Научная статья на тему 'Метрики эффективности бизнес-процессов на маркетплейсе'

Метрики эффективности бизнес-процессов на маркетплейсе Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-торговля / маркетплейс / метрики эффективности бизнеса / маржа / маржинальность / точка безубыточности / платежный календарь / online-trading / marketplace / business performance metrics / margin / marginality / break-even point / payment calendar

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Челнокова О.Ю.

Статья посвящена рассмотрению ключевых показателей эффективности бизнес-процессов, правильный расчёт, корректный анализ и грамотная интерпретация которых, помогает предпринимателю понять, насколько результативно и эффективно работает его бизнес на маркетплейсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metrics of efficiency of business-processes on the marketplace

The article is devoted to the consideration of key performance indicators of business processes. Correct calculation, correct analysis and competent interpretation of these indicators helps an entrepreneur understand how efficiently and effectively his business operates on the marketplace.

Текст научной работы на тему «Метрики эффективности бизнес-процессов на маркетплейсе»

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2023, №4, часть 2 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

УДК 330

Челнокова О.Ю.

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов,, Россия

Метрики эффективности бизнес-процессов на маркетплейсе

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ключевых показателей эффективности бизнес-процессов, правильный расчёт, корректный анализ и грамотная интерпретация которых, помогает предпринимателю понять, насколько результативно и эффективно работает его бизнес на маркетплейсе.

Ключевые слова: интернет-торговля, маркетплейс, метрики эффективности бизнеса, маржа, маржинальность, точка безубыточности, платежный календарь

Chelnokova O. Yu.

Metrics of efficiency of business-processes on the marketplace

Abstract. The article is devoted to the consideration of key performance indicators of business processes. Correct calculation, correct analysis and competent interpretation of these indicators helps an entrepreneur understand how efficiently and effectively his business operates on the marketplace.

Key words: online-trading, marketplace, business performance metrics, margin, marginality, break-even point, payment calendar

В современных условиях новой быстроразвивающейся отраслью экономики, как в России, так и во всем мире становится электронная торговля. Доля интернет-торговли в ВВП разных странах мира различная и варьируется от 1,6% до 11,7% (см. Рисунок 1). По итогам 2022 года свое наибольшее значение интернет-торговля занимала в ВВП таких странах, как Китай - это 11,7%, Южная Корея - 7%, Великобритания - 5,4%, Япония - 4,7% и Индонезия - 4,6%. В нашей стране доля электронной торговли на конец 2022 года составляла 3,9%, что немного больше, чем в США (3,7%) и на 0,7% больше, чем в Германии (3,2%).

Н п Н

2SOO

2000

1500

1000

500

| I лгтя интернет-торговли в ВВП,1

• Объем В2С интернет-торговли, млрд. $

Рисунок 1 - Ключевые рынки: страновой обзор, 2022 г. Источник: Сост. автором по [1]

«Гуманитарный научный журнал»

2023, №4, часть 2

Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ

Одной из наиболее популярных организационных форм интернет-торговли в современной экономике выступают маркетплейсы, которые существенно упрощают взаимодействие между различными хозяйствующими субъектами, а именно между продавцами и покупателями различных товаров. При этом для продавцов товара, имеющих небольшой инвестиционный капитал, маркетплейсы являются хорошей возможностью для начала своего бизнеса без серьезных вложений в собственную инфраструктуру.

Однако, любой бизнес, в том числе и бизнес на маркетплейсе, представляет собой сложную систему, одним из факторов роста и развития которой является работа со статистическими данными. Работа с данными включает в себя такие важные моменты как: ведение юнит-экономики, расчет точки безубыточности, управление остатками, составление баланса и отчета о прибылях и убытках, создание платежного календаря и отчета о движении денежных средств, и многое др.

Эффективному предпринимателю для того, чтобы получать чистую прибыль и принимать правильные управленческие решения, важно понимать какие метрики результативности бизнеса являются ключевыми, а также как правильно их анализировать и интерпретировать. При этом важно вести учет данных корректно и понимать, во-первых, сколько предприниматель зарабатывает чистой прибыли в месяц, во-вторых, сколько он зарабатывает чистой прибыли с продажи одной единицы товара.

Итак, разберем некоторые из важнейших показателей ведения эффективного бизнеса на маркетплейсе. Одними из таких показателей являются маржа и маржинальность. Эти показатели обычно оценивают и анализируют во взаимосвязи друг с другом.

Маржа представляет собой разницу между выручкой и переменными расходами, то есть расходами на производство (если оно присутствует) и продажу продукта, и показывает, сколько денег предприниматель получит после продажи товара. Маржинальность - это показатель, позволяющий оценить, насколько эффективно продается тот или иной товар. Он считается как отношение маржи к выручке. Маржу обычно считают в денежном выражении, а маржинальность - в процентах.

Рассмотрим на конкретном примере, как учитывать данные метрики при продаже какого-либо товара на маркетплейсе (см. Табл. 1).

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2023, №4, часть 2 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

Таблица 1 - Финансово-экономический отчет по продаже товара на WB

Наимено Разм Кол- Выручка, Комисси Логисти Логист Себестои Маржа, Маржи

вание ер во руб. я WB, ка, руб. ика, мость, руб. нально

товара прод аж, шт. руб. средня я, руб. руб. сть, %

Костюм S 42 140884,8 33107,93 14686,08 350 52500 40591 28,81

спортив

ный

Костюм М 40 133964 31481,54 16701,6 418 50000 35781 26,71

спортив

ный

Костюм L 25 83635 19654,23 5686,25 227 31250 27045 32,34

спортив

ный

Костюм ХЬ 1 3347 786,55 1652,5 1653 1250 -342 -10,22

спортив

ный

Костюм 2ХЬ 1 3338 784,43 3004,6 3005 1250 -1701 -50,96

спортив

ный

Источник: Сост. по [3

В таблице 1 представлены основные финансовые показатели по одной SKU (идентификационный код, описывающий конкретную единицу товара) на Wildberries. Здесь ключевыми показателями для того, чтобы оценить эффективность продаж товара на маркетплейсе является маржа и маржинальность. Из таблицы 1 видно, что разные размеры товара продаются с разной маржой и маржинальностью, есть маржинальность в 32,3%, а есть в -50,96%, при этом логистика за одну выкупленную единицу товара в первом случае составляет 227руб, в последнем - 3005руб. Это означает, что конверсия в продажах у костюма с размером 2XL составляет всего 3%, а у костюма с размером L - примерно 50-60%.

Конверсия в продажах является еще одной важной метрикой эффективности бизнес-процессов, которая демонстрирует какая часть потенциальных клиентов совершила покупку (измеряется она в процентах). Например, конверсия в 30% означает, что с десяти единиц, заведенного на маркетплейс товара, предприниматель зарабатывает только на продаже трех его единиц. Конверсия в 80% означает, что из десяти единиц товара продали восемь единиц.

Таким образом, умение правильно анализировать данные во взаимосвязи и в совокупности друг с другом, предоставляет предпринимателю возможность получить ответы на ряд сложных вопросов, среди которых: Как идут дела в бизнесе? Куда «утекают» деньги? Что нужно корректировать и исправлять в бизнес-процессах? Что необходимо делать с рекламой и когда её лучше запускать? Какие управленческие решения необходимо принимать? И т.д.

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2023, №4, часть 2 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

Следующим важным инструментом при построении финансовой модели бизнеса на маркетплейсе, которым необходимо обязательно владеть предпринимателю, является расчет точки безубыточночти (ТБУ). Точка безубыточности - это минимальный объём производства и реализации товаров (работ, услуг), при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприниматель начнет получать прибыль. ТБУ можно определять как в единицах продукции, так и в денежном выражении или с учетом ожидаемого размера прибыли. При работе с ценообразованием на Wildberries, прежде чем принимать решение об участии в акциях, при установке промокодов и т.д., предприниматель должен рассчитать точку безубыточности, т.е. предприниматель должен понимать ту стоимость товара, ниже которой он опуститься не может, в противном случае его бизнес будет убыточным.

Рассчитать ТБУ (точку нулевой прибыли) одной единицы товара для Wildberries можно воспользовавшись следующей формулой:

I = S - V - F - D - Q = 0, где

I - величина прибыли с продажи одной единицы товара;

S - выручка от продажи одной единицы товара;

V - % комиссии Wildberries;

F - логистика за одну единицу товара;

D - себестоимость одной единицы товара;

Q - налог с продажи одной единицы товара.

Еще одним инструментом эффективного ведения бизнеса на маркетплейсе является составление платежного календаря, в котором отражаются приход и расход денежных средств на определенную дату, а также их остаток. Данный инструмент помогает предпринимателю заранее предвидеть такие возможные проблемы, связанные с движением денежных средств, как кассовый разрыв и кассовый дефицит (см. Рисунок 2). Кассовый разрыв представляет собой недостаток денежных средств в краткосрочной перспективе, кассовый дефицит - их недостаток в долгосрочный период времени. Составлять платежный календарь рекомендуется с определенной периодичностью (каждую неделю, месяц и т.д.) для того, чтобы вовремя суметь увидеть возникающую проблему и попытаться её решить предупредительными мерами.

Набор ключевых показателей эффективности бизнес-процессов не ограничивается только метриками, рассмотренными в данной статье. Однако знание и внедрение хотя бы вышеназванных показателей, их корректный анализ и использование в динамике, помогает предпринимателю понять, насколько результативно и эффективно работает его бизнес на маркетплейсе.

«Гуманитарный научный журнал»

2023, №4, часть 2

Электронный научный журнал ISSN 2078-9661

—клссгойыйр/чзрые

Тл /V" "ЗСООО я / zi_ W-

-22 771» СО

-22 7TS ОО

-22 77В «J

кассовый дефицит

Рисунок 2 - Кассовый разрыв и кассовый дефицит денежных средств

Источник: Сост. по [2]. В заключение еще раз подчеркнем, что для успешного ведения бизнеса на маркетплейсе, предприниматель должен, во-первых, уметь комплексно и систематически анализировать и работать со статистическими данными; во-вторых, постоянно думать о возможности усиления своей деятельности по следующим ключевым направлениям: оптимизация товарной матрицы и сырьевых остатков, снижение финансового цикла и оптимизация кредитной нагрузки бизнеса, повышение эффективности продаж и вывод денег из товара с низкой доходностью и/ или слабым спросом.

Библиографический список

1. Интернет-торговля в России, 2022. URL: https:// datainsight.ru (дата обращения: 8.12.2023).

2. MPSTATS. URL: https://mpstats.ru (дата обращения: 10.12.2023).

3. Wildberries. URL: https://www.wildberries.ru (дата обращения: 6.12.2023).

Информация об авторе:

Челнокова Ольга Юрьевна, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, 410012, Россия

Chelnokova Olga Yurievna, associate professor, candidate of economic sciences, associate professor Saratov State University, Saratov, 410012, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.