Научная статья на тему 'Метрическая эпитафия Луция Калидия Эротика'

Метрическая эпитафия Луция Калидия Эротика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОХЕИЧЕСКИЙ СЕПТЕНАРИЙ / CARMINA LATINA EPIGRAPHICA / ISERNIA / TROCHAIC SEPTENARII

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецов Александр Евгеньевич

В докладе рассматривается эпитафия CIL IX 2689 и приводятся аргументы в пользу метрического характера надписи. Использование «драматического метра», трохея, очень редкого для латинских надписей, может указывать на принадлежность хозяина памятника профессиональному театру. Это предположение подтверждается содержанием эпитафии. Наиболее вероятным жанром, в котором мог работать Калидий Эротик был мим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кузнецов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Metrical Epitaph of L. Calidius Eroticus

The paper deals with a possible metrical reading of the epitaph of L. Calidius Eroticus CIL IX 2689. As early as 1849 Garrucci tried to read the epitaph as iambic senarii. Though this interpretation was abandoned by subsequent scholars, some wrong readings proposed metri causa by Garrucci have been retained. Modern transcriptions of the CIL IX 2689 put duo asses (or assibus ) for the price marked as A. II and octo asses for A.VIII. A correct reading, however, would be dupundium and octussis. These readings make the text very close to correct trochaic septenarii. Nevertheless, a continuous trochaic scansion remains impossible. The CIL IX 2689 shares metrical incoherence with a large group of inscriptions whose meter is confused and correct verses are exceptional, but the standard meters of epitaphs of the Imperial age are hexameter and elegiac. The trochaic meter of the CIL IX 2689 is not based upon an epigraphic tradition. It is typical for drama, and the content of the epitaph, as well as its dialogic form, also indicate some comic genre as a literary source. It does not imply that the CIL IX 2689 is a direct quotation from a literary drama. If we consider the literary features of the epitaph and the probable date of the monument (early 2nd cent. A.D.), we can surmise that Eroticus who wished to put a comic dialogue on his grave stone was professionally related to theater, and that he is likely to have been an actor of mimus.

Текст научной работы на тему «Метрическая эпитафия Луция Калидия Эротика»

МЕТРИЧЕСКАЯ ЭПИТАФИЯ ЛУЦИЯ КАЛИДИЯ ЭРОТИКА

В докладе рассматривается эпитафия CIL IX 2689 и приводятся аргументы в пользу метрического характера надписи. Использование «драматического метра», трохея, очень редкого для латинских надписей, может указывать на принадлежность хозяина памятника профессиональному театру. Это предположение подтверждается содержанием эпитафии. Наиболее вероятным жанром, в котором мог работать Калидий Эротик был мим.

Ключевые слова: carmina Latina epigraphica, Isemia, трохеический септенарий

Надгробие Луция Калидия Эротика происходит из городка Aesernia (итал. Isernia), как и большинство подобных надпией, оно сосотоит из тиула и эпитафии.

L(ucius) Calidius Eroticus / sibi et Fanniae Voluptati v(ivus) f(ecit) / copo computemus habes vini |(sextarium) I pane(m) / A. I pulmentar(ium) A. II convenit puell(am) / A. VIII et hoc convenit faenum / mulo A. II iste mulus me ad factum / dabit

CIL IX 2689 = ILS 7478 = Aesernia 89 (Buonocore 2003).

Кроме титула и эпитафии, на памятнике сделан рельеф, на котором представлены: хозяин таверны (слева), который получает деньги от путешественника (в центре), последний одет в плащ с капюшоном, рядом с путником изображен крупный мул под седлом, изображенным с большой тщательностью, который занимает правую половину рельефа. Надгробие не может быть точно датировано. Вероятно, оно относится к началу II в. н. э. (Flobert 1980: 121-128)1

Эпитафия Калидия Эротика, которая является одной из самых известных римских надписей2, была вскоре после первой публикации издана и описана Гарруччи в 1848-1849 гг.

1 Не подлежит сомнению то, что памятник относится к первым двум столетиям империи.

2 Надпись часто цитировалась как источник по римскому быту, см., напр.: Jahn 1861: 369, Taf. 10 (с воспроизведением рисунка рельефа).

(Garrucci 1849) 3 Гарручи принадлежит первый и, вероятно, единственный филологический комментарий к надписи. Гарруч-чи (возможно, под влиянием поэмы Copa) ошибочно определил фигуру хозяина таверны как женскую. В самой эпитафии Гарруччи распознал ямбический сенарий, который по его мнению не отличался существенно от стиха комедии:

copo | compute|mus habes | vini | sici|licum4 unum | pani5 as|sem u|num pul|menta|rii asses | duos | conve|nit puel|la as|sibus octo | et hoc | conve|nit fae|num mu|lo as|sibus duo|bus is|te mu|lus me af|factum6 | dabit

Реконструкция Гарруччи показывает, что текст в значительной степени метризован, но в целом она отражает обычные для первых десятилетий XIX в. представления о неупорядоченности ранней латинской метрики и просодии. В 1852 г. метрическое прочтение эпитафии Калидия была решительно отвергнута Моммзеном (Garrucci... qui miros inde excudit senarios)7. Между тем, CIL IX 2689 обладает внешними признаками метрических эпитафий: нетривиальность содержания, относительно большой объем (равный примерно 3-4 гекзаметрическим строкам), невысокий социальный статус связанных с надписью лиц, ясный из их имен. К этому необходимо добавить и то, что

эпитафия, как это заметил уже Гарруччи, написана в форме дра-

8

матического диалога , и ее создателям и читателям драматический диалог был известен исключительно в стихотворной форме. С метрической точки зрения эпитафия принадлежит к обширному классу эпиграфических текстов, которые можно назвать метрическими, но не стихическими. В этих надписях сегменты, которые удовлетворяют правилам классических метров (большей частью дактилического) не складываются в правильные

3 Прорисовка надгробия была издана F. M. Avellino в Bullettino archeologico napoletano, 100, 1848, 91, tav. I.3.

4 Принятое чтение sextarium было предложено Моммзеном.

5 scl. panis.

6 scl. affectum dare = proxime finem deducere, Garrucci 1849: 140; cf. Gell. 3, 16, 19.

7 Inscriptiones Regni Neapolitani Latinae, no 5078. Метрическое прочтение надписи было дискредитировано произвольными конъектурами в Froehner 1873: 88-91, но Froehner, как я полагаю, правильно распознал трохеический септенарий как размер эпитафии.

8 Вероятно, CIL IX 2689 - единственная известная надпись такого рода.

стихи. Такова, например, тематически близкая к CIL IX 2689 полностью дактилическая надпись из Помпей CIL IV 1679= CLE 931, в которой трактирщица Hedone объявляет цены на вино (цитируется далее). Нередко нарушения метра связаны с метрически трудными числительными, но иногда составителю надписи удавалось вписать числительные в метр, как это имеет место в упомянутой помпейской надписи. В эпитафии CIL V, 3496 = CLE 2171 числительные встроены в метр, но банальные метрические формулы воспроизведены с бессмысленными ошибками (аметрические сегменты выделены курсивом):

tu qui praeterie(n)s spectas / mortis monumentum meum

aspice quam misere sit / data vita mihi

annorum VIIII <novem> vixi dulcissima paren/tibus meis

in X <decimum> ascendens anima(m)

deposui meam /

hoc tantum testor te lapis ossa

requie/scas ne

te velis esse graves9

Числительные один, два и восемь в эпитафии Эротика сами по себе не могут представлять больших метрических трудностей, но возможно более чем одно прочтение цифр и сокращений. Несмотря на то, что метрическая реконструкция Гарруччи была после критики Моммзена отвергнута, из введенных им metri causa чтений последующие публикаторы надписи сохранили наиболее сомнительное, а именно A. = assibus (asses). Между тем, ясно, что два асса были бы обозначены словом dupundium скорее, чем duo asses, и для последующих сумм ожидаемы производные ассов по модели tres asses ^ tressis, которые засвидетельствованы начиная с Варрона (LL 5, 170) и документированы эпиграфически, например, в упомянутой выше дактилической надписи трактирщицы Hedone CIL IV 1679 (аметрические сегменты выделены курсивом):

assibus hic / bibitur

dipundium / si dederis meliora / bibes

quattus / si dederis vina / Falerna bib(es)

9 Ср. CIL V 1493 = CLE 1472: Te lapis optestor leviter super ossa quies[c]as / et mediae aetati ne gravis esse velis.

В надписи Эротика падеж для dupundium не может быть установлен a priori, но подстановка наиболее вероятной формы dupundi дает в конце эпитафии почти правильный трохеический септенарий с подстановкой одной ямбической стопы в dupundi. Такой же сбой метра наблюдается в начале эпитафии в habes, если читать его как начало трохеического стиха, однако далее computemus метр не строится. Удовлетворительное втрое полустишие септенария получается при чтении vini unum sextarium, что будет едва ли не единственным способом вписать трудное слово sextarium в трохеический метр. Здесь следует заметить, что цифра I могла появиться уже после того, как слово sextarium было заменено символом, а при словесном выражении числительное один было бы избыточно10. Это относится и к одному ассу, но мы не можем установить с точностью, в какой степени текст был искажен при переносе на камень. В середине читается правильный трохеический стих с неполной клаузулой.

copo computemus habes vini |(sextarium) I pane(m) / A. I pulmentar(ium) <dupundi> A. II convenit puell(am) y| |x| <habes ?> <octussis> A. VIII et hoc convenit

faenum / mulo <dupundi> A. II iste mulus me ad factum / dabit

Большие трудности ожидают нас с выражением восемь ассов. Варрон (9, 81) указывает на формы tressibus (abl.) и tressis (gen.), и в соответствии с этим правилом мы находим octussibus у Горация (Serm. 2, 3, 156) и decussis у Стация (Silv. 4, 9, 9), но в CIL IV 1679 усеченная форма quattus (quatrus 7)11 занимает позицию винительного падежа, и в Assis distributio 55 Мециана мы имеем для восьми ассов acc. octus. В любом случае, сегмент, в котором стоит сокращение A. VIII, не может дать полного стиха, хотя, чтение octussis дает не вполне чистое второе полустишие септенария.

Трохеический метр указывает на то, что эпитафия находится вне эпиграфической традиции. Вместе с метром и содержание, и диалогическая форма позволяют определить как комическую поэзию.

Нельзя исключать того, что надпись имеет литературный субстрат, однако наиболее вероятные литературные источники, комедия тогата и мим, почти полностью утрачены, и мы не

10 Ср. Celsus 5, 18, 35: olei laurei cyathi III, olei acerbi sextarius; Scribonius Largus 31: adicitur passi sextarius aut hemina et rursus commiscetur.

11 У Мециана acc. quatrussis: Assis distributio 51.

располагаем даже далекими соответствиями. Таким образом, у нас нет оснований видеть в эпитафии искаженную цитату. Более вероятным представляется то, что была самодеятельным творением, в котором метрические дефекты не могут быть достаточным основанием для исправления текста.

Комическая природа надписи дает нам некоторую опору для интерпретации. Эпитафия имеет травестийный характер. Сцены пира и эротические мотивы, типичные для римских надгробий, в эпитафии Эротика представлены в перевернутом виде: уход из трактира после дешевого ужина. Женское имя в титуле надгробия обычно продолжается в эпитафии прославлением супружеских добродетелей, верности и сладостности усопшей. В эпитафии Эротика на месте этих клише появляется девица, чьи услуги продаются за восемь ассов. Простодушный гедонизм эпитафии в целом пародирует патетику римских метрических надгробий. Конечно, мы должны обратить внимание на то, что числительные в тексте римских эпитафий были важным средством социального самоутверждения. Трактирный счет намекает на такие упоминания денежных сумм, как стоимость памятника или раздачи, сделанные по завещанию.

Сложную проблему представляет отношение эпитафии к личности Эротика. То, что Эротик отождествляется с хозяином таверны (Тегепг1ат 2008: 1-16), не поддерживается ни текстом, ни изображением. Несомненно, центральным персонажем является путешественник, и в эпитафии кратко, но выразительно нарисован его характер. Гарруччи полагал, что Эротик был погонщиком мулов, однако надгробие свидетельствует только о том, что путешественник использовал верхового мула. Единственное, что можно утверждать с определенностью, это то, что эпитафия является посланием создателя памятника, то есть Эротика. Автор комического диалога в трохеических стихах заявлял о своей профессиональной связи с театром. Плохая метрика надписи исключает профессионального поэта, и с наибольшей вероятностью мы можем увидеть в Эротике актера. Если возможно отождествлять Эротика с путником из эпитафии, то он был актером странствующим. Форма диалога, видимо, исключает пантомиму. Учитывая эпоху, когда жил Эротик, мы должны думать о миме как о наиболее вероятном жанре12.

12 Мим был единственным театральным жанром, в который допускались женщины, поэтому, возможно, также и Волуптас была актрисой мима. Однако жена мима не обязательно должна была быть актри-

Литература

Buonocore 2003 - M. Buonocore. Molise. Repertorio delle iscrizioni latine.

Vol. 2. Le iscrizioni di Aesernia. Campobasso, 2003.

Flobert 1980 - Flobert P. A propos de l’inscription d'Isernia // Hommage à la mémoire de Pierre Wuilleumier: mélanges de littérature et d'épigra-phie latines, d'histoire ancienne et d'archéologie. Paris. P. 121-128.

Jahn 1861 - Jahn O. Darstellungen antiker Reliefs, welche sich auf Handwerk und Handelsverkehr beziehen // Berichte über die Verhandlungen der Königlich Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften: philosophisch-historische Classe. Leipzig, 1861. S. 291-374.

Garrucci 1849 - Garrucci R. La storia di Isernia. Napoli, 1849.

Mommsen Th. Inscriptiones Regni Neapolitani Latinae. Lipsiae, 1853. Froehner 1873 - Froehner W. Mélanges d'archéologie et d'épigraphie. Paris. Terenziani 2008 - Terenziani Е. «L. Calidi Erotice, titulo manebis in aevum». Storia incompiuta di una discussa epigrafe isernina [CIL IX, 2689] // Ager Veleias. 2008, 3.09. P. 1-16.

A. E. Kuznetsov. A Metrical Epitaph of L. Calidius Eroticus

The paper deals with a possible metrical reading of the epitaph of L. Calidius Eroticus CIL IX 2689. As early as 1849 Garrucci tried to read the epitaph as iambic senarii. Though this interpretation was abandoned by subsequent scholars, some wrong readings proposed metri causa by Garrucci have been retained. Modern transcriptions of the CIL IX 2689 put duo asses (or assibus) for the price marked as A. II and octo asses for A.VIII. A correct reading, however, would be dupundium and octussis. These readings make the text very close to correct trochaic septenarii. Nevertheless, a continuous trochaic scansion remains impossible. The CIL IX 2689 shares metrical incoherence with a large group of inscriptions whose meter is confused and correct verses are exceptional, but the standard meters of epitaphs of the Imperial age are hexameter and elegiac. The trochaic meter of the CIL IX 2689 is not based upon an epigraphic tradition. It is typical for drama, and the content of the epitaph, as well as its dialogic form, also indicate some comic genre as a literary source. It does not imply that the CIL IX 2689 is a direct quotation from a literary drama. If we consider the literary features of the epitaph and the probable date of the monument (early 2nd cent. A.D.), we can surmise that Eroticus who wished to put a comic dialogue on his grave stone was professionally related to theater, and that he is likely to have been an actor of mimus.

Keywords: carmina Latina epigraphica, Isernia, trochaic septenarii.

сой, ср. вполне тривиальную эпитафию архимима из Филипп: CIL III 6113 = CIL III 7343 = ILS 5208: T(itus) Uttiedius Venerianus / archimim(us) Latinus et of(f)i/cialis an(nos) XXXVII promisthota an(nos) / XVIII vixit an(nos) LXXV vivos sibi et / Alfen(a)e Saturninae coniugi suae be/ne de se meritae / Alfena Saturnina an(norum) LI / h(aec) a(rca) h(eredem) n(on) s(equetur).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.