Научная статья на тему 'Методы вычислений уровня и плотности топлива наземных транспортных средств при асимметричных измерениях'

Методы вычислений уровня и плотности топлива наземных транспортных средств при асимметричных измерениях Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
389
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ТОПЛИВА / MEASUREMENT OF FUEL LEVEL AND DENSITY / ЗАКРЫТЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ / CLOSED CONTAINERS / НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / VEHICLE TELEMETRY MONITORING SYSTEMS / LAND TRANSPORT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Демин Евгений Станиславович

Проведен краткий анализ современных методов измерений уровня и плотности жидких сред в закрытых резервуарах. Рассмотрены методы вычислений уровня и плотности топлива в баке грузопассажирских транспортных средств (ТС) с использованием магнитострикционного метода измерения. Приведены схемы размещения измерительных средств на топливном баке ТС, при которых возможно получить наиболее достоверную измерительную информацию о текущем расходе топлива при движении по маршруту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Демин Евгений Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO CALCULATE LAND TRANSPORT VEHICLE FUEL LEVEL AND DENSITY IN ASSYMMETRIC MEASUREMENTS

Modern methods of measuring the level and density of liquid mediums in closed containers are briefly analyzed. The methods to calculate the level and density of fuel in the tanks of utility vehicles with the use of a magnetostrictive measurement method are considered. The article also provides the schemes of placing measuring tools on utility vehicle fuel tanks, which enable to obtain the most accurate measurement information on current consumption of fuel under en-route movement.

Текст научной работы на тему «Методы вычислений уровня и плотности топлива наземных транспортных средств при асимметричных измерениях»

УДК 681.2.083

МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ТОПЛИВА НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ АСИММЕТРИЧНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ

© Е.С. Демин1

Пензенский государственный технологический университет, 440039, Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1 а/11.

Проведен краткий анализ современных методов измерений уровня и плотности жидких сред в закрытых резервуарах. Рассмотрены методы вычислений уровня и плотности топлива в баке грузопассажирских транспортных средств (ТС) с использованием магнитострикционного метода измерения. Приведены схемы размещения измерительных средств на топливном баке ТС, при которых возможно получить наиболее достоверную измерительную информацию о текущем расходе топлива при движении по маршруту.

Ключевые слова: измерение уровня и плотности топлива; закрытые резервуары; наземный транспорт; телеметрические системы мониторинга транспортных средств.

METHODS TO CALCULATE LAND TRANSPORT VEHICLE FUEL LEVEL AND DENSITY IN ASSYMMETRIC

MEASUREMENTS

E.S. Demin

Penza State Technological University, 1 а/11 Baidukov Proezd/ Gagarin St., Penza, 440039, Russia.

Modern methods of measuring the level and density of liquid mediums in closed containers are briefly analyzed. The methods to calculate the level and density of fuel in the tanks of utility vehicles with the use of a magnetostrictive measurement method are considered. The article also provides the schemes of placing measuring tools on utility vehicle fuel tanks, which enable to obtain the most accurate measurement information on current consumption of fuel under en-route movement.

Keywords: measurement of fuel level and density; closed containers; land transport; vehicle telemetry monitoring systems.

Введение

Известны два основных метода измерений уровня жидких или сыпучих сред: весоизмерительный и объемный. Весоизмерительный метод используется крайне редко, причем в работе преимущественно с сыпучими средами. Для измерения жидкостей наибольшее распространение получил второй метод - объемный, что объясняется простотой его технической реализации и высокой достоверностью результатов:

V* = ■ К, (1)

где V* - искомый объем; Бх - площадь основания мерного резервуара с жидкостью; кх - искомый уровень жидкости.

Использование объемного метода дает возможность градуировать жидкие среды в объемных (или весовых) единицах, что облегчает задачи измерения и анализа получаемой информации. Устройства,

предназначенные для измерения уровня вещества (жидкости или сыпучей среды) в мерном резервуаре (т.е. с априори известными параметрами его объема V*), получили название уровнемеров, или преобразователей уровня.

Известные методы измерения уровня и плотности жидких сред можно классифицировать по 3-м основным группам: полевые, лучевые и гравитационные [1-3].

Полевые методы измерения для идентификации уровня кх или плотности

кп жидкой (или сыпучей) среды основаны

на использовании различных видов полей: тепловых, магнитных, электромагнитных, звуковых. В лучевых методах измерения уровня кх применяются электромагнитные

волны светового и инфракрасного диапазонов, создаваемые различными точечными источниками света - электрическими лампами, светодиодами, лазерными диодами. Гравитационные методы измерения

1

Демин Евгений Станиславович, аспирант, тел.: 89968008020, е-mail: cxelious@gmail.com Demin Evgenii, Postgraduate, tel.: 89968008020, е-mail: cxelious@gmail.com

уровня кх и плотности кп основываются

на проявлении сил гравитации и подчиняются закону Архимеда.

Постановка задачи

Требуется систематизировать известные сегодня методы измерения уровня и плотности топлива в баке наземных транспортных средств и предложить методы вычисления их истинных значений при наличии боковых и продольных кренов топливного бака ТС.

Результаты и обсуждение

Реализация отмеченных методов измерения уровня кх жидких (сыпучих)

сред в мерном резервуаре технического объекта (ТС) в виде соответствующего уровнемера (или плотномера) основывается на использовании одного или нескольких физических эффектов и явлений. В связи с этим применяется следующая классификация промышленных уровнемеров [3-5]:

- механические, реализующие гравитационные методы, к которым относят реечные, тросовые, ленточные, рычажные, сильфонные и тепловые уровнемеры;

- электрические, реализующие полевые и гравитационные методы. Это зон-довые, реостатные, герконовые, электромагнитные, пьезометрические, ультразвуковые и магнитострикционные уровнемеры;

- электронные, реализующие полевые и лучевые методы. К ним можно отнести омические, емкостные, светодиодные, лазерные, пьезоэлектрические, радарные и радиоизотопные уровнемеры.

Каждый из указанных видов известных уровнемеров промышленного изготовления имеет индивидуальные технические, метрологические параметры и особенности применения. Важным фактором здесь выступает себестоимость изготовления первичного преобразователя уровня, его надежность и долговечность работы на техническом объекте в реальных условиях эксплуатации. Поэтому при проектировании уровнемера (или плотномера) выбор метода измерения уровня (плотности) жидкой среды технического объекта зависит от условий эксплуатации, а также от предъявляемых технических, метрологических и

экономических требований к измерительному средству.

Аналогичные требования предъявляются и к другому виду измерительных устройств - плотномерам, или преобразователям плотности, жидких (газообразных) сред. Измерение плотности вещества вообще используется для выявления учета (контроля) количества топлива (у транспортных средств), сырья, реагентов и готовой продукции, а также для целей управления технологическими процессами на промышленных предприятиях.

Принцип работы всех известных сегодня промышленных плотномеров основан на использовании гравитационных и полевых методов. Различают следующие виды промышленных плотномеров жидких сред [6, 7]:

- ареометрические, или поплавковые;

- пикнометрические, или весовые;

- гидростатические;

- вибрационные.

Поплавковые плотномеры относятся к механическим преобразователям плотности жидких сред, где осуществляется непрерывное измерение выталкивающей силы (закон Архимеда), действующей на поплавок, частично или полностью погруженный (притопленный) в контролируемую жидкую среду.

При известном весе Рп поплавка с тяговым элементом массой т, объемом V - г

п, длиной 1Т и площадью Бт поперечного сечения, погруженных в жидкую среду:

Рп = mg, (2)

где g - ускорение свободного падения, на которое действует выталкивающая сила

Ре:

^ = РХ V + ТЯт ^ = Рп, (3)

можно определить плотность жидкой среды согласно выражению:

т

Р x =

V + ItST

(4)

Такой вид плотномеров обладает высокой чувствительностью в узком диапа-

зоне значений рх = 0,005-0,01 г/см3 с погрешностью ±(1,5 -3,0)%. Температурный диапазон измерений может составлять от -5 до +110°С.

В весовых плотномерах, относящихся к электрическим преобразователям плотности, производится непрерывное взвешивание постоянного объема контролируемой жидкости в мерной емкости и плотность определяется через ее удельный вес. Плотномеры этого вида позволяют измерять плотность жидких сред в интер-

« 3

вале значений рх = 0,5 -2,5 г /см с приведенной погрешностью ±(3,0 -5,0)% при

температуре от -10 до +100°С.

В гидростатических плотномерах, относящихся к механическим преобразователям плотности жидких сред, измерения плотности основано на зависимости давления столба контролируемой жидкости в мерительной емкости, т.е. Рст = р^Н, где Н -

высота жидкости. При этом различают многообразные схемы построения гидростатических плотномеров, которые, в целом, имеют относительно узкий диапазон измерений плотности жидких сред от значений

рх = (0 - 0,5) г / см3 до

рх = (0,5 - 3,0) г / см с погрешностью измерений до (2,0-5,0)% .

Принцип действия вибрационных механических плотномеров основан на зависимости параметров упругих колебаний (вибрации), сообщаемых камере с анализируемой жидкостью, от плотности этой жидкости. Резонаторами вибрационных плотномеров являются трубки, пластины, стержни, камертоны и пр. Различают, соответственно, проточные и погружные вибрационные плотномеры.

Диапазон измерения таких плотномеров находится в пределах

р х = (690 -1050) кг / м3. Измерения выполняют в диапазоне температур от +10 до +100 °С с погрешностью ±(1,5-3,0)%.

Перечисленные виды измерительных устройств применяются в химической, фармацевтической, пищевой промышленности. Отдельные их виды используются на транспортных средствах (наземных, воздушных, водных) для измерения и контроля, в частности, расхода топлива.

В последнее время, с целью повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов в России создаются и внедряются телеметрические системы мониторинга (ТСМ) с применением систем спутниковой навигации ГЛОНАСС/ОРБ.

Современные ТСМ наземных транспортных средств (3-4-го поколений) позволяют не только отслеживать местоположение каждого транспорта автопарка предприятия и контролировать расход топлива, но и составлять схемы и графики эффективности использования каждого автомобиля на определенных участках работы, применяя соответствующее программное обеспечение. Это способствует повышению экономической эффективности предприятия [8].

Использование ТСМ автотранспорта дает возможность: контролировать транспортные средства в режиме реального времени (оп-Нпв) непосредственно на сервере предприятия (или при помощи цифровой телефонии и стандартов беспроводной передачи данных Ю-4О); отслеживать показания штатных и дополнительных датчиков транспортного средства; получать сообщения о различных внештатных ситуациях и тем самым обеспечивать безопасность водителей и технических средств.

Характерным для этих известных ТСМ ТС является использование следующих методов контроля топлива автотранспорта [9]:

- Расчетный. Является самым простым и дешевым методом, который не затрагивает топливную систему ТС, но в то же время самый неточный, т.е. осуществляется учет по норморасходу конкретного ТС по его примерному пробегу. Этот метод применим для ТСМ первого поколения.

- Уровнемер топлива. Это сегодня самый точный метод определения объема и расхода топлива ТС. Смысл метода заключается в подключении штатного или дополнительного, обычно более точного, датчика уровня к бортовому вРБ-контроллеру ТС. В современном грузопассажирском автотранспорте такое подключение осуществляется через ОДМ-шину автомобиля, что дает возможность контролировать расход и пополнение топливом ТС на протяжении всего маршрута.

Точность метода определяется, в основном, метрологическими характеристиками измерительного средства - датчика (преобразователя) уровня.

В известных сегодня ТСМ, реализующих этот метод, находят применение 4 основных типа преобразователей (датчиков) уровня топлива в баке ТС: поплавковый резисторный - штатный; и внештатные - поплавковый магнитострикцион-ный, емкостной и ультразвуковой.

В этом случае расход топлива ТС вычисляется бортовым контроллером по формуле (1):

V (Д/12) = V* - V* . (5) Здесь V*(1, V*(/2) - текущие значения

объема топлива в баке ТС, уровень которых измерен за заданный интервал времени А/12 = г2 - , при методической погрешности, равной

5АV* = SV*в) + 8Vx(Ъ) + §доп , (6) где 8У*(1, 8У*(12) - приведенные погрешности уровнемера в моменты времени ^, ¿2 измерения текущего уровня топлива

в баке ТС; 8доп - дополнительная погрешность измерительного средства.

Следовательно, чем меньше погрешности измерений (6), применяемых в ТСМ ТС уровнемеров, тем достоверней результаты мониторинга (5).

- Метод расходомера топлива. Здесь в разрез топливной системы ТС на «вход» и «выход» включают электромеханические расходомеры. Текущие измерительные средства имеют относительно большие погрешности измерений и уста-

навливаются на ТС с заведомо большим расходом топлива при движении.

Из всего вышесказанного следует, что для повышения эффективности мониторинга расхода топлива ТС они должны оснащаться внештатными высокочастотными уровнемерами. Помимо измерения

объема топлива в баке ТС, желательно оценивать качество заправляемого топлива, например, по такому показателю, как плотность.

Применяемые сегодня в ТСМ измерительные средства - резисторные, емкостные и ультразвуковые - этого выполнить не могут в силу своих конструктивных особенностей.

Магнитострикционный метод измерения. Для повышения эффективности ТСМ в части мониторинга расхода топлива наземных ТС (грузопассажирского транспорта) целесообразно использовать маг-нитострикционный метод измерения уровня и плотности топлива [10].

Анализ известных технических решений патентной информации, рекламных проспектов ряда фирм-изготовителей подобного измерительного оборудования и доступных научных работ указывает на недостаточную проработанность вопросов в проектировании магнитострикционных приборов измерения уровня и плотности для наземного грузопассажирского транспорта.

Применительно для ТСМ наземных грузопассажирских автотранспортных средств предлагается использовать новый подкласс комбинированных магнитострик-ционных приборов на ультразвуковых волнах (УЗВ) кручения, позволяющих проводить непрерывные измерения текущих значений уровня и плотности топлива ТС. Такие комбинированные приборы назовем магнитострикционными преобразователями уровня и плотности (МПУиП).

Особые конструктивные схемы первичных преобразователей данного подкласса МСП, в которых используются П-образные и /-образные бездемпферные звукопроводы с распределенными индуктивными обмотками для возбуждения УЗВ кручения посредством подвижных магнит-

ных систем, делают этот тип измерительных приборов более устойчивым к влияющим факторам среды (температуре, вибрациям, акустическим шумам, кренам/наклонам) относительно известных сегодня приборов - магнитострикционных преобразователей уровня, магнито-стрикционных плотномеров.

При установке на баке ТС такого МПУиП (рис. 1), например, в качестве внештатного измерительного прибора, следует исходить из следующих рекомендаций:

- по геометрическому центру топливного бака ТС устанавливается МПУиП с /-образным звукопроводом (рис. 1, а) для выполнения симметричных измерений;

- вдоль продольной оси топливного бака ТС устанавливается МПУиП с П-образным звукопроводом (рис. 1, б, в) для выполнения асимметричных измерений по координате Х;

- в любой удобной (или доступной) точке топливного бака ТС устанавливается двухкоординатный МПУиП с П-образным звукопроводом для выполнения асимметричных измерений по координатам Х и 1, как показано на рис. 1, г.

Собственно методы магнитострик-ционного измерения уровня и плотности топлива в баке ТС заключаются в следующем.

Использование в первичном преобразователе МПУиП эффектов Видемана и Виллари позволяет в местах расположения опорного магнита, плавающего на поверхности топлива поплавка уровня с магнитом и притопленного (погруженного) поплавка плотности с магнитом на продольной оси /-образного звукопровода из металлического магнитострикционного материала, возбуждать в его среде УЗВ кручения, которые имеют априори известную скорость икр

распространения.

в) г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Варианты установки МПУиП на топливном баке грузопассажирского автотранспортного средства: 1 - резервуар (топливный бак); 2 - топливо; 3, 6, 8 - прямолинейный и П-образные звукопроводы; 4, 7, 9 - основной и дополнительные поплавки уровня; 5 - поплавок плотности,

МПУиП-2 - двухкоординатный МПУиП

Местоположение поплавков уровня и плотности на оси звукопровода, размещенных в топливном баке ТС, позволяет численно оценивать текущие значения уровня Ну и плотности Нп топлива, используя время-импульсное преобразование ту и тп с последующим цифровым кодированием

Nv =Е(Т • f) и Nn =E(Tn• f0)

(7)

и вычислением электронным узлом МПУиП текущее значение скорости УЗВ при температуре Af среды:

икр L^ Топ,

(8)

где Е(.) - целая часть выражения; /о -частота дискретизации временных интервалов ту и Тп, определяемые из выражений:

T = 2Z-Z1 = т a + V

У

T =

т п

U

кр

2L - (L1 - hy)

L

= Топ (1 +

hy - hn

L

(9)

). (10)

В (9), (10): Ь - опорный участок /-образного звукопровода; Топ - время, за

которое УЗВ проходит расстояние Ь в среде звукопровода;

Ь1 = Ь - Ну , Ь2 = 2Иу + Ь1,

Ь3 = Нп + Ь1, Ь4 = (Ну - Нп) + Ь,

2Ь = (Ь1 + Ь2) + (Ь3 + Ь4) - удвоенное опорное расстояние.

Предложенные методы магнито-стрикционного измерения уровня (9) и плотности (10) топлива в баке ТС базируются на законе Архимеда, позволяют компенсировать влияние температуры ^ среды, не прибегая к прямым логометриче-ским методам измерения, что может приве-

сти к существенному усложнению МПУиП и снижению быстродействия.

По результатам измерений уровня и плотности (7) электронного блока МПУиП вычисляется текущий объем топлива в баке ТС. Он может основываться на:

- на табличном методе вычислений, когда производится тарирование объема бака с учетом поправочных коэффициентов;

- на расчетном методе с использованием формулы Менделеева.

В любом случае точность вычислений, в целом, зависит от точности измерений исходной измерительной информации (6). Она может быть получена в 2-х случаях, когда:

- ТС не перемещается (статический режим измерения Ну и Н п);

- ТС находится в движении, следуя по заданному маршруту (назовем это динамическим режимом измерения Ну и Н п,

т.е. измерения выполняются в процессе движения ТС).

В обоих этих режимах измерения Ну

и Н п сопровождаются влиянием поперечных и продольных кренов зеркала поверхности топлива в баке ТС. Чтобы уменьшить влияние кренов на результаты магнито-стрикционного измерения уровня и плотности топлива, МПУиП с /-образным звуко-проводом необходимо устанавливать строго по геометрическому центру топливного бака ТС (см. рис. 1, а), что не всегда возможно из-за конструктивных особенностей ТС.

Методы измерений истинных значений уровня Ну и плотности Нп. Для

устранения отмеченного выше недостатка автором предложены следующие методы магнитострикционного измерения уровня Ну и плотности Н п топлива в баке ТС [10].

Принцип метода ассиметричного измерения по одной координате поясняется расчетной схемой рис. 2.

Здесь первичный преобразователь МПУиП содержит П-образный звукопровод,

Рис. 2. К пояснению метода однокоординатного магнитострикционного измерения уровня топлива ТС по координате X: ц - угол наклона

образуя две ветви со свободными концами, и идентичными распределенными обмотками подмагничивания и сигнальными индуктивными ЭАП с магнитами подмагничивания. На первой ветви 1 П-образного зву-копровода расположены: поплавок плотности с магнитом и первый (или основной) поплавок уровня с магнитом. На второй его ветви 2 - второй (или дополнительный) поплавок уровня.

Такая схема магнитострикционного измерения посредством МПУиП, в случае бокового крена или смещения (статический режим) топливного бака ТС, будет показывать (измерять) два текущих значения истинного уровня:

хранения зеркала поверхности топлива, вычисление истинного текущего значения уровня Иу 1-2 топлива выполняется согласно выражению:

h

H

y.1-2

y .1 + Hy .2

K

X

(hy.1 + hy^) , (12)

где Ну1, Ну 2 - изменение уровней топлива по зеркалу поверхностей на расстоя-

нии

Xn

от оси

0 - 0

hy. 1-2 = (hy. 1 + hy.2)/2 ;

(11)

один, например, Иу 1, - завышенный; другой, Иу 2, - заниженный (или наоборот), как

показано на рис. 2, с последующим вычислением в соответствии с выражением (7).

При несовпадении геометрической оси 0-0 МПУиП к оси 0"-0" топливного бака ТС на поперечную координату Хо (ассиметричное измерение), в случае со-

симметрии

П-образного звукопровода МПУиП; КХ = [1 + Хо /(А/2)] - коэффициент несоосности по пространственной координате (для поперечного крена ТС); А - расстояние по осям между рабочими ветвями 1 и 2 П-образного звукопровода.

Измерение плотности И п осуществляется посредством поплавка плотности с магнитом согласно выражениям (7), (10).

Предложенный метод однокоорди-натного магнитострикционного измерения уровня Иу по координате X позволяет

компенсировать влияния поперечного либо продольного крена (или смещения) топливного бака ТС. В этом случае МПУиП, реа-

■ ось топливного Бака ' линия продольного крена ТС

Рис. 3. К пояснению метода двухкоординатного магнитострикционного измерения уровня топлива ТС

лизующий этот метод (см. рис. 1, в), должен учитывать форму топливного бака ТС (см. рис. 2) и устанавливаться по линии его продольной оси на расстоянии Хо от геометрического центра.

Предложенный двухкоординатный магнитострикционный метод измерения уровня Иу и плотности Ип топлива обусловливает произвольное размещение МПУиП на топливном баке ТС, обеспечивая более достоверные значения выходных параметров.

При движении ТС по маршруту зеркало поверхности топлива в баке совершает поперечные (по координате X) и продольные (по координате 2) крены, что имеет место, как известно, при движении ТС или остановках на подъемах и спусках. В этом случае метод предполагает проводить текущее измерение уровня Иу 1-3 в трех

точках рабочего пространства - Иу 1, Иу2,

Иу 3 (рис. 3) в соответствии с выражением:

h

у . 1-3

= 0,25

_ Hy1 + Hy.2 + Hy.3 _

" 4 = . (13)

Kx (hy.1 + 2hy.2) + Kzhy3

здесь Ну.3 - изменения уровня топлива по

зеркалу поверхности на расстоянии 2о от оси 0 - 0 симметрии между первым и вторым П-образными звукопроводами, расположенными на некотором расстоянии В друг от друга; К2 =[1 + 2о /(В/2)] - коэффициент несоосности по пространственной координате 2 (продольный крен); Иу.3 - текущее значение уровня топлива в

третьей точке рабочего пространства.

Вычисление текущих значений плотности И п осуществляется по ранее

приведенным выражениям (7) и (10). Выводы

Применение предложенных методов вычисления истинных значений уровня и плотности топлива в баке наземного транспортного средства, с использованием маг-нитострикционного метода измерений, обеспечивает возможность получать достоверную информацию о текущем расходе топлива ТС при движении по маршруту.

Статья поступила 17.12.2015 г.

Библиографический список

1. Бриндли К. Измерительные преобразователи. М.: Энергоатомиздат, 1991. 144 с.

2. Фрайден Дж. Современные датчики. М.: Техносфера, 2006. 588 с.

3. Кулаков М.В. Технические измерения для химических производств. М.: Альянс, 2008. 424 с.

4. Мокроусов Д.А., Демин Е.С., Карпухин Э.В. Современные методы измерения уровня жидких сред в закрытых резервуарах // Актуальные проблемы естественных наук 2014: материалы X Международной научно-практической конференции. Шеффилд (Sheffield): Наука и образование LTD, 2014. C. 2836.

5. Бабиков О.И. Ультразвуковые приборы контроля. Л.: Машиностроение, 1985. 177 с.

6. Кивилис С.С. Плотномеры. М.: Энергия, 1980. 280 с.

7. Жуков Ю.П. Вибрационные плотномеры. М.: Энергоатомиздат, 1991. 144 с.

8. Мониторинг транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://www.glonass-expert.ru/products/monitoring-transporta (21.10.2015).

9. Способы контроля топлива [Электронный ресурс]. URL: http://glonass-samara.ru/ article/sposoby-kontrolya-topliva/ (22.10.2015).

10. Патент № 155410. РФ. МПК: G01F23/28, G01F23/30. Адаптивный магнитострикционный преобразователь уровня и плотности топлива транспортного средства (его варианты) / Е.С. Демин; за-явл. 22.06.2015; опубл. 10.10.2015. Бюл. № 28.

УДК 629.113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЛЕРА

© В.М. Терских1, В.Н. Катаргин2, А.А. Пьяных3, Н.Т. Писаренко4

Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Решается задача выявления взаимосвязи между двумя показателями эффективности управления складом автомобильного дилера: размером среднего складского запаса и уровнем дефицита. Данная зависимость позволит на практике без сложных вычислений и использования имитационного моделирования определить необходимые финансовые вложения в запасы для достижения заданного уровня обслуживания или дефицита. Для решения поставленной задачи были использованы специально разработанные авторами алгоритмы определения потребности в автомобильных запасных частях как функции смеси вероятностных распределений: поступление покупателей и размер требований образуют составной Пуассоновский процесс.

Ключевые слова: автомобильные запасные части; складская логистика; заданный уровень обслуживания; вероятностные распределения.

CAR DEALER WAREHOUSE MANAGEMENT EFFICIENCY INDICATORS ASSESSMENT V.M. Terskikh, V.N. Katargin, А.А. Pyanykh, N.T. Pisarenko

Siberian Federal University,

79 Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia

The article solves the problem of identifying the relationship between the two efficiency indicators of car dealer warehouse management: the size of the average depot stock and the deficit level. In practice this relationship will allow to identify necessary investments in stocks to achieve a specified level of service or deficit without complex calculations and simulation. To solve the set problem the algorithms developed by the authors have been used that will enable to determine the need for automotive spare parts as a function of probability distributions: number of buyers and amount of requirements form a combined Poisson process.

Keywords: automotive spare parts; warehouse logistics; specified service level; probability distributions.

Терских Виктор Михайлович, ассистент кафедры транспорта, e-mail: terskich_vm@mail.ru Terskikh Viktor, Assistant Professor of the Transport Department, e-mail: terskich_vm@mail.ru

2Катаргин Владимир Николаевич, кандидат технических наук, профессор кафедры транспорта, e-mail: katargin@gmail.com

Katargin Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Transport Department, e-mail: katargin@gmail.com

3Пьяных Артем Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, e-mail: katargin@gmail.com

Pyanykh Artem, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Information Sciences, e-mail: katargin@gmail.com

4Писаренко Николай Тимофеевич, студент, e-mail: terskich_vm@mail.ru Pisarenko Nikolai, Student, e-mail: terskich_vm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.