Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

588
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)»

Измайлова А.Ю.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Методы управления проблемной задолженностью российских банков

в современных условиях (на примере ПАО «Сбербанк России»)

Аннотация. В настоящее время управление проблемной задолженностью является одним из наиболее значимых аспектов банковской деятельности. В статье рассмотрены существующие методы работы с проблемной задолженностью российских банков, а именно: самостоятельная работа банка, передача долга коллекторским агентствам, продажа третьим лицам и списание проблемной задолженности. Проведен сравнительный анализ эффективности данных методов, выявлены их преимущества и недостатки. Выделен наиболее оптимальный способ управления проблемной задолженностью.

Ключевые слова: коммерческий банк, кредитный портфель, просроченная задолженность, проблемная задолженность, методы работы с просроченной задолженностью, коллекторское агентство.

Кредитование стоит во главе функционирования любого коммерческого банка, поэтому для любого банка наиболее важным является грамотное управление кредитным портфелем. В связи с увеличившимися объемами кредитования корпоративных клиентов, малого бизнеса и розничной сферы, растет доля просроченной задолженности в банковских структурах, которая в последствии вполне может перерасти в проблемную. Следовательно, банки вынуждены уделять большое внимание работе с просроченной задолженностью, вырабатывать новые способы и механизмы ее выявления, создавать отдельные подразделения, готовые проводить эффективный мониторинг и бороться с указанной задолженностью.

От правильности выбора метода работы с «проблемными» активами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка. Каждый банк выбирает свои пути решения проблемной задолженности согласно политике, проводимой внутри организации. А также, для определения особенностей формирования кредитного портфеля банк проводит анализ, при выполнении которого выявляется доля проблемных кредитов в общей массе займов, величина просроченной задолженности, и ее динамика, что позволяет определить качество кредитного портфеля.

Проведем анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк России» (см. таблицу 1).

1 Измайлова Анастасия Юрьевна - студентка четвертого курса, направление «Экономика» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

В 2016 году по отношению к 2014 году сильно возрос объем просроченных ссуд по таким категориям кредитования, как: ипотечное кредитование, автокредитование, кредитным карты и овердрафты.

Таблица 1.

Динамика объема просроченных ссуд в кредитном портфеле ПАО «Сбербанк России» по категориям клиентов за период 2014-2016 гг., млрд.руб. [5]

Показатели 201 L4 201 L5 201 L6 Темп прироста просроченных ссуд 2016г. к 2014г., в %

Непро-срочен-ные ссуды Просрочен чен-ные ссуды Непро-срочен-ные ссуды Просрочен чен-ные ссуды Непро-срочен-ные ссуды Просрочен чен-ные ссуды

Кредиты корпоративным клиентам, всего, в том числе: 13778,8 734,8 14958,7 1007,6 13633,0 795,3 8,2

Коммерческое кредитование юридических лиц 9 026,5 512,6 10 368,0 727,3 9 916,0 570,0 11,2

Специализированное кредитование юридических лиц 4 752,3 222,2 4 590,7 280,3 3 717,0 225,3 1,4

Кредиты физическим лицам, всего, в том числе: 4847,3 360,3 4965,6 430,2 5031,7 377,9 4,9

Жилищное кредитование 2 269,8 98,9 2 554,6 123,5 2 750,9 121,2 22,5

Потребительские и прочие ссуды 1 868,3 171,9 1 681,8 192,6 1 574,1 153,6 -10,6

Кредитные карты и овердрафты 538,8 75,5 587,2 96,1 586,9 86,6 14,7

Автокредитование 170,4 14,0 142,0 18,0 119,8 16,5 17,9

Итого кредитов: 18 626,1 1 095,1 19 924,3 1 437,8 18 664,7 1 173,2 7,1

Рассчитано на основе данных консолидированной финансовой отчетности ПАО «Сбербанк России» за период 2014-2016 гг. URL: http://www.sberbank.ru

В итоге, прирост объема просроченных ссуд в 2016 году, по отношению к 2014 году, составил 7,1%.

Проанализируем просроченные ссуды по срокам задержки платежа (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика просроченных ссуд ПАО «Сбербанк России» по срокам задержки платежа за период 2014-2016 гг., млрд.руб. [5]

Показатели 2014 2015 2016 Темп прироста 2016г. к 2014г., в %

Непросроченные ссуды 18 626,10 19 924,30 18 664,70 0,2

Ссуды с задержкой платежа на срок до 30 дней 347,80 264,50 214,60 -38,3

Ссуды с задержкой платежа на срок от 31 до 60 дней 77,60 111,90 70,40 -9,3

Ссуды с задержкой платежа на срок от 61 до 90 дней 69,40 68,30 59,80 -13,8

Ссуды с задержкой платежа на срок от 91 до 180 дней 93,50 148,80 72,10 -22,9

Ссуды с задержкой платежа на срок свыше 180 дней 506,80 844,30 756,30 49,2

Итого кредитов: 19 721,20 21 362,10 19 837,90 0,6

Рассчитано на основе данных консолидированной финансовой отчетности ПАО «Сбербанк России» за период 2014-2016 гг. URL: http://www.sberbank. ru.

Темп прироста в 2016 году, по отношению к 2014 году, по таким категориям просроченных ссуд, как: ссуды с задержкой платежа на срок до 30 дней, ссуды с задержкой платежа на срок от 31 до 60 дней, ссуды с задержкой платежа на срок от 61 до 90 дней и ссуды с задержкой платежа на срок от 91 до 180 дней показал отрицательную динамику. Однако объем просроченных ссуд с задержкой платежа на срок свыше 180 дней по сравнению с 2014 годом увеличился на 49,2% млрд.руб.

Таким образом, для ПАО «Сбербанк России» - крупнейшего банка Российской Федерации, кредитный портфель которого на 1 января 2016 года соответствовал 38,7% всех выданных кредитов населению проблема сохранения и роста объема просроченных ссуд, а в особенности ссуд с задержкой платежа свыше 180 дней является актуальной.

Существует несколько методов управления проблемной задолженностью:

1. Самостоятельная работа банка по возврату проблемной задолженности.

2. Совместная работа с коллекторскими агентствами.

3. Продажа портфеля проблемной задолженности третьим лицам.

4. Списание проблемной задолженности.

Самостоятельная работа по возврату проблемной задолженности пока остается для российских банков самым распространенным методом управления проблемной задолженностью. Однако данный метод требует от банка значи-

тельных организационных и материальных затрат: затраты на автоматизацию банковской деятельности, затраты на содержание штата квалифицированных сотрудников, расходы на покрытие судебных и прочих издержек по взысканию и реализации имущества.

Стандартная процедура самостоятельного возврата банком проблемной задолженности выглядит следующим образом:

1. Сотрудник кредитного подразделения напоминает заёмщику о вовремя не погашенном платеже по кредиту посредством звонка по телефону или СМС-сообщения.

2. Через несколько дней, в случае непогашения долга, заёмщику и поручителю отправляют письма с уведомлением о нарушении условий кредитного договора и предупреждением о праве банка требования возврата полной суммы задолженности (кредит переходит в разряд проблемных после 90 дней просроченной по нему задолженности).

3. В случае невозврата просроченного кредита, с целью его погашения подключаются сотрудники специальных подразделений банка по работе с проблемной задолженностью.

4. По истечении 6 месяцев после возникновения просроченной задолженности, банки обращаются в суд с иском на заёмщика, требуя полного погашения кредита.

Следующим вариантом работы с проблемной задолженностью является совместная работа банков с коллекторскими агентствами.

Предоставление коллекторских услуг по агентскому соглашению предполагает заключение между банком и коллекторским агентством договора, на основании которого коллекторы проводят работу с должниками по поручению банка. В качестве вознаграждения за услуги по взысканию, с банка взимается комиссия — определённый процент от суммы возвращенного долга. Размер комиссии колеблется от 10 до 50 % и зависит от нескольких факторов, например, от перечня услуг, предоставляемых коллекторским агентством: занимается ли оно досудебным и судебным взысканием либо работает только по внесудебному взысканию задолженности [4].

В действующем Российском законодательстве работу коллекторов регулирует ФЗ от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [1]. Этим законом устанавливаются правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан. Так, коллектору запрещено звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более 1 раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью - с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Звонки должны быть с фиксированных номеров, а не с закрытых. Нельзя применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение. Введен запрет на взаимодействие взыскателей

долгов с недееспособными лицами, а также с находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними.

Также согласно новым требованиям законодательства, попасть в число коллекторов могут только те организации, которые будут соответствовать предъявляемым требованиям о величине уставного капитала, трудовом стаже и деловой репутации руководителя.

Следующий метод управления проблемной задолженностью связан с продажей проблемных долгов третьим лицам. Данный метод является общепринятой практикой во всех странах, а в последнее время он начинает использоваться и в России. Регулирование этого вопроса освещено в главе 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве»

Еще одним вариантом освобождения баланса банка от неработающей задолженности является списание проблемной задолженности. К нему обычно прибегают в крайних мерах, когда нет надежды на получение эффекта от попыток взыскания задолженности либо проведение мероприятий по взысканию долга нерентабельно (при мелких суммах кредитов затраты на поиск заёмщика могут иногда превышать сумму задолженности). Согласно Главе 8 Положения ЦБ РФ №590-П [2], банки имеют право списывать задолженность, признанную безнадёжной, за счёт сформированных под неё резервов.

Проанализируем вышеописанные методы управления проблемной задолженностью путем сравнения их преимуществ и недостатков в таблице 3.

Таблица 3.

Преимущества и недостатки различных методов управления проблемной задолженностью [3]

Методы работы с проблемными кредитами Преимущества Недостатки

Самостоятельная работа банка по возвращению проблемной задолженностью Отсутствие расходов на оплату работ коллекторских компаний и дисконта при продаже 1. Расходы средств банка и времени штатных сотрудников при отсутствии гарантии возвращения средств. 2. Необходимость формирования 51-100 % резерва на возможные потери по ссуде. 3. Негативное влияние проблемной задолженности на качество кредитного портфеля.

Заключение с коллек-торской компанией соглашения относительно агентского обслуживания портфеля 1. Отсутствие затрат времени на работу с проблемными ссудами предоставляет возможность банку сосредоточиться на прибыльных операциях. 2. Финансовые расходы на возвращение проблемной задолженности возникают только при условии возврата задолженности Расходы на уплату комиссии коллекторскому агентству (в процентах от объёма возвращенной задолженности)

Уступка права требования (продажа проблемной задолженности третьим лицам), в том числе передача портфеля ПИФу 1. Отсутствие затрат средств и времени на работу с проблемными ссудами предоставляет возможность банку сосредоточиться на прибыльных операциях. 2. Снятие с банка ответственности за возвращение задолженности и, таким образом, избежание конфликта с должником 3. Улучшение качества портфеля за счёт передачи права требования третьим лицам. 4. Оптимизация налогообложения (при передаче долгов на ПИФ) Потеря части портфеля за счёт продажи с дисконтом.

Списание безнадёжных кредитов 1. Отсутствие затрат средств и времени на работу с проблемными ссудами предоставляет возможность банку сосредоточиться на прибыльных операциях. 2. Улучшение качества кредитного портфеля за счёт списания проблемной задолженности. 1. Необходимость формирования 100 % резервов на возможные потери. 2. Затраты на налоги. Поскольку для заёмщика списанный кредит — это доход, банк как налоговый агент должен списать с этой суммы налог на доходы физических лиц и заплатить налог на прибыль (из суммы высвободившихся резервов)

Таким образом, в настоящее время наиболее эффективными и распространенными на данный момент методами являются самостоятельное управление проблемной задолженностью либо продажа кредитных портфелей коллекторским и факторинговым компаниям. Большинство банков используют несколько методов: на ранних стадиях самостоятельно работают с проблемной задолженностью, а на более поздних - передают её на аутсорсинг, коллекторским компаниям либо продают. Для совершенствования самостоятельного управления необходимо создание управляющей компании по работе с про-

блемными долгами: либо отдельной структуры по сбору проблемных кредитов, например, дочерней компании или создание отдела в банковской структуре.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 03.07.16 г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.07.2016. №27 (часть I) ст. 4163.

2. Положение Банка России от 28.06.17 г. №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» // Вестник Банка России. 04.08.2017. №65-66.

3. Потапейко Д.А. Методы совершенствования работы банков с проблемными кредитами // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12.

4. Фурзикова Е.Г. Оценка эффективности работы методов управления проблемными потребительскими кредитами в коммерческом банке // Фундаментальные исследования. 2013. №1-2.

5. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России»: URL: http: //www.sberbank. ru.

Кондратенко А. С.1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

Динамика, проблемы и тенденции российского авторынка

Аннотация. В статье представлен обзор российского рынка автомобилей. Произведен анализ рынка, включающий его динамику, проблемы и тенденции. Отмечается, что в 2017г. рынок показал устойчивый рост после долгого спада. Сформулированы основные проблемы российских производителей. Показаны лидеры среди московских автосалонов. Обозначены условия для успешного бизнеса автодилеров.

Ключевые слова: рынок легковых автомобилей, сильные и слабые позиции российского автопрома, импорт автомобилей, тенденции авторынка, проблемы авторынка, рейтинг самых продаваемых моделей, рейтинги автомобильных брендов, лидеры среди автосалонов Москвы.

В первом полугодии 2017 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 665 тыс. шт., увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 623 тыс. шт. [1].

1 Кондратенко Александр Сергеевич- студент второго курса магистратуры, направление «Экономика» АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.