Научная статья на тему 'Метро-ритмическая организация верлибра и его периферия на примере поэзии Игоря Холина'

Метро-ритмическая организация верлибра и его периферия на примере поэзии Игоря Холина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
351
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРЛИБР / МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМА / РИТМИЧЕСКАЯ СХЕМА / РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СТРОКИ / СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ / ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ / ГЕТЕРОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИХ / FREE VERSE / METRIC PATTERN / RHYTHMIC PATTERN / RHYTHMIC STRUCTURE / SYLLABIC-ACCENTUAL VERSE / ACCENTUAL VERSE / HETEROMETRIC VERSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Патолятов Д. А.

Актуальность статьи обусловлена малоизученностью метро-ритмической организации верлибров Игоря Холина. В статье анализируется «чистый» верлибр и его периферийные формы: белые вольные дольник и тактовик, а также гетерометрический стих. На конкретных примерах сопоставляются признаки стопных, тонических метров, ритмический состав строк, их влияние на метрикоритмический статус поэтического текста. Наряду с общепринятыми в лингвистике стиха методами научного наблюдения и описания, автор пользуется статистическим методом, используемым в стиховедении. Исследование показало, что определяющим условием для разграничения метрического статуса периферийных форм верлибра является выявление «доминантного» метра для текста и подсчет меж-дуиктовых слогов внутри и на границах строк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metro-Rhythmic Features of Free Verse and its Transitivity In Igor Kholin’s Poetry

The relevance of the article is due to the lack of knowledge of the metric and rhythmic organization of Igor Kholin’s free verse. The article analyzes the “pure free verse" and its transitional forms: accentual verse (dolnik, tactovik) and a heterometric verse. The author compares the signs of stop and tonic meters, the rhythmic composition of lines, in order to establish their influence on the metro-rhythmic status of the poetic text. Along with the generally accepted methods of scientific observation and description in verbal linguistics, the author uses the statistic method used in the science of versification. The study showed that the main condition for distinguishing the status of transitional forms of free verse is identifying the “dominant" meter for the text and counting interictic syllables inside and at the line boundaries.

Текст научной работы на тему «Метро-ритмическая организация верлибра и его периферия на примере поэзии Игоря Холина»

УДК 801.655.7 ББК 83.011.8

МЕТРО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕРЛИБРА И ЕГО ПЕРИФЕРИЯ НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ ИГОРЯ ХОЛИНА

| Д.А. Патолятов

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена малоизученностью метро-ритмической организации верлибров Игоря Холина. В статье анализируется «чистый» верлибр и его периферийные формы: белые вольные дольник и тактовик, а также гетерометрический стих. На конкретных примерах сопоставляются признаки стопных, тонических метров, ритмический состав строк, их влияние на метрико-ритмический статус поэтического текста. Наряду с общепринятыми в лингвистике стиха методами научного наблюдения и описания, автор пользуется статистическим методом, используемым в стиховедении. Исследование показало, что определяющим условием для разграничения метрического статуса периферийных форм верлибра является выявление «доминантного» метра для текста и подсчет меж-дуиктовых слогов внутри и на границах строк.

Ключевые слова: верлибр, метрическая схема, ритмическая схема, ритмическая структура строки, силлабо-тонический стих, тониче-312 ский стих, гетерометрический стих.

METRO-RHYTHMIC FEATURES OF FREE VERSE AND ITS TRANSITIVITY IN IGOR KHOLIN'S POETRY

| D.A. Patolyatov

Abstract. The relevance of the article is due to the lack of knowledge of the metric and rhythmic organization of Igor Kholin's free verse. The article analyzes the "pure free verse" and its transitional forms: accentual verse (dolnik, tactovik) and a heterometric verse. The author compares the signs of stop and tonic meters, the rhythmic composition of lines, in order to establish their influence on the metro-rhythmic status of the poetic text. Along with the generally accepted methods of scientific observation and description in verbal linguistics, the author uses the statistic method used in the science of versification. The study showed that the main condition for distinguishing the status of transitional forms of free verse is identifying the "dominant"

meter for the text and counting interictic syllables inside and at the line boundaries.

Keywords: free verse, metric pattern, rhythmic pattern, rhythmic structure, syllabic-accentual verse, accentual verse, heterometric verse.

Значительное место в верлибри-

ческом репертуаре яркого представителя второй волны русского литературного авангарда Игоря Холи-на (1920—1999) занимают стихи, относящиеся к так называемой «метризованной периферии» верлибра (свободного стиха), которая составляет около пятой части опубликованных лирических текстов поэта: вольный белый дольник, вольный белый так-товик, гетероморфный (гетерометри-ческий стих). По нашим подсчетам, если к «чистому» верлибру можно безоговорочно отнести семь текстов поэта, то, к примеру, его периферийной форме, вольному белому дольнику — около 50 текстов.

В предлагаемой статье мы обратимся к образцам вольного белого дольника «Дым», вольного белого так-товика «Окоп как змея», «чистого» верлибра «Всестороннее» и гетерометри-ческого стиха «Убитый час», чтобы на фоне каждого из этих типов свободного стиха рассмотреть особенности их метрико-ритмической структуры. Такой анализ, на наш взгляд, имеет не только сугубо научный интерес: на занятиях по лингвопоэтике, стилистике текста, стиховедению в вузе и школе анализ малоизвестных текстов, представляющих переходные, гибридные формы, часто вызывает затруднения.

Определимся сначала с его «ядром», т.е. «чистым» верлибром. Верлибр — система стихосложения, «которая принципиально отказывается от

всех вторичных стихообразующих признаков: рифмы, силлабо-тонического метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики — и опирается исключительно на первичный ритм — ритм стихотворных строк, или двойную сегментацию текста» (синтаксическую и ритмическую) [1, с. 322].

Таким образом, помимо метра в определении статуса поэтических текстов важен фактор их соотнесенности на оси «стих — проза». К стиховой организации речевого материала будет относиться произвольное разбиение на строки (первичный ритм); наличие того или иного метра в строке (вторичный ритм), а также специфического интонационного хода, сигнализирующего об окончании стиха; присутствие специфической межстрочной паузы более длинной, напряженной (эмоциональной), чем в прозе [2, с. 212; 1, с. 12]. Прозаическая организация речевого материала не нуждается в разбиении речевого потока на строки, метр в ней может присутствовать случайно, а интонация синтагмы имеет несколько другую природу, основанную на передаче информации и, как правило, выделяет позицию последнего в ней слова [2, с. 212].

Под метризованной периферией мы будем понимать формы верлибра с метрическими вкраплениями», т.е. с отдельными строками, укладывающимися в традиционные размеры. Известный исследователь свободного стиха Ю.Б. Орлицкий выделяет два

подтипа верлибра по признаку наличия метра: «чистый» верлибр и «верлибр с метрическими вкраплениями», т.е. с отдельными строками, укладывающимися в традиционные размеры. По его мнению, если количество таких строк превышает 15— 25%, то перед нами «переходная форма» свободного стиха [1, с. 323—326].

При рассмотрении стихотворения «Дым» мы полностью следуем классическому определению М.Л. Гаспаро-ва, который под дольником понимал метр, имеющий переменную длину междуиктового (междуударного) интервала 1-2 слога [3, с. 220].

Для данного и других текстов, представленных в таблицах, изображается их схема в общепринятой системе метрической разметки [4, с.73; 5, с. 43-45].

Ниже «0» соответствует слабому месту стопы, «1» — сильному. Для правильного определение ударения, мы пользовались ритмической клас-

сификацией слов, разработанной В.М. Жирмунским [6, с. 91-115]. Общепринятые стиховедческие обозначения силлабо-тонических размеров: Ямб (Я; стопа 01), хорей (Х; 10); дактиль (Д; 100), анапест (Ан; 001), амфибрахий (Аф; 010). Метры с переменным слоговым объемом между-иктовых интервалов, т.е. тонические, представлены в тексте конкретными типами: дольником (Дк; переменный междуиктовый объем 0-2 слога), тактовиком (Тк; 0-3 слога), акцентным стихом (Ак; неограниченные переменные междуиктовые расстояния). В таблице 1 указаны различные маркеры «вторичного» ритма, характерные для силлабо-тонического и тонического стихосложения. Среди них ритмические окончания строк (клаузулы), типы которых зависят от количества безударных слогов после последнего ударного. Если ударение падает на последний слог — это мужская клаузула («м»),

Таблица 1

Метро-ритмическая организация стихотворения И. Холина «Дым»

314

1 Дым 1| Х м

2 От костра 001| Ан м

3 То склоняется к земле 00100|01| Ан (Дк+Тк) м

4 Как грудастая жница 00100|10| Ан2 (Дк2) ж

5 То выпрямляется 000100| Тк д

6 Втягивает живот 1000|01| Ак2 м

7 Словно красавица 10|0100| Дк2 д

8 На конкурсе красоты 0100|001| Ак2 м

9 И 1| Х м

10 Устремляется в небо 00100|10| Ан2 (Дк2) ж

11 Хотя костер 0101| Я2 (Дк2) м

12 Потух 01| Я м

13 Сверкнул светлячком 010|01| Аф+Я (Дк2) м

14 И притих 001| Ан (Дк) м

15 Не то ли будет 010|10| Я2 (Дк2) ж

16 С моей душой 01|01| Я2 (Дк2) м

17 Когда я сгорю 01|001| Я+Ан (Дк2) м

18 Весь 1| Х м

19 И последняя искра 00100|10| Ан2 (Дк2) ж

20 Затихнет во мне 010|01 Аф+Ан (Дк2) м

если на второй с конца — женская («ж»); на третий — дактилическая («д»). Также в данной таблице знаком «|» указаны границы словоразделов. Здесь и далее при цитировании сохранена орфография и пунктуация источника [7, с. 147]:

Даже поверхностный анализ данного стихотворения выявляет неустойчивость силлабо-тонических размеров: двусложный метр постоянно перебивается трехсложным и наоборот; повсеместно возникают лишние слоги. Встречаются и смежные ударные слоги на стыке 8—9 и 17—18 строк. Непривычно и слоговое наполнение строк — «рваное» для классического силлабо-тонического стиха.

Конкретнее распределение стоп силлабо-тонического метра можно представить так (от большего к меньшему): Ан (11), Я (8), Х (3); Аф (3). Окончания представлены тремя видами: мужские — 14; женские — 4; дактилические — 2.

Также по таблице можно определить ритм анакруз: т.н. «пустых» — 5 случаев, односложных — 8, двусложных — 6, трехсложных — 1 случай. Их вариации чередуются неурегулированно.

Все перечисленные меры повтора, включая стопы как в силлабо-тонике в данном тексте «не работают», лишаются синтагматической упорядоченности и как бы механически накладываются на слоговое строение стиха. При этом в тексте заметно чередование одноударных и двухударных строк, 7 и 13 случаев соответственно. Подсчет неударных слогов в строках и на их стыке выявил 3 случая с характерными для Ак междуиктовыми интервалами (0000), 27 для Дк (0-00); а также 3 случая характерных для Тк

(000). Это уже наводит на мысль, что дело здесь не в силлабо-тонике и, скорее всего, перед нами переходная система между силлабо-тоникой и тоникой — дольник (построен на основе трехсложного Ан).

Отдельно следует сказать о ритме словоразделов, которые ощущаются при чтении текстов, в случае многочисленного совпадения их границ в смежных строках. Однако в нашем случае создаваемая ими инерция малозаметна и кажется случайной, поскольку за исключением 3 и 4 сроки (пятисложных ритмических слов «То склоняется» и «Как грудастая» и двухсложных «к земле» и «жница») не реализуется в чистом виде.

В нашем случае, несмотря на преобладание двухударных слов (13) над одноударными фонетическими или ритмическими словами (7) в строке, число слогов в строках колеблется от 1 до 7, что, хотя и не четко, предопределяет разную длину строк. Однако наличие определенной уре-гулированности акцентного ряда, каталектических форм, даже при явной астрофичности, отсутствии рифмы и несовпадении границ словоразделов, не позволяет отнести текст «Дым от костра» к «чистому» верлибру, а допускает классификацию его как вольного (строки разной длины) белого (безрифменный) дольника.

Следующим периферийным явлением (см. таблицу 2), но более близким к «ядру» верлибра является тактовик «Окоп как змея» [там же, с. 177], который мы, также по М.Л. Гаспарову [3, с. 284, 305], определяем, как «стих, в котором объем междуударных интервалов колеблется в диапазоне трех вариантов: 0—1—2 или 1—2—3 слога:

315

Таблица 2

Метро-ритмическая организация стихотворения И. Холина «Окоп как змея»

1 Окоп как змея 01|001| Я+Ан (Дк2) м

2 Ползет 01| Я м

3 По склону холма 010|01| Аф+Я (Дк2) м

4 В нем 1| Х м

5 Копошатся 0010| Ан (Дк) ж

6 Обезумевшие люди 001000|10| Ан2+Х (Тк2) ж

7 В серых шинелях 10|001| Х+Ан (Тк2) ж

8 Микробы 010| Аф (Тк) ж

9 Под микроскопом 00010| Ан2 (Тк) ж

10 Люди без лиц 10|01| Х+Я (Дк) м

316

Данное стихотворение начинается вполне как дольниковое (диапазон колебаний 1—2 слога), то потом при подсчете получается, что пять строк участвуют в создании ритма тактови-ка. Пять строк — это больше половины, поскольку на стыке 3 и 4 строки не создается никакой упорядоченности — такие перебивки ритма скорее указывают на его крайнюю неупорядоченность, как раз характерную для неурегулированного, свободного стиха. Некоторую монотонность вносит одинаковая структура межсловных границ первой и третьей строки, а также совпадение анакрус в 1—3 строках, но в целом эти тенденции на общий ритмический рисунок текста не влияют. Неравнострочность и отсутствие рифмы позволяют классифицировать стихотворение «Окоп как змея», как вольный белый тактовик.

Разработчики Поэтического под-корпуса Национального корпуса рус-

ского языка определяют верлибр как неравнострочный белый акцентный стих [8]. Иными словами, верлибром данному тексту не позволяет стать, в первую очередь, относительно малое количество междуиктовых промежутков, которых должно быть четыре и более. Иную картину мы наблюдаем в т.н. «чистом» верлибре Игоря Холина «Всестороннее» [7, с. 208] (см. таблицу 3), где междуиктовые промежутки по схеме Ак, т.е. от четырех и выше выделены полужирным шрифтом.

В данном тексте длинные между-иктовые промежутки обусловлены сочетанием многосложных слов: в соседних строках — Всесторонее // И гармоничное; внутри строки —развитие человека. В отличие от предыдущего примера неравнострочность здесь более четкая, за счет чередования строк не только с одним или двумя ударениями, но и тремя, например: «Первое. Духовного богатства»; «Второе.

Таблица 3

Метро-ритмическая организация стихотворения И. Холина «Всестороннее»

1 Всестороннее 00100 Ан д

2 И гармоничное развитие человека 000100|0100|0010 Я5+Ан (Ак +Тк+Ак) ж

3 Предполагает 00010 Я2 (Ак) ж

4 Сочетание 00100 Ан (Дк) д

5 1. Духовного богатства 100|0100|010 Д+ЯЗ (ТкЗ) ж

6 2.Моральной чистоты 100|010|001 Д+Аф+Ан (ТкЗ) м

7 З.Физического совершенства 10|01000|0010 Х+Я4 (Дк+Ак+Дк) ж

Моральной чистоты». Приведенные здесь силлабо-тонические стопы демонстрируют «странные» для это системы сочетания, например, дактиля, амфибрахия и анапеста, как в шестой строке, что, естественно, наводит на мысль, что и здесь нужно брать за основу не силлабо-тонику, а тонику. В отличие от первого примера во втором случае ни упорядоченности по ударениям, ни по словоразделам, ни по окончаниям нет, что дает основание идентифицировать данный текст как «чистый» верлибр.

Как отмечалось, стихотворение отличает более длительная чем в прозе пауза в конце строки. Если в силлабо-тоническом или тоническом стихе такая пауза «влечет необходимость ритмических ударений», которые распределяются по заданной (одной) схеме, то в верлибре она указывает только на границу ритмико-син-таксического отрезка и не вызывает никакой дополнительной упорядоченности ударений внутри строки.

Кроме этого, как мы могли заметить, основным преимуществом свободного стиха является его звучание, близкое к естественной речи, что осуществимо с употреблением многосложных слов, разговорных оборотов или, наоборот, книжных клише и штампов, как, например, адъективные сочетания «Духовного богатства», «Моральной чистоты» и «Физического совершенства»).

Одно или несколько полноударных или служебных слов, объединенных одним словесным ударением, называются ритмической структурой (РС). Такие отрезки речи представляют строительный материал для главных соотносимых единиц ритма верлибра — строк [9, с. 9].

Сравнение данных таблиц показывает, что про процент многосложных РС (4-5 сложных) в верлибре по сравнению с вольным дольником и тактовиком увеличивается), что создает условия для появления большего количества пропусков и ритмической вариативности.

Сравнение РС позволяет обратить внимание на однородность или неоднородность речи, которая, например, в поэзии классического извода часто задается в начале стихотворения. В итоге однородность или гомоморфность выливается в определенную монотонность, что исключено в «чистом верлибре».

Хотя в процессе чтения читатель соотносит длинные и короткие строки (например, «Всестороннее» и «Гармоничное развитие человека») в верлибре их длина, слоговой объем, звучание, теряют конституирующую функцию. Строки могут резко отличаться по грамматическому, лексическому или семантическому наполнению, но как стихи они друг другу равны [10, с. 239]. Для верлибра самой мелкой единицей членения является строка [11, с. 453], поэтому ритм в верлибре создается их чередованием.

При этом на уровне «анатомии» стиха мы отмечаем, что воспринимаемое ритмическое разнообразие строк обеспечивается разнообразием и варьированием РС в строках, границы которых в схеме отмечены прямыми чертами.

Однако даже в верлибре внимательный исследователь найдет ту или иную упорядоченность, не характерную для прозы. Так, в стихотворении «Всестороннее» заметна однотипность анакруз: «трехсложных» во 2 и 3 строках и «пустых» в 5,6,7 строках. М.Л. Га-

317

спаров отмечал, что «только проза дает такое распределение интервалов, которое можно считать «естественным» для языка» [3, с. 301]. Из этого следует, что и верлибр свободен не во всем, хотя и стоит на оси «стих — проза» наиболее близко к прозе в отличие от других поэтических систем.

В лирике Игоря Холина встречается еще одна форма, которую также можно отнести к периферии верлибра — так называемый гетерометри-ческий стих (в других классификациях «гетероморфный» [12]). Приведем отрывок из стихотворения «Убитый час» [7, с. 146].

Гетерометрический стих характеризуется тем, что написан чередующимися строками разных силлабо-тонических размеров (двух и трехсложных) с редкими вкраплениями тонических строк [4, с. 83]. Междуиктовые интервалы чаще 1—2, но в отличие от дольника «Дым» в данном стихе нет

доминантной метрической основы — выделяется ямб, но метрическая палитра в целом заметно разнообразнее. Гетерометричность часто сопровождается гетерострочностью — чередованием строк разной стопной длины. В таком стихотворении бросается в глаза наличие тринадцатисложной фразы во второй строке, которая резко контрастирует со следующей двухсложной строкой «И час».

Хотя членение в верлибре имеет свободный характер, он тесно связан с более традиционными системами стихосложения: силлабо-тоникой и тоникой, реализующими внутри строк вторичный ритм (слоговой, ударный, зачинов стиха (анакруз), окончаний строк (клаузул), стихоразделов и др.). На оси «стих-проза» самым моторизированным (т.е. отдаленным от прозы) стихом в составе системы верлибра является дольник (стопы при кажущейся разнородности имеют доминант-

Таблица 4

Метро-ритмическая организация стихотворения И. Холина «Убитый час»

318

1 Мы с тобой 001| Ан м

2 И наше опоздание на электричку 010|00100|00010| Аф+Ан+Ак ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 И час 01| Я м

4 Который нужно убить 010|101001| Я3+Ан (Дк4) м

5 И что из этого вышло 01|0100|10| Я2+Ан (Дк3) ж

6 Сначала ты позвонила 010|00010| Аф+Тк (Ак2) ж

7 Приятельнице 01000| Я2 д

8 У которой можно переждать 0010|10|001| Ан+Я+Тк м

9 Выпить чаю 10|10| Х2 ж

10 Но ее не оказалось дома 001|00010|10| Ан+Тк+Аф ж

11 Затем 01| Я м

12 С усмешкой людей 010|01| Аф2 м

13 Обреченных на смерть 0100|01| Я3 м

14 Мы уткнулись 0010| Ан ж

15 На скверике 0100| Я2 д

16 Возле памятника Максима Горького 10|1000|010|100| Х2+Ак+Я д

17 А потом 001| Ан м

18 Когда надоело 010010| Аф2 ж

19 Просто сидели 10010| Х+Аф ж

20 Переливая из пустого 00010|0010| Тк2 ж

21 В порожнее 0100| Я2 д

ный признак, как в стихотворении «Дни» (Ан). Гетерометрический стих, несмотря на разнообразие метров, может ощущаться как менее монотонный, поскольку конкретный метр не успевает достаточно развиться в строке), хотя в нашем случае (см. таблицу 4) элемент упорядоченности вносит односложная анакруза. В сравнении с дольником тактовик метризирован меньше и, наконец, ближе всех к прозе стоит верлибр (такой стих невозможно делить на стопы, число ударений в строке произвольно). Разумеется, что в реальности в стихах могут присутствовать отступления от той или иной схемы. М.Л. Гаспаров писал, что четких рубежей между тактови-ком и более строгим должником не существует: на стыке более строгих и вольных размеров всегда может лежать бесконечное множество переходных форм [3, с. 305].

В стихотворениях, написанных короткой и сверхкороткой строкой,

как у И. Холина, самым надежным способом выявления метрических ограничений в поэтическом тексте остается подсчет слогового объема междуударных интервалов [3, с. 301].

Еще М.Л. Гаспаров обращал внимание, что значение имеет длина текста для правильного определения размера, а в коротких текстах, как наши, «может ввести в заблуждение» «случайное скопление «анапестических» строчек в дольнике», «дольниковых» в тактовике, «такто-виковых» в акцентом стихе: дело в том, что каждый более строгий метр на ступеньках нашей лестницы неизбежно является частным ритмом более свободного размера» [3, с. 308]. Это значит, что для правильного определения метра нужно исходить из метрической доминанты данного стихотворения, учета всех его факторов, фиксации междуиктовых промежутков не только внутри строки, но и на стыках строк.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. 685 с.

2. Кожинов, В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М.: Алгоритм, 2001. 320 с.

3. Гаспаров, М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 487 с.

4. Гришина, Е.А., Корчагин, К.М., Плунгян, В.А., Сичинава, Д.В. Поэтический корпус в рамках Национального корпуса русского языка: общая структура и перспективы использования, Национальный корпус русского языка: 2006-2008. Новые результаты и перспективы. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 73-113.

5. Скулачева, Т.В. Методы определения метра в неклассическом стихе, Известия РАН. Сер. лит. и яз. 2012. № 2. С. 42-55.

6. Жирмунский, В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.

7. Холин, И.С. Избранное. Стихи и поэмы. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 320 с.

8. Корпус поэтических текстов: терминологический указатель // Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/termin-poetic.html (дата обращения: 01.02.2019).

9. Златоустова, А.В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 108 с.

10. Шапир, М.И. Universum versus: Язык — стих — смысл в русской поэзии XVIII-XX веков. М.: Языки славянской культуры, 2015. 586 с.

319

320

11. Перцов, Н.В. Лингвистика, поэтика, текстология: Избранные статьи. М.: Языки славянской культуры, 2015. 696 с.

12. Андреева, А.Н., Орлицкий, Ю.Б. Гетероморфный (неупорядоченный) стих в русской поэзии // Славянский стих. VIII: Стих, язык, смысл. М.: Языки славянских культур, 2009. 365-389 с.

REFERENCES

1. Andreeva A.N., Orlickij Y.B. "Geteromorfnyj (neuporyadochennyj) stih v russkoj poehzii", in: Slavyanskij stih. VIII: Stih, yazyk, smysl. Moscow, Yazyki slavyanskih kultur, 2009, pp. 365-389. (in Russian).

2. Gasparov M.L. Sovremennyj russkij stih: Metrika i ritmika. Moscow, Nauka, 1974, 487 p. (in Russian).

3. Grishina E.A., Korchagin K.M., Plungyan V.A., Sichinava D.V. "Poehticheskij korpus v ramkah Nacionalnogo korpusa russkogo yazyka: obshchaya struktura i perspektivy ispolzovaniya", in: Na-cionalnyj korpus russkogo yazyka: 2006-2008. Novye rezultaty i perspektivy. Saint-Petersburg, Nestor-Istoriya, 2009, pp. 73-113. (in Russian).

4. Kholin I.S. Izbrannoe. Stihi i poehmy. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 1999, 320 p. (in Russian).

5. "Korpus poehticheskih tekstov: terminologicheskij ukazatel", in: Nacionalnyj korpus russkogo ya-zyka, available at http: www.ruscorpora.ru/termin-poetic.html (accessed: 27.01.2019). (in Russian).

6. Kozhinov V.V. Kakpishut stihi. O zakonahpoehticheskogo tvorchestva. Moscow, Algoritm, 2001, 320 p. (in Russian).

7. Orlickij Y.B. Stih iproza v russkoj literature. Moscow, RGGU, 2002, 685 p. (in Russian).

8. Percov N.V. Lingvistika, poehtika, tekstologya: Izbrannye stati. Moscow, Yazyki slavyanskoj kul-tury, 2015, 696 p. (in Russian).

9. Shapir M.I. Universum versus: Yazyk - stih - smysl v russkoj poehzii XVIII-XX vekov. Moscow, Yazyki slavyanskoj kultury, 2015, 586 p. (in Russian).

10. Skulacheva T. Metody opredeleniya metra v neklassicheskom stihe, Izvestiya RAN, Seriya liter-atury iyazyka, 2012, No. 2, pp. 42-55. (in Russian).

11. Zhirmunskij V.M. Teoriya stiha. Leningdad, Sovetskij pisatel, 1975, 664 p. (in Russian).

12. Zlatoustova A.V. Foneticheskie edinicy russkoj rechi. Moscow, Moscow State University, 1981, 108 p. (in Russian).

Патолятов Дмитрий Александрович, аспирант, кафедра русского языка, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Patolyatov D.A., Post-graduate Student, Russian Language Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.