Научная статья на тему 'МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Метод / иностранный язык / многоязычие / мастерство / уровень / принципы / наука и технологии. / Method / foreign language / multilingualism / skill / level / principles / science and technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова А. С.

Статья посвящена различным методам преподавания иностранных языков. В течение последних 20 лет появилась огромная связь с организациями из разных стран, которая создает необходимость в изучении иностранного языка. Людям необходимо использовать международные языки в таких областях, как торговля, туризм, технологии и наука. В данной статье рассматриваются различные методы в преподавании родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article considered various methods of teaching foreign languages. For 20 years, there has been a huge connection with organizations, countries and nations, which creates the need to learn a foreign language. People need to use international languages in areas such as trade, tourism, technology and science. This article discusses various methods in teaching the native language.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 378.147

МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ © 2022 А. С. Будникова

преподаватель кафедры международных отношений и государственного

управления e-mail: angelikabudnikova@yandex.ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

Статья посвящена различным методам преподавания иностранных языков. В течение последних 20 лет появилась огромная связь с организациями из разных стран, которая создает необходимость в изучении иностранного языка. Людям необходимо использовать международные языки в таких областях, как торговля, туризм, технологии и наука. В данной статье рассматриваются различные методы в преподавании родного языка.

Ключевые слова: метод, иностранный язык, многоязычие, мастерство, уровень, принципы, наука и технологии.

METHODS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES © 2022 A. S. Budnikova

Lecturer of the Department of International Relations and Public Administration e-mail: angelikabudnikova@yandex.ru

Southwest State University (Kursk)

The article considered various methods of teaching foreign languages. For 20 years, there has been a huge connection with organizations, countries and nations, which creates the need to learn a foreign language. People need to use international languages in areas such as trade, tourism, technology and science. This article discusses various methods in teaching the native language.

Keywords: Method, foreign language, multilingualism, skill, level, principles, science and technology.

Людям необходимо изучать второй язык из-за условий глобализации. За последние 20-25 лет связь между нациями и странами становится неизбежной, что создает потребность в знании другого языка. Людям необходимо использовать международные языки, поэтому во многих странах, таких как Япония и Китай, политика в области образования направлена на преподавание по крайней мере одного иностранного языка на уровне начальной и средней школы.

Существует множество методов преподавания языков. Метод обучения включает в себя принципы и приемы, используемые для обучения. Обычно используемые методы обучения могут включать участие в презентациях, занятиях или их комбинации [2].

Выбор подходящего метода зависит от различных факторов и навыков. Для преподавания учитель должен использовать подходящий метод и стиль преподавания. Необходимо самостоятельно подбирать материалы, составлять планы уроков, использовать различные ресурсы. При выборе метода учитель должен

использовать индивидуальную траекторию обучающегося, базовые знания и цели обучения. Преподаватели пользуются методами, которым соответствуют различные стили обучения, способы запоминания, стратегии запоминания.

Методы обучения - это набор способов и средств деятельности преподавателя и учащихся, которые направлены на достижение целей обучения. Их можно разделить на две группы:

1) методы преподавания (объяснение, показ, коррекция, оценка, организация практики);

2) методы учения (практика, самоконтроль, ознакомление, самооценка, осмысление).

Для методики обучения ИЯ применяются такие методы преподавания, как объяснение, показ, применение. Они делятся на критерии:

а) по источнику приобретения знаний и формированию умений и навыков (рассказ, беседа, слова учителя, анализ языка, работа с книгой, упражнения, экскурсии);

б) по заинтересованности обучаемых в учебном процессе, уровеню самостоятельности учащихся в процессе обучения (активные и пассивные);

в) по виду работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, самостоятельные и коллективные).

Эффективность метода варьируется от человека к человеку, а также от вида деятельности к виду деятельности. Обучение, которое заставляет студентов делать, читать и слушать, преследует цель передачи информации, но в каждом случае информация передается по-разному.

У каждого метода существуют свои преимущества и недостатки. По нашему мнению, обучение по индивидуальной образовательной траектории - самый лучший метод. Он позволяет подбирать индивидуальное обучение в группах [1]. Однако нельзя гарантировать, что при использовании определенного метода человека можно без труда научить говорить за определенные сроки. Например, чтение затрудняет визуализацию процесса обучения, также требует дополнительных исследований новых слов. Таким образом, хотя чтение и доставляет удовольствие для многих людей, для других это может быть не лучшим способом.

Обучение с помощью аудирования может быть полезным. Оживленные дебаты, интервью, новые полезные факты всегда легче слушать. Кроме того, в отличие от чтения, можно проверить, понимают их студенты или нет. Но если студентам станет скучно, то они просто не станут вслушиваться.

Работа учащихся в группах - еще один способ, которым учитель может руководить во время урока. Сотрудничество позволяет студентам общаться, выслушать все точки зрения. Это помогает им мыслить менее личностно. Когда выполняется план урока, учитель может оценить способность учащихся работать в команде и лидерские качества. Это один из способов прямого обучения [1].

Обучение путем преподавания - широко распространённый метод на немецком языке, разработанный Жан-Полем Мартином [4]. Студенты берут на себя роль учителя и обучают свои пары. Этот метод эффективен, так как заставляет студентов по-настоящему изучить тему и донести ее до своих пар. У студентов повышаются самоэффективность и коммуникативные навыки. План урока может быть выполнен несколькими способами: задавать вопросы, объяснять, сотрудничать и демонстрировать. Объяснение как форма обучения представляет собой чтение лекций путем проведения беседы на определенную тему. Кроме того, представление информации с помощью рассказывания историй может также способствовать запоминанию, поскольку обеспечивает связь между факторным представлением

Будникова А. С. Методы в преподавании иностранных языков

и примерами реального мира. Яркие цветные визуальные эффекты дают студентам возможность взглянуть на цифры или статистику в перспективе.

Словосочетание «смешанное обучение» может использоваться для обозначения обучения, когда основное внимание уделяется другим видам деятельности. Например, игра в карточную игру, требующая вызова карт, может позволить смешанное изучение чисел. Как стратегия обучения, при которой ученик максимально использует изучаемый язык, оно может способствовать развитию беглости речи, мотивации и чувству выполненного долга, позволяя студенту обсуждать интересующиеся темы на ранних этапах обучения до того, как будет выучен необходимый словарный запас. Смешанное обучение сочетает в себе очное обучение с дистанционным.

Можно выделать четыре основных навыка: аудирование, разговорная речь, чтение и письмо. Но не так давно появились другие, социально ориентированные навыки: обобщение, описание, повествование. Разговорная речь недостаточно используется в классах. «Обучающиеся должны уметь работать в парах и со всем классом» - говорится в учебниках по методике.

Коммуникативный метод обучения — это метод обучения иностранному языку (ИЯ), и его главной особенностью считается попытка сделать обучение близким к процессу реальной коммуникации. Данный метод преподавания ИЯ был разработан в России Е.И. Пассовым [3]. Существуют различные особенности этого метода обучения: коммуникативно-мотивированный образ действий учителя и учеников на занятиях; детальный выбор интенций (намерений, устремлений, целей), а также тем и ситуаций общения; учет практических интересов и нужд учащихся. В его принципы входят: ориентированность на речь; индивидуализация и основная роль личностного аспекта обучающегося; функциональность (значение лингвистических единиц усваивается совместно с их назначением в речи); ситуативность (выбор лингвистических знаков и средств в соответствии с их задачей); новизна (постоянный поиск нового материала). Коммуникативная методика обучения иностранным языкам отвечает на все потребности человека в обучении, а длительность обучения может варьироваться от 6 недель до 8 месяцев Самым подходящим способом изучения языка является процесс общения.

В качестве сравнения традиционная методика предлагает освоение грамматического аспекта языка, а также рассмотрение языка как цели, а не средства.

В течение обучения по коммуникативной методике главное внимание уделяется равномерному развитию четырех речевых навыков - аудированию, говорению, письму и чтению.

Родной язык всегда используется в практике изучения иностранного языка. Но его избегание на уроках изучения любого иностранного языка имеет много положительных сторон, а также позволяет погрузиться в языковую среду. Но это не значит, что вовсе мы не можем употреблять родной язык. Обучающимся должно интересно обучаться - это главный принцип коммуникативной методики. Для занятий выбираются такие темы, которые мотивируют стремление узнавать больше. Выбор тем зависит от возраста и потребностей обучающихся или их профессиональной специализации. На занятиях используются песни, фильмы, пресса, компьютерные программы, интернет. Ведущие принципы коммуникативной методики: общение через общение, а также имитирование среды иноязычной коммуникации - являются залогом успешного обучения.

Выбор методов изучения зависит от поставленных задач и целей. Двуязычие стало тенденцией. Образовательные программы по обмену становятся популярнее. Однако для достижения изучения иностранного языка учитель всегда должен включать

все навыки: аудирование, чтение, письмо, разговорную речь, грамматику, тогда это дает определенный результат.

Библиографический список

1. Будникова, А. С. Реализация и применение аспектов методики обучения иностранному языку по индивидуальной образовательной траектории / А. С. Будникова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4(52). - С. 177-180. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/3425 (дата обращения: 11.02.2022).

2. Будникова, А. С. Обучение английскому языку: зарубежный опыт / А. С. Будникова, В. В. Грудинкин, Н. А. Губарев // Будущее науки-2021: Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции: в 6-ти томах, Курск, 21-22 апреля 2021 года / Отв. редактор А. А. Горохов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 306-308.

3. Пассов, Е. И. Методология методики: теоретические методы исследования / Е. И. Пассов. - Липецк : [б. и.], 2011. - 634 с. - (Методика как наука).

4. Шухладен Ле Бурхис, Изабель. Обучение через обучение: метод для 21 века // Новые права человека? Инвентаризация подхода к действию, основанного на потребностях / Саймон В. Кольбе, Жан-Поль Мартин, Маргрет Руп (ред.). Издательство Габриэле Шефер. Herne, 2020. - С. 190-215. - URL: https://deru.abcdef.wiki/wiki/Lernen durch Lehren (дата обращения: 19.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.