Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФЕЙКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ'

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФЕЙКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ФЕЙК / ПРОПАГАНДА / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Май Е. С.

Актуальность исследования обусловлена ростом поляризации общественного мнения, вызванной многочисленными противоречивыми сообщениями как в российских, так и в иностранных СМИ по различным темам, начиная от конфликта на Украине, заканчивая статистикой заболеваемости и пропагандой вакцинации в период пандемии. Фейковые новости стали предметом расследований в каналах СМИ и среди популярных блогеров. Целью исследования является выявление методов выявления фейков в СМИ. Автором выполнен обзор российской и иностранной литературы и интернет-контента по теме фейковых новостей, концептуализировано понятие фейковых новостей. На основе изучения практики распространения фейков на примере отдельных событий в истории и в современных медиа, разработана матрица основных каналов и мотивов распространения фейков, а также определены инструменты проверки достоверности публикуемого контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING AND COUNTERING FAKE NEWS IN MASS MEDIA

The relevance of the study comes from the growing polarization of public opinion caused by numerous conflicting reports in both Russian and foreign media on various topics, ranging from the conflict in Ukraine to morbidity statistics and promotion of vaccination during the pandemic. Fake news are the subject of investigations in media channels and among popular bloggers. The study is aimed to identify the methods for detecting fakes in the media. Hence, the author provides a review of the Russian and foreign journals and Internet content on the topic and conceptualizes the definition of “fake news”. Based on the study of practical cases of spreading fakes - in history and in modern media - the author provides the matrix of the main channels and motives for the dissemination of fakes and identifies the tools for verifying the authenticity of media content.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ФЕЙКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ»

■ ■ ■ Методы выявления фейковой информации в СМИ Май Е.С.

Союз «Московская торгово-промышленная палата», Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена ростом поляризации общественного мнения, вызванной многочисленными противоречивыми сообщениями как в российских, так и в иностранных СМИ по различным темам, начиная от конфликта на Украине, заканчивая статистикой заболеваемости и пропагандой вакцинации в период пандемии. Фейковые новости стали предметом расследований в каналах СМИ и среди популярных блогеров. Целью исследования является выявление методов выявления фейков в СМИ. Автором выполнен обзор российской и иностранной литературы и интернет-контента по теме фейковых новостей, концептуализировано понятие фейковых новостей. На основе изучения практики распространения фейков на примере отдельных событий в истории и в современных медиа, разработана матрица основных каналов и мотивов распространения фейков, а также определены инструменты проверки достоверности публикуемого контента.

Ключевые слова: фейковые новости, фейк, пропаганда, СМИ

Для цитирования: Май Е.С. Методы выявления фейковой информации в СМИ // Коммуникология. 2023. Том 11. № 2. C. 41-52. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-2-41-52.

Сведения об авторе: Май Елена Сергеевна - советник президента по информационной политике, Союз «Московская торгово-промышленная палата». Адрес: 107031, Россия, г. Москва, ул. Петровка, 15 /1. E-mail: elena7may@mail.ru.

Статья поступила в редакцию: 21.05.2023. Принята к печати: 10.06.2023.

Введение. В современном обществе влияние СМИ велико, и отчасти поэтому владельцы многих информационных каналов в рамках преследования интересов бенефициаров и спонсоров СМИ готовы на предоставление отдельных новостей или даже всего информационного потока под определенным углом, который может существенно отличаться от реальных событий. В современном мире доступ к достоверной и точной информации становится ключевым ресурсом. Тот, кто контролирует и распространяет информацию, может оказывать значительное влияние на общественное мнение, принятие решений и формирование социальных процессов. Критическое мышление, навыки анализа информации и способность отличать правду от лжи становятся важными для осознанного участия в современном информационном обществе. Принимая во внимание, что СМИ воздействуют на отдельные группы людей целенаправленно, отражая интересы бенефициаров и владельцев информационных каналов, фейковые идеи, отражаемые в информационных изданиях, распространяются быстро, что порождает противоречивость новостей.

В материалах исследования использованы научные публикации российских и зарубежных ученых, а также частные каналы блогеров1, журналистов, иностранные и российские СМИ. Методологическую основу исследования составляют контент-анализ, метод кейс-стади, индукция и дедукция.

Обзор источников. В последние годы многие авторы обращались к изучению феномена фейковых новостей с различных точек зрения. Так, исследователь Головацкая О.Е. в своей статьей проанализировала методологические подходы к изучению фейковых новостей [Головацкая]. Ключникова К.А. исследовала феномен фейков в медийном пространстве США [Ключникова]. Кондратьев Р.Я., Миронова Н.Г. выделили фейковые новости в качестве инструмента влияния в процессе управления социумом [Кондратьев, Миронова]. Царик В.С. посветил свою статью анализу сайтов НАТО и ЕС, где ведется борьба против фей-ковой российской информации, а позиции по новостям, представленные российской стороной, позиционируются как незаслуживающие внимания [Царик]. Ка-зун А.Д. выделил роль фейков в современном мире [Казун]. Осипова Т.С. в своей статьей [Осипова] описала технологии противодействия фейкам на мировой арене. Исследователи Панкеев И.А., Тимофеев А.А. изучили правовой аспект государственного регулирования российских СМИ [Панкеев, Тимофеев]. Ларчен-ков В.В. обозначил фейковые новости как тренд в современных СМИ [Ларчен-ков]. Иванищева О.Н. рассмотрела фейки как форму пропаганды [Иванищева]. Среди российских исследователей также можно отметить работу профессора Манойло А.В. [Манойло], в которой исследуется происхождение и эволюция термина «фейк», а также его использование в современном информационном пространстве. Также в отдельной своей работе [Манойло, Попадюк] авторы изучили зарубежные научные подходы к исследованию «фейковых новостей» в мировой политике. Леонид Волков2: российский политик и блогер, исследовал феномена фейковых новостей и манипуляций в информационном пространстве. В своих публикациях и выступлениях он активно обсуждает тему фейков и их воздействие на общество. Михаил Кац3 в своих статьях и соцсетях затрагивает проблематику фейковых новостей, анализирует их влияние на политические процессы и общественное мнение.

1 Ксения Собчак. Как нами манипулируют: почему пропагандистские приемы живут сто лет [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=B9awnLKbzZc (дата обращения: 20.04.2023); Юрий Дудь (включен в реестр СМИ-иноагентов). Пропаганда - топливо войны / Propaganda: Fuelling War [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/ watch?v=N8ubzqjRQgE (дата обращения: 20.04.2023).

2 Сайт блогера Леонида Волкова [эл. ресурс]: https://www.leonidvolkov.ru (дата обращения: 20.04.2023).

3 Канал youtube Максима Каца (внесен в список физических лиц - иностранных агентов) [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=yzr5ghaYBXE N8ubzqjRQgE (дата обращения: 20.04.2023).

Так, среди иностранных ученых можно отметить несколько работ по теме исследования, а именно Кэмерон Мартел, Гордон Пенникук, Дэвид Дж. Рэнд изучили влияние эмоций на восприятие фейковых новостей [Cameron, Pennycook, Rand]. Мелани Фриз, Мэри Баумгартнер исследовали инструменты противодействия фейковым новостям [Freeze, Baumgartner et al.]. Дидем Пехливаноглу и Тянь Линь изучили роли критического мышления при анализе фейковых статей [Pehlivanoglu, Lin et al.]. Палани, Эланго и Вишванатан исследовали возможность выявления фейковых новостей с помощью машинной обработки информации и автоматизированных моделей анализа данных в тексте [Palani, Elango, Viswanathan]. Марк Верстрате, Джейн Бамбауэр, Дерек Бамбауэр исследовали тему идентификации фейков, в особенности после 2016 года [Verstraete, Bambauer, Bambauer]. Брайан Уинстон, британский журналист и академик, рассмотрел фальсификации в новостях и их воздействие на общественное мнение в своей книге «Медиафейки: Фальсификации, обман и влияние на общественность» [Winston]. Ян Шнелленбах занимался изучением регуляторных аспектов фейковых новостей и их воздействия на поведение людей [Schnellenbach]. Ро-хит Кумар Калияр в работе [Kaliyar, Goswami, Narang] изучил вопрос применения искусственного интеллекта для вычленения фейков. Ханен Химди с коллегами изучил вопросы применения контекстного анализа в арабских СМИ для определения фейков [Himdi, Weir, Assiri, Al-Barhamtoshy].

В марте 2019 года приняты поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие так называемым фейковым новостям, которым дано определение как недостоверные общественно значимой новости, распространяемые под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности1. При этом, важно отметить, что фейковые новости существовали задолго до принятия закона в России и осмысления значения, целей и мотивации распространения таких новостей. Примерами, фейковых новостей считается распространение преувеличений или искаженной информации про эпидемии (например, птичий» и «свиной» грипп). На основе изученной информации можно выделить определение, которое дано понятию фейковые новости отдельными учеными — это сообщения заведомо ложного резонансного характера, способные вызвать в обществе ажиотаж вокруг несуществующего (создаваемого этими же новостями) информационного повода [Манойло].

Сожержание понятий «фейковые новости» или «фейки» раскрывается в этимологии английского слова, от которого оно происходит - слово fake появилось в виде неологизма широко применяемого в журналистике. Слово появилось в английском языке в начале XIX века и происходит от германского корня fegen,

1 Сайт Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [эл. ресурс]: http://duma.gov.ru/news/48121/ (дата обращения: 20.04.2023).

что означает «мести» или «очищать». В результате fake означает «фальшивый» или «поддельный». В русском языке слово «фейк» стало широко использоваться в связи с распространением поддельных или недостоверных информационных материалов, особенно в интернете. Это связано с развитием сферы информационных технологий и обмена новостями, где понятие «фейковые новости» стало обозначать ложные, выдуманные или искаженные сведения или «фейки», направленные на привлечение повышенного общественного внимания к заранее продуманной фейковой информации для извлечения выгоды распространяющего информацию канала.

Цели и каналы распространения фейков

Основная цель фейковых новостей и дезинформации может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, контекста и мотиваций тех, кто их создает и распространяет. Общие цели, которые могут преследоваться при распространении фейков, представлены в таблице 1.

Перечисленные цели не исчерпывают полный спектр возможных мотиваций для распространения фейковых новостей, но являются наиболее часто преследуемыми при выявлении фейков. Фейковая информация может использоваться с целью достижения различных интересов, и поэтому критическое мышление, проверка фактов и разносторонний источниковой анализ становятся все более важными в современном информационном мире.

Обсуждение. Автором приведены примеры из новостной ленты событий для обсуждения и выявления целей на примерах, которые могут стоять за распространением фейковых новостей или заранее продуманных искажений информации. Известный политик в Великобритании Борис Джонсон не раз повергался критике из-за своих высказываний, которые потом оказывались преднамеренно искаженными. Несмотря на своей журналистское прошлое, которое предполагает, что статьи, высказывания, обещания в публичной сфере должны быть свободны от фейков, Борис Джонсон не раз оказывался раскритикован за отклонение от журналистской этики, что в политике также не осталось незамеченным прессой. Одним из известных спорных утверждений Бориса Джонсона стало обещание экономии в 350 миллионов фунтов стерлингов в неделю для Национальной службы здравоохранения (НСЗ)1. В ходе кампании по Brexit в 2016 году, Борис Джонсон заявил о возможности высвободить сумму в 350 миллионов фунтов стерлингов в неделю, которые могли бы быть перенаправлены на финансирование НСЗ. Однако это утверждение было оспорено и не учитывало множество факторов. По статистике ЕС, чистые отчисления Британии в бюджет ЕС

1 Вендик Ю. Бориса Джонсона вызвали в суд, обвинив во лжи о Brexit // Русская служба BBC, 29 мая 2019 [эл. ресурс]: https://www.bbc.com/russian/news-48445798 (дата обращения: 24.04.2023).

Таблица 1. Цели распространения фейковой информации и каналы

распространения фейков (составлено автором) /

Purposes of spreading fake information / channels for spreading fakes

Цель Описание Каналыраспространения

Манипуляция общественным мнением Фейковые новости могут быть созданы для манипуляции восприятием людей и могут направляться на формирование определенных убеждений, повышение недоверия к определенным группам, создание конфликтов или подрыв авторитета власти Интернет, новостные порталы, частные каналы блогеров,YouTube

Политическое влияние Фейковые новости могут использоваться для влияния на политические процессы, выборы или общественно-политическую обстановку. Они могут создаваться с целью поддержки определенных политических партий, дискредитации оппонентов или изменения общественного настроения Официальные спорные высказывания в медиапространстве со стороны известных политиков,которые потом многократно цитируются прессой и другими СМИ

Финансовая выгода Некоторые фейковые новости создаются с целью привлечения внимания и генерации трафика на определенные веб-сайты или платформы. Это может привести к повышению рекламных доходов или продаже товаров и услуг, связанных с такими материалами Желтая пресса, каналы блогеров, которые работают на заказах от крупных компаний

Геополитические интересы / внутриполитические интересы Фейковые новости могут быть использованы для дискредитации или ослабления конкурентов, какими-то странами или группами. Они могут способствовать созданию напряженности между различными странами или созданию негативного образа определенной нации или культуры Официальные каналы стран или регионов(например, Euronews, BBC, RussiaToday), телеканалы, освещающие события стран на английском языке

в год до референдума были в 2,1 раза меньше1, а в последующие годы - в три с половиной раза меньше, чем сумма, озвученная Борисом Джонсоном. В результате своих высказываний Борис Джонсон был вынужден отвечать в суде перед

1 Статистика доходов и расходов ЕС [эл. ресурс]: https://commission.europa.eu/ strategy-and-policy/eu-budget/long-term-eu-budget/2014-2020/spending-and-revenue_en (дата обращения: 24.04.2023).

бизнесменом Маркусом Боллом, который собрал 200 тысяч фунтов на судебный процесс в виде пожертвований, обвиняя Джонсона в должностном злоупотреблении (в начале кампании Джонсон был мэром Лондона и депутатом парламента). Высказывания Джонсона могли повлиять на восприятие действия мэра со стороны избирателей и жителей и более позитивно оценить его работу, если бы реальные цифры не всплыли, а преувеличение не было раскрыто. Очевидно, что такие искажения могут иметь под собой как политический мотив, так и был нацелены на манипуляцию общественным мнением с целью скорейшего выхода из ЕС в те времена. Данный фейк множество раз обсуждался в газетах Британии, однако Борис Джонсон позднее говорил, что 350 миллионов фунтов стерлингов является не столько преувеличением, сколько преуменьшением, и выгода от выхода могла бы быть гораздо больше, тем самым создавая еще больший ажиотаж вокруг фейка.

Финансовая выгода в результате предоставления фейковой информации чаще всего возникает при публикации газетами, прессой, блогерами, желтой прессой заранее оговоренной заказной информации, которую нужно транслировать для привлечения внимания к платформе и создания ажиотажа вокруг новости или личности. Нередко говорят, что плохие отзывы на книги поднимают процент покупок как в магазинах, так и на онлайн плафтормах, и авторам не следует бояться плохих отзывов. Вероятно, это связано с тем, что многие склонны оценивать не содержание сказанного, а сам факт высказывания или наличие публичного обсуждения.

В российской политологической литературе понятие «фейковые новости» стало активнее применяться со времени избирательной кампании президента США Д. Трампа, а именно с 2016 года. Преследование геополитических и внутриполитических интересов как цели публикации фейковых новостей в последнее время нередкое явление. Основной задачей фейковых новостей в современных геополитических процессах становится перехват политической повестки с ее последующим замыканием на информационный повод, генерируемый самой фейковой новостью, а также создание вокруг этого информационного повода всеобщего внимания. В отдельных случаях фейковые новости могут использоваться террористами для формирования напряженности в регионе, запугивания людей или создания провокаций, что приводит к угрозе национальной безопасности. Безусловно, наличие и распространение фейковых новостей и резонансный эффект, которые они создают, привели к тому, что правительства стран стали бороться с такими новостями. В России за распространение фейковых новостей в первый раз штрафы составят от для граждан от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных лиц - от 60 тыс. до 200 тыс. рублей, для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей1. Большинство правительств различных стран понимают

1 Сайт Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [эл. ресурс]: http://duma.gov.ru/news/48121/ (дата обращения: 20.04.2023).

механизмы и мотивы распространения фейков и борются с ними через принятие законов об административных нарушениях.

Если говорить о том, использует ли государства механизмы распространения фейковых новостей для поддержки своих лозунгов, то можно привести пример Венесуэлы, где в 2023 году один из оплачиваемых помощников по распространению информации признался в то, что ему платят за повторение правительственного «хэштега дня», который публикует ежедневно Министерство связи и информации Венесуэлы в твиттере. Так, обычно хэштэг поднимается в ленте рейтингов через многочисленные повторения публикаций, что приводит к популярности контента по хэштэгу. Социалистические власти Венесуэлы платят людям за поддержку своей политики в соцсетях. Распространение хэщтэга дня поддерживает коллективную линию партии левого политического толка и продолжает сражение с Западом, как врагом социализма. Нередко венесуэльские новости говорят о том, как хорошо жить в Венесуэле в отличие от «загнивающего» Запада. Эта линия существовала и без соцсетей, и она типична для стран с левой идеологией. При этом, в Венесуэле достаточно низкий уровень жизни1, и средняя зарплата в месяц составляет на 1 июня 2023 года - составляет 1 660 рублей. Таким образом, можно говорить, что отдельные новости, провозглашающие прекрасную жизнь в странах, например в Венесуэле, могут переходить в разряд пропаганды. При этом, благодаря развитию технологий люди, живущие в Венесуэле, могут проверить факты о стоимости жизни в своей стране через сеть интернет и сравнить условия в других странах. Есть возможность в настоящее время сделать собственные выводы, что было невозможно в годы правления нацисткой Германии, когда пропаганда завладела умами людей, чему способствовал высокий порог доступа к информации.

Многие люди не могли распознать пропаганду того времени, если не видели реальных событий своими глазами, в настоящее время у нас есть возможность проверять информацию в различных источниках. Именно поэтому в результате проведенной автором работы была составлена таблица инструментов при работе с новостями для выявления фейков (таблица 2).

Оборачиваясь на 20 лет, когда интернет уже имел достаточно широкое распространение, произошло военное вторжение на территорию Ирака по ложным предположениям США о наличии ядерного оружия на территории Ирака. Существовало много дебатов и разногласий относительно наличия ядерного оружия в Ираке в 2003 году, и уже после вторжения было обнаружено, что прямых доказательств наличия ядерного оружия в Ираке не было, но военные действия были осуществлены, а потери людей были невосполнимы. Инспекторы Организации Объединенных Наций (ООН) проводили проверки в Ираке в течение долгого вре-

1 Уровень зарплат в Венесуэле [эл. ресурс]: https://bdex.ru/venezuela/#:~:text= Средняя%20зарплата%20в%20Венесуэле%20в,за%20год%20составил%2050%20Р (дата обращения: 20.04.2023); Сравнение условий проживания в России и Венесуэле [эл. ресурс]: https://ru.costliving.org/compare (дата обращения: 20.04.2023).

мени до вторжения и не нашли конкретных доказательств наличия ядерного оружия. Впоследствии были проведены различные расследования, и многие эксперты пришли к выводу, что утверждения о наличии ядерного оружия в Ираке были ошибочными. На взгляд автора, этот прецедент можно отнести к ошибочным или даже фейковым предпосылкам, которые в дальнейшем приняли оборот политического и международного конфликта, что изменению хода политических событий в Ираке. Однако остается вопрос о том, насколько распространение недостоверной информации со стороны США было непреднамеренным и не фейковым, а ошибочным, ведь военные компании проносят доходы в США? Какова цена непреднамеренной ошибки обвинения одной страны другой? Была ли ошибка - фейком? Если бы могли отличать ошибочные новости от фейковых, то такие ошибки можно было бы предотвращать, не позволяя одним странам вмешиваться в политику других.

Таблица 2. Инструменты выявления фейковых новостей (составлено автором) / Fake spotting tools

Инструмент Описание

Фактчекинг Это метод проверки достоверности информации и фактов, представленных в новостях или сообщениях. Он включает анализ источников, проверку фактов, поиск подтверждающих или опровергающих доказательств и использование надежных источников информации

Исследование источников Исследование и анализ источников информации может помочь определить их достоверность и надежность. Это может включать проверку аккредитации и репутации издателей, анализ совпадающих сообщений в других источниках и оценку профессионализма журналистской работы

Анализ контента Изучение содержания статей, новостных сообщений или социальных медиа поисковиков может помочь выявить признаки фейковых новостей. Это может включать анализ использованных фотографий, видео или цитат, проверку логики и последовательности аргументов, а также поиск потенциальных искажений или искажений фактов

Мониторинг социальных медиа Изучение активности и распространения информации в социальных медиа может помочь определить, какие темы или сообщения получают широкое распространение и возможно содержат фейковую информацию. Это может включать анализ трендов, изучение аудитории и исследование влияния определенных аккаунтов или групп

Экспертные оценки Обращение к экспертам в определенной области для оценки достоверности информации. Эксперты могут предоставить свое мнение и анализ на основе своего опыта и знаний в соответствующей области

Комбинирование этих методов и подходов может помочь в проведении исследования фейковых новостей и дезинформации, а также в определении их источников и распространения.

Выводы. В результате проведенного исследования можно выделить, что фейковые новости и пропаганда имеют сходство в том, что оба явления включают распространение неправдивой информации с целью влияния на общественное мнение. Однако есть некоторые отличия между ними в четырех категориях.

1. Сущность: фейковые новости представляют собой ложную информацию, которая может быть создана и распространена с целью обмана или манипуляции. Пропаганда же подразумевает систематическое распространение идеологически окрашенной информации для формирования или укрепления определенных убеждений и взглядов.

2. Намерение: фейковые новости обычно создаются с целью введения в заблуждение, вызывая путаницу или манипулируя общественным мнением. Пропаганда, напротив, имеет цель убедить или воздействовать на аудиторию, чтобы она приняла определенные политические или идеологические установки.

3. Масштаб: фейковые новости могут быть индивидуальными случаями, ложными утверждениями или неправдивой информацией, что в итоге может приобрести масштабный эффект и выйти за пределы страны. Пропаганда часто является широкомасштабной кампанией, в которой используются разнообразные методы и каналы для достижения определенной цели.

4. Контекст: фейковые новости могут быть созданы в любой сфере или тематике, и их целью может быть как политическое влияние, так и простое развлечение. Пропаганда, обычно связана с политическими, социальными или идеологическими целями и направлена на формирование определенного образа или мнения.

Источники

Головацкая О.Е. (2023). Методологические подходы к изучению искаженной информации // Коммуникология. Том 11. № 1. C. 15-30.

Иванищева О.Н. (2018). Фейковые новости как новая форма пропаганды // Человек. Культура. Образование. № 4 (30). С. 104-110.

Казун А.Д. (2020). Так ли страшен фейк? ложные новости и их роль в современном мире // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4 (158). С. 162-175.

Ключникова К.А. (2019). Феномен fake news в современных СМИ США // Век информации. Т. 3. № 3 (8). С. 111-120.

Кондратьев Р.Я., Миронова Н.Г. (2020). Фейк-новости как инструмент социального управления и объект применения методов информационной безопасности // Современные технологии управления. № 1 (91). С. 6.

Ларченков В.В. (2018). Ложь против правды: fake news как информационно-политический тренд нашего времени // Военный академический журнал. № 1 (17). С. 68-74.

Манойло А.В. (2019). «Фейковые новости» как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления // Вестн. моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. № 2. С. 37-44.

Манойло А.В., Попадюк А.Э. (2020). Зарубежные научные подходы к исследованию "фей-ковых новостей" в мировой политике // Россия и современный мир. № 2 (107). С. 285-300.

Осипова Т.С. (2020). Технологии противодействия fake news в мировой практике // Меридиан. № 4 (38). С. 30-32.

Панкеев И.А., Тимофеев А.А. (2020). Тенденции государственного регулирования российских сми: правовой аспект // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 9. № 2. С. 231-246.

Царик В.С. (2019) Борьба с "российской дезинформацией" в публичном позиционировании западных институтов: анализ официальных сайтов НАТО И ЕС // Среднерусский вестник общественных наук. Т. 14. № 6. С. 109-125.

Freeze M., Baumgartner M. et al. (2021). Fake Claims of Fake News: Political Misinformation, Warnings, and the Tainted Truth Effect. Political Behavior. V. 43. P. 1433-1465. https://doi.org/10.1007/ s11109-020-09597-3

Himdi H., Weir G., Assiri F., Al-Barhamtoshy H. (2022). Arabic Fake News Detection Based on Textual Analysis. Аrabian Journal for Science and Engineering. V. 47. P. 10453-10469.

Kaliyar R., Goswami A., Narang P. (2021). DeepFakE: improving fake news detection using tensor decomposition-based deep neural network. The Journal of Supercomputing. V. 77. P. 1015-1037. https://doi.org/10.1007/s11227-020-03294-y

Martel C., Pennycook G., Rand D. (2020). Reliance on emotion promotes belief in fake news. Cognitive Research: Principles and Implications. V. 5 (1). P. 47. https://doi.org/10.1186/s41235-020-00252-3

Palani B., Elango S., Viswanathan V. (2022). A multimodal deep learning framework for automatic fake news detection using capsule neural network and BERT. Multimedia Tools and Applications. V. 81. P. 5587-5620.

Pehlivanoglu D., Lin T. et al. (2021). The role of analytical reasoning and source credibility on the evaluation of real and fake full-length news articles. Cognitive Research: Principles and Implications. V. 6: 24. https://doi.org/10.1186/s41235-021-00292-3

Schnellenbach J. (2018). On the Behavioural Political Economy of Regulating Fake News. ORDO: Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. V. 68. No. 1. P. 159-178.

Verstraete M., Bambauer D.E., and Bambauer J.R. (2017). Identifying and Countering Fake News. Arizona Legal Studies Discussion Paper. V. 73 (3). Available at: https://repository.uchastings.edu/ hastings_law_journal/vol73/iss3/6

Winston B. (2020). The Roots of Fake News. 1st ed. Routledge.

■ ■ ■ Identifying and Countering Fake News in Mass Media

May E.S.

Moscow Chamber of Commerce and Industry, Moscow, Russia.

Abstract. The relevance of the study comes from the growing polarization of public opinion caused by numerous conflicting reports in both Russian and foreign media on various topics, ranging from the conflict in Ukraine to morbidity statistics and promotion of vaccination during the pandemic. Fake news are the subject of investigations in media channels and among popular bloggers. The study is aimed to identify the methods for detecting fakes in the media. Hence, the author provides a review of the Russian and foreign journals and Internet content on the topic and conceptualizes the definition of "fake news". Based on the study of practical cases of spreading fakes - in history and in modern media - the author provides the matrix

of the main channels and motives for the dissemination of fakes and identifies the tools for verifying the authenticity of media content.

Keywords: fake news, fake, propaganda, media

For citation: May E.S. (2023). Identifying and countering fake news in mass media. Communicology (Russia). Vol. 11. No. 2. P. 41-52. DOI 10.21453/2311-3065-2023-112-41-52.

Inf. about the author: Май Елена Сергеевна - Advisor to the President on Information Policy, Moscow Chamber of Commerce and Industry. Address: 107031, Russia, Moscow, Petrovka st., 15/1. E-mail: elena7may@mail.ru.

Received: 21.05.2023. Accepted: 10.06.2023.

References

Freeze M., Baumgartner M. et al. (2021). Fake Claims of Fake News: Political Misinformation, Warnings, and the Tainted Truth Effect. Political Behavior. V. 43. P. 1433-1465. https://doi.org/10.1007/ s11109-020-09597-3

Golovatskaya O.E. (2023). Methodological approaches to the study of distorted information. Communicology. 2023. V. 11. No. 1. P. 15-30 (in Rus.).

Himdi H., Weir G., Assiri F., Al-Barhamtoshy H. (2022). Arabic Fake News Detection Based on Textual Analysis. Аrabian Journal for Science and Engineering. V. 47. P. 10453-10469.

Ivanishcheva O.N. (2018). Fake news as a new form of propaganda. Man. Culture. Education. No. 4 (30). P. 104-110 (in Rus.).

Kaliyar R., Goswami A., Narang P. (2021). DeepFakE: improving fake news detection using tensor decomposition-based deep neural network. The Journal of Supercomputing. V. 77. P. 1015-1037. https://doi.org/10.1007/s11227-020-03294-y

Kazun A.D. (2020). Is fake really that bad? false news and their role in the modern world. Public opinion monitoring: economic and social changes. No. 4 (158). pp. 162-175 (in Rus.).

Klyuchnikova K.A. (2019). Phenomenon of fake news in modern US media. Century of Information. T. 3. No. 3 (8). P. 111-120 (in Rus.).

Kondratiev R.Y, Mironova N.G. (2020). Fake news as a tool of social management and an object of application of information security methods. Modern management technologies. No. 1 (91). P. 6 (in Rus.).

Larchenkov V.V. (2018). Lies against the truth: fake news as an information and political trend of our time. Military academic journal. No. 1 (17). P. 68-74 (in Rus.).

Manoilo A.V. (2019). "Fake news" as a threat to national security and an instrument of information management. Vestn. Moscow University Ser. 12. Political sciences. No. 2. P. 37-44 (in Rus.).

Manoilo A.V., Popadyuk A.E. (2020). Foreign scientific approaches to the study of "fake news" in world politics. Russia and the modern world. No. 2 (107). P. 285-300 (in Rus.).

Martel C., Pennycook G., Rand D. (2020). Reliance on emotion promotes belief in fake news. Cognitive Research: Principles and Implications. V. 5 (1). P. 47. https://doi.org/10.1186/s41235-020-00252-3

Osipova T.S. (2020). Technologies for countering fake news in world practice. Meridian. No. 4 (38). P. 30-32 (in Rus.).

Palani B., Elango S., Viswanathan V. (2022). A multimodal deep learning framework for automatic fake news detection using capsule neural network and BERT. Multimedia Tools and Applications. V. 81. P. 5587-5620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pankeev I.A., Timofeev A.A. (2020). Trends in State Regulation of Russian Media: Legal Aspect. Issues of Theory and Practice of Journalism. V. 9. No. 2. P. 231-246 (in Rus.).

Pehlivanoglu D., Lin T. et al. (2021). The role of analytical reasoning and source credibility on the evaluation of real and fake full-length news articles. Cognitive Research: Principles and Implications. V. 6: 24. https://doi.org/10.1186/s41235-021-00292-3

Schnellenbach J. (2018). On the Behavioural Political Economy of Regulating Fake News. ORDO: Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. V. 68. No. 1. P. 159-178.

Tsarik V.S. (2019) Combating "Russian Disinformation" in the Public Positioning of Western Institutions: An Analysis of the Official NATO and EU Websites. Srednerusskiy Vestnik Sotsial'nykh Nauk. V. 14. No. 6. P. 109-125 (in Rus.).

Verstraete M., Bambauer D.E., and Bambauer J.R. (2017). Identifying and Countering Fake News. Arizona Legal Studies Discussion Paper. V. 73 (3). Available at: https://repository.uchastings.edu/ hastings_law_journal/vol73/iss3/6

Winston B. (2020). The Roots of Fake News. 1st ed. Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.