Научная статья на тему 'Методы выбора поставщиков для торговогопредприятия'

Методы выбора поставщиков для торговогопредприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2063
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПОСТАВЩИКА / SUPPLIER SELECTION / КРИТЕРИИ ОТБОРА / CRITERION OF SELECTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малюкова С.М., Белякова Е.В.

Показана значимость работы с поставщиками в закупочной деятельности торговых предприятий; выделены особенности основных методов выбора поставщиков; рассмотрены условия применения данных методов для предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF SUPPLIERS SELECTION FOR TRADING ENTERPRISE

The article shows working importance with suppliers in procurement of trading enterprises; allocated the features basic methods of selecting suppliers; reviewed the conditions use of these methods for enterprises.

Текст научной работы на тему «Методы выбора поставщиков для торговогопредприятия»

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

УДК 658.7

МЕТОДЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ ДЛЯ ТОРГОВОГОПРЕДПРИЯТИЯ

С. М. Малюкова Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sveta_520@mail.ru

Показана значимость работы с поставщиками в закупочной деятельности торговых предприятий; выделены особенности основных методов выбора поставщиков; рассмотрены условия применения данных методов для предприятий.

Ключевые слова: выбор поставщика, критерии отбора.

THE METHODS OF SUPPLIERS SELECTION FOR TRADING ENTERPRISE

S. M. Malyukova Scientific Supervisor - E. V. Belyakovа

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sveta_520@mail.ru

The article shows working importance with suppliers in procurement of trading enterprises; allocated the features basic methods of selecting suppliers; reviewed the conditions use of these methods for enterprises.

Keywords: supplier selection, criterion of selection.

Работа с поставщиками является одним из значимых направлений закупочной деятельности торговых предприятий. Особое внимание менеджеры по закупкам любого предприятия, в том числе и торгового, уделяют выбору поставщиков и дальнейшему построению отношений с ними, так как именно поставщик должен быть надежным партнером в вопросах реализации логистической стратегии. Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов [3].

Среди основных методов выбора поставщика специалисты [1; 2] выделяют следующие: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод категорий предпочтения.

При использовании метода рейтинговых оценок выбираются основные критерии выбора поставщика, затем работниками службы закупок либо привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. После этого высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на экспертную балльную оценку для данного поставщика. Полученные значения рейтинга по всем критериям суммируют и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Данный метод позволяет учесть все наиболее важные критерии при выборе поставщика в том или ином случае. Но при его использовании необходимо учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

При использовании метода оценки затрат весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Данный метод позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Но в тоже время он требует большого объема информации и анализа этой информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т. п. Преимуществами данного метода в первую очередь являются простота и существенная экономия времени. Главный недостаток этого метода - игнорирование остальных факторов-критериев отбора.

При использовании метода категорий предпочтения оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из «профильных» подразделений фирмы. Благодаря этому анализируется не только полная, но и компетентная информация, которая основана на опыте сотрудничества с тем или иным поставщиком. Но этот метод не подходит в ситуациях, когда предприятие еще ни разу не работало с поставщиком.

При выборе поставщика перед сотрудником отдела закупок встает вопрос, какой метод применить в том или ином случае, для того чтобы выбор был сделан верно, и сотрудничество с выбранным поставщиком приносило наибольшую выгоду торговому предприятию?

Рассмотренные методы выбора поставщика и анализ деятельности одной из торговых сетей г. Красноярска позволили сделать вывод, что наиболее важными характеристиками при выборе подходящего метода являются следующие:

- выбор идет между поставщиками, с которыми компания ранее работала, либо в тендере участвуют новые поставщики;

- при выборе важен только один критерий, либо при выборе важен комплекс определенных критериев;

- наличие объективной информации о поставщиках;

- наличие информации о работе поставщиков с другими отделами компании.

Таким образом, можно рассмотреть ситуации, в которых применение того или иного метода выбора поставщиков зависит от выделенных характеристик (см. рисунок).

В тех случаях, когда при выборе поставщика главную роль играет только один основной критерий, предлагаем не усложнять задачу и ориентироваться только на него, используя метод доминирующих характеристик. Это поможет достичь желаемых результатов с гораздо меньшими затратами времени, денег, человеческих ресурсов.

Условия применения методов выбора поставщиков

В ситуациях, когда для торгового предприятия при выборе поставщиков важны несколько критериев, при этом ранее с ними уже сотрудничали, предлагаем использовать метод рейтинговых оценок, так как он позволяет оценить все значимые характеристики будущего партнера с учетом их важности для предприятия. Если к дополнению вышесказанного, для организации важно, как поставщик

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»

работал не только с отделом закупок, но и с другими отделами, то необходимо использовать метод категорий предпочтения, как единственный метод, позволяющий оценить все преимущества и недостатки в работе с поставщиком.

Когда торговое предприятие выбирает своих будущих партнеров среди поставщиков, с которыми оно раньше не взаимодействовало, необходимо ориентироваться на наличие объективной информации о работе поставщика. Если у компании, осуществляющей выбор, не возникает сомнений в том, что она имеет достоверную информацию о поставщике, необходимо использовать метод рейтинговых оценок. В случаях, когда компания не уверена в том, что информация, которой она владеет, достоверна, необходимо использовать метод оценки затрат. Для использования данного метода требуется анализ большого объема информации, но зато это обезопасит от неверного выбора.

Выбор поставщика является одним из наиболее важных этапов в сложном процессе обеспечения торгового предприятия необходимыми ресурсами. В связи с этим для менеджера по закупкам особо актуальным становится вопрос: какой метод выбора поставщика следует использовать в той или иной ситуации? Рассмотренные в данной статье варианты помогают принять решение в выборе метода, что, в свою очередь, позволит избежать лишних ошибок, а также затрат при выборе поставщика.

Библиографические ссылки

1. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. М. : Дашков и К, 2010. 484 с.

2. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М. : Инфра-М, 2013. 634 с.

3. Логистика! [Электронный ресурс]. URL: http://www.megos.org.ua/navczanшa/ruЛogisхtyka. 4.3.html (дата обращения: 30.03.2015).

© Малюкова С. М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.