УДК 378:796
МЕТОДЫ УКРЕПЛЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И САМОКОНТРОЛЬ ЗА НИМ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
Ольга Александровна Латышева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры физической культуры, тел.(913)778-67-45
В статье описывается влияние физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат, включая методы укрепления и проведения самоконтроля за ним в ходе занятий со студентами в СМГ.
Ключевые слова: лечебная физкультура, опорно-двигательный аппарат, самоконтроль, оздоровительная ходьба, тонус мышц, гибкость позвоночника, физические упражнения, устойчивость тела.
THE METHODS OF STRENGTHENING MUSCULOSKELETAL SYSTEM AND SELF-CHECKING IN THE PROCESS OF TRAINING
Olga A. Latysheva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)778-67-45
The article describes the impact of physical load on the musculoskeletal system, including methods of strengthening and carrying out self-control for him during classes with students in special medical groups.
Key words: therapeutic exercise, musculoskeletal system, self-checking, wellness walking, muscle tone, flexibility of the spine, physical exercise, the stability of the body.
Хорошо развитая скелетная мускулатура является основной опорой для человека. Она представляет собой главную систему, с помощью которой про-делываются все физические упражнения. Одним из основных составляющих современного комплексного лечения является лечебная физическая культура. Ведь правильно организованные занятия способствуют сокращению длительности лечения, скорейшему восстановлению трудоспособности и поддержанию в тонусе всего организма человека [1].
Упражнения способствуют улучшению физического развития и укреплению здоровья студентов только в том случае, если тренировки проходят с необходимой нагрузкой. Для того чтобы в процессе занятий в СМГ установить необходимый уровень такой нагрузки, помогает самоконтроль. Его принцип заключается в проведении наблюдения человека за общим состоянием здоровья. В данном случае уделим особое внимание на опорно-двигательный аппарат учащихся.
Существует несколько показателей, по которым можно определить состояние опорно-двигательной системы - это тонус мышц, ловкость, гибкость,
мышечная сила, устойчивость тела, быстрота и др. Для того чтобы оценить состояние системы на момент начала занятия в СМГ можно использовать несколько методов:
1. Определение состояния тонуса мышц, осуществляется путем простого ощупывания. Ведь у студентов, которые не выполняют постоянную физическую нагрузку, мышцы будут дряблыми и мягкими.
2. Регулярное определение гибкости позвоночника. Упражнения поддерживают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что способствует подвижности позвоночника и профилактике различных заболеваний [7].
3. Проведение анализа статической устойчивости. По мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы студентов, повышается время устойчивости.
4. Измерение подвижности в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
Отсутствие необходимой двигательной активности может спровоцировать снижение подвижности суставов, что в дальнейшем может вызвать различные заболевания. Такие заболевания можно разделить на артрозы и артриты. В последнее время, часто диагностируемыми патологиями являются остеоартроз, остеохондроз, подагра, Болезнь Бехтерева и ревматоидный артрит. Люди, которые страдают подобными заболеваниями, редко задумываются об истинных причинах своих страданий и часто ссылаются на нехватку времени, и на недостаточность информации о профилактике [2].
Самым эффективным оздоровительным средством против болей в спине является соблюдение двигательного режима. Во время упражнений, в работу вовлекаются большие группы мышц и суставов, а также активизируется дыхательная система. Но необходимо соблюдать меру в движениях.
Позвоночник следует разгружать, хорошими средствами для этого являются, ходьба строевым шагом по несколько минут, провисания на перекладине и турнике. [5]
Но, несмотря на всю простоту техники оздоровительной ходьбы, приседаний и отжиманий, также следует соблюдать большую осторожность при занятиях данными видами ЛФК, так как грубые ошибки в технике могут стать одной из причин травм опорно-двигательного аппарата [6].
Студентам с искривлением позвоночника рекомендуются плавание и лыжи, но одновременно им нельзя заниматься тяжелой атлетикой, коньками, боксом, велосипедом, борьбой, занятиями хореографией, художественной и спортивной гимнастикой и другими видами спорта, которые связанны с прыжками [4].
Самомассаж необходим при лечении многих травм опорно-двигательного аппарата. Ведь массаж оказывает общеукрепляющее действие и также рекомендуется в комплексе с занятиями в специальных медицинских группах для формирования правильной осанки [3].
Каждая мышца в теле человека неотъемлемо связана с функционированием опорно-двигательного аппарата в целом. Для того чтобы совершить одно движение или же сделать более сложное упражнение, активизируется большое
количество мышц, суставов и хрящей. Такой эффект достигается вследствие математического баланса сил в организме человека. Если некоторая часть опорно-двигательного аппарата даст сбой, то могут возникнуть множество разнообразных травм, разрывов и повреждений мышечных волокон.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Платонов И. Н. Мышцы и суставы. Опорно-двигательный аппарат. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2012. - С. 50.
2. Гогулан М. Ф. Лечение суставов и болезней опорно-двигательного аппарата. - М. : АСТ, 2009. - С. 16-18.
3. Устелимова С. В. Массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. - М. : Вече, 2012. - С. 41-44.
4. Журавлев В. Н. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их безмедикаментозное лечение. - СПб., 2012. - С. 160-170.
5. Родионова О. Н. Все о здоровье спины и позвоночника : энциклопедия. - М. : Вектор, 2009. - С. 124-127.
6. Шевцов С. А. Самокоррекция заболеваний суставов и позвоночников. - М. : Диля, 2016. - С. 80-86.
7. Латышева О. А. Особенности занятий со студентами в специальных медицинских группах : метод. указания. - Новосибирск : СГГА, 2007. - С. 36-38.
© О. А. Латышева, 2018