Научная статья на тему 'Методы управления конфликтами в организации'

Методы управления конфликтами в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
56
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / CONFLICT MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / METHOD OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Мадина Хаджи-Османовна, Эбзеева Фатима Исламовна

В статье рассматривается проблема конфликтов в организации, дается определение понятиям «конфликт» и «управление конфликтами». Также в работе анализируются методы управления спорными ситуациями.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Мадина Хаджи-Османовна, Эбзеева Фатима Исламовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Методы управления конфликтами в организации»

2. Мамикоян М. Новогодний меморандум к 2015 году. Мобилизационная инициатива мясной отрасли РФ. // Мясная сфера, 2015. № 1 (104). С. 20-24.

3. Россия - Беларусь // Мясная сфера, 2015. № 5 (108). С. 21.

4. Рынок свинины: ключевые показатели // Мясная сфера, 2015. № 5 (108). С. 22-24.

5. Ушачев И. Back In The USSR. Братских народов союз вековой // Мясная сфера, 2015. № 1 (104). С. 9-14.

6. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации, 6 августа 2014 г., № 560: в ред. от 24.06.2015 г. № 320 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.

Methods of conflict management in organization 1 2 Uzdenova M. , Ebzeeva F. (Russian Federation)

Методы управления конфликтами в организации 12 Узденова М. Х.-О. , Эбзеева Ф. И. (Российская Федерация)

1Узденова Мадина Хаджи-Османовна / Uzdenova Madina - студент магистратуры, кафедра государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления Северо-Кавказский федеральный университет; 2Эбзеева Фатима Исламовна /Ebzeeva Fatima - студент, кафедра государственного и муниципального управления, факультет государственного и муниципального управления и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматривается проблема конфликтов в организации, дается определение понятиям «конфликт» и «управление конфликтами». Также в работе анализируются методы управления спорными ситуациями.

Abstract: the article considers the problem of conflicts in the organization, defines the terms "conflict" and "conflict management". The work also analyzes the methods of management of controversial situations.

Ключевые слова: управление конфликтами, организация, методы управления. Keywords: conflict management, organization, method of management.

Реализация деятельности организации предполагает координацию человеческих ресурсов для достижения целей фирмы. В ходе работы над общими задачами люди объединяются в формальные и неформальные группы. Однако для каждого работника характерны свои особенности поведения, у каждого свое мировоззрение, отношение к происходящему. Такие различия в восприятии, в оценке ситуации могут порою вызвать разногласия, переходящие в конфликты. Управление этими разногласиями значительно улучшает эффективность совместного труда сотрудников, позволяет координировать организационное поведение, развивать этические нормы в компании.

Чтобы более подробно изучить вопрос управления трудовыми конфликтами, дадим определение понятиям конфликт и управление конфликтами. Итак, конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1].Управление же конфликтами означает процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений [2].

Также немаловажное значение имеет профилактика конфликтов, когда менеджер прогнозирует возможные вопросы столкновения интересов сотрудников и готовит меры, чтобы избежать их. Особенно необходимо помнить, что несправедливое распределение материально-технических, экономических и информационных ресурсов всегда отрицательно влияет на межличностные отношения в коллективе и, как следствие, негативно отражается на функционировании компании.

На сегодняшний день наукой конфликтологией разработано много методов управления конфликтами, и руководители имеют достаточно большую теоретическую и практическую базу для разрешения спорных ситуаций на предприятии. Основные из этих методов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методы управления конфликтами в организации

№ Метод Характер позиции

1 Уход от конфликта Применяется тогда, когда конфликт не несет в себе особого интереса для сторон

2 Метод бездействия Применяется тогда, когда конфликт не переходит со слов к действию

3 Метод уступок и приспособления Применяется при обнаружении явной неправоты одной из сторон

4 Метод сглаживания Применяется при несущественных разногласиях, когда обе точки зрения имеют место быть

5 Метод скрытых действий Применяется тогда, когда конфликт несет в себе серьезную проблему и конфликтующие стороны не соглашаются на примирение

6 Метод быстрого решения Применятся для того чтобы не затягивать конфликт, чтобы он тем самым не испортил отношения сотрудников

7 Метод компромисса Применяется тогда, когда конфликтующие стороны занимают средние позиции и готовы к созидательному диалогу

8 Метод сотрудничества Применяется в случае глобальности решаемой проблемы, когда обе стороны должны придти к общему мнению

9 Метод силы Применяется в особо важных для компании случаях, когда одна из сторон осознает полную правоту своей точки зрения

Таким образом, для разрешения конфликтных ситуаций менеджер может обратиться к таким методам как сглаживание, сотрудничество, компромисс и другие. Главное, помнить, что управление конфликтами между сотрудниками - это процесс управляемый и даже люди с противоположными взглядами на ситуацию могут договориться.

Литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. 551 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 2002. 638 с.