МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Еремеева Валентина Николаевна
Магистр, ИСОиП (филиал)ФГБОУ ВПО «Донской Государственный Технический Университет» г.Шахты
Егорова Лариса Владимировна
Профессор, ИСОиП (филиал)ФГБОУ ВПО «Донской Государственный Технический Университет» г.Шахты АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы цели и методы управленческого учета. Отмечены особенности и основные принципы методов управленческого учета, практикуемых на предприятиях Российской Федерации. ABSTRACT
This paper analyzes common objectives and methods of management accounting. We discuss unique features and essential management accounting techniques used by most of Enterprises on the territory of Russian Federation. Ключевые слова: управленческий учет, методы управленческого учета. Keywords: management accounting, management accounting techniques.
В современных сложных экономических условиях значительно повышается роль управленческого учета как информационной базы для принятия управленческих решений менеджерами разного уровня. Получение прибыли и ее максимизация в период финансового кризиса является одной из ключевых задач руководства любого хозяйствующего субъекта. Решить эту задачу помогает внедрение и развитие системы управленческого учета, особенно в тесной его взаимосвязи с налоговым учетом.
Задача управления вообще, и управления предприятием в частности сводиться к принятию решений на основе анализа данных. Управленческий учет предполагает сбор, обработку и использование учетной документации предприятия. Он ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений [1]. Объектами учета также может выступать отдельная управленческая задача или определенная область деятельности предприятия [2].
Бухгалтерский управленческий учет призван обеспечить связь между учетом процессов, происходящих на предприятии и управлением предприятием. Как широко известно, управленческий учет — система сбора, учета и анализа данных о текущих затратах и результатах деятельности предприятия в разрезе его целей. В задачи управленческого учета также входят планирование и принятие оперативных управленческих решений с целью оптимизации деятельности предприятия, а также контроль за результатами деятельности в долгосрочной и краткосрочной перспективах.
Организация системы управленческого учета в рамках предприятия направлена на содействие принятию оптимальных управленческих решений относительно процесса разработки продукта, обоснования ценовой политики организации, маркетинговой стратегии, ассортимента продукции и др.
Цели управленческого учета для наглядности можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1. Цели управленческого учета
Рассмотрение методов управленческого учета актуально в связи с особым положением управленческого учета в области контроля за хозяйственно-финансовой эффективностью предприятия. Здесь главная роль принадлежит влиянию управленческого учета на экономическую эффективность организации. Для контроля затрат организация должна самостоятельно выбрать метод калькулирования затрат согласно своих производственных особенностей.
Предмет бухгалтерского управленческого состоит в учете основных аспектов производственной деятельности предприятия и его отдельных структурных подразделений, часто называемых центрами ответственности.
Любое принимаемое управленческим аппаратом решение должно основываться на полном взаимодействии систем управленческого планирования и контроля.
В рамках управленческого цикла предприятия определяется, была ли достигнута поставленная цель и выясняются возможные причины отклонений, например:
- неоптимальный выбор действий;
- несоответствие системы контроля требованиям предприятия;
- выбор неверной цели деятельности организации;
- недостаток планирования.
Налаживание обмена информацией и отчетностью между отдельными подразделениями предприятия чрезвычайно важно для эффективной экономической деятельности предприятия. Регулярное составление бюджетов и отчеты об их исполнении призвано стимулировать деятельность персонала организации, предоставляя плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
В зависимости от рода деятельности предприятия эффективными оказываются те или иные методы управленческого учета: совокупность различных приемов и способов, посредствам которых объекты управленческого учета отражаются в информационной системе организации. Наиболее распространены следующие методы управленческого учета: нормирование и лимитирование, анализ и контроль, обобщение и группировка, документация, инвентаризация, оценка, двойная запись, планирование, стимулирование. Планирование, нормирование и лимитирование составляют основу системы управления организацией. Рассмотрим каждую составляющую в отдельности для наглядности сведя из в аналитическую таблицу 1.
Таблица 1
Составляющие элементы управленческого учета_
№ п/п Элемент Его сущность и значение для управления
11 Планирование Это непрерывный циклический процесс, приводящий возможности организации в соответствие с условиями рынка. Планирование направлено на решение потенциальных будущих проблем с использованием методов выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Как правило, планирование эффективно только в случае, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности [3].
2 Нормирование Это научно-обоснованный расчет оптимальных норм и нормативов, служащий обеспечению эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Совокупность норм и нормативов составляет нормативное хозяйство, охватывающее все сферы деятельности предприятия. Нормативные показатели увязывают технико-экономическое и оперативно-производственное планирование еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели составляют систему показателей учета производства. Это в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы, как правило, рассматриваются как аналитическая база управленческого учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.
3 Лимитирование Представляет собой первую ступень контроля производственных издержек, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит — объем выдачи, рассчитанный исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.
4 Документация Это первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности организации [4].
5 Инвентаризация Являет собой способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищение. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.
6 Обобщение и группировка Это способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура хозяйствующего субъекта, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
7 Анализ Являет собой элемент метода управленческого учета, взаимодействующий практически со всеми остальными составляющими. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения [5]. В сферу анализа попадает как производственная деятельность всей организации, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления.
8 Контроль Представляет завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.
9 Стимулирование средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. Часто в этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении.
В заключение статьи следует отметить, различные методы управленческого учета не действуют изолированно друг от друга, а лишь в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение конкретных задач управления.
Таким образом, можно предположить, что с целью оптимизации управленческих процессов, получения достоверной и оперативной информации хозяйствующим субъектам следует внедрять в учетную практику хотя бы отдельные элементы управленческого учета, проанализированные выше.
Список литературы
1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2012
2. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2013
3. Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2013
4. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2010
5. Ларионов А.Д, Нечитайло А.И, бухгалтерская финансовая отчётность, учеб. пособ. - М: ТК Велби, издательство Проспект, 2010
РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕПРЕССИВНОСТИ ЕЕ РАЙОНОВ
Жайлауов Е. Б.
Докторант PhD КЭУ Казпотребсоюза, г. Караганда, Казахстан
REALIZATION OF TOURIST CAPACITY OF THE EAST KAZAKHSTAN REGION IN THE CONTEXT OF THE SOLUTION OF PROBLEMS OF DEPRESSIVENESS OF ITS AREAS
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены перспективы развития туристской отрасли Восточно-Казахстанской области как базового направления решения проблем депрессивности ее районов. Автором выявлены сдерживающие факторы развития отрасли и предложены механизмы интенсификации ее развития.
ABSTRACT
In article are considered prospects of development of tourist branch of the East Kazakhstan region as basic direction of the solution ofproblems of depressiveness of its areas. The author revealed limiting factors of development of branch and offered mechanisms of an intensification of its development.
Ключевые слова: туризм, рекреация, потенциал, экотуризм, лечебно-оздоровительный отдых.
Keywords: tourism, recreation, capacity, ecological tourism, medical and improving rest.
Современная туристская индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышает сальдо платежного баланса стран, решает социальные проблемы, способствует повышению качества жизни населения. Кроме того, туристская отрасль относится к секторам, имеющим значимый мультипликативный эффект с точки зрения создания спроса на продукцию смежных секторов экономики и обеспечения занятости населения.
Мировой опыт развития туризма показал, что наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли, в любом районе туризма следующие:
1) природно-климатическая привлекательность;
2) культурно-исторические ресурсы;
3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;
4) оперативная транспортная и информационная доступность;
5) политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности;
6) международная известность и престиж места (имидж территории).
Восточно-Казахстанская область отличается наличием большого количества уникальных природных ресурсов (гор, лесов, озер) и зон обитания редких видов животных и растений, имеющих статус заповедников, заказников, национальных парков.
В основном эти ресурсы сконцентрированы в восточной, северо-восточной и юго-восточной частях региона и составляют основу потенциала туристской отрасли.
Ежегодно зоны отдыха и рекреации Восточно-Казахстанской области посещают около 180 тысяч туристов, целью которых является досуг, рекреация, лечение (рисунок 1) [1].
Как видно из рисунка, по общему количеству туристов область занимает первое место в Республике Казахстан.
В сфере обслуживания посетителей в регионе работают 233 предприятия, в них занято 1689 человек. Основное количество отдыхающих формируется в рамках внутреннего туризма. Наиболее привлекательными районами для туристов являются Урджарский (купально-пляжный отдых), Глубоковский (экотуризм, спортивный туризм), Зыряновский (купально-пляжный отдых, спортивный туризм), Уланский (отдых выходного дня, купально-пляжный), Катон-Карагайский (лечебный туризм) районы [2].
В ВКО можно выделить следующие основные виды туризма: экотуризм, лечебно-оздоровительный, спортивный, культурно-исторический и купально-пляжный туризм. Иностранные туристы предъявляют спрос на экоту-ризм, охотничий туризм и лечебно-оздоровительные туры, в то время как спортивный, культурно-исторический и купально-пляжный отдых популярен среди граждан Казахстана.