Научная статья на тему 'Методы удаления заусенцевна деталях летательных аппаратов'

Методы удаления заусенцевна деталях летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
695
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОМКИ / ЗАУСЕНЦЫ / BURRS / МЕТОДЫ / METHODS / ОБРАБОТКА / PROCESSING / ДЕТАЛИ / DETAILS / EDGES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Могильников Э. В., Шестаков И. Я.

Рассмотрены основные проблемы удаления острых кромок и заусенцев при изготовлении деталей летательных аппаратов и представлены наиболее перспективные методы удаления этих дефектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Могильников Э. В., Шестаков И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODSDEBURRINGON THE DETAILS OF THE AIRCRAFT

In this paper, the basic problems of removing sharp edges and burrs in the manufacture of aircraft parts and presents the most promising methods of removing these defects.

Текст научной работы на тему «Методы удаления заусенцевна деталях летательных аппаратов»

Секция ««Электронная техника и технологии»

УДК 621.9.047(048)

МЕТОДЫ УДАЛЕНИЯ ЗАУСЕНЦЕВНА ДЕТАЛЯХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Э. В. Могильников1 Научный руководитель - И. Я. Шестаков2

1АО «Красноярский машиностроительный завод»

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: [email protected]

2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены основные проблемы удаления острых кромок и заусенцев при изготовлении деталей летательных аппаратов и представлены наиболее перспективные методы удаления этих дефектов.

Ключевые слова: кромки, заусенцы, методы, обработка, детали.

METHODSDEBURRINGON THE DETAILS OF THE AIRCRAFT

E. V. Mogilnikov1 Scientific supervisor - I. Ja. Shestakov2

Joint Stock Company "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In this paper, the basic problems of removing sharp edges and burrs in the manufacture of aircraft parts and presents the most promising methods of removing these defects.

Keywords: edges, burrs, methods, processing, details.

При изготовлении деталей и узлов летательных аппаратов из металлов и сплавов значительную трудоемкость (до 25-35 % от общей трудоемкости изготовления изделий) составляют операции механической обработки, которые приводят к появлению дефектов (острые кромки и заусенцы) [1]. Острые кромки являются концентраторами напряжений и способствуют разрушению самих деталей и трущихся поверхностей.

Выступы микронеровностей на кромках из-за малой их механической прочности разрушаются в начальный период работы. Впадины микронеровностей являются местом зарождения микротрещин, разрастающихся в процессе работы и приводящих к образованию сколов.

От состояния отсечных кромок в золотниковых и плунжерных парах во многом зависит надежность работы гидротопливных агрегатов, стабильность их технических характеристик. Проблема функционально необходимой обработки кромок деталей, в том числе на золотниках, плунжерах, гильзах, лабиринтных уплотнениях актуальна для отечественного и зарубежного машиностроения.

Снятие заусенцев механической обработкой требует применения специального режущего, абразивного, щеточного или ручного инструмента, что часто экономически невыгодно или технически невозможно из-за технологических трудностей доступа к зоне обработки, расположенной в малоразмерных пазах, отверстиях, особенно в случае пересекающихся отверстий.

В связи с этим представляют интерес различные альтернативные, относительно новые и достаточно эффективные электрофизикохимические методы обработки металлов, значительно расширяю-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

щие возможности современного производства. К таким видам и методам обработки материалов относятся: ультразвуковая и электрогидроимпульсная обработка, термоэнергетический и электрохимический метод, а также электроконтактный способ удаления заусенцев и сглаживания острых кромок.

Электрохимический метод и электроконтактный способ удаления заусенцев и сглаживания острых кромок представляют собой технологии, имеющие значительный потенциал развития и обладающие всеми признаками ключевых обрабатывающих технологий в области удаления заусенцев применяемых в изготовлении деталей летательных аппаратов.

В результате применения указанных выше технологий в поверхностном слое не происходит структурных изменений, его микротвёрдость такая же, как и у основного металла. Остаточные напряжения отсутствуют и не образуются микротрещины, наклёпы.

Электроконтактный способ удаления заусенцев и сглаживания острых кромок предназначен для обработки длинномерных деталей. Данный способ обладает свойством саморегуляции т. е. при удалении заусенцев дальнейшее удаление материала не происходит, что позволяет применять этот способ без последующего дополнительного контроля за их размерами [2].

Технический эффект от внедрения электрохимического метода и электроконтактного способа удаления заусенцев и сглаживания острых кромок заключается в снижении энергозатрат, трудоемкости операций, снижении трудоемкости проектных работ при технологической подготовке производственных изделий, а также повышении технологической надежности изделий.

Вместе с тем, широкое внедрение технологий электрохимического метода и электроконтактного способа удаления заусенцев сдерживается из-за наличия ряда нерешенных научных, технических и организационных проблем. Технологические процессы и средства технологического оснащения для операций развиты недостаточно, справочные и методические материалы для их разработки, пригодные для использования в цеховых условиях, практически отсутствуют. Это приводит к увеличению ресурсозатрат при технологической подготовке производства новых изделий и малой фондоотдаче.

В частности проблемы внедрения электрохимического метода усугубляются тем, что значительный объем экспериментального материала, накопленного в 70-90-е годы прошлого века в области высокоскоростного анодного растворения металлов и технологические разработки в этой области не получили должного обобщения в виде автоматизированных баз знаний [3].

Выше представленным наукоемким технологиям удаления заусенцев и острых кромок необходимо обеспечить приоритетное развитие, тем самым совершенствуя организационно-технические формы применения технологий, а также создавая специализированные производственные подразделения и в первую очередь при изготовлении ракетных и авиационных деталей.

Библиографические ссылки

1. Войтов В. Н., Чернобай С. П. Современные технологии в машиностроении 2000 : сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. / Пензенский гос. ун-т. Пенза, 2000.

2. Сурсяков А. А., Стрюк А. И., Шестаков И. Я. Способ электроконтактного удаления заусенцев и сглаживания острых кромок. Патент РФ 2212319, опубл. 20.09.2003. Бюл. № 26.

3. Саушкин С. Б., Моргунов Ю. А. Структурное моделирование и классификация способов электрохимической размерной обработки // Известия МГТУ«МАМИ», 2011.

© Могильников Э. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.