ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
методы взаимодействия предприятий в системе кластера (НА ПРИМЕРЕ пермского КРАЯ)
В.В. Прокин,
заведующий кафедрой экономической теории Пермского государственного технического университета, кандидат экономических наук
Н.А. Неустроева,
аспирант кафедры экономической теории Пермского государственного технического университета,
старший преподаватель Пермского института экономики и финансов
В статье рассмотрены взаимодействия предприятий внутри кластера. Предложен комплекс управленческих мероприятий по воздействия двух предприятий. Рассмотрена политика предприятий и политика региональных властей.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, внутрикластерное взаимодействие, институциональная среда.
УДК 332.1
В последнее десятилетие возрос интерес к концепции развития кластеров и кластерному подходу. Кластерная политика широко распространена в виде политических инициатив, таких как региональные стратегии и мероприятия по поддержке развития кластерных структур. Соответственно возрос интерес к факторам, которые влияют на успех применения кластерной политики. От политики территориального развития кластерная политика перенимает осознание того, что экономический рост зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов и более широкого бизнес-окружения, то есть имеет сетевую направленность [1].
Фокусом кластерной политики является самоукрепление бизнес-сетей (в большей степени, чем отдельных компаний), а также факторы, влияющие на конкурентоспособность секторов (такие как доступность определенных компетенций, технологий, финансов и т.д.) [1]. Устойчивое взаимодействие фирм с другими субъектами в кластере рассматриваются через вертикальные и горизонтальные связи внутри кластера, занимая центральное место в структуре кластера, способствуют появлению взаимодополняющих навыков и технологий и обеспечивают появление синергетического эффекта.
Усиление взаимодействия фирм в кластере может осуществляться изнутри, с позиции политики отдельных компаний, так и с внешней стороны, с позиции политики региональной власти. Совмещая роль технологического развития, отношения взаимосвязанных экономических секторов и рост частного бизнеса, а также различные инструменты, связанные с каждой областью политики, можно сделать вывод, что конкурентные преимущества базируются на комбинации этих различных областей политики.
Определим факторы, влияющие на устойчивое взаимодействие предприятий в системе кластера: силы взаимодействия предприятия с другими субъектами кластера; эффективность инвестиционной и инновационной деятельности предприятий; а также финансовая устойчивость предприятий.
Силы взаимодействия предприятия внутри кластера могут измеряться количеством контрактов, заключенных фирмой. Усиление данного фактора с позиции самого предприятия реализуется через создание имиджа компании на региональном и международном рынках за счет участия в ярмарках, тендерах, социальноэкономических региональных программах и проектах, проведения рекламных кампаний; стандартизации продукции для выхода на новые рынки; усиления конкурентных позиций на основе роста, качества, экологичности; внедрения аутсорсинга.
© ПСЭ, 2013
Особая роль в управлении кластера отводится региональным органам власти, которые на законодательном уровне способны создать благоприятные условия для реализации намеченных предприятием направлений. В Концепции программы социальноэкономического развития Пермского края разработан комплекс мероприятий, направленный на создание благоприятного бизнес-климата, установление диалога между частным бизнесом и властью, развитие партнерский отношений участников кластера; развитие поддерживающей инфраструктуры; снижение налоговых платежей и сборов и административных барьеров; лоббирование интересов местных производителей, что способствует усилению вертикальных и горизонтальных связей внутри кластера [2].
Важным фактором, оказывающих влияние на изменение устойчивости взаимодействия фирмы в кластере, является эффективность инвестиционной деятельности. Данный фактор отражает способность организации управлять инвестированием на всех стадиях проекта, а также свидетельствуют о привлекательности отрасли, региона и значительно влияет на движение капитала между отраслями и сферами деятельности.
Интенсификация инвестиционного процесса на предприятии осуществляется через сокращение сроков разработки предпроек-тных материалов, проектов, строительства и освоение производства, что позволяет более эффективно решать вопросы цикличного обновления основных производственных фондов, дополнительного финансирования новых направлений и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
Со стороны органов региональной власти мероприятия, направленные на усиление инвестиционной привлекательности предприятий кластера, осуществляются в рамках целевых инвестиций на развитие предприятий-участников кластерного образования; содействия формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования. Данные мероприятия определены в Инвестиционной программе регионального развития до 2014 г. [3].
Улучшение инвестиционного климата региона и привлечение новых инвесторов является одним из основных направлений деятельности правительства Пермского края. Главными инструментами в решении этих задач являются налоговая политика, тарифная политика и государственная поддержка инвестиционных проектов. Основные направления налоговой политики края регламентируются законом «О налогообложении в Пермском крае» [4]. В сфере налогообложения малого бизнеса применяется система понижающих корректирующих коэффициентов. Начиная с 2006 года, в
1 0 1
Пермском крае действует краевой проект «24-20», предусматривающий снижение налога на прибыль для всех предприятий области с 24% до 20%. С 1 января 2009 года ставка по налогу на прибыль для предприятий Пермского края составляет 15,5% — это самый низкий налог на прибыль в России.
В Пермском крае проводится политика по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, увеличению доходов граждан и налогового потенциала региона. Данная политика ориентирована на создание общих благоприятных условий для ведения бизнеса, на привлечение в регион крупных инвесторов и реализацию значительных инвестиционных проектов. Закон Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермской области» направлен на создание благоприятных предпосылок для осуществления иностранных инвестиций на территории Пермского края, привлечение и увеличение объемов иностранных инвестиций, а также на эффективное использование в экономике области иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовых технологий и управленческого опыта [5].
На территории региона действуют льготные ставки по налогу на имущество, которые предусматривают снижение ставки с 2,2% до 0,6% в первый год эксплуатации и до 1,1% во второй и третий годы для вновь введённых основных средств. Такая налоговая политика регионального правительства позволяет пермским предприятиям направлять дополнительные средства на обновление и модернизацию своей производственной базы, расширение рабочих мест, улучшение условий труда работников, что в конечном итоге положительно отражается на приросте основных макроэкономических показателей.
Важнейшим фактором, влияющим на устойчивость взаимодействия фирм в кластере представляет показатель, отражающий эффективность инновационной деятельности.
К инновационной деятельности предприятия относятся разработки и использование новшеств, связанные с повышением технического уровня производства и понятием качества потребительских товаров и оказываемых услуг. Именно затраты на исследования и разработки, покупку интеллектуальной собственности (ноу-хау, лицензии, патенты и т.д.), инвестиции на внешние НИОКР определяют конкурентоспособность продукции. Эффективность проведения данных мероприятий обуславливают усиление инновационной привлекательности предприятия.
С позиции органов региональной власти направления поддержки инновационного развития участников кластера должно осуществляется через финансирование проектов НИОКР, создания бизнес-инкубаторов, центров передачи технологий и информации; повышения эффективности и развития университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций; снижения налоговой нагрузки для венчурных предприятий [6]. В программе развития инновационной деятельности в Пермском крае до 2012 года и на дальнейшую перспективу обозначено: «Стратегической целью Программы является формирование в Пермском крае экономики нового типа — «экономики знаний», конкурентоспособной экономики, тесно интегрированной в российскую и мировую, устойчивую к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, основными источниками экономического роста которой являются высокотехнологичные производства в отраслевых секторах экономики и научно-образовательный комплекс. Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение финансовых средств из различных (преимущественно внебюджетных) источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность» [6].
По распоряжению правительства Пермского края в конце 2010 года был утверждён приоритетный региональный проект «Инновационный кластер», направленный на развитие в регионе инновационной среды. Основной целью проекта является создание экономики знаний через увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте Пермского края.
В Перми открыт офис Российской корпорации нанотехнологий. Первый совместный с «Инновационным кластером» проект, профинансированный «Роснано» — производство систем освещения (светодиодов) нового поколения по заказу финско-немецкой компании OptoGaN. Ещё один серьёзный инновационный проект, реализуемый в крае, — производство наноструктурированных покрытий по заказу компании «Плакарт». Такие покрытия способны продлевать срок службы узлов и деталей, поэтому востребованы в машиностроении, авиастроении, приборостроении, химической отрасли.
В Законе «Об инновационной деятельности в Пермском крае» от 11.06.2008 № 238-ПК сказано, что «целью регулирования инновационной деятельности является разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития, роста общественного благосостояния, повышения конкурентоспособности отечественного производства, создание необходимых экономических, социальных, организационных, правовых и других условий, что способствует вовлечению в хозяйственный оборот достижений науки, техники. Мероприятия направлены на стимулирование производства новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения благосостояния граждан. Основными задачами регулирования инновационной деятельности являются: «создание необходимых экономических, организационных и правовых условий для развития и поддержки инновационного предпринимательства на основе сочетания рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования инновационной деятельности. Осуществляется поддержка инвестиционной активности местных товаропроизводителей, ориентированной на использование новшеств и нововведений; создание условий для привлечения зарубежных инвестиций и развитие взаимовыгодного международного инновационного сотрудничества» [7].
Важнейшим механизмом реализации научно-технической политики Пермского края являются краевые научно-технические программы, выполняемые на конкурсной основе. Краевые научнотехнические программы, формируемые на базе основных направлений научно-технической политики Пермского края, увязываются с промышленной и экономической политикой Пермского края [8]. Они имеют целевую ориентацию на: создание основ перехода к экономике знаний и повышение качества жизни населения; обеспечение условий для развития науки и системы подготовки научных кадров; определение путей реализации приоритетных направлений в научно-технической сфере и концентрацию имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей; формирование государственного заказа на научные исследования, выполняемые на конкурсной основе.
Органы государственной власти Пермского края содействуют развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе: поддерживают и укрепляют интеграцию научных и (или) научно-технических школ с целью максимально эффективного вовлечения научно-технического потенциала Пермского края в его экономическое развитие. Они участвуют в софинансировании грантов в области фундаментальных и прикладных исследований, поддержанных российскими и международными фондами и организациями; финансируют долгосрочные целевые программы в сфере научной и (или) научно-технической деятельности, разработанные на основе многодисциплинарного характера научно-исследовательских опытно-конструкторских работ и взаимозависимости направлений научных исследований. [8].
Помимо перечисленных факторов, на устойчивое взаимодействие предприятия в кластере оказывают влияние факторы, характеризующие финансовую устойчивость организаций в кластерной системе. Финансовая устойчивость предприятия определяет ее потенциал в деловом сотрудничестве, выступает гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников инвестиционной деятельности.
При формировании стратегии устойчивого взаимодействия предприятия в кластере главная задача связана с определением их экономического развития, выявлением важнейших тенденций и факторов, определяющих характер данного развития на основе проведенной оценки производственно-хозяйственной, инвестиционной и инновационной деятельности. На основе проведенного анализа формируются стратегические цели развития инвестиционной и инновационной деятельности предприятия, определяются основные пути достижения целей. Обоснованные цели, направления и их реализации являются определяющими параметрами для формирования портфеля инвестиций. На основании произведенной оценки эффективности инвестиционного портфеля осуществляется прогноз влияния различных вариантов потенциального портфеля проектов на динамику индекса устойчивого взаимодействия, что определяет выбор приоритетных проектов.
Устойчивое финансовое положение кластерной структуры служит результатом умелого управления всей совокупностью разнообразных факторов, определяющих деятельность фирмы, в том числе как внешнего, так и внутреннего окружения. Конкурен-
1 02
Таблица1
Комплекс управленческих мероприятий с позиции двух участников
Факторы Направления по активации
Политика предприятия Политика региональных властей
1. Количество контрактов Увеличение контрактов за счет: — участия в ярмарках, тендерах на региональном и международном рынках, социально-экономических региональных программ и проектов, проведение рекламных кампаний; — стандартизации продукции для выхода на новые рынки; — изучения динамики и структуры спроса; — усиления конкурентных позиций на основе роста, качества, экологичности; — внедрения аутсорсинга. Увеличение контрактов за счет: — ежегодного проведение ярмарок, конкурсов, конференций, лоббирования интересов местных производителей, обеспечения доступа к различным базам данных; — содействия импорту лицензий участникам кластера; — установления диалога между частным бизнесом и властью, развития партнерский отношений участников кластера; — создания благоприятного бизнес-климата на законодательном уровне; — развития поддерживающей инфраструктуры; — снижения налоговых платежей и сборов и административных барьеров; — введения процедуры стандартизации для предприятий-экспортеров.
2. Эффективность инвестиционной деятельности Повышение инвестиционной привлекательности за счет: — разработки долгосрочной стратегии развития предприятия в условиях рыночной конкуренции; — усиления конкурентных позиций на основе внедрения новых технологий, расширения сферы деятельности; — эмиссии и размещении ценных бумаг. Повышение инвестиционной привлекательности за счет: — инвестиционного налогового кредита (на срок от 1 до 5 лет) предприятиям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений при реализации кластерных проектов; — возмещения (субсидирования) предприятиям, участвующим в реализации кластерных проектов; — осуществления целевых инвестиций в развитие предприятий-учас-тников кластерного образования; — содействия формированию эффективной банковской системы, фондового рынка, институтов коллективного инвестирования; — устранения барьеров для входа в отраслевой или территориальный кластер; — содействия экспорту на межрегиональные, национальные и мировой рынки
3. Эффективность инновационной деятельности Повышение инновационной привлекательности за счет: — затраты на исследования и разработки, покупку интеллектуальной собственности (ноу-хау, лицензии, патенты и т.д.; — инвестиции на внешние НИОКР; Повышение инновационной привлекательности за счет: — снижения налоговой нагрузки для венчурных предприятий; — осуществления и финансирования проектов НИОКР, создания бизнес-инкубаторов, центров передачи технологий и информации; — повышения эффективности и развития университетов, научно-исследовательских институтов и технико-исследовательских организаций; — обеспечения доступа компаний к рисковому и венчурному капиталу; — создания системы конкурсных грантов; — повышения адекватности и качества образовательных программ (для кластеров) в средних и высших профессиональных учебных заведениях (например, через создание отраслевых стандартов); — создания специализированных программ повышения квалификации; — организации студенческой практики на предприятиях кластера; — формирования и реализации программ привлечения трудовых ресурсов (в т.ч. из-за рубежа); — обеспечения тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров.
4. Финансовая устойчивость Повышение финансовой устойчивости за счет: — повышения платежеспособности предприятия; -оптимизации структуры капитала предприятия. Повышение финансовой устойчивости за счет: — финансирования из средств регионального бюджета проектов НИОКР; — создания благоприятного бизнес-климата на законодательном уровне; — развития поддерживающей инфраструктуры; — снижения налоговых платежей и сборов и административных барьеров.
тоспособными могут быть только финансово устойчивые предприятия. С позиций органов государственной власти данный фактор рассматривается как результирующий, аккумулирующий в себе позитивы от управления другими факторами.
В табл 1 обобщены и систематизированы управленческие рекомендации, усиливающие внутрикластерные взаимодействия с позиций предприятия и региона.
Рассмотренные методы управления внутрикластерными взаимодействиями предприятий в региональной экономике, предполагают многостороннее и многоуровневые отношения между
хозяйствующими субъектами и органами власти. Каждая из заинтересованных сторон, ориентируясь на достижение долгосрочных экономических интересов, реализует собственный комплекс управленческих мероприятий по направлениям: увеличения количества контрактов, заключенных фирмой, повышение эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, усиление финансовой устойчивости. Органы государственной власти региона в большей степени ориентируются на создание условий посредством формирования институциональной среды, эффективной бизнес-среды как внешнего макроэкономического фактора.
Литература
1. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. // Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров. <http://politanaliz.ru/articles_695.html>.
2. Программа социально-экономического развития Пермского края на период до 2026 года.
3. Инвестиционная программа регионального развития на 2012 и на плановый период 2013-2014 годов.
4. Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае» от 09.07.2012 г. № 1685-296.
5. Закон Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермской области» от 06.04.2000 г. № 859-131.
6. Программа «Инновационное развитие Пермского края на 2011-2015 годы».
7. Закон Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК »Об инновационной деятельности в Пермском крае».
8. Закон Пермского края от 29.11.2010 № 711-ПК «О науке и научно-технической политике в Пермском крае».