Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ЗАКУПОК: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ'

МЕТОДЫ ЗАКУПОК: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Метод закупки / традиционные методы закупки / нетрадиционные методы закупки / логистическая организация / эффективность деятельности / Purchasing method / traditional purchasing methods / non-traditional purchasing methods / logistics organization / operational efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.М. Титова, К.Д. Ерохина, М.В. Кызласова, Л.Э. Егорова

Большую роль в логистике играют методы закупок. Для правильного выбора решений представлена их сравнительная характеристика и условия применения. Выявляя основные преимущества и недостатки, возможно определить, какой метод закупок рациональнее выбрать в том или ином случае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURCHASING METHODS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Purchasing methods play an important role in logistics. For the correct choice of solutions, their comparative characteristics and conditions of application are presented. By identifying the main advantages and disadvantages, it is possible to determine which procurement method is more rational to choose in a particular case.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ЗАКУПОК: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»

УДК 658.7

МЕТОДЫ ЗАКУПОК: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Д. М. Титова, К. Д. Ерохина, М. В. Кызласова Научный руководитель - Л. Э. Егорова

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Российская Федерация, 655017, г. Абакан, пр. имени Ленина, 90 Е-mail: khsu-ieu@mail.ru

Большую роль в логистике играют методы закупок. Для правильного выбора решений представлена их сравнительная характеристика и условия применения. Выявляя основные преимущества и недостатки, возможно определить, какой метод закупок рациональнее выбрать в том или ином случае.

Ключевые слова: Метод закупки, традиционные методы закупки, нетрадиционные методы закупки, логистическая организация, эффективность деятельности

PURCHASING METHODS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

D. M. Titova, K. D. Erokhina, M. V. Kyzlasova Scientific adviser - L. E. Egorova

Khakass State University named after N.F. Katanova

90, Lenin Ave, Abakan, 655017, Russian Federation Е-mail: khsu-ieu@mail.ru

Purchasing methods play an important role in logistics. For the correct choice of solutions, their comparative characteristics and conditions of application are presented. By identifying the main advantages and disadvantages, it is possible to determine which procurement method is more rational to choose in a particular case.

Key words: Purchasing method, traditional purchasing methods, non-traditional purchasing methods, logistics organization, operational efficiency.

В любой организации принимается решение о наиболее выгодном методе закупки. Выбор правильного с точки зрения эффективности метода имеет влияние на всю компанию, так как за неверным методом следует увеличение издержек. Именно поэтому анализируются методы закупок, затем только отдается приоритет соответствующему методу.

Закупочная деятельность с точки зрения логистического подхода заинтересовывает тем, что от уровня организации закупок будет зависеть весь процесс системы поставок и эффективность деятельности всего предприятия. Необходимость логистической организации системы закупок путём использования инновационных инструментов и информационной поддержки бизнес-процессов приведёт к минимизации затрат на предприятии, а это свидетельствует о необходимости анализа и выбора метода закупок.

В мировой практике известно множество разнообразных форм сотрудничества, проявляющихся во взаимоотношениях торгово-посреднических предприятий. В какой бы форме ни выражалось интегрирование их деятельности в качестве целевой установки традиционно выступают задачи поиска резервов сокращения затрат и увеличения прибыли. Интеграционные процессы в закупочной деятельности содержат значительные резервы

оптимизации товародвижения в целом, а это необходимость выявить достоинства и недостатки методов закупочной деятельности.

Выбор метода закупок - это важный этап в логистической деятельности. В первую очередь, это ответ на вопрос: На каких условиях приобретать сырьё, материал, комплектующие? На сегодняшний день существует большое разнообразие методов закупок, однако в большей степени находят применение следующие две категории: традиционные и нетрадиционные (современные).

К традиционным относят такие методы закупок, как:

1. Закупка товара одной партией. Метод основан на поставке товаров большой партией за один раз (оптовые закупки).

2. Регулярные закупки небольшими партиями. Данный метод заключается в том, что покупатель заказывает нужное количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного времени.

3. Получение товара по мере необходимости. Метод похож на регулярную поставку товаров, но он имеет свои особенности:

a) Оплате подлежит только поставленное количество продукции

b) По истечении срока договора заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые могут быть поставлены в будущем

c) Перед выполнением заказа поставщики связываются с покупателями

d) Количество поставляемых товаров строго не устанавливается, а определяется интуитивно

4. Периодические закупки по котировочным документам. Метод используется там, где закупаются быстро потребляемые и относительно дешевые товары.

5. Метод увеличения объемов продаж. Данный метод учитывает спрос на определенный вид продукции для принятия решения об его закупке [1].

6. Закупка товара со срочной сдачей. Метод заключается в покупке редко используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается по требованию и экспортируется со склада поставщиков.

7. Сокращение объемов закупок. В реализации данного метода ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции компании, которая не пользуется спросом [2].

Что же касается нетрадиционных методов закупок, то к ним можно отнести:

1. Метод «точно в срок» (система с нулевыми запасами). Метод заключается в том, что закупка выполняется по долгосрочному контракту, а поставка материалов предусматривает частое снабжение, минуя промежуточные склады.

2. Электронно-информационный метод (закупки в цепях поставок посредством системы электронного обмена данными EDI между заказчиком и поставщиком на базе процессных моделей CPFR).Метод предусматривает партнерские взаимоотношения с поставщиками материалов, выражающиеся в готовности потребителя предоставлять оперативную информацию об остатках материальных запасов в реальном времени.

3. Электронные закупки. Метод заключается в осуществлении закупок через интернет посредством информационных сетей EDI и ERP [3].

С учетом общего видения, не имея анализа логистического подхода можно ошибиться в правильном выборе метода закупок, поэтому достоинства и недостатки каждого метода это первостепенный аспект при принятии решения.

На основе анализа данных методов закупок и выявленных у них преимуществ и недостатков компании смогут сделать правильный выбор, удовлетворяющий деятельность организации и способный снизить издержки к минимуму. Однако для этого руководителю необходимо постоянно следить за рынком и его изменениями, а затем, ориентируясь на них, выбирать тот или иной метод закупки.

Таблица 1

Достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных методов закупок_

Методы закупок Достоинства Недостатки

Традиционные методы закупок

1) Закупка товара одной партией -простота оформления документов; -обеспечение гарантии поставки всей партии; -высокие торговые скидки -большая потребность в складских помещениях; - замедление оборота капитала

2) Регулярные закупки небольшими партиями -ускорение оборота капитала; -экономия площади складских помещений; -сокращение затрат, связанных с оформлением документов поставки -вероятность заказа избыточного количества товаров; -необходимость оплаты всей партии товаров, определенной в заказе

3) Получение товара по мере необходимости -отсутствие обязательств по покупке определенного количества товаров; -ускорение оборота капитала; -минимизация затрат по оформлению документов -вероятность отказа поставщика выполнить экстренный заказ; -дефицит материальных ресурсов при отсутствии финансовых средств на оплату поставки

4) Периодические закупки по котировочным документам -ускорение оборачиваемости капитала; -снижение затрат на складские операции; -своевременность и ритмичность поставок -зависимость от поставщика; -постоянный учет товаров; -документооборот

5) Метод увеличения объемов закупок -возможность принятия решения о создании необходимого уровня запасов в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов товаров -учет и анализ спроса на конкретные виды продукции

6) Закупка товара со срочной сдачей -потребитель может быстро удовлетворить свой разовый заказ по мере необходимости -увеличение уровня издержек, обусловленных необходимостью детального оформления документов при каждом заказе

7) Метод сокращения объемов закупок -сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции; -вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции -ежемесячный анализ сбыта продукции, не пользующейся спросом

Нетрадиционные методы закупок

1) Метод «точно в срок» -сокращается время выполнения заказов и производства продукции; -снижаются запасы сырья и незавершенного производства; -производство полуфабрикатов напрямую связано с реальным потреблением -необходимость в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется; -необходимость изменений общей планировки помещений

2) Электронно- информационный метод -стандартизация всех процедур документооборота между компаниями -необходимость зашиты информации от внесения несанкционированных изменений

3) Электронные закупки -минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов -риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке

Применение современных инноваций в информационном обеспечении закупочной логистики позволяет существенно повысить конкурентные преимущества предприятия за счет рационализации затрат и ускорения полного логистического цикла. Данный инструмент решает в основном оперативные задачи, позволяя осуществлять взаимодействие с поставщиками на уровне управления информационным потоком. Постоянный контроль рыночных позиций позволит занять лидирующие позиции предприятия. Верный выбор метода закупки станет ключевым фактором в укреплении конкурентных позиций на рынке.

Библиографические ссылки

1. Аникина Б. А. Логистика: учебник. М.: Проспект, 2015. 443 с.

2. Гаджинский, А. М. Логистика. Москва: учебник. Дашков и К, 2017. 75 с.

3. Дроздов П. А. Логистика: учебное пособие. Минск, 2019. 429 с.

© Титова Д.М., Ерохина К.Д., Кызласова М.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.