегулирование) является ФОИВ, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Вступление в силу в 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» создает правовую основу для гармонизации международных отношений во всей сфере технического регулирования [4].

Одним из принципов, установленных законом «О техническом регулировании», является обеспечение единства измерений, что соответствует цели метрологии - защите экономики Российской Федерации, прав и законных интересов граждан, юридических лиц от отрицательных последствий недостоверности результатов измерений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» Метрологической службой ФТС России осуществляется функция «метрологического обеспечения деятельности таможенных органов» [5, 6].

Требования Таможенного кодекса ЕАЭС не препятствуют таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других средств измерений.

Созданная в ФТС России система метрологического обеспечения таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, основана на взаимодействии таможенных органов с министерствами, ведомствами, организациями, имеющими соответствующий опыт работ в области учета, контроля и надзора при совершении торговых операций.

Измерения, которые выполняются в числе прочих видов деятельности при осуществлении внешней торговли, при взаимных расчетах между покупателем и продавцом, при проведении таможенного контроля, учетных таможенных и налоговых операций, при выполнении работ по оценке соответствия продукции обязательным требованиям, отнесены Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» к сфере государственного метрологического регулирова-

ния [7]. Это означает, что к измерениям, выполняемым в этих областях деятельности, установлены обязательные метрологические требования.

В данном законе установлены формы государственного регулирования, которые стали неотъемлемой частью метрологического обеспечения деятельности таможенных органов:

- утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;

- поверка средств измерений;

- метрологическая экспертиза;

- федеральный государственный метрологический надзор;

- аттестация методик измерений;

- аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Согласно закону «Об обеспечении единства измерений» все измерения, которые выполняются при проведении таможенных операций и таможенного контроля, должны осуществляться с использованием средств измерений и стандартных образцов, которые прошли процедуру утверждения типа в установленном порядке [8].

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке в установленном порядке [9].

Косвенные измерения следует выполнять только по разработанным в соответствии с ГОСТ Р 8.563-2009 методикам измерений, аттестованным в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений [10].

Согласно определению, приведенному в рекомендации по межгосударственной стандартизации: «Методика измерений - это установленная логическая последовательность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений в соответствии с принятым методом измерений» [11].

Как правило, методика измерений регламентируется каким-либо нормативным документом. Аттестованные в установленном порядке методики измерений (МИ) представляют собой нормативные документы, используя которые обе стороны (и продавец, и покупатель) получают юридическое основание для разрешения спорных вопросов в арбитражном суде при возникновении разногласий, связанных с результатами измерений количественных характеристик товара. По аттестованным методикам должны выполняться измерения, применяемые как при таможенных, так и при торговых операциях. Логичным является соблюдение условия, чтобы метод, используемый экспортером для определения количества партий товаров,

предъявляемых к таможенному оформлению, совпадал с методом измерения количества, используемым при таможенном контроле.

В целях реализации Протокола о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений (приложение № 10 к Договору о ЕАЭС) в 2018 г. решением Совета ЕАЭС принят порядок метрологической аттестации методики (метода) измерений [12; 13].

До даты вступления в силу этого Решения метрологическая аттестация методик измерений проводилась в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

Сведения об аттестованных МИ, о средствах измерений (СИ) и стандартных образцах (СО) утвержденных типов, о результатах поверки СИ передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, который ведется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минпромторга России от 28.08.2020 № 2906 [14].

Реестры Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росстандарта), информация в которых регулярно актуализируется, доступны любому пользователю в любое время на электронных ресурсах Росстандарта. Доступность информационных электронных ресурсов позволяет всем заинтересованным сторонам, в том числе таможенным органам, существенно снизить сроки получения (подтверждения) информации о соблюдении требований и своевременно выявить нарушение установленных требований в области обеспечения единства измерений.

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.07.2018 № 1402 «О Федеральной государственной информационной системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» раздел в сфере обеспечения единства измерений именуется «АРШИН» [15].

ФГИС «АРШИН» - вторая очередь ФГИС Росстандарта, разработанная в целях организации и автоматизации процессов координации деятельности Росстандарта в сфере обеспечения единства измерений [16].

Согласно закону «О техническом регулировании» в РФ применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством РФ могут быть допущены к применению в РФ наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в РФ, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Так, «Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» утверждено

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 № 879 [17].

Требования к учету нефти и продуктов ее переработки при перемещении их за пределы таможенной границы морским или железнодорожным транспортом сведены к идентификации товаров, использующей сведения документов. Негативным моментом, отражающимся на достоверности представления учетных данных в целях таможенных операций, являлся недостаточный государственный метрологический надзор и контроль за применением мер вместимости [18].

До сих пор не решены противоречия между ОАО «Российские железные дороги» и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии о признании железнодорожных (ж/д) цистерн средствами измерений. Определение количества нефти и продуктов ее переработки при отгрузке в ж/д цистерны раньше производилось в лучшем случае по градуировочным характеристикам проектной документации, что не обеспечивало выполнение требований ГОСТ Р 51858-2002.

Согласно определению меры вместимости, приведенному в рекомендации РМГ 85-2009 и стандартах ГОСТ Р 8.595-2004, ГОСТ Р 8.787-2012, ж/д цистерна может считаться средством измерения при выполнении определенных условий: ж/д цистерна как мера вместимости должна быть поверена, иметь утвержденную градуировочную таблицу и соответствовать установленным требованиям к показателям точности (пределы допускаемой относительной погрешности определения вместимости не более ±0,30%) [18].

Таким образом, если кто-то (производитель или потребитель ж/д цистерны) потратит деньги и усилия на то, чтобы ж/д цистерна для нефти конкретной конструкции и объема была признана мерой вместимости утвержденного типа с градуировоч-ной таблицей, характеристикой погрешности и периодически поверялась, то у ОАО «Российские железные дороги» не будет аргументов в затянувшемся споре. На текущий момент в реестре СИ утвержденного типа РФ обнаружены средства измерений: автомобильные прицеп-цистерны (№ 67877-17) и полуприцеп-цистерны (№70343-18, 70276-18, 67872-17, 66370-16, 66369-16), автоцистерны (73127-18, 7044418, 67767-17, 67172-17). Также в реестре СИ утвержденного типа зарегистрирована (№ 66353-16) система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ», основанная на вычислении массы нефти по разности массы заполненных и массы порожних цистерн, измеренных прямым методом статического взвешивания расцепленных цистерн или взвешиванием на весах в движении не расцепленных цистерн.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.02.2018 № 256 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы и объема жидкости в потоке, объема жидкости

и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости» [19] утверждена новая «Государственная поверочная схема для средств измерений массы и объема жидкости в потоке, объема жидкости и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости».

Реестр средств измерений утвержденного типа за год пополнился большим количеством СИ, предназначенных для измерения объема нефти и нефтепродуктов при приеме, хранении и отпуске: резервуары стальные цилиндрические вертикальные и горизонтальные; резервуары шаровые стальные для сжиженных углеводородных сред (сжиженных газов); системы измерения количества и показателей качества нефти, основанные на использовании прямого метода динамических измерений массы нефти, транспортируемой по трубопроводам, с помощью счетчиков-расходомеров массовых или объемного расхода (с применением поточных преобразователей вязкости, плотности, температуры и давления); весы вагонные для взвешивания грузов в движении. Данная информация помимо Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений «АРШИН» доступна должностному лицу таможенного органа в любое время суток на рабочем месте в любой точке РФ.

Среди реализованных возможностей ФГИС «АРШИН» отметим предоставление государственных услуг в указанной области в электронном виде, ведение в онлайн-режиме Федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений, создание и регулярное обновление универсальных информационных баз.

В числе указанных реестров и баз: нормативные правовые акты РФ, стандарты государственной системы обеспечения единства измерений, сведения об отнесении технических средств к средствам измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, аттестованные методики измерений, утверждённые типы стандартных образцов, утверждённые типы средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений, реестр наборов открытых данных. На портале Росстандарта также предоставляется в электронном виде госуслуга по предоставлению сведений, содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Процесс перехода на межведомственное информационное взаимодействие оказал существенное влияние на техническую сторону деятельности таможенных органов.

Учитывая важность рассматриваемого вопроса, необходимо более глубокое изучение аспектов метрологического обеспечения таможенного контроля. Благодаря открытости данных Росстандарта получение необходимой информации в области обеспечения единства измерений становится более доступным.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. 4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе».

6. Приказ ФТС России от 28.12.2005 № 1235 «Об утверждении Положения о Метрологической службе ФТС России».

7. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обеспечении единства измерений» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2905 «Об утверждении порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения».

9. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке»

10. Приказ Минпромторга РФ от 15.12.2015 № 4091 «Об утверждении Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. РМГ 29-2013. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения // Официальный сайт Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd. ru/document/1200115154

12. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

13. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 № 21 «Об утверждении Порядка метрологической аттестации методики (метода) измерений» // СПС «КонсультантПлюс».

14. 14. Приказ Минпромторга России от 28.08.2020 № 2906 «Об утверждении порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений»

15. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.07.2018 № 1402 «О Федеральной государственной информационной системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Росстандарт. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. ФГИС «АРШИН» // URL: http://fundmetrology.ru/

17. Постановление Правительства РФ от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» (ред. от 15.08.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

18. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. РМГ 85-2009. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти. Методика выполнения измерений в железнодорожных цистернах в системе магистрального нефтепрово-дного транспорта. Основные положения» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Приказ Федерального агентства по техническо -му регулированию и метрологии от 07.02.2018 № 256 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы и объема жидкости в потоке, объема жидкости и вместимости при статических измерениях, массового и объемного расходов жидкости» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.